КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Юридические коллизии и способы их разрешения 1 страница
(Н.И. Матузов) Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регули-; рующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий. Российское законодательство — сложное, многоотраслевое образование, в котором масса всевозможных разночтений, нестыковок, парал1 лелизмов, несогласованностей, конфликтующих или конкурирующих норм и институтов. Будучи по своему характеру территориально обширным и федеральным, оно уже в силу этого содержит в себе возможность различных подходов к решению одних и тех же вопросов, учета национальных и региональных особенностей, интересов центра и мест. В нем одновременно действуют акты разного уровня и значения, разной юридической силы, направленности, в частности, старые, союзные, и новые, российские; протекают процессы унификации и дифференциации, объединения и обособления, переплетаются вертикальные и горизонтальные связи и тенденции. Это динамически напряженная и во многом изначально противоречивая система. С другой стороны, в практической жизни постоянно складываются такие ситуации, которые сразу подпадают под действие ряда норм. Возникают нежелательные юридические дилеммы и альтернативы. Различные нормы как бы вступают друг с другом в противоборство, Пересекаясь в одной точке правового пространства и «претендуя» на регулирование одного и того же отношения. . i 30-1934 ' Тема 20. Применение права 6. Юридические коллизии и способы их разрешения
Чтобы устранить коллизию, требуются высокий профессионализм Разумеется, противоречия можно снять (и они снимаются) путем В Конституции РФ (п. «п» ст. 71) говорится о юм, что к ведению Российской Федерации относится «федеральное коллизионное право». Оно и призвано развязывать наиболее тугие узлы противоречий. Однако применение коллизионных норм, т.е. непрерывное законодательное вмешательство во все спорные случаи, попросту невозможно. Юридические коллизии, безусловно, мешают нормальной, слажен Когда на один и тот же случай приходится два, три и более актов, то Выступая в мае 1996 г. на Всероссийском конгрессе по правовой 1 Подробнее см.: Власенко НА. Коллизионные нормы в советском праве. Иркутск, 2 См.: Тихомиров Ю.А.. Юридическая коллизия. М, 1994. С. 97. i 3 Российская юстиция. 1996. № 5. С. 3. КолЛизионность российского законодательства усугубляется еще и тем, что в стране одновременно действуют законы СССР, законы, принятые Верховным Советом РСФСР, Государственной Думой. В этом же правовом пространстве вращаются указы Президента, правительственные постановления и бесчисленное множество ведомственных и региональных актов. Весь этот огромный «Монблан» весьма далек от гармонии и согласованности. Кроме того, как отмечается в литературе, в ходе проведения реформ (имеется в виду период с 1985 г.) законодательство по некоторым важнейшим вопросам сменилось уже трижды1. Союзные законы полностью не отменены, а новые, российские, в необходимом объеме пока не созданы. Акты этих двух «разных государств», бывших когда-то единым образованием, не всегда стыкуются, на гранях их соприкосновения возникают расхождения и несоответствия. Сложившаяся ситуация создает впечатление, что нынешнее законодательство страны как бы соткано из противоречий, в нем царят анархия, перекосы, неразбериха. Разбалансирована синхронность правовой системы, многие ее составные части плохо согласуются друг с другом, не подчинены общей цели. Запутанность же нормативного материала дает нередко простор для волюнтаристских действий должностных лиц и властных структур. Расходятся федеральная Конституция и Федеративный договор, Конституция РФ и конституции, уставы субъектов Федерации; законы и указы; законы и Подзаконные акты; общие и специальные нормы. Новый Гражданский кодекс вошел в противоречие со многими ранее принятыми законами в области имущественных и хозяйственных отношений. Масса неувязок в ведомственном и местном правотворчестве. Двусмысленностями и разночтениями грешит даже сама российская Конституция2. Конечно, абсолютно совершенного, идеального законодательства нигде в мире нет. Право каждой страны неизбежно содержит в себе определенные коллизии, пробелы, противоречия, но у нас все это приобрело гипертрофированные формы, поскольку Россия проходит этап сложнейших социально-экономических преобразований и общественные отношения! находятся в состоянии коренной ломки, нестабильности, хаоса. Юридические нормы не успевают, а подчас и не в состоянии их своевременно оформлять, закреплять, регулировать. Еще только ставится вопрос о создании российского национального Свода законов. i ' i См.: Павлушюш А.А.' Некоторые проблемы современной систематизации законодательства // «Атриум». Вестник Международной академии бизнеса и банковского дела. Самара, 1996. №5. С. 23. 2 См.: fyccKuxfl. Парадоксы Основного Закона// Независимая газета. 1995.26янв. 30* Тема 2(1 Применение права 6. Юридические коллизии и способы их разрешения
После распада Союза в нашем законодательстве стали одновременно развиваться, тесно переплетаясь и противоборствуя, как интеграционные, так и дезинтеграционные процессы. Такое положение характерно и для других постсоветских республик. Не случайно жизнь продиктовала необходимость создания единого правового пространства СНГ. С этой целью уже принят ряд модельных рекомендательных кодексов — своеобразных аналогов Основ бывшего союзного законодательства (гражданский, уголовный, уголовно-процессуальный, таможенный и др.)., \;: В России, как и в любом федеративном государстве, существуют Причины юридических коллизий носят как объективный, так и i В результате одни нормы отпадают, другие появляются, но, будучи I Все это делает юридические коллизии в какой-то мере неизбежными и естественными. Более того, по мнению Ю.А! Тихомирова, было бы упрощением оценивать их только как сугубо негативные явления. «Коллизии нередко несут в себе и положительный заряд, ибо служат ч /свидетельством нормального процесса развития или же'выражают ^законное притязание на новое правовое состояние»1. '; Еще Гегель отмечал, что «возникновение коллизий при применении 'законов... совершенно необходимо, ибо в противном случае ведение — —— ———— •, -I 'i i ••', ' Л ' - j..: 1 Тихомиров 10А. Юридическая коллизия: власть и правопорядок // Государство и дела приняло бы механический характер. Если некоторые юристы пришли к мысли, что покончить с коллизиями можно, предоставив многое усмотрению судей, то такой вывод значительно хуже, так как решение, принятое только судом, было бы произволом»1. К субъективным причинам коллизий относятся такие, которые за Следует согласиться с мнением, что «было бы неверно списывать на! объективные причины ту чехарду в законодательстве, которая является следствием ошибок и просчетов в политике, прямого или косвенного i пренебрежения закономерностями правового регулирования»2. Существует несколько видов юридических коллизий и способов их 1. Прежде всего юридические коллизии можно подразделить на 2. Коллизии между законами и подзаконными актами. Разрешают 3. Коллизии между Конституцией и всеми иными актами, в том' | ' Гегель. Философия права. М., 1990. С. 249. 2 Топорный Б.Н. Правовая реформа и развитие высшего юридического образования в России//Государство и право. 1996. № 7. С. 37. Тема 20. Применение права 6. Юридические коллизии и способы их разрешения
рится, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юриди 4. Коллизии между общефедеральными актами и актами субъек Далее в указанной статье зафиксировано: «законы и иные нормативные! акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон» (ч. 5). «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует акт субъекта Федерации» (ч. 6). Несмотря на подробную, казалось бы, регламентацию взаимоотно-i 5. В случае несоответствия Конституции РФ Федеративного до 6. На уровне практического правоприменения соответствующие органы и должностные лица при обнаружении коллизий обычно руководствуются следующими правилами: а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, но б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными ор в) если расходятся общий и специальный акты одного уровня (кол В целом способами разрешения коллизий являются: 1) толкование; 2) принятие нового акта; 3) отмена старого; 4) внесение изменений или уточнений в действующие; 5) судебное, административное, арбитражное рассмотрение; 6) систематизация законодательства, гармонизация юридических норм; 7) переговорный процесс, создание согласительных комиссий; 8) конституционное правосудие. Некоторые из этих способов используются одновременно. Существуют также международные процедуры устранения конфликтов. Конституция предусматривает право Президента РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если они противоречат Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушают права и свободы человека, до решения вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85). И это тоже способ устранения конфликта. Особо следует отметить роль Конституционного Суда в разреше При этом в любом случае путь устранения юридических коллизий, даже самых острых, должен быть правовым, а не силовым. Противоре- Тема 20. Применение права 6. Юридические коллизии и способы их разрешения
чия должны разрешаться законным, цивилизованным методом, ибо сила, как известно, рождает силу — проблема сохраняется. Иными слог I вами, на языке пушек коллизию снять нельзя, ее можно лишь загнать вглубь или временно приглушить., Это, в частности, показал такой сложнейший конфликт, как чечен ! i Что касается толкования как способа разрешения коллизий, то оно нередко порождает новые, еще более острые коллизии, так как зачатую одни и те же,акты, факты, события интерпретируются различными официальными и неофициальными структурами, общественными группами, лидерами, и гражданами по-разному, что, в свою очередь, является выражением их противостояния, а в конечном счете раскола общества. В связи с этим толкование может быть и предвзятым, зависеть от социально-политических! ориентации и пристрастий толкующих лиц, уровня их правосознания, культуры, места в идеологическом спектре. По-разному, например, трактуется современное законодательство о приватизации, выборах, налогах, собственности, предпринимательст- I ве. Сама Конституция вызывает далеко не одинаковые оценки с точки зрения ее общей концепции и легитимности. Причем противоречивость трактовок происходящего в правовой сфере наблюдается не толь-, ко среди!населения, рядовых граждан, но и в высших эшелонах власти. Даже! в Конституционном Суде, призванном толковать соответствующие юридические нормы и акты, нет единства мнений, и некоторые его судьи официально заявляют, о своей особой позиции по тем или I иным вопросам. В широком смысле под сомнение нередко берется определенной частью общества весь курс реформ. Отсюда разброс в понимании законов, направленных на реализацию этого курса. ; В последнее время особую остроту приобрели противоречия между законами и указами (законотворчеством и «указотворчеством»). По данному вопросу идут жаркие общественные и научные дискуссии. Так 1 сложилось, что страна управляется сегодня в основном указами и рас- ! поряжениями Президента, в том числе устными. По мнению Ю.А. Ти-I хомирова, мы столкнулись с ситуацией, «когда «указное право» явно .' вышло на передний край и в известной мере приостановило действие ряда конституционных положений»1. Верховенство же закона — важнейший признак правового государства, i. |! j ' Тихомиров ЮЛ. Юридическая коллизия. М., 1994. С. 5; см., также: Лучин В.О. Наиболее ярким примером такой ненормальности может служить известный Указ Президента РФ «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности» от 14 июня 1994 г., нарушивший ряд статей Конституции и Уголовно-процессуального кодекса, права граждан и вызвавший всплеск политико-юридических страстей. В результате Госдума вынуждена была принять специальное по С просъббй к главе государства о приостановлении Указа обратилась Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Настороженно-негативно отреагировали на данный акт общественность, печать*. Однако на все, эти возражения и предостережения гарант Основного Закона ответил — «нет». А ведь закон выше любой должности! Возникла острейшая,коллизия на высшем уровне. А Указ между тем начал действовать, став фактически надзаконным документом. Особенно ненормально и опасно в правовом отношении было то, что в стране на;тот период не оказалось структуры (при более чем годичном бездействии Конституционного Суда), которая бы реально противостояла упречным указам Президента. Тревога общества была вызвана тем, что под предлогом борьбы с Настораживала также «каучуковая» формулировка Указа: «При на Понятно, что экстренные меры по усилению борьбы с преступностью представлялись тогда, как и сейчас, более чем назревшими. Тако-вьщ было общее настроение в стране. Но формы и методы, избранные : Для этого, оказались, мяг,ко говоря, юридически некорректными. Ссыл- ~~------------- '.'.•. i....-• i ' 1 См.: Не полетят ли щепки?//Известия. 1994. 17 июня. Тема 20. Применение права 6. Юридические коллизии и способы их разрешения
! ки на то, что Госдума медленно работает, не убедительны, ибо с помощью такого аргумента можно оправдать любой противозаконный указ. Не случайно при вступлении России в Совет Европы нам, помимо прочего, было указано на необходимость исправления рассматриваемого президентского акта,' так как он не вписывался и в международные стандарты. В противостоянии законов и указов нередко берут верх соображения престижа, «игры на опережение», «перехвата инициативы» и другие мотивы в духе популизма и конфронтации ветвей власти. Особенно это касается социальной сферы (кто раньше возьмется за решение той или иной проблемы, кто первым проявит заботу о «благе людей» и т.д;). Сказывается отсутствие четких механизмов принятия ответственных государственных решений. В результате — страдают интересы дела1. В основе многих юридических коллизий лежат политические кол Именно эти причины приводят в конечном счете к войне законов, указов, постановлений. Если Государственная Дума не принимает или отклоняет какой-либо закон, он восполняется, точнее, подменяется указом Президента. Так было, например, с законом о втором этапе приватизации, отказом Госдумы признать день принятия Конституции РФ (12 декабря 1993 г.) государственным праздником, одобрить новую I символику России, которая до сих пор не имеет законодательной основы. Не имеют ее и новые российские ордена, награды. Ученые-правоведы обращают внимание на то, что принимаемые. Госдумой законы проходят трудный путь, главным препятствием на котором является двойное вето. Такого порядка давно уже нет в практике стран Запада3. Законы стопорятся по самым разным причинам: юридическим, политическим, финансовым, процедурным, престиж-ным и другим, а чаще всего в силу несовпадения позиций относительно 1 Подробнее см.: Драма российского закона / Под ред. В.П. Казимйрчука. М., 1996; 2 Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995. С. 214; 3 См.: Мицкевич А.В. Выступление на «круглом столе» по проблеме «Закон в пере сути предлагаемого закона (к примеру, Земельный кодекс). Есть и третье (предварительное) вето — это когда Правительство в своем заклю-. чении накладывает табу на тот или иной проект закона из-за отсутствия средств для его реализации. А поскольку практически любой закон требует определенных затрат для своего осуществления, то при желании его всегда можно остановить. Многие законы отклоняет Совет Федерации еще на подступах к По Конституции указы подзаконны, на практике же, как уже отме Глубинная коллизия состоит уже в том, что Президент фактически Конечно, законодатели очень часто запаздывают с принятием тех или иных законов, в^то время как обстоятельства требуют оперативного реагирования. Поэтому вопрос этот в действительности не простой. Тем не менее в целом указанную практику оправдать нельзя. Недостаточная мобильность — свойство всех парламентов, однако это не дает оснований для подмены! rix традиционных функций ис-; полнитеиьной властью. К тому же многие основополагающие (базо-1 Bbie) законопроекты, особенно, экономического характера, разрабатываются не самой Думощ а Правительством, и от него в конечном
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |