Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудовых споров о восстановлении на работе 6 страница




--------------------------------

<*> Если розничный торговец связан с издателем отношениями купли-продажи контрафактных экземпляров произведения, он, напомним, выступает как отдельный нарушитель права на распространение.

 

Соответчиками в споре о неправомерном публичном исполнении произведения могут быть, например, владелец концертной площадки (концертного зала, стадиона, клуба), лица, организующие публичное исполнение, а также исполнители произведения, если такое выступление не входит в их служебные обязанности.

В качестве соответчиков нередко выступают соучредители средств массовой информации (несут ответственность в долевом порядке).

ГПК РФ выделяет две категории третьих лиц, участвующих в гражданском процессе: третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора (ст. ст. 42, 43).

Участие в авторских делах третьих лиц с самостоятельными требованиями относительно предмета спора является крайне редким. Фактически, можно говорить о единичных случаях такого процессуального участия <*>. В то же время авторские споры характерны тем, что довольно часто решение по делу может повлиять на права и обязанности третьих лиц по отношению к одной из сторон спора, поэтому в процессе по авторским спорам нередко участвуют третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора. Ими могут быть как физические, так и юридические лица, интересы которых могут быть затронуты решением по делу.

--------------------------------

<*> См. об этом: Баскаков Е.Я. Особенности рассмотрения и разрешения авторских споров: Дис... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 69 - 70.

 

Основания для вступления третьих лиц без самостоятельных требований в процесс по авторскому спору имеются, как правило, тогда, когда такие лица в соответствии с положениями ст. 40 ГПК РФ могли бы участвовать в процессе в качестве соистцов или соответчиков, однако либо иск был предъявлен другим правообладателем без их участия, либо, наоборот, истец не указал их в качестве соответчиков. Например, один из соавторов, не вступивший в процесс в качестве соистца, может участвовать в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора; если один из совместных нарушителей авторского права не указан истцом в качестве соответчика, он может быть привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Следует отметить, что в авторских спорах третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, вопреки традиционной точке зрения может быть связано материальными правоотношениями с обеими сторонами спора, и решение по делу может повлиять на его права и обязанности по отношению к каждой из них. К примеру, недобросовестный автор, в нарушение условий договора передавший произведение третьему лицу, может быть привлечен в процесс по спору между двумя пользователями в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. При этом предполагается, что он нарушил условия договора с первым пользователем, заключив договор с другим пользователем, и права второго пользователя, скрыв от него факт принадлежности исключительных прав на использование произведения первому пользователю, что дает право обоим пользователям предъявить к нему требования о восстановлении нарушенных прав (путем применения предусмотренных законом или договором санкций). Соответственно решение по делу может явиться основанием для предъявления каждой из сторон спора таких требований к автору, а также иметь преюдициальное значение при рассмотрении этих требований в суде. Кроме того, если иск предъявляется первым пользователем, автор предполагается совместным с ответчиком нарушителем авторских прав истца, что говорит о его солидарной с ним ответственности. Это значит, что с истцом он имеет материальные правоотношения как солидарный должник, поскольку факты, установленные решением по делу, могут иметь преюдициальное значение при рассмотрении требований правообладателя к нему в оставшейся части долга; с ответчиком - как субъект регрессного обязательства <*>.

--------------------------------

<*> Там же. С. 71 - 72.

 

Важную роль в системе осуществления и защиты прав авторов и иных правообладателей играют организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе. Согласно закону такие организации создаются обладателями авторских и смежных прав в целях обеспечения имущественных прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение произведения путем механической, магнитной и иной записи, репродуцирование и другие случаи) (п. 1 ст. 44).

Однако правовая регламентация деятельности организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе, в настоящее время далека от совершенства. В Законе имеются существенные пробелы и противоречия в решении ряда важнейших вопросов, касающихся порядка деятельности таких организаций, в частности, вопросов о разграничении сфер деятельности организаций, возможности организаций выступать от имени тех правообладателей, которые не передали им полномочий по управлению правами на произведения, о процессуальном положении организаций. Это естественно отражается в практической деятельности организаций, которая включает в себя и судебную защиту интересов правообладателей.

В соответствии п. 6 ст. 46 Закона организации вправе совершать любые юридические действия, необходимые для защиты прав, управлением которых они занимаются. Однако порядка в определении процессуального положения организаций на практике нет. Защищая интересы правообладателей, организации на практике выступают в процессе и в качестве истца, и представителя, и общественного представителя правообладателя <*>. При этом, если организация выступает в качестве истца, дело рассматривается в арбитражном суде.

--------------------------------

<*> См. например: Судебная практика по гражданским делам. М., 2001. С. 994; Максимова Л.Г. Права автора и их защита. М., 2001. (Приложение 4 - Сборник практики по авторским делам.)

 

В июле 2004 г. в Закон об авторском праве и смежных правах были внесены изменения и дополнения, среди которых и п. 5 ст. 49, определяющий положение организаций в процессе <*>. Согласно п. 5 ст. 49 Закона организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, в порядке, установленном законом, вправе обращаться в суд от своего имени с заявлениями в защиту нарушенных авторских прав и (или) смежных прав лиц, управление имущественными правами которых осуществляется такой организацией.

--------------------------------

<*> Федеральный закон от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".

 

Как видно, законодатель рассматривает процессуальное положение организаций по аналогии с положением лица, обращающегося в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц (ст. 46 ГПК РФ). Такая позиция представляется сомнительной и вряд ли имеющей теоретическое и практическое обоснование.

Позиция законодателя, очевидно, обусловлена пониманием правового положения организации как общественного представителя авторов и иных правообладателей, учитывая то, что организации являются некоммерческими организациями (ст. 45) и в соответствии с Законом вправе совершать любые юридические действия, необходимые для защиты прав авторов и иных правообладателей, управлением которых они занимаются (в том числе предъявлять иски в суде) <*>.

--------------------------------

<*> Хотелось бы отметить, что общественное представительство связано, в основном, с деятельностью общественных объединений в интересах граждан. Организации же в рамках коллективного управления защищают интересы как физических, так и юридических лиц - членов организаций.

 

Однако полномочия Организаций по защите таких прав нельзя рассматривать в отрыве от остальных их полномочий в рамках коллективного управления имущественными правами, поскольку все эти полномочия в единстве и совокупности и составляют предмет договора о коллективном управлении имущественными правами. Очевидно, что этот договор не сводится только к соглашению о членстве правообладателя в организации, а представляет из себя соглашение о предоставлении определенных полномочий посреднического характера, а именно - об управлении имущественными правами правообладателя.

В рамках своей деятельности организация совершает как юридические, так и фактические действия в целях осуществления и защиты прав правообладателей. При этом характер юридических действий, совершаемых организацией в рамках коллективного управления, конкретно не определен, поскольку необходимость совершения того или иного действия определяется самим процессом управления имущественными правами. Фактически организации предоставлено право совершать любые юридические действия, необходимые для защиты таких прав, и право их самостоятельного выбора в каждом конкретном случае (ст. 46 Закона).

Следует подчеркнуть, что организации не требуется какого-либо специального заявления (просьбы) автора для предъявления организацией иска в защиту его интересов в каждом конкретном случае <*>. Обязательным же условием предъявления иска общественным представителем является специальное заявление члена общественной организации, определяющее сущность и размер исковых требований в конкретном случае <**>.

--------------------------------

<*> В соответствии с подп. "д" п. 5 Устава РАО последнее без индивидуальных доверенностей предъявляет судебные иски в пользу авторов, интересы которых представляет Общество.

<**> В.М. Шерстюк пишет: "Вместе с тем, и членство в общественной организации, и занятие деятельностью, поощряемой этой организацией, может привести к возникновению процессуальных правоотношений только при наличии волеизъявления на это со стороны представляемого. При отсутствии же просьбы или согласия представляемого и тем более вопреки его воле уполномоченный общественной организации даже при наличии указанных выше фактов не может быть допущен в качестве представителя к участию в деле". См.: Шерстюк В.М. Судебное представительство по гражданским делам. М., 1984. С. 103.

 

Характер полномочий организации проявляется в том, что в лицензионных соглашениях с пользователями она выступает от своего имени (как сторона договора). Практическая необходимость в этом возникает хотя бы потому, что в таких соглашениях она выступает (предоставляет лицензии) "от имени" множества правообладателей одновременно. Совокупность прав и обязанностей по отношению к пользователю возникает у самой организации как стороны договора. Соответственно во всех спорах, связанных с нарушением таких прав и обязанностей, организация выступает в качестве истца или ответчика.

Необходимо учитывать и следующее. Некоторые способы использования произведений в сфере коллективного управления (передача в эфир, публичное исполнение) предполагают порядок выплаты вознаграждения в процентах от общей суммы дохода пользователя за определенный период (обычно квартал). Характер деятельности таких пользователей (организаций теле- и радиовещания, клубов, ресторанов) предполагает использование огромного количества произведений за каждый отчетный период. Если же обязательство пользователя по выплате вознаграждения за использование таких произведений в соответствии с условиями лицензионного соглашения не выполнено, это нарушает интересы множества правообладателей одновременно, число которых в то же время точно определено и соответствует числу использованных произведений. Если предположить, что иск должен быть предъявлен организацией в пользу правообладателя, т.е. в порядке ст. 46 ГПК РФ, понятно, что это весьма затруднительно с практической точки зрения, тем более, что на момент предъявления иска организация может и не знать о перечне использованных ответчиком произведений. На практике в таких случаях организации взыскивают с пользователей вознаграждение в свою пользу <*>.

--------------------------------

<*> См., например: Судебная практика по гражданским делам. М., 2001. С. 994; Максимова Л.Г. Права автора и их защита. (Приложение 4 - Сборник практики по авторским делам.)

Хотелось бы отметить, что, предъявляя иски в интересах авторов, РАО нередко заключает мировые соглашения с ответчиками в процессе производства по делу, как это было, например, при производстве по иску РАО к ВГТРК (дело Савеловского суда г. Москвы N 2-3020/01). Следовательно, РАО в таких случаях выступает в качестве истца, а не "процессуального истца", поскольку статус последнего не позволил бы ему заключать мировые соглашения в процессе по иску в интересах других лиц (ч. 2 ст. 46 ГПК РФ, ч. 2 ст. 42 ГПК РСФСР).

 

Таким образом, полномочия организаций по коллективному управлению имущественными правами не могут быть сведены к полномочиям общественного представителя. На наш взгляд, имеются все основания рассматривать их как полномочия по доверительному управлению имуществом правообладателя. Это подтверждается и положениями ст. ст. 1013 и 1015 ГК, согласно которым объектом доверительного управления могут быть исключительные права, а в качестве доверительного управляющего, в случаях, когда доверительное управление осуществляется по основаниям, предусмотренным законом, может выступать некоммерческая организация.

Это значит, что в действительности в процессе по требованиям к нарушителям организации должны выступать в качестве истца <*>. Такие требования организаций подлежат рассмотрению в арбитражном суде, так же как и требования пользователей к самой организации. При этом правообладатель не вправе предъявлять к нарушителям требования, вытекающие из полномочий организации по коллективному управлению его имущественными правами.

--------------------------------

<*> Согласно положениям ст. 1020 ГК РФ доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления имуществом, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление... Для защиты прав на имущество, находящееся в доверительном управлении, доверительный управляющий вправе требовать всякого устранения нарушения его прав (ст. ст. 301, 302, 304, 305).

 

Тем не менее в практике в настоящее время, конечно, следует руководствоваться действующей нормой п. 5 ст. 49 Закона, предусматривающей участие организаций в процессе по требованиям в интересах правообладателей в качестве лица, обращающегося в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц (ст. 46 ГПК РФ). Это значит, что правообладатель должен извещаться о таком процессе и может участвовать в нем в качестве истца. Кроме того, он вправе и сам предъявлять к нарушителям требования, вытекающие из полномочий организации по коллективному управлению его имущественными правами.

 

Глава 3. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ДОКАЗЫВАНИЯ

В ДЕЛАХ ПО АВТОРСКИМ СПОРАМ

 

Согласно положению ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (ч. 2 ст. 56 ГПК РФ).

По общему правилу истец (правообладатель) обязан доказать факт нарушения ответчиком его прав (принадлежность ему нарушенных прав и факт совершения ответчиком правонарушения) и размер причиненного ему в результате этого ущерба (убытков, морального вреда).

Особое значение в авторских спорах имеют доказательственные презумпции <*>. Помимо общих гражданско-правовых презумпций, в авторском праве действуют специальные (авторско-правовые) презумпции.

--------------------------------

<*> Презумпция - это предположение о существовании факта или его отсутствии, пока не доказано иное. Назначение презумпций состоит в наиболее целесообразном распределении обязанностей по доказыванию между участниками спора. Презумпции называют еще частными правилами распределения обязанностей по доказыванию. См., например: Треушников М.К. Судебные доказательства. М., 1999. С. 68 - 74; Смышляев Л.П. Предмет доказывания и распределение обязанностей по доказыванию в советском гражданском процессе. М., 1961. С. 22, 36 - 40; Гражданский процесс: Учебник / Под ред. Ю.К. Осипова. М., 1995. С. 173; Осокина Г.Л. Курс гражданского судопроизводства России. Общая часть: Учебное пособие. Томск, 2002. С. 529 - 531.

 

Основной из них является презумпция авторства лица, указанного в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. Согласно п. 2 ст. 9 Закона при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.

Понятно, что для целей судебного разбирательства указанное таким образом лицо должно быть отождествлено с одной из сторон спора или ее контрагентом.

К примеру, если истцом представлен экземпляр произведения с обозначением истца в качестве автора и выпущенный ответчиком (организацией) экземпляр произведения или его части с указанием другого лица в качестве автора, созданная истцом презумпция авторства будет действовать до тех пор, пока указанное ответчиком в качестве автора лицо не будет отождествлено с определенным физическим лицом, наряду с истцом, считающим себя автором спорного произведения или его части. Это и понятно, ведь реально, фактически оспорить авторство может лишь другое физическое лицо, считающее себя автором того же произведения или его части.

В противном случае неправильное указание ответчиком имени автора, будучи нарушением личных неимущественных прав автора, при этом само по себе являлось бы и препятствием для создания истцом презумпции авторства.

Если на экземпляре указан псевдоним автора, он должен быть отождествлен с одной из сторон спора при помощи дополнительных доказательств, например, договора автора с издателем этого экземпляра, предусматривающего обозначение автора указанным на экземпляре способом <*>.

--------------------------------

<*> О специальном порядке защиты прав анонимного автора см. гл. 2 разд. IV.

 

Презумпция авторства впервые была законодательно закреплена в действующем ныне Законе 1993 г. Однако судебной практикой презумпция авторства выработана уже давно, и традиционно используется при разбирательстве авторских дел в несколько иной форме, не связанной с обозначением имени автора на экземпляре произведения. Согласно традиционной конструкции презумпции авторства лицо, предъявившее иск о защите авторских прав (как автор), считается автором спорного произведения при отсутствии доказательств обратного.

Надо сказать, суды и в настоящее время применяют традиционную конструкцию презумпции авторства, которая отражает, в частности, тот факт, что не любая материальная форма выражения произведений позволяет обозначить на экземпляре произведения имя автора.

Например, Черемушкинским судом г. Москвы было рассмотрено дело о фотографических произведениях, выраженных в форме фотографической пленки, не позволяющей обозначить на ней имя автора. Автор являлся работником ответчика, однако создал спорные произведения не в рамках служебного задания. Ответчик включил фотографии в книжное издание, не указав имени автора и не выплатив авторского вознаграждения. После того, как пленка попала к ответчику и была использована им, автор лишился возможности представить экземпляры произведений или каким-либо иным способом доказать свое авторство на спорные произведения. Ответчик же требовал представления истцом доказательств авторства. Суд справедливо решил, что именно ответчик должен доказать, что автором произведений является не истец, а какое-либо другое лицо, поскольку при использовании произведений ответчик обязан был получить разрешение автора на их использование, а следовательно, должен иметь информацию о действительном авторе и представить соответствующие доказательства <*>.

--------------------------------

<*> Дело N 2-1453/03.

 

Более того, не любой экземпляр произведения может быть доставлен в суд, в силу своих параметров, свойств или иных признаков.

Хотя прямо и не предусмотренная законом, в авторских спорах действует презумпция того, что спорное произведение охраняется авторским правом. Это, во-первых, значит, что спорное произведение признается объектом авторского права, пока не доказано обратное <*>. Во-вторых, считается, что действие Закона распространяется на спорное произведение на основании критериев гражданства или места первого обнародования (ст. 5 Закона), и что предусмотренный Законом срок охраны произведения на момент правонарушения не истек (ст. 27 Закона), пока не доказано обратное.

--------------------------------

<*> Это значит, что произведение признается результатом творческой деятельности автора и не относится к числу произведений, не являющихся объектами авторского права в соответствии с прямым указанием Закона (ст. 8).

 

Таким образом, истец обычно не должен доказывать охраняемость спорного произведения на основании этих критериев, пока это не поставлено под сомнение какими-либо опровергающими доказательствами.

В российском авторском праве действует презумпция добросовестности автора. Если автор предъявляет требование о признании неправомерным решения заказчика об отклонении произведения и расторжении договора, именно заказчик обязан доказать недобросовестность автора или отступление от условий договора при создании произведения, невыполнение автором правомерных требований о доработке произведения и т.д.

Как известно, в теории доказательственного права имеется старое правило, согласно которому отрицательные факты не доказываются (negativa non probantur) <*>. Это правило находит широкое применение в авторских спорах при распределении судом обязанностей по доказыванию. Например, если спор идет о том, что произведение не использовано ответчиком в срок или что вознаграждение не выплачено автору, бремя доказывания соответственно факта использования или выплаты (или невозможности выплаты) возлагается на пользователя-ответчика. Понятно, что обоснование пользователем таких фактов проще, нежели обоснование автором фактов того, что произведение не использовано ответчиком, или того, что ему не выплачено вознаграждение.

--------------------------------

<*> См., например: Гордон В.М. Устав гражданского судопроизводства с комментариями. СПб., 1914. С. 368; Гранберг В.Г. Гражданский процесс. М., 1940. С. 35; Юдельсон К.С. Проблема доказывания в советском гражданском процессе. М., 1951. С. 281 - 284.

 

В американском праве законодательно закреплена норма, согласно которой при доказывании размера прибыли ответчика от незаконного использования произведения истец обязан представить доказательства только общей суммы дохода нарушителя (gross revenue), а нарушитель в свою очередь должен обосновать его вычитаемые расходы (deductible expenses) и элементы прибыли, не относящиеся к использованию спорного произведения <*>.

--------------------------------

<*> U.S. Copyright act of 1976, § 504 (b).

 

Подобной нормы в российском авторском праве нет, но по логике такое правило должно применяться (и применяется) и при рассмотрении авторских споров в наших судах. Необходимо учитывать, что обоснование правообладателем размера дохода нарушителя, относящегося к незаконному использованию произведения, является весьма непростой задачей. Именно поэтому взыскание компенсации в твердой сумме является на сегодняшний день гораздо более популярным средством защиты имущественных интересов правообладателя (о порядке взыскания компенсации см. гл. 4 разд. 4).

Специфика авторских споров отражается и в средствах доказывания по делу. Важнейшую роль в делах данной категории играют вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов. При этом сами средства доказывания используются с особенностями, характерными именно для данной категории дел.

Так, практика показывает, что в авторских спорах доказательственное значение иногда имеет мнение, оценка свидетелем тех или иных фактов обстоятельств дела, например, мнение автора киносценария о соответствии музыкального сопровождения фильма его сценарию, суждения редакторов, режиссеров, научных работников о различных качествах и характеристиках произведения.

Существенной особенностью обладают некоторые письменные доказательства, используемые в делах по авторским спорам. В их числе - внесудебные заключения (отзывы, рецензии) известных и уважаемых специалистов в области науки, литературы и искусства по различным вопросам, касающимся достоинств и характеристик произведений и требующим специальных познаний. По своему содержанию такие заключения близки к экспертному заключению, но таковыми, естественно, не являются, отличаясь от него по форме. Специфическими для авторских споров являются такие письменные доказательства, как билеты, афиши, объявления, программы, заметки в печати, дипломы, грамоты и т.п.

Нельзя не отметить особое значение экземпляра произведения как источника доказательств в авторских спорах. Экземпляр произведения для установления различных фактов нередко выступает в деле одновременно и в качестве вещественного, и в качестве письменного доказательства.

Как вещественное доказательство экземпляр произведения исследуется, например, для установления фактов его наличия, местонахождения, оформления, количества экземпляров и т.д. Следует заметить, что исследование судом признаков формы и содержания экземпляра произведения в письменной форме или в форме аудио- или видеозаписи является способом исследования его как вещественного доказательства (но не письменного или аудио- и видеозаписи соответственно). Объектом исследования в данном случае становятся такие признаки экземпляра произведения, как форма произведения, его идейно-художественные достоинства, соответствие произведения условиям заказа, совпадение элементов формы и содержания произведения с элементами другого произведения и т.д.

Как письменное доказательство экземпляр произведения рассматривается, как правило, тогда, когда суд интересует письменная информация, сопровождающая экземпляр произведения (о самом произведении, его авторах, об издательстве и типографии, тираже экземпляров произведения, дате выпуска произведения в свет и т.д.) <*>.

--------------------------------

<*> См. об этом: Баскаков Е.Я. Особенности рассмотрения и разрешения авторских споров: Дис... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 99 - 106.

 

Определенной спецификой обладают и аудио- и видеозаписи, используемые в качестве доказательств в авторских спорах. Среди них следует отметить аудио- и видеозаписи передач средств массовой информации, характерных, в основном, именно для авторских споров.

Подробнее, однако, хотелось бы остановиться на некоторых вопросах, связанных с проведением экспертизы в делах данной категории. Интерес к этим вопросам обусловлен не только большим значением экспертизы для правильного разрешения многих авторских дел, но и отсутствием минимальной информации об особенностях ее проведения в делах данной категории.

Согласно п. 1 ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Экспертиза назначается по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

В делах по авторским спорам экспертиза находит широкое применение. В обзоре Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда СССР ("Судебная практика по авторским делам" 1968 г.) подчеркивалось, что по каждому десятому изученному делу суды назначали экспертизу <*>.

--------------------------------

<*> БВС СССР. 1968. N 5. С. 45.

 

В Постановлении Пленума Верховного Суда СССР говорилось, что для разъяснения вопросов, связанных с установлением жанра, вида или характера произведения, величины творческого вклада автора или соавторов в произведение, и выяснения других обстоятельств, требующих специальных познаний в области науки, литературы либо искусства, суд может назначить соответствующую экспертизу <*>.

--------------------------------

<*> Постановление Пленума Верховного Суда СССР N 8 от 18 апреля 1986 г. "О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений" (п. 15).

 

При разрешении авторских споров возникает необходимость в специальных познаниях не только в различных областях науки, литературы и искусства, но также техники и ремесла. В настоящее время технические средства широко используются при создании, воспроизведении и использовании произведений, в том числе являясь материальной формой их выражения (звуко- и видеозаписи, электронные носители информации, фотографии). Специальные познания в различных областях техники и ремесла могут быть использованы, в частности, при исследовании таких экземпляров произведения, в том числе для установления способа их изготовления и оборудования, использованного для этих целей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.