КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Естественнонаучное направление психологических исследований в первой половине XIX века
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ Поистине великим – эпохальным этапом в развитии психологического знания явилась немецкая классическая философия. Под ее воздействием сформировались целые научные направления и школы психологии. На идеях выдающихся немецких мыслителей произошло становление психологии как науки. Особое место в философии ХVIII столетия, оказавшей влияние на последующее развитие научной психологии, принадлежит немецкому профессору из Кенигсберга Иммануилу Канту (1724-1804). Выдающийся немецкий философ, ученый-энциклопедист явился родоначальником немецкой классической философии. Его достижения в философии, психологии, этике, логике, космологии трудно переоценить. Учение Канта послужило катализатором в становлении и развитии последующих школ, направлений и теорий целой эпохи. К основным сочинениям ученого относятся “Критика чистого разума”(1781), “Критика практического разума”(1788), “Критика способности суждения”(1790). В первый период творчества Кант, восприняв идею развития, выдвинул гипотезу об образовании солнечной системы из первоначальной туманности. Затем от космогонии (учения о происхождении космических объектов) он перешел к “Критике чистого разума” (1781). Так называлось одно из его главных произведений. В нем он разработал новаторское учение об источниках и принципах научного знания. Это знание, согласно Канту, начинается с воздействия внешних объектов на нашу способность восприятия. Но сами объекты - это “вещи в себе”. Они непознаваемы. Он назвал их ноуменами - умопостигаемыми сущностями, в отличие от феноменов как чувственно созерцаемых явлений. Эти явления осознаются субъектом благодаря тому, что он обладает от рождения особыми орудиями - априорными (предшествующими всякому опыту и независимыми от него) формами мышления, способами организации знания, категориями. Помыслить о чем бы то ни было - значит обобщить, синтезировать чувственные представления посредством категорий (таких, как причинность, время, пространство). Они фильтруют и структурируют данные нашего опыта, который без этих категорий был бы бессмысленным хаосом. Таким образом, проблематика научной деятельности И.Канта очень обширна и включает обоснование всеобщности и необходимости научного знания и познания, развитие учения о пространстве и времени как априорных формах чувственности, исследование вопросов рассудка и разума, явления и “вещи в себе”, природе и свободе. Все эти проблемы вплетены в психологическую концепцию великого ученого. Отвечая на вопрос, при каких условиях возможна психология как наука, ученый пишет, что “эмпирическое учение о душе должно всегда оставаться далеким от ранга науки о природе в собственном смысле, прежде всего потому, что математика неприложима к явлениям внутреннего чувства и к их законам”. И.Кант утверждает, что в психологии невозможен эксперимент, ”поскольку многообразие внутреннего наблюдения может быть здесь расчленено лишь мысленно и никогда не способно сохраняться в виде обособленных элементов, вновь соединяемых по усмотрению; еще менее поддается нашим заранее намеченным опытам другой мыслящий субъект, не говоря уже о том, что наблюдение само по себе изменяет и искажает состояние наблюдаемого предмета. Учение о душе никогда не может поэтому стать чем-то большим, чем историческое учение и - как таковое и в меру возможности - систематическое учение о природе внутреннего чувства, т.е. описание природы души, но не наукой о душе”. Разум определяется познавательной способностью человека, которая руководит деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели. Кант явился основателем учения о трихометрии души. Во введении к “Критике способности суждения” он отличил познавательную способность души; способность души чувствовать удовольствие и страдание; желательную силу души. Более детально эта, перешедшая в XIX век и ставшая господствующей, классификация излагается в “Антропологии” (1798). Учение о познании И.Канта характеризуется как априоризм. Мыслитель провозглашает: “Познание - деятельность, протекающая по своим собственным законам”. Впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания. Познание, по Канту, начинается с воздействия предметов на нас и носит эмпирический характер. Из воздействия вещей получаем содержание познания. Условием, на котором зиждется наше опытное знание, являются формы, происходящие из самой способности познания. В исследовании априорных форм рассудка развивается учение об апперцепции - активной силе, которая осуществляет синтез первоначально хаотических представлений. Апперцепция имеет две формы: 1) первоначальное синтетическое единство или трансцендентальное единство самосознания (для познания необходимо единство самосознания); 2) трансцендентальное единство апперцепции или объективная апперцепция, т.е. направленная на объект, она синтезирует отдельные впечатления от объекта в целостное знание, вносит единство в хаотическое многообразие чувственности и создает объект. Психологически важные положения содержатся в учении о трансцендентальных схемах, в котором разрешается вопрос о применении категорий к эмпирической действительности, данной человеку в восприятии. Схемы - новый элемент сознания, соединяющий в себе разнородные познавательные способности. В силу этого схемы - чувственные понятия, продукт деятельности воображения. Представления Канта о схемах подтверждаются эмпирическими исследованиями в современной психологии: встречающийся в практике обучения вербализм, неспособность увидеть за какой-нибудь словесной формулировкой правила, законы, стоящую за ними реальность, преодолевается обращением к схематическим изображениям. Учение Канта, доказывая априорную целостность, интегральность психического образа объекта, отвергало ассоцианизм, считавший первичным психические атомы, которые объединяются благодаря ассоциациям. Кантова идея о том, что сознание изначально организовано, изначально обладает структурой и способами построения своего материала, прочно вошла во многие психологические концепции ХIХ и ХХ столетий. Иоган Готлиб Фихте (1762-1814) - выдающийся немецкий философ, второй после Канта представитель немецкого классического идеализма. Активный общественный деятель. Приверженец строго научного исследования явлений. Последователь субъективно-идеалистического подхода и принципа в теории познания. История человечества, по взгляду И.Фихте, - процесс развития от состояния первоначальной невинности, через всеобщее падение и испорченность, к сознательному царству разума. Основные сочинения: “Опыт критики всяческого откровения” (1792), “Наукоучение” (1794), “Назначение человека” (1800). В качестве принципов науки И.Фихте провозглашает свободу, волюнтаризм, критицизм и очевидность. В основу его психологической концепции положено учение о субъекте деятельности - “Я”. Раскрывая его содержание, ученый обращает внимание на то, что “Я” - это есть абсолютный субъект, который наделен бесконечной активностью и творит мир. Но “Я” - не индивидуально, но и не субстанция. “Я” - это и нравственная деятельность сознания и ограниченный человеческий субъект (эмпирическое “Я”). Поэтому субъект имеет эмпирическую природу. Человеческое “Я” представляется И.Фихте противопоставлением в своих рамках (“я” - “не-я”), как результат ограничения и противопоставления. На основании своей концепции ученый делает выводы, что сущностью “Я” является деятельность, а не познание (как у Канта). Органом разумного познания у личности выступает созерцание истины умом - “интеллектуальная интуиция”. Ее творческая способность раскрывается в разумной воле, которая проявляет себя в эмпирическом “Я”. Знание человека не является целью, а провозглашается средством господства над природой. Таким образом, по И.Фихте, человек, личность - это действующий субъект. А душевная жизнь человека раскрывается из целенаправленной деятельности “Я”. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854) - немецкий философ, представитель немецкой классической философии. Внес в понимание природы идею развития через противоречия. Учение мыслителя оказало огромное влияние на развитие европейской научной мысли XIX-XX веков (натурфилософов, экзистенциалистов). Автор работ: “О “Я” как принципе философии”(1795), “Идеи к философии природы” (1797), “Система трансцендентального идеализма” (1800), “Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с нею предметах” (1809) и др. В своей теоретической концепции Ф.Шеллинг применил диалектический метод к природным процессам. Природное тело он представил продуктом деятельности динамических начал - сил, противоположно направленных. В основе живого организма заложен принцип целесообразности. Деятельность человеческого “Я” имеет теоретическую и практическую сферы. Содержание человеческой деятельности представлено психологической схемой, включающей этапы: ощущения - созерцания - представления - суждения - осознания себя самостоятельным и самодеятельным. Ф.Шеллинг рассматривает душевную жизнь людей через призму учения о природе, целесообразно связанной с духовным. Данная связь осуществляется через процессы магнетизма, электричества, химических реакций, развития всего живого. Отсюда делается вывод о том, что человек есть связующее звено в системе “природа - дух”. Существование субъекта осуществляется в форме созерцания разумом предмета, именуемого ученым интеллектуальной интуицией. Эта интуиция распространена на все ступени размышления - рефлексии. Но, по мнению ученого, интуиция есть удел немногих, избранных. Раскрывая проблему свободы человека, Ф.Шеллинг связывает ее с осознанием собственной спонтанности. Через свободные действия проявляется закономерный процесс единства природы и духа, субъекта и объекта, свободы и необходимости. Открывается этот процесс не познанию, а вере. Поэтому гарантии исторического и нравственного прогресса, по Ф.Шеллингу, - в Боге. Георг Вильгельм Гегель (1770-1831). Эпиграфом к творческому гению и результатам научной деятельности великого немецкого мыслителя по праву можно отнести заслуживающее внимания выражение Ф.Энгельса: “Феноменология духа (которую можно было бы назвать параллелью эмбриологии и палеонтологии духа отображением индивидуального сознания на различных ступенях его развития, рассматриваемых как сокращенное воспроизведение ступеней, исторически пройденных человеческим сознанием), логика, философия природы, философия духа, разработанная в ее отдельных исторических подразделениях: философия истории, права, религии, история философии, эстетика и т.д., - в каждой из этих различных исторических областей Гегель старается найти и указать проходящую через нее нить развития. А так как он обладает не только творческим гением, но и энциклопедической ученостью, то его выступление везде составило эпоху”. К его основным сочинениям можно отнести “Феноменологию духа” (1806), “Науку логики” (1816), “Энциклопедию философских наук” (1817), “Философию права” (1826). В основу всех явлений природы и общества ученый положил абсолютное, духовное и разумное начало в трех его формах: “абсолютную идею”, “мировой разум” и “мировой дух”. В соответствии с этими компонентами Г.Гегель выделяет этапы развития абсолютной идеи. Логика - это развитие идеи в собственном лоне, в стихии чистого мышления, где идея раскрывает свое содержание в системе взаимопереходящих логических категорий. Философия природы - это развитие идеи в форме инобытия - природы, которая служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность. Философия духа - это развитие идеи в мышлении и истории (в “духе”). На этом этапе абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности. Психология Г.Гегеля изложена в учении о субъективном духе - индивидуальном сознании. В соответствии с его концепцией индивидуальное сознание в своем развитии проходит этапы - ступени: - дух как душа, который сплетен с телом (формы психических проявлений, обусловленные возрастными, физиологическими, национальными особенностями: ощущения, характер, темперамент). В таком контексте он выступает предметом антропологии; - дух как сознание предстает в форме рефлексии и является предметом феноменологии духа (развитие сознания от сознания вообще, далее - к самосознанию и к разуму); - дух как ум (теоретический дух - познание), воля (практический дух), нравственность (свободный дух) предстают предметом собственно психологии. Тем самым в своем учении Г.Гегель утверждает новое понимание человеческого сознания, которое обнаруживается не только в слове, но и в самых разнообразных проявлениях творческой активности человека - практике. Это проявление происходит через проблему духа и его опредмечивания в морали, государстве, праве, религии - формах общественного сознания и государственных надстройках. Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) - немецкий философ, материалист. Философские и антирелигиозные идеи Фейербаха стали исходным пунктом многих материалистических направлений, в том числе марксизма. Один из основателей антропологического материализма. К его основным трудам следует отнести “Мысли о смерти и бессмертии...” (1830), “Критику идеализма” (1838), “О начале философии” (1841), “Сущность христианства” (1841), “Вопрос о смерти души с точки зрения антропологии” (1846), “Сущность религии” (1851), “О спиритуализме и материализме” (1866). Характерная особенность теоретической концепции Л.Фейербаха заключается в ее антропологизме. Исходный пункт его антропологии - критика Гегеля по вопросам идеалистического понимания человеческой сущности и сведения к самосознанию; отказ от идеализма вообще (“природа составляет основу духа”); подчеркивание связи идеализма с религией и идеалистического характера гегелевской диалектики. В антропологии Л.Фейербаха на первый план выступает проблема сущности человека, которая является единственным универсальным и высшим предметом философии. В этой связи человек предстает субъектом мышления, а не мышление является субъектом. Человек в концепции мыслителя есть абстрактный индивид, чисто биологическое существо, ибо “природа не только создала простую мастерскую желудка, она воздвигла также храм мозга”. Поэтому делается вывод о том, что “тщетно всякое умозрение, которое хочет выйти за пределы природы и человека”, а источник его оздоровления нужно искать только в возвращении к природе. В теории познания Л.Фейербах утверждает эмпиризм и сенсуализм, направленные против агностицизма. Применение метода интроспекции, по его мнению, недостаточно, т.к. сознание обусловлено материальными процессами. Религию Л.Фейербах называет “бессознательным самосознанием” человека, ибо “божественная троица” проявляется в человеке и даже над индивидуальным человеком в виде единства разума, любви и воли. “В воле, мышлении и чувстве заключается высшая, абсолютная сущность человека как такового”. Девизом к психологическим воззрениям Л.Фейербаха можно считать его выражение о том, что “ в психологии нам влетают в рот жареные голуби, в наше сознание и чувства попадают только заключения, а не посылки, только результаты, а не процессы организма... Но из того, что мышление для меня не мозговой акт, отличный и независимый от мозга, не следует, что и само по себе оно не мозговой акт. Напротив, что для меня или субъективно есть чисто духовный нечувственный акт, то само по себе или объективно есть материальный чувственный акт”. Влияние естественных наук на развитие психологии имело и имеет исторически сложившуюся почву в форме достижений выдающихся ученых, естествоиспытателей, мыслителей прошлого и современности. Постоянная “подпитка”, “подкрепление” процесса развития психологического знания естественнонаучными открытиями, гениальными догадками является закономерностью истории становления психологии как науки. Среди основателей естественнонаучных корней психологии - выдающиеся представители научного мира от античности до нового времени: Гален, Авиценна, Аверроэс, Р.Декарт, Д.Гартли, материалисты французского Просвещения и многие другие. Их исследовательская деятельность - основа в образовании и утверждении системы научного психологического знания, которая образовалась далеко не на голом месте и имеет свои логикогносеологические основы, базирующиеся на глубоких исторических традициях. Не стал исключением в этом ракурсе и XIX век - эпоха великих естественнонаучных революций. Их результатом явился тот факт, что во второй половине XIX века создаются объективные условия для выделения психологии в самостоятельную науку: заимствование эксперимента из естествознания (физиологии органов чувств и нервной системы); развитие собственно естествознания (механико-физико-химическая теория жизни, концепция о гомеостазе - механизме саморегуляции организма); возникновение психофизики и психометрии. Накопленный огромнейший эмпирический материал нуждался в обобщении и анализе, объяснении, систематизации и структурировании. Решение этой задачи было возможно силами и средствами новой области знаний, способной обосновать закономерные связи произведенных естественнонаучных открытий и психических процессов, протекающих у человека. Складывались предпосылки построения нового научного предмета новой науки, отличной от физиологии. Такой областью знаний стала психология. Содержание эволюционных естественнонаучных концепций XIX века Учение английского натуралиста Чарльза Дарвина (1809-1882) произвело революцию во всем строе биологического и психологического мышления. Выдающийся исследователь создал эволюционное учение о происхождении видов путем естественного отбора. Его основные работы: “Происхождение человека” (1870), “Выражение эмоций у животных и человека”(1872). Сочинение “Происхождение видов путем естественного отбора” (1859) признается одним из самых важных в истории западной цивилизации. В книге излагалась новая теория развития живого мира. Сам по себе принцип развития с древних времен направлял размышления о природе, обществе и человеке (в том числе и о душе). У Дарвина этот принцип воплотился в стройное учение, утверждавшее: 1) идею естественно-эволюционного происхождения человека. Дарвинизм опровергал библейский догмат о том, что все виды живых существ раз и навсегда сотворены Богом. Человек создан не по образу и подобию Божьему, но является выходцем из обезьяньего стада; 2) принцип биологического детерминизма. В основе воссозданной величественной картины развития живой природы лежало новое объяснение причинных факторов этого развития, то есть биологического детерминизма. Новый подход к психической жизни вводил новые объяснительные начала. К ним Ч.Дарвин относил следующие: а) естественный отбор. Ученый указывал на естественный отбор как на фактор выживания организмов в постоянно угрожающей их существованию среде. В ходе эволюции выживают те, кто смог наиболее эффективно приспособиться. Опорным в этой объяснительной схеме является фактор наследственности. Те животные формы, которые выжили в борьбе за существование, передают свои свойства потомству. Между особями, образующими данный вид, существуют биологически предопределенные различия. Без изменчивости не было бы и развития. Выживают же те, кому удалось лучше приспособиться - адаптироваться; б) целесообразность. Ч.Дарвин дал точное научное объяснение целесообразности, не обращаясь к понятию о врожденной цели. Это нововведение произвело переворот не только в биологии, но и в психологии; в) адаптация. Поскольку естественный отбор отсекает все не нужное для жизни, то он истребил бы и психические функции, если бы они не способствовали приспособлению. Это побудило рассматривать психику как элемент адаптации организма к окружающей среде. Психика не могла более представляться изолированным “островом духа”. Определяющим для психологии взамен отдельного организма становится отношение “организм - среда”. Это порождало новый системный стиль мышления, который в дальнейшем привел к выводу, что предметом психологии должно быть не сознание индивида, но его поведение во внешней среде, изменяющей (детерминирующей) организм и психический склад индивида; г) окружающая среда. Среда провозглашалась силой, способной не только вызывать, но и видоизменять жизнедеятельность. Живой организм есть продукт взаимодействия со средой, причем жизнь вида посредством механизма наследственности является важной детерминантой жизни особи; д) индивидуальные вариации психического. Понятие об индивидуальных вариациях является непременной составной частью эволюционной теории Ч.Дарвина. Следовательно, к ним относятся и вариации в сфере психики. Это придало мощный импульс разработке нового направления в психологии, предметом которого стало изучение индивидуальных различий между людьми, обусловленных законами наследственности. Это направление, инициатором создания которого стал кузен Ч.Дарвина Фрэнсис Гальтон, превратилось в разветвленную ветвь дифференциальной психологии; е) преемственность психики животного и человека. Дарвинизм стимулировал изучение психики животных, став основанием еще одного нового направления в науке - зоопсихологии. Отвергнув версию о непроходимой пропасти между человеком и животным, эволюционная биология стала предпосылкой широкого изучения с помощью объективных экспериментальных методов механизмов психической регуляции поведения на таких объектах, как животные (белые крысы, собаки, обезьяны и др.); ж) инстинкты: проблемы разума и эмоций. Ч.Дарвин подверг специальному анализу инстинкты как побудительные силы поведения. С фактами в руках он подверг критике версию об их разумности. Вместе с тем без этих слепых побуждений, корни которых уходят в историю вида, организм не может выжить. Инстинкты связаны с эмоциями. К ним Дарвин также подошел не с точки зрения их осознания субъектом, а опираясь на объективные наблюдения за выразительными движениями. Некогда эти движения имели практический смысл, о чем напоминают сжатие кулаков или оскал зубов у современного человека. Были времена, когда эти агрессивные реакции означали готовность к борьбе. Традиционная психология считала чувства элементами сознания. Теперь же эмоции, захватывающие индивида, выступили в качестве феноменов, которые, хотя и являются психическими, однако первичны по отношению к его сознанию. Дарвинизм послужил толчком к истолкованию в XIX - начале XX веков психических проявлений у животных по аналогии с психикой человека, развитию сравнительной психологии. Одним из первых направлений в этой области был антропоморфизм (Дж.Романес). Среди других зоо- и биопсихологических изысканий XIX - начала XX веков выделялись: - открытие “закона Ллойда Моргана” (1894): не приписывать животному высшие психические способности, если его поведение можно объяснить механизмами более низкого уровня; введение термина “обучение путем проб и ошибок” для обозначения формы научения у животных; - формирование механистического направления: обоснование отсутствия у животных психики (Ж.Фабр, Ж.Леб; школа “объективной сравнительной психологии” в лице А.Бете, Т.Беера, Э.Циглера, И.Иксюкуля); - отвержение теории тропизмов и рассмотрения поведения простейших как механический результат прямого воздействия внешнего раздражителя. Обнаружение американским натуралистом и зоологом Г.Дженнингсом элементарных форм научения у простейших; - создание Э.Торндайком, автором книг “Ум животных” (1898), “Ум обезьяны” (1901), экспериментальной техники в сравнительной психологии (“метод проблемного ящика и лабиринта”). Был сделан вывод: животные решают задачи только путем случайных проб и ошибок. Сформулированы законы научения: эффекта (закрепляется реакция, сопровождаемая удовлетворением от “награды”), упражнения (реакция на ситуацию закрепляется пропорционально частоте, силе и длительности повторения), готовности (упражнения изменяют готовность синапсов - областей контактов нервных клеток - к проведению нервных импульсов и способствуют более легкому установлению связи, созданию новых путей), сдвига; - разработка в 1900 году В.Смоллом лабиринтной модели поведения и Р.Йерксом метода множественного выбора, с помощью которого исследовались процессы обобщения у животных, в том числе у приматов; доказательство В.Кёллером наличия интеллекта у животных; создание этологии как самостоятельной науки, изучающей поведение животных в естественных условиях (К.Лоренц, Н.Тинберген, К.Фриш); - возникновение новой отрасли - детской психологии. В 1876 году И.Тэн опубликовал “Заметки об усвоении речи у детей и в человеческом роде”, в 1877 году Ч.Дарвин - “Биографический очерк одного ребенка”. Появляются исследования в форме описаний наблюдений за развитием детей (В.Прейер, Дж.Селли, В.Штерн, К.Гросс, К.К.Бюллер и др.), теория рекапитуляции Ст.Холла и Дж.Болдуина - перенесенный в детскую психологию и эмбриологию биогенетический закон дарвиниста Э.Геккеля; - выдвижение концепции первобытного анимизма (Э.Тейлор, Дж.Фрезер), утверждающей тождество умственного механизма современного и первобытного человека.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1036; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |