Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пояснения к рабочей программе




Приступая к изучению дисциплины Концепции современного естествознания необходимо уяснить, что естественные науки изучают объективные свойства окружающего нас материального мира. Современное естествознание это не только совокупность наук о Природе, а прежде всего единая система, компонентами которой являются естественные науки, представляющие собой органическое единство.

К естественным наукам относятся: физика, астрономия, химия, биология, психология и другие. Фундаментом естествознания является физика. Она исследует наиболее общие формы движения материи и их взаимные превращения. Движение есть форма существования материи. Физические понятия являются простейшими и в то же время основополагающими и всеобщими в естествознании (пространство, время, движение, масса, работа, энергия, энтропия и др.).

В контрольную работу включены задачи, дающие возможность проверить знания студентов по ключевым вопросам курса «Концепции современного естествознания».

Задание № 1. преследует цель изучить историю и понять логику развития основных естественных наук: физики, химии, биологии. При выполнении этого задания студент должен уяснить, что каждая из этих наук изучает собственные специфические явления Природы. Чтобы понять органическое единство всех физических, химических и биологических явлений нужно, прежде всего, вспомнить что это за науки.

Ниже приводится фрагмент из текста ответа на задание № I.

БИОЛОГИЯ - (от био... и ...логия), совокупность наук о живой природе - об огромном многообразии вымерших и ныне населяющих Землю живых существ, их строении и функциях, происхождении, распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой. Биология устанавливает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, подвижность и др.).

Свое наименование получила в 1802 году. Термин «биология» был предложен Ж. Б. Ламарком и Г.Р. Тревиранусом.

Первые систематические попытки познания живой природы были сделаны античными врачами и философами (Гиппократ, Аристотель, Теофраст, Гален). Их труды, продолженные в эпоху Возрождения, положили начало ботанике и зоологии, а также анатомии и физиологии человека (Везалий и др.). в XVII-XVIII вв. в биологию проникают экспериментальные методы. На основе количественных измерений и применения законов гидравлики был открыт механизм кровообращения (У. Гарвей, 1628). Изобретение микроскопа раздвинуло границы известного мира живых существ, углубило представление об их строении. Одно из главных достижений этой эпохи - создание системы классификации растений и животных (К. Линней, 1735). Вместе с тем преобладали умозрительные теории о развитии и свойствах живых существ (самозарождения, преформации и др.). в XIX веке в

результате резко возросшего числа изучаемых биологических объектов (новые методы, экспедиции в тропические малодоступные районы Земли и др.), накопления и дифференциация знаний сформировались многие специфические биологические науки. Так ботаника и зоология дробятся на разделы, изучающие отдельные систематические группы, развиваются эмбриология, гистология, микробиология, палеонтология, биогеография и др. Среди достижения биологии - клеточная теория (Т. Шванн, 1839), открытие закономерностей наследственности (Г. Мендель, 1865). Переворот в биологии произвело учение Ч. Дарвина (1859), который открыл движущие силы эволюции и дал материалистическое объяснение целесообразности организации живых существ; Для биологии XX века характерны две взаимосвязанные тенденции в изучении явлений жизни. С одной стороны, сформировалось представление о качественно различных уровнях ее организации: молекулярном (молекулярная биология, биохимия и др. науки, объединяемые понятием физико-химическая биология), клеточном (цитология), организменном (анатомия, физиология, эмбриология), популяционно-видовом (экология, биогеография). С другой стороны, стремление к целостному, синтетическому познанию живой природы привело к прогрессу наук, изучающих определенные свойства живой природы на всех структурных уровнях ее организации (генетика, систематика, эволюционное учение и др.). Больших успехов начиная с 50-х гг. достигла молекулярная биология, вскрывшая химические основы наследственности, оказавшиеся универсальными для всех организмов (строение ДНК, генетический код, матричный принцип синтеза биополимеров). Учение о биосфере (В.И. Вернадский) как особой оболочке Земли раскрыло масштабы геохимической деятельности живых организмов, их неразрывную связь с неживой природой. Всё возрастающее практическое значение биологических исследований и методов (в т.ч. генетической инженерии., биотехнологии) для медицины, сельского хозяйства, промышленности, разумного использования естественных ресурсов и охраны природы, а также проникновение в эти исследование идей и методов точных наук выдвинули биологию с середины XX века на передовые рубежи естествознания. Данные биологии - естественнонаучная основа материалистического познания природы и места человека в ней. *

Ботаника - (от греч. botane - трава, растение), наука о растениях, один из основных разделов биологии. Изучает видовое многообразие растений (систематика), их строение (морфология и анатомия), особенности жизнедеятельности (физиология', биохимия), закономерности индивидуального и исторического развития (эмбриология, эволюция), родственные связи (филогения), распространение (география растений), взаимоотношения со средой обитания (экология),- структуру растительного покрова (геоботаника).

Зоология - (от зоо... и логия), наука о животных, один из основных разделов биологии. Изучает видовое многообразие животных (систематика), их строение (анатомия), особенности жизнедеятельности (физиология), закономерности индивидуального и исторического развития (эмбриология, эволюционное учение), родственные связи (филогения), распространение (зоогеография), взаимоотношения со средой обитания и между собой (экология), особенности поведения (зоопсихология и этиология), вымерших животных (палеозоология). Зоология связана с другими биологическими науками, медициной, ветеринарией, с хозяйством, с производственной деятельностью человека и охраной животных.

Анатомия - (от греч. anatome - рассечение), наука о строении (преимущественно внутреннем) организма, раздел морфологии. Различают анатомию

животных и анатомию растений. Самостоятельными являются анатомия человека (с ее основными разделами - нормальной анатомией и патологической анатомией) и сравнительная анатомия животных.

Физиология - (от греч. physis - природа и... логия), наука о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей - клеток, органов, функциональных ^истем. Физиология изучает механизмы различных функций живого организма (рост, размножение, дыхание и др.), их связь между собой, регуляцию и приспособление к внешней среде, происхождение и становление в процессе эволюции и индивидуального развития особи. Решая принципиально общие задачи, физиология животных и человека и физиология растений имеют различия, обусловленные строением и функциями их объектов.

Бактериология - (от бактерии и ...логш\ раздел микробиологии, изучающий бактерий.

Вирусология - (от вирусы и ...логия), наука о вирусах. Общая вирусология изучает природу вирусов, их строение, размножение, биохимию, генетику, Медицинская, ветеринарная и сельскохозяйственная вирусология исследует патогенные вирусы, их инфекционные свойства, разрабатывает меры предупреждения, диагностики и лечения вызываемых ими заболеваний.

Молекулярная биология, исследует основные свойства и проявления жизни на молекулярном уровне. Выясняет, каким образом и в какой мере рост и развитие организмов, хранение и передача наследственной информации, превращение энергии в живых клетках и другие явления обусловлены структурой и свойствами биологически важных макромолекул (главным образом белков и нуклеиновых клеток). Тесно связана с биохимией и биофизикой, а исторически также с генетикой и микробиологией.

Биохимия - наука, изучающая входящие в состав организмов химические вещества, их структуру, распределение, превращения и функции. Наряду с молекулярной биологией, биофизикой, биоорганической химией, - биохимию включают в комплекс наук - физико-химическую биологию.

Задание № 2. Выполнение задания 2 дает возможность студенту ознакомиться с процессом возникновения, становления и развития естествознания, основными этапами развития науки. Студент должен уяснить, что наука - социальный институт, она создается сообществом ученых на протяжении уже более двух тысячелетий.

Задание № 3. Выполняя задание 3 студент знакомится с объектами Вселенной, концепцией атомизма. Пространственные масштабы нашей Вселенной, размеры основных материальных образований, и другие количественные характеристики (в том числе объектов микромира), студент может себе представить лишь после того, как будет заполнена таблица этого задания. Обратите внимание, что отношение самого большого к самому малому размеру, доступному сегодняшнему эксперименту составляет примерно 35 порядков. Заполняя таблицу многие данные студент берет из справочной литературы. Студент должен самостоятельно рассчитать:

1. один световой год (используя определение и зная, что скорость света в вакууме
с-3 108м/с;

2. время обращения Земли вокруг Солнца (один год выразить в секундах, зная,что в году 365 суток);

3. время, в течение которого свет от Солнца доходит до_3емля;

4. время» в течение которого свет проходит 1 метр;

5. определить промежуток времени между двумя биениями собственного сердца.

Задание № 4, Выполняя задание 4, студент должен уяснить, что взаимодействие движения представляют собой важнейшие атрибуты материи.

.Взаимодействие и движение - формы существования материи. Для всякого материального объекта существовать - значит взаимодействовать. Взаимодействие обусловливает объединение различных материальных элементов в системы. В ответе на вопрос студент должен пояснить с каким свойством или качеством материального объекта связано соответствующее фундаментальное взаимодействие и в каких явлениях природы оно проявляется.

 

Задание № 5. Астрономия - одна из наук, которая предоставляет необходимые для построения естественнонаучной картины мира наблюдательные данные.

Вторая глобальная естественнонаучная революция, преобразовавшая естествознание, представляет собой переход от геоцентризма к гелиоцентризму, а от него к полицентризму. Эта революция была физически завершена Ньютоном. Ньютон создал единую механику всех земных и небесных тел с общими для них законами инерции, динамики, действия и противодействия, а также Всемирного тяготения.

Обратите внимание, что закон Всемирного тяготения - это фундаментальный закон природы.

Задание № 6. В это задание включены задачи, решение которых основано на использовании законов сохранения. Студент должен знать, что законы сохранения и свойства пространства и времени взаимосвязаны. Из свойства симметрии пространства его однородности следует закон сохранения импульса. Из однородности времени следует закон сохранения механической энергии. Из изотропности пространства следует закон сохранения момента импульса. Обратите внимание, что закон сохранения и превращения энергии - фундаментальный закон природы справедлив как для макроскопических, так и для микроскопических систем. Первый закон термодинамики - это закон сохранения и превращения энергии применительно к тепловым процессам. С позиций законов сохранения можно описать фотоэлектрический эффект и эффект Комптона.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.