Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В современной экономике




Тема 4. РЫНОК И ГОСУДАРСТВО

1. Эволюция общественных форм хозяйства.

В РФ происходит процесс становления рыночных отношений в их развитом виде, включающий страну в русло экономического развития, свойственного современной мировой цивилизации.

Рыночные отношения – результат длительного исторического процесса, в ходе которого происходила эволюция общественных форм от натурального хозяйства к товарному производству, которое, в свою очередь, прошло путь от простого к его современным развитым формам.

Натуральное хозяйство

Натуральное хозяйство означает, что продукты труда предназначаются для удовлетворения собственных потребностей производителя, для внутрихозяйственного развития. Оно характерно для общества с низким уровнем развития производства и отсутствием (или слабым развитием) общественного разделения труда (первобытная община, патриархальное крестьянское хозяйство, феодальное поместье).

Товарное производство

Антиподом натуральному хозяйству стало товарное производство. Общим условием его возникновения стало общественное разделение труда, а непосредственной причиной – экономическое обособление производителей в качестве собственников условий и результатов производства, которое исторически возникло в форме частной собственности. Главным отличием товарного производства от натурального является то, что здесь продукт труда предназначен не для собственного потребления, а для обмена. Следовательно, товарным производством называется производство продуктов труда для обмена на рынке, которые вследствие этого становятся товарами.

Не всякое благо является товаром. Благо это полезность вещи или услуги, их способность удовлетворять потребности человека.

Экономическое и неэкономи- ческое благо

Неоклассическая школа экономической теории различает экономические и неэкономические блага. Экономическими являются редкие, ограниченные блага, а неэкономическими – неограниченные. Примером может служить лес, который является неэкономическим благом для живущих в тайге и ограниченным экономическим для всех остальных.

Если благо является предметом рыночных отношений, то они становятся товаром.

Товар и его свойства

В связи с изложенным можно заключить, что товар это экономическое благо, являющееся продуктом труда и предназначенное для обмена. Этообъект купли-продажи, рыночных отношений между продавцами и покупателями. Он обладает двумя свойствами – потребительной и меновой стоимостью. Потребительной стоимостью называют полезность вещи, ее способность удовлетворять ту или иную потребность людей.

Меновая стоимость – это количественное отношение, в котором потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода.

Сторонники трудовой теории стоимости (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс) полагали, что товары количественно сравнимы потому, что они имеют общую основу – труд и обмениваются пропорционально затратам труда, а величина их стоимости определяется количеством общественно необходимого труда, затрачиваемого на их производство.

В соответствии с теорией факторов производства (Ж.Б. Сей, Ф. Бастиа) стоимость создается капиталом, землей и трудом, а потому измеряется их затратами, определяющими ценность товара.

В современных условиях представители неоклассического направления в экономической теории, вслед за А. Маршаллом, исходят из того, что стоимость и цена определяются факторами предложения (издержки производства) и предложения (предельная полезность).

Предельная полезность и субъективная ценность

Маржиналисты (от французского слова marginal – предельный), как и большинство современных экономистов Запада, исходили при определении ценности из предельных величин.

В этой связи в экономической теории принят подход, вытекающий из теории предельной полезности (К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер). В соответствии с ней в основе обмена товаров лежит не труд, а полезность. Так К. Менгер считал, что, если товар приобретается, то он обладает полезностью, за которую покупатель его ценит. Сторонники теории предельной полезности считали ценность субъективной категорией, измеряемой субъективными оценками покупателя. При этом субъективную ценность связывают с редкостью блага, величиной его запаса.

Сторонники теории предельной полезности, выводя ценность из полезности, выделяют два вида полезности:

а) абстрактную полезность, т.е. способность удовлетворять человеческие потребности;

б) конкретную полезность, т.е. субъективную оценку полезности данной единицы данного блага.

Эта субъективная оценка зависит от имеющегося запаса блага и от насыщенности им данной потребности.

Но как измерить полезность?

Ответом на этот вопрос послужили законы Г. Госсена (немецкий экономист; (1810-1858 гг.). В соответствии с ними по мере удовлетворения потребности "степень насыщения" растет, а величина конкретной полезности падает. Поэтому каждое последующее благо, удовлетворяющее данную потребность, обладает меньшей полезностью, чем предыдущее. А поскольку блага ограничены, имеется "предельный" экземпляр, удовлетворяющий данную потребность.

Из этого делается вывод о том, что ценность блага данного рода определяется полезностью предельного экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность.

Иначе говоря, полезность последней единицы каждого блага, которая удовлетворяет наименее настоятельную потребность и есть предельная полезность.

Развитие товарного производства

Новое направление в теории предельной полезности создал А. Маршалл, который соединил ее с теорией спроса и предложения, а также с теорией издержек производства. Это означало, что ценность товара в равной мере определяется и полезностью, и издержками производства.

Товарное производство прошло длительный исторический путь насчитывающий многие тысячелетия, в течение которых оно развивалось от простого товарного производства крестьян и ремесленников, где продукты труда обменивались лишь для того, чтобы приобрести другие блага, до современного товарного производства. Его отличия состоят в том, что оно носит всеобщий характер, охватывая все факторы производства и продукты труда, а его целью является прибыль.

 

2. Сущность рынка.

Товарное производство служит основой рыночного хозяйства. Рыночное хозяйство это общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка.

Понятие рынка

Что касается самого понятия "рынок", то его современные толкования различны. Так, в большинстве случаев, как это делают в книге "Экономикс" К. Макконнел и С. Брю, рынок рассматривается как институт, сводящий вместе продавцов и покупателей товаров или услуг. Более широкое представление о сущности рынка исходит из его понимания как системы экономических отношений, возникающих на основе товарного и денежного обращения, которые охватывают не только сферу обмена, но и производства, распределения и потребления.

Условия существования рынка

Кроме условий и причин, которые необходимы для возникновения товарного производства (общественное разделение труда и экономическое обособление производителей), для существования рынка в его классической модели необходимы самостоятельность производителя и потребителя, а также свобода предпринимательства.

Это возможно при следующих обстоятельствах:

- наличии множества независимых субъектов рынка самостоятельно принимающих решения о производстве и реализации товаров или услуг;

- множестве независимых и самостоятельных потребителей;

- эквивалентном обмене;

- установлении цен под влиянием спроса и предложения;

- свободной конкуренции и свободного "перелива капиталов" между отраслями и сферами хозяйства.

Субъекты и объекты рынка

В современных условиях рынок из саморегулирующегося трансформировался в регулируемый, что сказалось на субъектно-объектной структуре рыночного хозяйства.

Основными субъектами рыночного хозяйства являются: домашние хозяйства, фирмы и правительство.

Домашнее хозяйство – основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики, которая состоит из одного или нескольких лиц. Оно является поставщиком какого-либо фактора производства, а вырученные деньги использует для удовлетворения своих потребностей.

Фирма – это деловое предприятие, функционирующее в целях получения прибыли. Бизнес в рамках фирмы осуществляется на основе использования собственного или заемного капитала и поставки товаров и услуг на рынках.

Правительство представлено правительственными учреждениями, осуществляющими политическую власть и регулирование, а также бюджетными организациями, которые не имеют целью получение прибыли и выполняют социальные и регулирующие функции.

Объектами рыночного хозяйства являются товары, услуги, факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательская способность), деньги, ценные бумаги и др.

Кругооборот ресурсов, благ и доходов

Между субъектами рынка, каждый из которых выполняет свои функции, происходит кругооборот ресурсов, благ и доходов.

Домохозяйства, поставляя рынку факторы производства, получают соответствующие этим факторам доходы.

Фирмы используют эти факторы для производства и реализации товаров и услуг, которые поставляют на соответствующие рынки, получая за них доходы, которые используются для сбережений и инвестиций, приобретения новых факторов производства или для личного потребления собственником.

С рынка товаров и услуг домохозяйства, на полученные доходы, приобретают необходимые им товары и услуги, используя часть доходов в качестве сбережений.

Государство участвует в кругообороте как в качестве одного из субъектов рынка (предпринимательская деятельность), так и посредством перераспределения доходов, формируя доходную и расходную часть бюджета. В последнем случае оно получает товары и услуги, потребление которых связано с функционированием государства, а также поддержкой нетрудоспособных членов общества.

3. Виды рынков, их структура и функции.

Современная рыночная экономика включает в себя систему рынков товаров, услуг, труда, ссудных капиталов, ценных бумаг, валюты, определяющих его структуру.

Структура рынка

Структура рынка классифицируется по ряду признаков. По экономическому назначению объектов рыночных отношений (рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок труда, рынок инвестиций, финансовый или денежный рынок, рынок ценных бумаг).

По географическому положению (местный рынок, региональный рынок, национальный рынок, мировой рынок).

По степени ограничения конкуренции (монопольный рынок, олигополистический рынок, рынок монополистической конкуренции, свободный рынок (чистая конкуренция), смешанный рынок).

По отраслям (автомобильный, компьютерный и т.п.)

По характеру продаж (оптовый рынок, розничный рынок).

Инфраструк- тура рынка

Рынок обладает инфраструктурой. Инфраструктура – это обслуживающая часть какой-либо сферы. Рыночная инфраструктура – это совокупность связанных между собой институтов, выполняющих определенные функции по обеспечению нормального функционирования рынка.

К ним относятся товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы, которые обслуживают рынок товаров и услуг, а также банки, страховые компании, фонды и фондовые биржи, обслуживающие фондовый, денежный рынки, рынок инвестиций.

Кроме того, существуют звенья инфраструктуры, которые обслуживают все виды рынков. К ним относятся информационные центры, юридические конторы, рекламные агентства, аудиторские фирмы и др.

Рынок: плюсы и минусы

Рыночная система обладает рядом достоинств. К ним, в частности, относится опора на личный интерес предпринимателя, который выступает как индивидуальный или интегрированный интерес собственников условий и результатов труда.

Она исходит из принципа минимизаций затрат и максимизации результатов производства, что делает ее противозатратной и восприимчивой к научно-техническому прогрессу. Она ориентирована на запросы потребителя, что положительно сказывается на широте ассортимента товаров и услуг, гибкости их предложения и адаптируемости к изменяющимся условиям. Ей свойственна свобода производителя и потребителя. Все это обусловлено частной собственностью и конкуренцией, присущих рыночной системе.

Наряду с этим, рыночная система характеризуется рядом недостатков и ограничений. К ним относятся: нестабильность и циклический характер производства; значительная дифференциация имущества и доходов; неспособность к решению таких социальных проблем как занятость, образование, охрана здоровья населения. Она не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и защите окружающей среды, не обеспечивает действенной мотивации фундаментальных научных исследователей.

Таким образом, рыночная экономика не является беспроблемной. Однако, ввиду исторической бесперспективности командной экономики и ряда принципиальных достоинств рыночной системы, охватывающей преобладающую часть стран мира, она является безальтернативной как для Российской Федерации, так и для других стран.

Переход России к рыночным отношениям

Развитие рыночной системы это исторический процесс, из которого РФ и ряд других стран на протяжении ряда десятилетий оказались выключенными. Здесь товарно-денежные отношения существовали в "усеченном" виде, были деформированы и формализованы.

Поэтому в настоящее время для этих стран решается вопрос о становлении и развитии рыночных отношений как системы.

Для этого необходим ряд предпосылок и условий. Самым важным из них является отказ от тотального огосударствления и утверждение многообразия отношений собственности, в рамках которого определяющую роль играет частная собственность на условия и результаты производства.

Многообразие форм собственности формирует субъекты рыночных отношений, создает условия для конкуренции, повышает заинтересованность и ответственность субъектов собственности без чего рыночная система существовать не может.

Кроме этого условием и предпосылкой перехода к рынку является демонополизация сферы производства, обращения и услуг, что особенно важно для нашей страны, где в недалеком прошлом существовали, неприемлемые для рынка, диктат производителя по отношению к потребителю и неконкурентная среда.

Условием и предпосылкой полномасштабных рыночных отношений является также формирование полноструктурного рынка, который бы охватывал товары, услуги, капитал, труд, землю, интеллектуальную собственность с соответствующей ему инфраструктурой.

Для утверждения рыночной системы необходимо свободное ценообразование ("либерализация цен") при известном регулировании этого процесса со стороны государства.

Наконец, предпосылкой и условием рыночных отношений служит развитая кредитно-денежная и финансовая системы.

В этой связи чрезвычайно важными для нашей страны является обеспечение устойчивого роста производства и совершенствование его структуры, антиинфляционные меры, конкурентоспособность экономики, обеспечение конвертируемости валюты и укрепление экономической безопасности.

Создание этих предпосылок и условий требует значительного времени. Но переход страны к рыночной системе происходит не после, а вместе с их формированием и поэтапно.

Функции рынка

Рынок выполняет ряд жизненно важных для человечества функций.

К этим функциям относится воспроизводственная, посредством которой рынок связывает производство и потребление, обеспечивая непрерывность и целенаправленность воспроизводственного процесса. Он выполняет также информационную функцию, давая субъектам рынка через цены, процентные ставки и кредит информацию о количестве и качестве товаров и услуг, соответствующих запросам потребителей.

Важна роль стимулирующей функции рынка, когда рынок посредством спроса, предложения, ценообразования и конкуренции побуждает производителей полнее удовлетворять запросы потребителей, снижая издержки производства.

Весьма важна регулирующая функция рынка, которая состоит в том, что через такие механизмы, как конкуренция, спрос, предложение и цены рынок определяет что, для кого и как производить. Это и есть та "невидимая рука", как писал А. Смит, которая ведет предпринимателя, преследующего интерес личной выгоды, к удовлетворению потребностей общества.

Экономические законы рынка

Кроме названных, выделяют ценообразующую, посредническую и санирующую функции рынка.

Функционирование рынка регулируется экономическими законами, действие которых определяется экономическими отношениями этой системы. К ним относятся: закон стоимости, закон спроса, закон предложения, закон конкуренции, а также законы денежного обращения, о которых подробно будет сказано несколько позже.

Однако цена, спрос, предложение, конкуренция выступают не только в качестве экономических законов, выражающих устойчивые и существенные связи между явлениями, но и факторов, каждый из которых воздействует на образование цен на товары и услуги.

Цена и ее функции

Основным координирующим механизмом рынка, посредством которого проявляются экономические законы, служит цена. Ценой называется количество денег, уплачиваемых и получаемых за товар или услугу.

Она выполняет три функции: информационную, стимулирующую и распределительную.

Информационная функция заключается в том, что цены несут в себе информацию о потребностях в тех или иных товарах, о дефиците или избытке ресурсов. Она чрезвычайно важна для координации экономической активности, в связи с чем эту функцию нередко называют направляющей, ориентирующей, подразумевая под этим способность цены сигнализировать об изменении потребительских запросов, соотношения спроса и предложения, вызывая тем самым соответствующую реакцию производителей.

Вторая функция цены состоит в стимулировании людей к рациональному использованию ресурсов, чтобы получить результаты наиболее высоко оцениваемые рынком.

Цены, выполняя стимулирующую функцию (которая иначе называется регулирующей), позволяют достичь эффективного использования ресурсов, направляя редкие ресурсы туда, где в них существует наибольшая потребность, обозначенная соответствующим уровнем цен.

При чрезмерно высокой цене ресурса субъекты рынка изыскивают более дешевые заменители, используя для этого возможности современной науки и техники (например, синтетические материалы).

Распределительная функция цены реализуется посредством распределения доходов населения. Стремясь к увеличению своих доходов, человек проявляет изобретательность, творчество, инициативу.

Функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.