Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синестезии




 

Синестезия – это явление, когда в ответ на стимул вместе с ощущением соответствующей модальности возникает дополнительное ощущение в какой‑то другой модальности. Эти явления закрепились в языке. Выражения «острый вкус», «сладкие звуки», «теплые цвета» суть не что иное, как отражение синестезий (впрочем, возможно, ассоциаций).

Синестезии очень индивидуальны. Например, у одной женщины, когда она смотрела на луну, во рту обязательно возникал вкус ржавого гвоздя.

В принципе возможны любые сочетания видов ощущений. Однако наиболее известной синестезией является «цветной слух», когда при приеме звуковых стимулов у человека появляются зрительные (точнее – цветовые) ощущения.

Вспомните, например, выражение «малиновый звон»! Замечено, что цветным слухом обладали некоторые композиторы, например, Римский‑Корсаков, Скрябин и др. Возможно, вы знаете – слушали и смотрели – поэму Скрябина «Прометей»: одновременно с музыкальной Скрябин написал и цветовую партитуру.

Кстати, вы, наверное, слыхали о цветомузыке. В ней есть несколько течений. Так, казанская группа рассматривает цветомузыку как вид творчества. И лидер этого направления Булат Галеев писал цветовое сопровождение к музыкальным произведениям. В действительности трудно определить, есть ли это запись возникающих синестезий или же акт сочинительства.

Хочу сказать несколько слов о творчестве литовского композитора и художника М.К. Чюрлениса. Среди его картин есть такие, названия которых напоминают названия музыкальных произведений: «Фуга», «Соната весны» и несколько других «сонат», каждая из которых имеет классическое четы‑рехчастноестроение– «Аллегро», «Анданте», «Скерцо» и «Финал». Чюрленису принадлежат симфонические произведения «Море» и «Лес». Есть и картины с теми же названиями. По свидетельству его сестры, Валерии Чюрлените‑Каружене, известного искусствоведа, картины не были иллюстрациями к музыкальным произведениям и создавались независимо от них. Однако несомненно, что оба вида творчества проникнуты цвето‑звуковыми и звуко‑цветовыми соответствиями.

А.Р. Лурия описал феноменальную память С. Шерешевского (Лурия, 1968). Частично она базировалась на синестезиях, которыми он обладал с детства. Вот отрывки из протокола эксперимента, который проводили в Академии медицинских наук:

«Ему дается тон 50 Гц и 100 дБ. Ш. видит коричневую полосу на темном фоне с красными языками; на вкус этот звук похож на кисло‑сладкий борщ…

Ему дается тон в 250 Гц и 64 дБ. Ш. видит бархатный шнурок, ворсинки которого торчат во все стороны. Шнурок окрашен в нежно‑приятно розово‑оранжевый цвет…

Ему дается тон в 2000 Гц и 113 дБ. Ш. говорит: «Что‑то вроде фейерверка, окрашенного в розово‑красный цвет…, полоска шершавая, неприятная…, неприятный вкус, вроде пряного рассола… Можно поранить руку».

…Опыты повторялись в течение нескольких дней, и одни и те же раздражители неизменно вызывали одинаковые переживания». (Лурия, 1968, с. 16).

Лурия пишет о том, что, когда Шерешевский вслушивался в какой‑нибудь голос, у него возникали синестетические переживания:

«Какой у вас желтый и рассыпчатый голос», – сказал он как‑то раз беседовавшему с ним Л.С. Выготскому. «А вот есть люди, которые разговаривают как‑то многоголосо, которые отдают целой композицией, букетом… – говорил он позднее, – такой голос был у покойного С.М. Эйзенштейна, как будто какое‑то пламя с жилками надвигалось на меня…» (Лурия, 1968, с. 17).

Разумеется, синестезии – не заболевание. Они не так часты и абсолютно индивидуальны. И встречаются не только у художественно одаренных людей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.