КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контрольная работа. 1. Вычислить в мегаэлектрон-вольтах энергию ядерной реакции
. ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
1. Вычислить в мегаэлектрон-вольтах энергию ядерной реакции . 59 1 60 С0 +n → Со+γ 27 0 27 . . Выделяется или поглощается энергия при этой реакции?
Решение: энергия ядерной реакции: Е = ∆mс2 (1) где ∆m - дефект массы реакции, с - скорость света в вакууме. Если ∆m - выражать в а.е.м., то формула (1) примет вид: Е = 931∆m [МэВ]
Дефект массы равен ∆m=mCo60+mn-mCo59 Так как число электронов до и после реакции сохраняется, то вместо значений масс ядер воспользуемся значением масс нейтральных атомов, которые приводятся в справочных таблицах • mСо59 = 58,95182 а.е.м.; mn = 1,00867 а.е.м. mCo 60 = 59,95250 а.е.м. ∆m = (59,96075 - 59,95250) а.е.м. = 0,00825 а.е.м. Реакция идет в выделением энергии, т.к. ∆m > 0 Е = 931 МэВ/а.е.м. · 0,00825 а.е.м. = 7,66 МэВ 2. Сколько энергии выделяется при образовании 1 г гелия из протонов и нейтронов? Дано: m = 1,0 г = 10-3 кг Найти: Е Решение: выделившуюся энергию найдем по формуле взаимосвязи масс и энергии Е = ∆mс2n . где ∆m - изменение массы при образовании одного ядра атома гелия (дефект массы), с - скорость распространения света, n - число атомов гелия в массе m. Дефект массы определим из равенства
∆m=Zmp+(A-Z)mn-ma где Z - зарядовое число элемента, равное порядковому номеру элементам таблице Менделеева, для гелия Z = 2; mр - масса прогона, mn - масса нейтрона. mр = 1,00783 а.е.м.; mn = 1,00867 а.е.м. . массовое число, для гелия А =4; mа - масса атома гелия; mа = 4,00260 а.е.м. Подставим эти значения в расчетную формулу (2): ∆m = [2 - 1,00783 + (4 - 2) 1,00867 - 4,00260] а.е.м. = 0,0304 а.е.м. = 5,05 10-29 кг
Учтем, что n = (m / M) Na Число атомов в одном г. равно n = 10-3 NA/M, где NA - постоянная Авогадро, М - молярная масса; для гелия М = 4 • 10-3 кг/моль Подставим значения в формулу (1): Е = (5,05 · 10-29 кг • 10-3 • 6,023 • 1023 моль-1• 9 • 101б м2/с2 / 4 -10-3 кг/моль = 6,84 • 1011 Дж Ответ: Е =6,84 • 1011 Дж Задание № 9. Вода - основа жизни на Земле. Студенты должны уяснить себе, что уникальные свойства воды связаны со структурой ее молекул. Важное значение в живой природе имеют водородные связи, на которых держится вся жизнь на Земле. Вода является не только уникальным растворителем, но и средой обитания многих живых организмов. Обратите внимание, что максимальная плотность у воды при 4 °С.. Задания № 10, № 11 и № 12. Выполнение этого задание преследует цель акцентировать внимание студентов на важнейших для жизни химических элементов -органогенных элементах. Студент должен уяснить, что уникальными свойствами обладает не только углерод - основа жизни на Земле, но и другие химические элементы, которые наиболее распространены в живых организмах и составляют приблизительно 99 % массы живого.
Ниже приводится фрагмент из текста ответа на задание № 12. Кислород, (лат. Oxygenium), О, химический элемент VI группы периодической системы Менделеева; ат. н. 8, ат. м. 15,9994. В свободном виде встречается в виде двух модификаций - О2 ("обычный" кислород) и О3 (озон). О2 - самый распространенный на Земле элемент; в виде соединений составляет около 1/2 массы земной коры; входит в состав воды (88,8 % по массе) и множество тканей живых организмов (ок. 70 % по массе). Физиологическое значение кислорода огромно. Это единственный газ, который живые организмы могут использовать для дыхания. Окисление кислородом углеводов, жиров и белков служит источником энергии живых организмов. В организме человека содержание кислорода составляет 61% от массы тела. В виде различных соединений он входит в состав всех органов, тканей, биологических жидкостей. Отсутствие кислорода вызывает остановку жизненных процессов и гибель организма. Без кислорода человек может прожить всего несколько минут. При дыхании поглощается кислород, который принимает участие в окислительно-восстановительных процессах, происходящих в организме, а выделяются продуктов окисления органических веществ - вода» оксид углерода (IV) и другие вещества. Как наземные, так и водные живые организмы дышат кислородом: наземные -свободным кислородом атмосферы, а водные - кислородом, растворенным в воде. В „природе происходит своеобразный круговорот кислорода. Кислород из атмосферы поглощается животными, растениями, человеком, расходуется yа процессы горения топлива, гниение и прочие окислительные процессы. Оксид углерода (IV) и вода, образующиеся в процессе окисления, потребляются зелеными растениями, в которых с помощью хлорофилла листьев и солнечной энергии осуществляется фотосинтез, т.е. синтез органических веществ из оксида углерода (IV) и воды, сопровождающийся выделением кислорода. Для обеспечения кислородом одного человека нужны кроны двух больших деревьев. Зеленые растения поддерживают постоянный состав атмосферы.
Задания №№ 13, 14,15,16. Выполняя эти задания, студент знакомится с биологическими концепциями естествознания, изучает структурные уровни организации материи и знакомится с основополагающими жизненными системами. К фундаментальным биологическим знаниям, без которых невозможно понять сущность жизнедеятельности организмов, относится клеточная теория. Одно из ее положений гласит, что клетка является структурно-функциональной единицей всех живых организмов. Без знаний химического состава клетки - основной единицы жизни нельзя понять механизм сложнейших процессов, которые протекают в живых организмах. Студент должен знать, что все проявления жизнедеятельности клетки связаны с химическими превращениями веществ. Задания преследуют цель акцентировать внимание студента на особую роль нуклеиновых кислот в природе - хранение и передача наследственной информации. Обратите внимание, что нуклеиновые кислоты всех живых существ от вирусов до высших многоклеточных организмов обладают сходством химического состава. Ниже приводится фрагмент из текста ответа на задание № 16. .
Биологические полимеры - нуклеиновые кислоты, распадаясь образуют мономеры - нуклеотиды. Структурными единицами каждого нуклеотида являются фосфат (остаток фосфорной кислоты), углеводный остаток сахара, содержащего пять атомов углевода, - дезоксирибозы (в ДНК) или рибозы (в РНК)
Дезоксирибоза ДНК всего органического мира образованы соединением четырех видов нуклеотидов. Их структуры приведены ниже. Как видно, у всех четырех нуклеотидов углевод и фосфорная кислота одинаковы. Нуклеотиды отличаются только по азотистым основаниям, в соответствии к которыми их называют: нуклеотид с азотистым основанием аденин (сокращенно А), нуклеотид с гуанином (Г), нуклеотид с тимином (Т) и нуклеотид с цитозином (Ц). По размерам А - Г, а Т - Ц; размеры А и Г несколько больше, чем Т и Ц
Рибоза Как и в ДНК, структура РНК создается чередованием четырех типов нуклеотидов, но состав нуклеотидов РНК несколько отличается от нуклеотидов ДНК, т.е. углевод в РНК не дезоксири-боза, а рибоза, отсюда и название РНК. Кроме того, в РНК вместо азотистого основания тимина входит другое, близкое по строению основание, называемое урацилом (У).
Задания № 17 и № 18, Выполняя эти задания, студент должен уяснить, что биосфера - это сложная система, составной частью которой является человечество. Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы. Спасти человечество может только создание целого комплекса мер по охране биосферы. Задание № 19. Выполняя это задание студент знакомится с индивидуально-психологическими особенностями личности человека. К этим особенностям относятся: темперамент, характер, способности.
Ниже приведен фрагмент ответа на задание № 19. Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, не сдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут на встречу. Его движения порывисты, но непродолжительны. Для холерика нестерпимо любое ожидание. Для него неприятно время, проведенное на автобусной остановке. Ему трудно стоять спокойно. Он суетится, постоянно заглядывает вперед, чтобы выяснить, не показался ли наконец автобус, и, измучившись даже недолгим ожиданием, идет торопливо к следующей остановке, а по дороге его, естественно, обгоняет долгожданный автобус. На очередной остановке все повторяется, в результате холерик нередко приходит домой пешком. Торопливость, суетливость - характерные черты холерика. Затеяв с кем-нибудь спор, он горячится, перебивает собеседника и совершенно не способен прислушаться к его аргументации. Повышенная общительность - одно из свойств характера холерика. Если сосед по электричке обратился в Вам еще раньше, чес Вы заняли свободное место, да к тому же затронул вопрос, совершенно не относящийся к предстоящей поездке, - он наверняка холерик. Мировая литература богата описаниями подобных людей. Портрет человека с неудержимым темпераментом - Ноздрева - талантливо изобразил Н.В. Гоголь в романе "Мертвые души". Вот как характеризует подобных людей сам Гоголь: "Они скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как. уже говорят тебе "ты". Дружбу заведут, кажется, навек, но почти всегда так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке. Они всегда говоруны, кутилы, лихачи..." Ноздрев дома "больше дня никак не мог усидеть. Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была ярмарка со всякими съездами и балами; он уже в одно мгновение ока был там, спорил и заводил сумятицу...". Встретившись, "в ту же минуту он предлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что ни есть, на все, что хотите. Ружье, собака, лошадь - все было предметом мены, но вовсе не с тем, чтобы выиграть; это происходило просто от какой-то неугомонной юркости и бойкости характера". Вспомните, как Ноздрев продавал Чичикову мертвые души, как предлагал различные варианты обмена, игры в карты и шашки, при этом ссорился к оскорблял его. Задания № 20 и № 21 являются итоговыми. Студент должен понимать смысл основных терминов, включенные в это задание. Ниже представлен фрагмент ответа на задание № 21. Аннигиляция - превращение элементарных частиц и античастиц в другие частицы (например при аннигиляции пары электрон-позитрон возникают фотоны). Ноосфера - учение Вернадского - сфера разума, ставшая по своему воздействию на планету сравнимой с геологической силой. Самоорганизация - процесс взаимодействия объектов, в результате которого возникает новый порядок или структура в системе.
1. Проанализируйте приведенный перечень биологических дисциплин, который построен в определенном порядке (рис. 1). Объясните эту последовательность списка и постройте аналогичную последовательность для физики и химии. Какие естественные науки, кроме перечисленных выше, Вы еще знаете? Что изучают эти науки?
2. Укажите в какой период развития науки и в каких областях естествознания работали следующие ученые: А. Авогадро, А. Ампер, Аристарх Самосский, Аристотель, Архимед, А. Беккерель, К. Бернар, И. Берцелиус, Ал-Бируни, Л. Больцман Н. Бор, Л. де Бройль, Джордано Бруно, A.M. Бутлеров, А. Везалий, В.И. Вернадский, Гален, Галилео Галилей, Г. Гамов, В. ГеЙзенберг, Ж. Гей-Люссак, Э. Геккель, Г. Гельмгольц, Г. Герц, У. Гершель, Гиппократ, Р. Гук, Ч. Дарвин, Р. Декарт, Демокрит, Евклид, Д.Д. Иваненко, Ф. Кекуле, Кеплер, А. Комптон, Н. Коперник, Ф. Крик, Ш. Кулон, А. Лавуазье, Ж-Б. Ламарк, Левкипп, Леонардо да Винчи, Ле Шателье, Линей, М.В. Ломоносов, Ю. Майер, Д. Максвелл, Д.И. Менделеев, Г. Мендель, И.И. Мечников, Ф. Мишер, Т. Морган, И. Ньютон, А.И. Опарин, И.П. Павлов, Р. Парацельс, Л. Пастер, Пифагор, М. Планк, Л. Полинг, И. Пригожий, Птолемей, Э. Резерфорд, Н.Н. Семенов, И.М. Сеченов, А.Г. Столетов, Д. Томсон, П. Тейяр де Шарден М.Фарадей, Э. Ферми, АА. Фридман, Э. Хаббл, Г. Хакен, К,Э. Циолковский, Т. Шванн, М. Шлейден, Э. Шредингер, А. Эйнштейн, X. Юкава. Заполните таблицу.
3. Дайте понятия микро- макро- и мегамиру. Какие из объектов приведенные в таблице относятся к микро-, макро- и мегамиру? Заполните таблицу.
4. Назовите виды фундаментальных взаимодействий. В чем проявляется универсальность фундаментальных взаимодействий. Дайте характеристику фундаментальных взаимодействий, заполните таблицу. В каких процессах играют определяющую роль фундаментальные взаимодействия?
5. а) Дайте краткую характеристику солнечной системы. Заполните таблицу.
б) В чем сущность закона Всемирного тяготения? Почему этот закон называется Всемирным? Определите скорость вращения планеты вокруг Солнца, считая, что она движется по окружности.
6. Решите задачи: 6.1. Тело массой 2 кг, двигаясь со скоростью 10 м/с сталкивается с неподвижным телом массой 3 кг. Считая удар центральным и неупругим, найти количество теплоты, выделившейся при ударе. 6.2. Фотон с длиной волны 0,2 мкм вырывает с поверхности натрия фотоэлектрон, кинетическая энергия которого 2 эВ. Определить работу выхода и красную границу фотоэффекта. 6.3. Во сколько раз увеличится объем I моля водорода при изотермическом расширении при температуре 27°С, если при этом была затрачена теплота, равная 4 кДж?
6.4. Сплошной шар скатывается по наклонной плоскости, длина которой 10 м, и угол наклона 30°. Определить скорость шара в конце наклонной плоскости. . 6.5. Определить количество теплоты, сообщенное 20 г азота, если он был нагрет от 27 до 177°С. Какую работу при этом совершит газ и как изменится его внутренняя энергия? 6.6. В результате комптоновского эффекта электрон приобрел энергию 0,5 МэВ. Определить энергию падающего фотона, если длина рассеянного фотона равна 0,025 нм. 6.7. Снаряд массой 2 кг, летящий со скоростью 300 м/с, попадает в мишень с песком массой 100'кг и застревает в ней. С какой скоростью и в каком направлении будет двигаться мишень после попадания снаряда (мишень неподвижна). 6.8. Определить максимальную скорость фотоэлектронов, вылетающих из вольфрамового электрода, освещаемого ультрафиолетовым светом с длиной волны 0,2 мкм. 6.9. Световое давление, испытываемое зеркальной поверхностью площадью I см2, равно 10 Па. Найти длину волны монохроматического света, если ежесекундно падают 5 -1012 фотонов. . 6.0. Найти работу и изменение внутренней энергии при изобарном расширении 32 граммов кислорода, если его объем увеличился в 2 раза. Начальная температура кислорода 27°С. 7. Решите задачи: 7.1. Кинетическая энергия электрона равна его энергии покоя. Вычислить длину волны де Бройля для такого электрона. . 7.2. На фотографии, полученной с помощью камеры Вильсона, ширина следа электрона составляет 0,8 • 10"3 м. Найти неопределенность в нахождении его скорости. 7.3. Протон движется со скоростью 1 л 10 м/с. Определить длину волны де Бройля протона. 7.4. Электрон находится в одномерной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками, ширина которой 1,4 • 10"9 м. Определить энергию, излучаемую при переходе электрона с третьего энергетического уровня на второй. 7.5. Кинетическая энергия протона равна его энергии покоя. Вычислить длину волны де Бройля для такого протона.
7.6. Протон находится в бесконечно глубокой одномерной потенциальной яме шириной 0,01 пм. Вычислить длину волны излучения при переходе протона с третьего на первый энергетический уровень. 7.7. Чему равна минимальная неопределенность координаты фотона, соответствующего видимому излучению с длиной волны 0,55 мкм. 7.8. Масса- движущегося электрона в три раза больше его массы покоя. Вычислить дебройлевскую длину волны электрона. 7.9. Средняя кинетическая энергия электрона в невозбужденном атоме водорода 13,6 эВ. Используя соотношения неопределенностей, найти наименьшую погрешность, с которой можно вычислить координату электрона в атоме. 7.0. Альфа-частица находится в бесконечно глубокой одномерной потенциальной яме. Чему равна ширина ямы, если минимальная энергия частицы составляет 6 МэВ. 8. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество? От каких факторов зависит состояние вещества? В каком состоянии вещества находятся звезды? Что является источником энергий Солнца и звезд? Найдите энергию, выделяющуюся при термоядерной реакции: Массы некоторых изотопов (а.е.м.)
8.1. Н21 + Н21 → Н31 + р11 8.2. Н12 + Н21 → Не32 + n10 8.3. Н21 + Н31 → Не42 + n10 8.4. Не32 + Не32 → Не42 + 2р11 8.5. Li63 + Н21 → 2Не42 8.6. Н21 + Н21 → Н11 + Н31 8.7. Н21 + Не32 → Н11 + Не42 8.8. Ве94 + Н21 → В105 + n10 8.9. Ве94 + Н21 → В105 + n10 8.0. Li63 + Н11 → Не32 + Не42
9. Какие типы химических связей Вы знаете? Объясните на примере молекул воды механизм образования ковалентной и водородной связей. Изобразите: а) структуру молекулы воды; б) образование водородных связей в воде Чем определяются уникальные свойства воды? Перечислите эти свойства и охарактеризуйте их биологическую роль. 10. Какие вещества называют органическими? Исходя из положения углерода е периодической системе элементов Д.И. Менделеева, укажите: I) сколько протоков и сколько нейтронов в ядре атома? 2) сколько электронов в атоме; 3) сколько электронных уровней; 4) сколько электронов на внешнем электронном уровне; 5) почему атом углерода имеет переменную валентность, какую валентность проявляем углерод в органических соединениях; 6) напишите электронную формулу и распределите электроны по энергетическим ячейкам атома углерода находящегося: а) в нормальном состоянии; б) в возбужденном состоянии. 7) какими связями способны соединяться атомы углерода. 11. Исходя из положения элемента в периодической системе элементов Д.И. Менделеева, укажите: 1) сколько протонов и сколько нейтронов в ядре атома? 2) сколько электронов в атоме; 3) сколько электронных уровней; 4) сколько электронов на внешнем электронном уровне; 5) проявляет ли элемент переменную валентность? 6) напишите электронную формулу и распределите электроны по энергетическим ячейкам атома находящегося: а) в нормальном состоянии; б) в возбужденном состоянии. 7) какими связями способен соединяться атом.
12. Какие химические элементы, являются самыми главными для жизни и почему? Поясните. Напишите о значении для организмов каждого химического элемента.
13. Постройте схему из следующих понятий: 1) клетка; 2) вид; 3) молекула; 4) органы, ткани; 5) биосфера; 6) целостный организм; 7) биоценоз. Объясните последовательность схемы. Укажите, где проходит граница между живым и неживым. Укажите основные признаки живого. 14 Какие уровни организации живой материи Вам известны? Заполните таблицу.
15. Какие органические вещества входят в состав клетки? Какие органические вещества являются самыми распространенными на Земле? Охарактеризуйте, какие функции в клетках выполняют органические вещества.
16. Дайте сравнительные характеристики ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты) и РНК (рибонуклеиновой кислоты) по следующим признакам;
17. Приведите пример биогеоценоза (экосистемы) Вашей местности. Перечислите важнейшие компоненты экосистемы и раскройте роль каждого из них. Являются ли экосистемы - открытыми системами? Обоснуйте ответ. ___________________________:_______________________
18. От каких факторов зависит климат на планете Земля? Почему климат глобальная характеристика? Какие космические факторы определяют изменения климата планеты? Определите по таблице изменение климата с удалением от океана в глубь материка (заполните таблицу). Какое влияние на климат и оболочки Земли оказывает деятельность человека?
19. Какие основные типы темпераментов Вы знаете? Дайте им краткую характеристику, на примере литературных персонажей или исторических личностей. К какому типу темперамента Вы себя относите? 20. Укажите из каких областей естествознания следующие термины и понятия. Адаптация; Адроны; Алгоритм; Аннигиляция; Античастицы; Антропогенный; Аэробные организмы; Барионы; Биосфера; Бифуркация; Валентность; Витамин; Воздух; Галактика; Гармония; Ген; Генетика; Геотермальная энергия; Гидросфера; Гипотеза; Гравитация; Гравитон; Детерминизм; Дискретный; Диссипация; Естественнонаучная картина мира; Естествознание; Закон природы; Иерархия; Изотропность; Инвариант; Интеграция; Интерпретация; Катализ; Катастрофа; Квант; Кварки; Кибернетика; Климат; Коацерваты; Континент; Континуум; Концепция; Корпускула; Корпускулярно-волновой дуализм вещества; Космос; Вселенная; Лептоны; Липиды; Литосфера; Метаболизм; Метагалактика; Мутация; Нейрон; Нейтрино; Ноосфера; Нуклеиновые кислоты; Нуклоны; Однородность; Онтогенез; Органогены; Парсек; Полимеры; Панспермия; Парадигма; рН показатель; Популяция; Постулат; Прокариоты; Пространство и время; Пульсары; Рациональный; Реликтовое
излучение; Рентабельный; Репродукция; Самоорганизация; Синергетика; Синтез; Спин; Урбанизация; Фауна; Феномен; Ферменты; Флора; Флюктуация; Фоновое излучение; Фотон; Фотосинтез; Фундаментальная наука; Хаос; Химический элемент; Хромосомы; Эволюция; Экология; Электромагнитная волна; Элементарные частицы; Элементарный заряд; Энергия; Энтропия; Эукариоты; Эффект; Ядерный синтез; Ядро.
21.Объясните значения следующих терминов и понятий:
21.1. 21.2. 21.3. 21.4. 21.5.
21.6 Адроны; Витамин; Ген; Гравитон; Естествознание; Изотропность; Интерпретация; Концепция; Корпускула; Космос; Нейтрино; Парадигма; Репродукция; Фауна; Флюктуация; Электромагнитная волна; Ядро.___________ Алгоритм; Барионы; Валентность; Воздух; Детерминизм; Естетствознание; Катализ; Концепция; Корпускулярно-волновой дуализм; Ноосфера; рН показатель; Самоорганизация; Фоновое Аннигиляция; Витамин; Галактика; Гипотеза; Дискретный; Естествознание Интеграция; Катастрофа; Концепция; Космос; Нуклеиновые кислоты; Популяция; Рациональный; Синергетика; Фотон; Эволюция; Элементарный заряд.____ Античастицы; Гармония; Диссипация; Естествознание; Квант; Концепция; Лептоны; Ноосфера; Нуклоны; Парадигма; Парсек; Постулат; Синтез; Фотосинтез; Экология; Электромагнитная волна; Энергия.___________________________________ Антропогенный; Валентность; Ген; Гипотеза; Естественнонаучная картина мира; Естествознание; Кварки; Кибернетика Концепция;Липиды; Однородность; Прокариоты; рН показатель; Спин; Фауна; Фундаментальная наука; Энтропия.____ „_ ________________________________ 21.7 Аэробные организмы; Воздух; Генетика; Естествознание; Закон природы; Кибернетика; Континуум; Концепция; Литосфера; Нуклеиновые кислоты; Онтогенез; Пространство и время; Урбанизация; Хаос; Элементарный заряд; Эукариоты Ядерный синтез. 21.8. 21.9. 21.0. Антропогенный; Барионы; Вселенная; Геотермальная энергия; Естествознание; Иерархия; Квант; Климат; Континент; Концепция; Метаболизм; Органогены; Пульсары; Фауна; Фоновое излучение; Химический элемент; Эффект. ^_^ Биосфера; Гармония; Гидросфера; Диссипация; Естествознание; Изотропность; Коацерваты; Концепция; Метагалактика; Парсек; Рациональный; Синергетика; Феномен; Хромосомы; Элементарные частицы; Энергия; Ядерный синтез. Аннигиляция; Бифуркаци; Гипотеза; Гравитация; Список литературы: 1. Афанасьев В.Г. Мир живого: Системность, эволюция и управление. - М.: изд. 2. Ахундов М.Д., Баженов Л.Ф. Физика на пути к единству. - М.: Знание, 1985. 3. Дмитриева В.Ф., Прокофьев В.Л., Самойленко П.И. Основы физики. - М., Высшая 4. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. - Новосибирск, ЮКЭА, 5. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. - М., Юнити, 1998. 6. Кемп П., Арме К. Введение в биологию. - М.: Мир, 1988. 7. Климантович Н.Ю. Без формул о синергетике. - Минск, Высшая школа, 1986. 8. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. - М., АГАР, 1996. 9. Купер Л. Физика для всех. - М.: Мир, 1974. 10. Мэрион Дж. Б. Физика и физический мир. - М.: Мир, 1975. 11. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. - М.: Мир, 1993. 12. Николис Г., Пригожий И. Познание сложного - М.: Мир 1990. 13. Новосельцев В.Н. Теория управления и биосистем. - М.: Наука 1978. 14. Орир Дж. Физика. - М.: Мир, 1981. 15. Основы общей биологии. Под общей ред., Э. Либберта. - М.: Мир,1982. 16. Пригожий И., Стенгерс И. Поряядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. 17. Рувин А.Б. Биофизика. - М.: Высшая шк~ола 1987. 18. Слюсарев М.И. Биология с общей генетикой. - М.: Медицина, 1978. 19. Трофимова Т.И. Курс физики. - М.: Высшая школа 1995. 20. Философские проблемы естествознания. Под. Ред. С.Т. Милютина. - М.: Высшая 21. Хакен Г. Синергеника. - М., Мир, 1980. 22. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. - М., Наука, 1998. 23. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики? - М., Атомиздат, 1972. 24. Энгельгард В.А. Познание явлений жизни. - М.: Наука, 1984. 25. Советский энциклопедический словарь. -М., Советская энциклопедия, 1989. 26. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. - М.: Высшая школа, 1989.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |