Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предметность




Образ

 

В современной науке вновь возник интерес к проблеме перцептивного образа – прежде всего в связи с построением информационных моделей в инженерной психологии.

К основным характеристикам образа относятся предметность, целостность, структурность, константность, категориальность.

Рассмотрим их по очереди.

 

 

Она состоит прежде всего в том, что получаемые с помощью анализаторов сведения относятся не к состоянию нервной системы, а к предметам внешнего мира. Основные характеристики объекта – его обособленность в пространстве и времени. Поэтому начальный этап восприятия – это обнаружение (детекция) предмета и его локализация.

Способность к детекции формируется в первые месяцы жизни ребенка. В ее основе лежит врожденный ориентировочный рефлекс, ориентировочная деятельность, т. е. направленность (причем активная) субъекта вовне. И.П. Павлов называл его рефлекс «что такое?» Формирование предметности восприятия связано с практическими действиями младенца, в конце концов, с необходимостью выжить. Экспериментально показано, что уже младенцы воспринимают предметы не как состояния своих органов чувств, а как нечто существующее вовне, независимо от них.

Для ребенка мир становится на какое‑то время как бы обязательно предметным. Поэтому, когда нашей внучке сказали:

– Бабушка тебе передала привет, – она спросила:

– Да? А где он?

Запомним, что врожденным является лишь ориентировочный рефлекс. Предметность же восприятия формируется в онтогенезе – вначале как детекция, а потом и в самой объективации процесса восприятия. Можно привести пример, показывающий, что предметность – не врожденное свойство.

Б.Г. Ананьев описал больного, у которого в результате контузии процесс восприятия не осуществлялся, но сохранились зрительные ощущения. На первых порах он лишь видел свет, потом стал различать цветовые пятна. Значит, цветовое ощущение было сохранно, а восприятие предмета не происходило. И лишь через три месяца интенсивной работы человек стал видеть предметы.

Известен и случай с больным, который ослеп в 10 месяцев, а операция по зрению была проведена в 52 года. Ясно, что в детстве навыки зрительного восприятия не были хорошо сформированы, да и за столько лет они были утрачены. Когда же больному вернули зрение, он какое‑то время не различал предметов. Чтобы узнать предмет, он по‑прежнему его ощупывал.

В объективной действительности все предметы или явления существуют среди других предметов. Поэтому предметность восприятия проявляется прежде всего в действии закона избирательности, когда один предмет становится главным, становится объектом восприятия. Он осмысляется как фигура, а все остальное – как фон. Фигура обычно как бы выдвигается на передний план, она становится более четкой, а фон – более размытым. При этом границу относят к фигуре.

В психологии хорошо известен зрительный феномен «чередования фигуры и фона». Он связан с именем датского психолога Э. Рубина, который разработал простые рисунки, состоящие из двух объектов, у которых есть общая граница. Происходит соперничество этих объектов: каждый из них поочередно становится то фигурой, то фоном (см. рис. 4.1, 4.2, 4.3).

 

 

Рис. 4.1. Один из примеров зрительного «перевертывания картин».

 

 

Рис. 4.2. Неоднозначная картина. Ваза (профили).

 

 

Рис. 4.3. Э. Боринг. Неоднозначная теща.

 

На свойстве предметности основан известный тест Роршаха для определения некоторых характеристик личности. Он базируется на том, что мозг стремится увидеть фигуру там, где ее в общем‑то нет. Роршах предлагал чернильные пятна, в которых можно увидеть множество разных фигур (см. рис. 4.4). Каждый выбирает ту, которая ему наиболее интересна.

 

 

Рис. 4.4. Тест Роршаха. Клякса или предмет?

 

Несколько слов об абстрактной живопиС.И. Мы можем себе представить какое‑то сочетание пятен и линий на стене или на земле. Если и обратим внимание на него, то как на случайное сочетание пятен или просто как на грязь. Но вот возьмем этот фрагмент в рамочку. Меняется ситуация, меняется установка. Вместо зрительного ощущения возникает зрительное восприятие! И прежде всего благодаря возникновению предметности. Мы воспринимаем, оцениваем картину, ее содержание, исполнение.

По‑видимому, предметность – очень важное свойство восприятия. Так, известный наш философ‑психолог B.C. Тюхтин считает, что моделирование восприятия терпит неудачи потому, что не моделируется предметность восприятия.

В заключение еще два слова о слуховом восприятии. Как уже говорилось, наиболее исследовано зрительное восприятие. А предметность слухового образа – вещь не разработанная. Есть точка зрения, согласно которой предметность слухового образа состоит в отнесенности звука к его источнику. Подтверждением верности суждения служит, в частности, то, что описание сложных звуков происходит с опорой на ассоциированные зрительные образы. Именно это свойство использовали создатели немого кино. Например, у С. Эйзенштейна в кинофильме «Октябрь» залп Авроры передан через дрожание люстры, а эхо как бы катится по залам Зимнего дворца.

Я думаю, что различные галлюцинации пугают нас потому, что мы пытаемся найти и не находим в окружающем мире то, что кажется нам реально существующим.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 2154; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.