КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проектирование организационных структур
Решение о проектировании организационной структуры управления принимается тогда, когда действующая структура неэффективна. В процессе проектирования ставится задача создания такой структуры управления, которая бы наиболее полно отражала цели и задачи организаций, т.е. чтобы вновь созданная структура наилучшим образом позволяла организации взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и таким образом удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью. Процесс проектирования орг. структуры состоит из трех основных этапов: 1) анализ орг. структур; 2) проектирование; 3) оценка эффективности. Первый этап — анализ орг. структур. Анализ действующей орг. структуры управления призван установить, в какой мере она отвечает требованиям, предъявляемым к организации. Он включает: 1) определение характеристик организационной структуры; 2) оценку рациональности орг. структуры; 3) анализ распределения обязанностей между заместителями первого руководителя; 4) оценку затрат по выполнению функций управления. По результатам анализа формируются направления рационализации орг. структуры управления организацией. То есть в ходе анализа определяют, насколько структура управления рациональна с точки зрения установленных оценочных критериев, характеризующих ее качество. К оценочным критериям относятся: • принципы управления — соотношение между централизацией и Децентрализацией (сколько и какие решения принимаются на нижнем уровне? каковы их последствия? какой объем контрольных функций лежит на каждом уровне управления?);. • аппарат управления — перегруппировка подразделений, изменение взаимосвязей между ними, распределение полномочий и ответственности, выделение в самостоятельные структуры некоторых звеньев, изменение характера межфирменных связей, создание в аппарате управления необходимых промежуточных звеньев и т.д.; • функции управления — усиление стратегического планирования (корректировка бизнес-плана), усиление контроля за качеством продукции, привлечение работников к управлению путем реализации акций, изменение подходов к мотивации труда и пр.; • хозяйственная деятельность — изменение технологического процесса, углубление межфирменного сотрудничества, техническое переоснащение организации и т.п. В результате анализа можно выявить слабые места в деятельности организации. Это может быть большая звенность управления, параллелизм в работе, отставание в развитии орг. структуры от происходящих изменений внешней среды. С помощью методов экспертно-аналитической группы (метод экспертных оценок, нормативный метод, функционально - стоимостной анализ и др.) можно получить информацию, позволяющую: 1) пересмотреть внутреннее строение функциональных подразделений на предмет соответствия требованиям диапазона управления (для этого используются нормативные зависимости количества руководителей от числа исполнителей); 2) перераспределить обязанности внутри отделов и служб организации; 3) изменить положения о структурных подразделениях и должностных инструкциях. Второй этап — проектирование орг. структур. Методические подходы к проектированию орг. структуры управления в зависимости от заложенных в них сочетаний используемых методов можно условно разделить на четыре группы: 1) аналогий — предполагает использование опыта проектирования структур управления в аналогичных организациях; 2) экспертная — базируется на изучении предложений экспертов-специалистов. В зависимости от поставленных задач они могут либо сами спроектировать варианты организационной структуры, либо оценить (провести экспертизу) разработанные проектировщиками структуры; 3) структуризации целей — предусматривает выработку системы целей организации и ее последующее совмещение с разрабатываемой структурой. В этом случае орг. структура управления строится на основе системного подхода, который проявляется в форме графических описаний этой структуры с качественным и количественным анализом и обоснованием вариантов ее построения и функционирования;. 4) организационного моделирования — позволяет четко сформулировать критерии оценки степени рациональности организационных решений. Суть состоит в разработке формализованных математических, графических или машинных описаний распределения полномочий и ответственности в организации. В процессе проектирования орг. структур управления организацией, как правило, решаются следующие задачи: определение типа структуры управления; уточнение состава и количества подразделений по уровням управления; численность административно-управленческого персонала; характер соподчиненности между звеньями организации; расчет затрат на содержание аппарата управления. В конечном итоге устанавливаются управленческие функции для каждого структурного подразделения, потоки информации, взаимосвязи и документооборот, полномочия, ответственность и права подразделений и работников. Вместе с тем, проектируя новую орг. структуру управления, нельзя забывать о требованиях, предъявляемых к орг. структурам, и принципах их построения. Требования к организационной структуре: 1. Оптимальность. Структура управления признается оптимальной, если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе ступеней управления. 2. Оперативность. Суть данного требования состоит в том, чтобы за время от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений. 3. Надежность. Структура аппарата управления должна гарантировать достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивать бесперебойность связи в системе управления. 4. Экономичность. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат. Критерием этого может служить соотношение между затратами ресурсов и полезным результатом. 5. Гибкость. Способность изменяться в соответствии с изменениями внешней среды. 6. Устойчивость структуры управления. Неизменность ее основных свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и ее элементов. Совершенство организационной структуры управления во многом зависит от того, насколько при ее проектировании соблюдались принципы проектирования: 1) целесообразное число звеньев управления и максимальное сокращение времени прохождения информации от высшего руководителя до непосредственного исполнителя; 2) четкое обособление составных частей, орг. структуры (состава ее подразделений, потоков информации и пр.); 3) обеспечение способности к быстрой реакции на изменения в управляемой системе; 4) предоставление полномочий на решение вопросов тому подразделению, которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу; 5) приспособление отдельных подразделений аппарата управления ко всей системе управления организацией в целом и к внешней среде в частности. Следует иметь в виду, что в различных организациях (с учетом специфики их работы) используются и другие принципы построения орг. структур, наиболее полно отражающие особенности их функционирования. Таким образом, в процессе проектирования орг. структур различают три стадии: аналитическую (изучение существующей практики и требований к построению орг. структур); проектную (проектирование (моделирование) структуры управления); организационную (организация внедрения спроектированной орг. структуры). Третий этап — оценка эффективности орг. структур. Степень совершенства орг. структур проявляется в быстродействии системы управления организацией и высоких конечных результатах ее деятельности. Оценка эффективности управления может быть произведена по уровню реализации заданий, надежности и организованности системы управления, скорости и оптимальности принимаемых управленческих решений. Отдельные параметры эффективности орг. структуры можно определить, используя ряд коэффициентов:
1) коэффициент звенности: К зв. = Пзв.ф. / Пзв.о.
где Пзв.ф— количество звеньев существующей орг. структуры; Пзв.о — оптимальное количество звеньев орг. структуры; 2) коэффициент территориальной концентрации:
где Ппр.ф — количество организаций данного тина, функционирующих в регионе деятельности организации; П — площадь региона, на которой функционируют все организации данного типа;
3) коэффициент эффективности организационной структуры управления:
где Рп. — конечный результат (эффект), полученный от функционирования орг. структуры управления; Зу — затраты на управление (фонд заработной платы АУП, расходы на содержание помещений, приобретение и ремонт средств, прием и передачу управленческой информации и др.). Следует иметь в виду, что поиск взаимосвязей организационной структуры управления с результатами управленческой деятельности весьма затруднен. В большинстве случаев состояние и эффективность орг. структуры оценивают через показатели, характеризующие деятельность управляемого объекта. Эффективность управления Эу. выражают, как правило, через отношение экономичности управления Эс. к эффективности производства Эп. Эс. исчисляется делением затрат на управление Ау. на совокупную стоимость основных и оборотных фондов Д. и выражается в затратах на управление на единицу стоимости фондов. Эц. определяется делением объема условно чистой продукции (Вч.п.) на численность промышленно-производственного персонала Ст. и выражается в количестве произведенной продукции на человека: Для определения эффективности лучшим является интегрированный показатель Кэф.у: где Кэф.у — коэффициент эффективности управления; (Qу — затраты на управление, приходящиеся на одного работника управления; Lч.п — удельный вес численности управленческих работников в общей численности работающих; Fт. — фондовооружённость (стоимость основных и оборотных средств, приходящихся на одного работающего); Еоф. — фондоотдача (условно чистая продукция, приходящаяся на единицу основных и оборотных фондов). Рассчитанные таким образом параметры эффективности орг. структур могут быть сведены в таблицу 3.5. Таблица 3.5
В конечном итоге вся работа по проектированию орг. структур управления сводится к выработке направлений по ее совершенствованию, что относится к числу важнейших средств повышения эффективности управленческой деятельности организации. Вопросы и задания для повторения. 1. Назовите и поясните элементы организационной структуры организации. 2. Какие организационные типы структур наиболее распространены в рыночной экономике? Опишите их. 3. Какие основные типы организационных структур наиболее широко используются в экономике республики в настоящее время и почему? 4. В чем отличия, преимущества и недостатки линейной структуры управления? 5. Назовите особенности построения, преимущества и недостатки функциональной структуры управления. 6. Дайте характеристику линейно-функциональной структуре управления. 7. Назовите особенности формирования матричной структуры управления. Опишите ее преимущества и недостатки. 8. Дайте характеристику первому этапу проектирования орг. структуры управления (анализ орг. структур). 9. Опишите методы проектирования орг. структур управления (второй этап проектирования). 10. Какие задачи решаются в процессе проектирования орг. структур управления? 11. Опишите требования и принципы, положенные в основу проектирования орг. структур. 12. В чем суть третьего этапа проектирования орг. структур? (Оценка эффективности орг. структур.) 13. Продумайте схему и разработайте варианты структур управления в известной вам организации. Опишите их. 14. Осуществите деление организации по горизонтали на блоки. Решите, какие виды деятельности должны выполняться линейными подразделениями, а какие — штабными. 15. Спроектируйте организационную структуру организации любого типа.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 6864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |