КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Жизненный цикл семьи 3 страница
Прикладную социологию часто называют эмпирической социологией или упрощенно – социологическими исследованиями. Причем СИ следует отличать от социальных обследований, направленных просто на сбор систематической социальной информации – опросы, зондажи общественного мнения, статистические обследования и т.д. Подобные методы используются не только в сугубо практических целях, но и широко распространены в других социальных науках и гуманитарных областях. СИ же направлено в первую очередь на расширение сферы социологического знания, чем и диктуются требования характеристики исходной познавательной ситуации, разработки гипотез, контролируемого применения методик, полноты отчетов об исследовании и другие соображения, составляющие в совокупности программу (нормативную модель) исследования. На основе анализа преимущественной ориентации СИ последние иногда делят на теоретические и прикладные (эмпирические). Деление это достаточно условно и исходит из того, что в теоретически ориентированном исследовании приоритет отдается научным, а в прикладном — практическим задачам. Поэтому, говоря о СИ, правомочно понимать под этим и прикладную (эмпирическую) социологию. При теоретической или прикладной ориентации СИ неосновные задачи целесообразно решать на материале, полученном для поиска ответа на центральный вопрос, анализируя те же данные, но под другим углом зрения. Что же мы понимаем под СИ? Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получить объективно-достоверные данные об изучаемом социальном процессе или явлении для их последующего практического использования. Из определения следует, что СИ (как и прикладная социология) состоит из трех уровней (групп задач); методологический, методический и процедурный. Под методологическим уровнем следует понимать основанную на определенной позиции автора (ученого) теоретическую (методологическую) точку зрения исследователя, являющуюся основой объяснения (интерпретации) социальных проблем, предмета и результатов исследования. Методический уровень выражается в теории измерения социальных явлений и процессов, и основанных на ней методах сбора и обработки первичной информации. Процедурный уровень характеризует непосредственную организацию проведения самого исследования. В результате подобного процесса познания мы получаем некую социологическую модель – основу для объяснения изучаемого социального явления. Один из главных мотивов обращения к СИ – потребность получения информации о той или иной социологической проблеме, требующей решения. Проблема – это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему – значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении. Исходя из полученного заказа на изучение проблемной ситуации, социолог должен определить (выделить) именно такой вид СИ, который по своим характеристикам мог бы обеспечить в нужном объеме и нужное время получение необходимой информации для решения поставленных задач. Исходя из целей, глубины и специфики требуемого анализа предмета исследования и различаются (определяются) виды СИ (табл. 1).
Таблица 1 Виды социологических исследований
Рассмотрим виды СИ подробнее. I. Как уже отмечалось, СИ могут быть как теоретическими, так и практическими (эмпирическими); теоретические СИ ориентированы в основном на разработку теорий, выявление социальных тенденций развития системы, анализ общих противоречий; эмпирические СИ касаются изучения конкретных социальных проблем, часто связанных с решением практических задач, регулированием межгрупповых и внутригрупповых отношений и социальных процессов. II. Классификация по задачам: разведывательное исследование (его иногда называют пилотажным или зондажным) –наиболее простой вид СИ, преследующий цель получить оперативную социологическую информацию. В нем используют сжатый по объему инструмент, а изучению подвергается небольшая группа респондентов. Разведывательное исследование может использоваться в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных СИ либо для сбора начальных сведений об объекте исследования для обшей ориентации. В этом случае можно говорить о такой разновидности разведывательного исследования, как экспресс-опрос, цель которого — выявить отношение людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения), а также степень эффективности только что проведенных мероприятий; описательное исследование преследует цель получения сведений целостного характера об изучаемом явлении. Результатом описательного исследования оказывается общая картина состояния его объекта. Здесь ставится задача целостного восприятия проблемы, но без очень глубокого проникновения в существо дела; в ходе проведения аналитического исследования требуется выявить причины, противоречия, характер и способы разрешения проблем. Устанавливается связь между характеристиками изучаемого явления, определяются факторы, влияющие на него изнутри и извне. Это самый сложный и глубокий вид СИ. Разновидность аналитического исследования – эксперимент, наиболее сложный вид СИ. В социологии эксперимент служит не столько методом сбора информации, сколько проверкой выдвинутой гипотезы непосредственно на практике. К примеру, мы выдвинули гипотезу, что определенные изменения в организации учебного процесса студентов могут привести к более глубокому усвоению знаний. Для этого в одной группе реализуются данные изменения, а в контрольной – нет. Эксперимент проводится в течение семестра (года), затем анализируются результаты. Разумеется, это лишь упрощенная схема с целью дать некоторые представления о данном виде исследования.
III. Классификация по частоте проведения: разовое исследование дает возможность получить знания о социальных явлениях и процессах на текущий момент: повторные исследования исследуют явления, проблемы в динамике, изменении, развитии. Различают: а) панельные повторные исследования, изучающие одну и ту же социальную проблему с определенным интервалом времени по единой программе и методике; 6) лонгитюдные повторные исследования, т.е. повторное изучение одной и той же совокупности людей в течение ряда лет по единым или близким проблемам. IV. Классификация по масштабности: международные; общенациональные, региональные; отраслевые; локальные и другие виды СИ. Наряду с основными критериями различия видов СИ (по глубине, степени сложности эмпирического анализа и т.д.) могут использоваться и другие критерии, например особенности метода сбора информации, форма и характер проведения СИ. Так, в зависимости от применяемого метода сбора эмпирических данных различают три вида СИ: опрос, наблюдение, анализ документов. Суть их будет рассмотрена позже. Из этого не следует, что социолог не волен свободно выбирать любой вид СИ. Предопределенность такого выбора обусловлена как минимум двумя обстоятельствами: цель, практическая либо научная целесообразность исследования, а также сущность и особенности того явления, которое предстоит изучить. В классическом (полном) эмпирическом СИ можно выделить три основных этапа, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур: 1) подготовительный (разработка программы исследования); 2) основной (проведение эмпирического исследования); 3) завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций). Рассмотрим подготовительный этап СИ. Выбрав вид СИ, переходят к его непосредственной подготовке, т.е. к разработке программы, рабочего плана и вспомогательных документов исследования. Программа СИ – теоретико-методологический документ, дающий теоретическое обоснование методологическим подходам, методики и техники изучения объекта и предмета анализа. Иначе говоря, программа включает теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного социологического явления или процесса. Методологическая часть программы включает в себя формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования; методическая часть — определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ. Рассмотрим наиболее значимые из указанных элементов. I. Методологическая часть программы Разработка программы начинается с формулировки и обоснования проблемы, суть которой составляет реальное жизненное противоречие как частного, так и общего характера. Здесь важно знать, что уже известно о ней и что пока неизвестно. Формулировка проблемы во многом определяет также и вид СИ – разведывательное, описательное или аналитическое. Далее определяется цель СИ и его задачи. Цель – это общая направленность исследования, проект действия и его результат. Она может иметь как теоретический, так и практический, прикладной характер. Задачи конкретизируют цель, определяют средства ее достижения, они направлены на анализ и решение проб-1ем. Задачи могут быть основными и неосновными. Характер задач зависит от содержания цели. Важной составляющей является разработка гипотезы, т.е. предположения об изучаемом явлении, которое в результате исследования может быть подтверждено или опровергнуто. Могут быть основная и вспомогательные гипотезы. Сама по себе разработка гипотезы – сложный познавательный акт, требующий подготовки и основывающийся на предшествующем познании предмета исследования. Дальнейшие этапы СИ непосредственно зависят от выдвинутых гипотез. Разработка гипотез – своеобразное формирование логических опор для сбора и анализа эмпирических данных. Это часть программы включает также разработку понятийных и эмпирических индикаторов (показателей). Все понятия (определения), с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, дают нам возможность ориентироваться в социальной реальности. Полностью ли понятия бывают тождественны реальности? Нет. Например, понятие «преступник» – человек, совершивший преступление или уже осужденный судом? Именно для соответствующего, адекватного определения понятий проводится их логический и операциональный анализ – процедура их интерпретации, смысл которой – четко указать, что понимается в исследовании под терминами или понятиями. Социальные показатели (индикаторы) социального факта – это эмпирически (практически) измеряемые характеристики поведения людей, групп; вербальных действий; взаимосвязей и взаимоотношений. Для этого используют наиболее «чувствительные», «работающие» показатели, отражающие различные социально-психические характеристики объекта. Показатели (индикаторы) могут быть: объективными (например, уровень образования), субъективными (степень удовлетворенности и т.д.). Последовательность их расположения образуют шкалы измерения: номинальные, где показатели – объективные признаки и характеристики (пол, возраст, образование и др.); ранговые (порядковые), где показатели располагаются по значимости, предпочтительности вариантов ответа с точки зрения опрашиваемого субъекта: («холодно», «тепло», «горячо»); интервальные, где объективные признаки распределяются по общепринятым искусственным эталонам (температура, расстояние и пр.). В результате указанных операций социолог формирует ряд задач по подготовке конкретных методик и методов сбора и обработки данных – инструментария. Этому посвящена следующая часть программы СИ. II. Методическая часть программы В методической части важное место отводится определению выборки (выборочной совокупности). Вся общность (объект), на которую распространяется исследование, носит название генеральная совокупность. Но поскольку обычно исследования носят не сплошной характер, то явления изучают по анализу выборки — определенного количества людей, отобранных по специальным параметрам. При этом система выборки должна точно отражать необходимые для изучения качества генеральной совокупности. В этом случае микромодель генеральной совокупности называют выборочной совокупностью (выборкой). Основные методы выборки: метод серийной выборки. Генеральная совокупность разбивается на определенные части (серии) и из каждой части пропорционально отбираются единицы для измерения (например, по 20% от групп студентов различных институтов); метод механической выборки. Из генеральной совокупности через равные промежутки отбирают необходимое количество респондентов (например, каждый 10-й); метод гнездовой выборки – выбор для изучения определенной характерной группы из всей генеральной совокупности; метод основного массива – опрос 60-70% всей генеральной совокупности; метод квотной выборки – отбор определенного количества респондентов по ряду признаков (по профессии, образованию, возрасту, доходу и др.). Репрезентативным (достоверным) считается исследование, при котором отклонение по контрольным признакам в выборочной совокупности от генеральной совокупности не превышает 5%. Существуют расчеты презентативности выборок в зависимости от объема генеральной совокупности. Так, при пилотажном опросе небольшой генеральной совокупности (например, в рамках института численностью 100-200 человек) репрезентативным будет сплошное анкетирование. В масштабах же университета достаточно будет опросить 25% от общего числа студентов.
§ 2. Методы сбора социологической информации Важной частью методического раздела программы является обоснование «непосредственных» методов сбора эмпирических данных. Рассмотрим особенности содержания и применения основных из них. Фактически любое научное знание начинается с наблюдения – непосредственного восприятия действительности. Наблюдение в социологии – это метод сбора первичных данных посредством восприятия и регистрации событий, поведения людей и групп, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения цели исследования. Как правило, метод наблюдения в СИ применяется в сочетании с другими методами сбора информации. Классификация метода наблюдения, приведена на рис.1.
Рис. 1. Основания для классификации наблюдения Контролируемое наблюдение – это наблюдение, в котором элементы изучаемой ситуации заранее определены и именно они являются объектом внимания наблюдателя. Неконтролируемое наблюдение – это наблюдение, в котором элементы, подлежащие изучению, заранее не определены и наблюдатель определяет и фиксирует их в ходе наблюдения. Невключенным называется такое наблюдение, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта. При включенном наблюдении исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми. Если такое наблюдение проводится с согласия наблюдаемых, то оно носит название открытого; если участникам группы неизвестно, что за их поведением и поступками наблюдают, – это скрытое наблюдение. Различие между полевым и лабораторным наблюдением заключается в том, что в первом случае наблюдение проводится в реальной жизненной ситуации, а во втором – в искусственно созданных и контролируемых условиях. Систематическое наблюдение проводится с определенной периодичностью, случайное – как следует из названия, проводится случайно. Задачами наблюдения могут быть: предварительная ориентировка на объекте и предмете наблюдения; доказательство выдвинутых гипотез; уточнение результатов, полученных другими способами и т. д. Наблюдение – это один из основных способов сбора данных, который либо наводит на гипотезы и служит трамплином для использования более представительных методов, либо применяется на заключительной стадии массовых исследований для уточнения и интерпретации основных выводов. В практике СИ особое место занимает анализ документальных источников, в которых хранится разнообразная информация. Документ – это любая информация, зафиксированная в печатном, рукописном виде, на магнитофонной или фотопленке. Классификация документов приведена на рис. 2.
Рис. 2. Основания для классификации документов
Социолог в своей работе чаще всего имеет дело с письменными документами, представленными либо в статистической форме (отчетные документы), либо в виде статей, очерков, заметок в СМИ. Эти и другие документы можно изучать двумя способами: традиционным (неформализованным); формализованным (контент-анализ, в пер. с англ. – анализ содержания). Традиционный анализ документов в отличие от простого ознакомления с ними или прочтения для приобретения нового знания – это именно метод исследования, которое, как всякое научное исследование, предполагает выдвижение рабочих гипотез, тщательное изучение анализируемого материала, логики текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. Этот анализ стремится как бы до конца проникнуть вглубь документа, исчерпать его содержание. Традиционный анализ есть анализ интенсивный. Огромную роль здесь играют опыт исследователя, глубина его знаний по предмету и интуиция. Как самостоятельный метод особое значение он приобретает при изучении уникальных документов: их число невелико, поэтому нет необходимости в количественной обработке информации. В связи с этим суть традиционного анализа – углубленное логическое исследование содержания документов. Этот вид анализа зачастую служит предпосылкой последующего формализованного изучения документов. Потребность в социологическом изучении и обобщении большого объема информации, ориентация на использование современной вычислительной техники при обработке содержания текстов привели к становлению метода качественно-количественного изучения документов, контент-анализа. Применение контент-анализа целесообразно: когда требуется высокая степень точности или объективности анализа; при наличии обширного по объему и несистематизированного материала, когда использование традиционного метода затруднено; при работе с ответами на открытые вопросы анкет или интервью; когда большое значение для исследуемой проблемы имеет язык изучаемой информации, его специфические характеристики. Основные направления применения контент-анализа: выявление и оценка характеристик текста как индикаторов определенных сторон изучаемого объекта; выявление причин, породивших сообщение; оценка эффекта воздействия сообщения. В качестве смысловой единицы выступает социальная идея, социально-значимая тема, отображенная в операциональных понятиях. В тексте она выражается словом, сочетанием слов, описанием. Цель анализа – отыскать индикаторы, указывающие на наличие в документе темы, значимой для изыскателя, и раскрывающие содержание текстовой информации. Читая статью, кодировщик раскладывает ее содержание по признакам, представленным в бланке, определяет градации и их коды. Бланки кодировки обрабатываются на ЭВМ, что облегчает работу социолога и расширяет возможности для анализа информации. Социологический опрос – еще один метод СИ – это письменное или устное, непосредственное или опосредованное обращение к респонденту с вопросами, ответы на которые раскрывают изучаемую проблему. Исследователь прибегает к методу опроса в тех случаях, когда источником необходимой информации могут быть непосредственные участники изучаемых явлений и процессов. С помощью опросов получают сведения как о событиях и фактах, так и о мнениях, оценках опрашиваемых. При изучении потребностей, интересов, мнений, ценностных ориентации людей опрос может быть единственным источником информации. Иногда информация, полученная этим методом, дополняется другими источниками (например, если изучается состояние трудовой дисциплины, то можно использовать не только социологический опрос, но и документы, наблюдение). Информация, высказанная респондентом, зачастую ярче и богаче, чем та, которую можно получить другими методами. Виды социологического опроса: письменный (анкетный опрос); устный (интервью); заочный (почтовые, телефонные, с помощью прессы); очный; экспертный; массовый. Очень эффективным при изучении малых групп является метод социометрии. Анкетный опрос – один из основных видов социологического опроса, сущность которого заключается в том, что опрашиваемые, являющиеся носителями информации, отвечают в письменной форме на вопросы, предъявляемые им в виде опросных листов. Взаимодействие между исследователем и респондентом осуществляется посредством анкеты. Особенностью анкетного опроса является то, что исследователь не может лично влиять на ход опроса. Опрос проводят, как правило, анкетеры, т.е. подготовленные специалисты, прошедшие инструктаж у разработчиков проекта. Недостатком заочного опроса является то, что он не гарантирует полного возврата всех анкет. Центральная проблема анкетного опроса – формулирование вопросов, на которые будут отвечать респонденты. Основным критерием для выбора тем вопросов, их содержания и структуры являются результаты операционального определения основных понятий исследования и их операционализация. Вопросы анкеты классифицируются в зависимости от: содержания: вопросы о фактах; вопросы о знаниях, информированности; вопросы о поведении; вопросы об установках; формализованности вариантов ответов: открытые (без заранее сформулированных ответов); полузакрытые (наряду с вариантами ответов оставляется место для свободных ответов); закрытые (с заранее сформулированными вариантами ответов). выполняемых функций: содержательно-функциональные, служащие непосредственно для сбора информации по теме опроса; вопросы-фильтры, позволяющие «отсеять» от следующего функционального вопроса тех респондентов, которым этот вопрос не предназначается; контрольные, предназначенные для контроля искренности респондента; функционально-психологические, служащие для установления социально-психологического контакта с респондентом. Для правильного построения вопросов важно соблюдать следующие основные требования: вопрос должен строго соответствовать тому индикатору или операционному понятию, которое он описывает и измеряет; однозначно трактоваться респондентом; соответствовать культурному и образовательному уровню респондента; быть сформулирован нейтрально; не должен заключать в себе несколько вопросов; должен подчиняться требованиям «случайной величины», т.е. варианты ответа на него должны быть равнозначными и составлять полную группу событий; сформулирован лексически и грамматически корректно; текст вопроса не должен превышать 10-12 слов. Интервью – это беседа, проводимая по заранее намеченной теме, которая раскрыта в специально подготовленном опроснике. Идеальное интервью напоминает оживленную и непринужденную беседу двух равно заинтересованных в ней людей. Однако это не совсем так. Интервьюер выступает в роли исследователя, который не только задает вопросы, но и направляет разговор, делая это незаметно. Главное отличие между анкетным опросом и интервью – форма контакта исследователя и опрашиваемого: при анкетировании оно осуществляется при помощи анкеты, а при интервью – путем беседы интервьюера и респондента. В этом преимущество интервью: если опрашиваемый затрудняется с ответом, то интервьюер может прийти ему на помощь. Различают интервью по месту проведения (на рабочем месте; в непринужденной обстановке), по процедуре проведения (индивидуальные; групповые; одноактные; многократные). Метод социометрии используется при изучении малых групп и позволяет оценить взаимоотношения в коллективе, а на этой основе определить его неформальную структуру, неофициальные микрогруппы и взаимосвязь между ними. Это метод структурного анализа коллектива. Его суть – сбор информации о структуре межличностных отношений в малой группе путем изучения выбора, сделанных членами малой группы по тому или иному критерию. После обработки и отображения индивидуального выбора проявляются неформальная структура коллектива и картина взаимоотношений между его членами. Критерии социометрических выборов формулируются в виде вопросов о желании члена коллектива участвовать с кем-то в определенном виде деятельности: совместно выполнять ответственное задание (надежность); ликвидировать неисправность в техническом устройстве (профессионализм); провести вместе выходной (дружеская предрасположенность) и т. д. Выбираемые критерии должны: быть значимыми для коллектива (заинтриговать всех респондентов): предоставлять возможность выбора сослуживцев в конкретной ситуации. Порядок проведения социометрического опроса: четко обозначают границы групп: каждому опрашиваемому выдают список групп, в котором отдельному ее члену присвоен определенный номер и предлагают сделать выбор из предложенного списка по определенному критерию; респонденты установленными значками отмечают против фамилий (или соответствующих им номеров) результаты своего выбора; на основе матрицы строится социограмма – графическое изображение схемы межличностных отношений. Социограмма позволяет увидеть структурные элементы межличностных отношений в коллективе; лидеров коллектива; микрогруппы.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |