Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жизненный цикл семьи 4 страница




Такие формы сбора первичной социологической информации, как анкетирование, интервьюирование, почтовый опрос, телефон­ное интервью и т.д., предназначены прежде всего для массовых опросов. Однако на практике могут возникнуть ситуации, когда для оценки какого-либо явления трудно или вообще невозможно выделить объект – носитель проблемы и, соответственно, исполь­зовать его в качестве источника информации. Такие ситуации обычно связаны с попыткой прогнозировать изменение того или иного социального процесса, явления.

Объективная информация в этом случае может исходить только от компетентных лиц – экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. Простейшими критериями от­бора экспертов являются род занятий и стаж работы. При необходи­мости учитываются также уровень, характер образования, опыт об­щественно-политической деятельности, возраст и др. Центральный критерий отбора экспертов – их компетентность. Для ее определе­ния применимы с той или иной степенью точности два метода: само­оценка экспертов и коллективная оценка авторитетности экспертов.

Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результа­ты опросов – экспертными оценками. В наиболее общем виде можно выделить две основные функции метода экспертной оценки в СИ:

оценка состояния (включая причины) и прогноз тенденций разви­тия различных явлений и процессов социальной действительности.

Сама процедура опросов может быть очной или заочной (почто­вый опрос, телефонное интервью). Одна из наиболее простых форм экспертного прогноза – обмен мнениями, предполагающий единовременное присутствие всех экспертов за «круглым столом», где и происходит выявление доминирующей позиции по дискути­руемому вопросу. Могут применяться и более сложные формы,

Затем составляется организационный план исследования, в кото­ром в строгой хронологической последовательности расписывается что, кому и когда делать: размножать анкеты, договориться о сро­ках и условиях проведения полевого исследования с конкретными организациями, учреждениями, заключить соглашения с центрами машинной обработки данных, определить срок окончания этапов исследования и подготовки отчета и т.д.

 

§ 3. Обработка, анализ и использование результатов

социологического исследования

Заключительный этап эмпирического СИ предполагает обра­ботку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций. Этап обра­ботки данных включает в себя поочередно следующие действия.

1. Редактирование информации, основное назначение которо­го – проверка, унификация и формализация той информации, ко­торая была получена в ходе исследования. Вначале информация проходит стадию предварительной подготовки к обработке: провер­ка методического инструментария на точность, полноту и качество заполнения, выбраковка некачественно заполненных анкет. От ха­рактера заполненности анкет зависит качество первичной социоло­гической информации, а следовательно, достоверность выводов и обоснованность практических рекомендаций. Если в опроснике от­сутствуют ответы респондента более чем на 20% вопросов, либо на 2-3 в социально-демографическом блоке, то такие опросники следует исключить из основного массива как некачественные и спо­собные внести искажение в социологическую информацию. При контроле анкет целесообразно проверить их и на предмет наличия противоречивых ответов на вопросы. В сложных ситуациях, когда противоречие в ответах на два вопроса или более неразрешимо, часть вопросов либо все эти вопросы соответствующей анкеты иск­лючаются из обработки на ЭВМ. В случае исключения из обработки 20% вопросов и более анкета подлежит выбраковке.

2. Затем информация кодируется, т. е. переводится на язык формализованной обработки и анализа. Осуществляется создание переменных. Поскольку вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации, необходимо провести обратную процедуру, т. е. перевести данные в форму, которая отвечала бы на вопросы исследования.

3. После выяснения картины ответов на все вопросы анкеты можно приступать к составлению таблиц взаимной сопряженности между ответами на различные вопросы. Осуществляется стати­стический анализ. Этот действие является ключевым в процессе анализа социологических данных. В ходе статистического анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависи­мости, которые позволяют социологу сделать определенные обоб­щения и выводы. Для проведения статистического анализа социо­логи используют различные математические методы, позволяющие полно и всесторонне анализировать собранную информацию. В современной социологии для этой цели активно применяются ЭВМ, программы математико-статистической обработки.

4. Полученные с ЭВМ, сведенные в таблице или отображенные при помощи графиков и рисунков результаты СИ представляют собой числовые величины, пригодные для выводов о характере и признаках изучаемого явления. Сама же процедура всестороннего и правильного объяснения этих социологических данных называ­ется социологами интерпретацией, т.е. превращением социологи­ческих данных в показатели. Эти показатели уже не просто число­вые величины (проценты, средняя арифметическая и т.д.), а соци­ологические данные, получившие оценку путем их соотнесения с первоначальными замыслами исследователя (целью и задачами ис­следования), его знаниями, опытом. Каждый показатель, неся в себе определенную смысловую нагрузку, указывает на направлен­ность последующих выводов и рекомендаций.

Далее дается сама оценка полученных данных, указываются ве­дущие тенденции в результатах, объясняются предположительные причины ответов. Полученные данные сопоставляются с гипотеза­ми и устанавливается, какие гипотезы подтвердились, а какие не получили подтверждения.

На заключительном этапе результаты исследования оформля­ются документально – в виде отчетов, приложений к нему и ана­литической справки.

Отчет включает в себя обоснование актуальности исследования и его характеристику (цели, задачи, выборочную совокупность и т.д.), анализ эмпирического материала, теоретические выводы и практические рекомендации. Выводы, предложения и рекоменда­ции должны носить конкретный, реалистичный характер, иметь необходимые обоснования в материалах исследования, подтверж­даться документальными и статистическими данными.

В заключение отметим, что СИ являются одним из самых точ­ных инструментов измерения, анализа социальных явлений, хотя при всей значимости результатов их нельзя абсолютизировать. На­ряду с другими методами познания СИ расширяют наши возмож­ности познания общества, повышают эффективность практиче­ской деятельности.

 

 


1 Приведем только один пример. Как сообщило в начале 2002 года информационное агентство Associated Press, правительство США готово обезопасить компьютерные сети от проникновения злоумышленников любыми методами, вплоть до применения военной силы против стран или организаций, практикующих кибертерроризм. «Мы оставляем за собой право ответить на атаку кибертеррористов любым доступным нам способом: провести спецоперацию или применить военную силу, - заявил советник Белого дома по технологиям Ричард Кларк. Советник по технологиям отказался пояснить, какие именно действия могут повлечь за собой применение военной силы, сославшись на то, что «неведение может послужить сдерживающим фактором для террористов». Кларк отметил, что хотя пока ни одну страну или террористическую организацию не уличили в использовании Сети для ведения боевых действий против США, «нападение на Америку через Интернет практически неизбежно».

1 Под словом "grid" в англоязычных странах понимаются «электрические сети». Речь идет о том, что когда в розетку включается какой-либо электроприбор, в том числе и компьютер, неизвестно с какой электростанции эта электроэнергия идет. Так же и с проектом «Grid» – пользователь не знает, на мощностях каких компьютеров и в каких странах он работает в каждый конкретный момент реализации проекта.

2 К примеру, в начале 2002 года вьетнамские власти арестовали гражданина Фам Хонг Сана (Pham Hong Son), опубликовавшего в Интернете перевод статьи под названием «Что такое демократия», размещенной ранее на официальной Интернет-странице американского дипломатического представительства. В заявлении вьетнамского министерства общественной безопасности говорилось, что Фам Хонг Сан был задержан для «определения степени его вовлеченности в противоправную деятельность».

1 В качестве примера виртуального сетевого сообщества аналитиков разведывательного управления Пентагона можно привести систему JIVA, объединяющую усилия двадцати тысяч экспертов. Система может производить визуализацию информации, выявлять скрытые структуры в наборах данных. См. Военные известия// PC WEEK RE, 2002, № 8 (326), С.6.

2 К примеру, по данным на май 2001 года сервер рассылок www.subscribe.ru насчитывал 750 тысяч активных подписчиков, которые получали информацию из 2400 модерируемых электронных рассылок. Общее же количество рассылок на тот момент в России превышало 6 тысяч, через которые проходило 50 миллионов электронных писем в месяц. См. Пензин Д. Петербургский рекламный канал //PC WEEK RE, 2001, № 20(290). С.30.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.