Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в педагогическую профессию




Тест-анкета

 

Факультет _________________ Курс _____ Группа ________

 

Фамилия, имя __________________________ Дата _________

 

  № суждений   Содержание суждений Степень согласия
  Каждый деть - радость собираться в университет  
  Войдя внутрь, забываешь, что делается за его стенами  
  Приятно видеть здесь знакомые лица  
  Трудно припомнить в этих стенах у себя чувство обиды, унижения, оскорбления  
  В каждой аудитории по-своему красиво и уютно  
  Учебное расписание - калейдоскоп впечатлений и некогда скучать  
  Сигнал на перерыв застает врасплох и и вызывает легкое чувство досады  
  Не хочется уходить домой и можно не уходить, потому что после занятий начинаются кружки, викторины и т. д.  
  Любишь приводить сюда друзей и знакомых, чтобы показать им, где ты учишься  
  Гордишься тем, что учишься именно в этом университете  

 

Обработка данных:

1. Подсчитать сумму оценок для каждой анкеты отдельно.

2. На основе этих сумм найти средний показатель для группы (потока, факультета) в целом.

3. Подсчитать суммы оценок, полученных каждым из десяти суждений.

4. На основе полученных сумм проранжировать суждения. Для этого на первое место поставить суждение, получившее наибольшую сумму, на второе - чуть меньшую и т.д., на десятое - наименьшую.

5. Дать качественную характеристику культуры учебных отношений в вузе в целом и в отдельных его подразделениях.

6. На основе ранжированного ряда суждений назвать показатели, которые отвечают требованиям культуры учебного труда в вузе, а также те, которые прежде других нуждаются в совершенствовании.

 

 

В древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины, взрослые и дети, участвовали в совместных делах, которые были значимы для всего племени. Так, например, добывание пищи составляло главный смысл существования общины. В то далекое время передача опыта, накопленного предшествующими поколениями, детям была включена в совместную трудовую деятельность. Дети, участвовавшие со взрослыми в совместных делах, усваивали знания о способах деятельности (охота, рыболовство, собирательство и др.) и овладевали умениями и навыками. Лишь со временем передача опыта выделилась в самостоятельную функцию, которую стали осуществлять старейшины рода - уважаемые и умудренные опытом члены общины. Такую их деятельность по подготовке подрастающего человека к жизни в современном понимании мы называем воспитанием. Так воспитание стало особым видом деятельности и сознания человека. В ходе воспитания воспитатель и воспитанники вступали между собой в определенные воспитательные отношения.

Воспитательные отношения - разновидность отношений людей между собой в процессе передачи общественного опыта, направленные на развитие человека как личности. На протяжении всей истории развития человечества воспитательные отношения усложнялись и углублялись, породив разнообразные формы своего фиксирования в виде педагогического знания (рис. 1).

 
 

 

 


Рис. 1. Формы существования педагогических знаний на различных

исторических этапах

 

В период рабовладельческого общества в Древней Греции появился термин «педагог», обозначавший тогда раба, присматривавшего за детьми рабовладельца и водившего их в школу. Греческое слово пейдагогос (пейда - ребенок, гогос - вести) обозначает детоводитель. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые профессионально занимались воспитанием и обучением детей. От этого слова и получила свое название наука о воспитании- педагогика. Термин «школа» тоже зародился в то время. Греческое слово школа означает досуг, место учения.

Длительное время педагогические знания оставались в составе философии и развивались в рамках оригинальных и прогрессивных для своего времени педагогических идей. В трудах древнегреческих философов Платона, Гераклита, Демокрита, Аристотеля и других содержится немало интересных мыслей о воспитании. Так, Платон (427-348 гг. до н.э.) писал, что если дурным мастером будет башмачник, то государство пострадает от этого только в том смысле, что граждане будут хуже обуты. Но если плохо выполнять свои обязанности будет воспитатель, в стране появится целое поколение невежественных людей.

В рабовладельческом обществе появляются специальные воспитательные учреждения и воспитатели-профессионалы. Дети рабовладельцев воспитываются в частных или государственных школах, где занимаются гимнастикой и военным делом, обучаются музыке, пению, чтению и письму. В некоторых школах преподают геометрию и астрономию, которые необходимы для занятия зодчеством, строительством, вождением судов.

Дети рабов с малых лет включались в трудовую деятельность в хозяйстве рабовладельцев, в процессе которой получали ремесленно-трудовое воспитание и приучались к послушанию.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были пронизаны религиозной догматикой.

Феодальное общество характеризуется господством религиозной идеологии и сословным воспитанием подрастающего поколения. Сыновья феодалов готовились к военной службе. Они обучались умению ездить верхом, плавать, фехтовать, метать копье, охотиться. Духовенство обучалось в церковных школах. Дети зажиточных крестьян и ремесленников посещали церковно-приходские школы, где обучались молитвам, церковным обрядам, чтению, письму и счету.

Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в XVII веке. Таким образом, педагогическая профессия получила научное подкрепление.

Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы подрастающее поколение не усваивало опыт предыдущих поколений. Поэтому возникновение педагогической профессии имеет объективные основания.

Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по повышенному чувству долга и ответственности ее представителей. Главное ее отличие от других профессий типа «человек - человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования духовного мира.

За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая («человекообразующая»). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая – с развитием его личности, творческой индивидуальности.

Гуманизм (от латинского humanus – человеческий, человечный) означает признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Уважение к личности человека, идеи духовности являются неотъемлемой частью культуры любого народа. Гуманность понимается как человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека.

Педагогическая деятельность должна иметь гуманистическую направленность. Это означает, что все действия педагога подчинены реальным интересам личности учащегося. Оказать содействие человеку в определении отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру и к своей профессиональной деятельности – это гуманистическая направленность педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность имеет как количественные, так и качественные характеристики. Труд педагога можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Поэтому творческий характер педагогической деятельности является важнейшей ее особенностью. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности.

Содержание подготовки педагога той или иной специальности представлено в квалификационной характеристике – нормативной модели компетентности педагога, отражающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков.

Личностные качества педагога являются важным фактором, влияющим на эффективность педагогической деятельности. Все они имеют профессиональную значимость. Хороший педагог - это порядочный, честный, справедливый, добрый человек. В то же время каждая профессия предъявляет свои требования к личностным качествам работника, которые и позволяют выполнять ту или иную деятельность успешно, а отсутствие или недостаточно сформированный их уровень резко снижает эффективность труда. Так, для педагога характерными являются такие качества, как общительность и коммуникативность.

Специфика педагогического труда предъявляет к педагогу ряд личностных требований, которые в педагогической науке определяются как профессионально важные личностные качества, являющиеся характеристикой интеллектуальной, эмоциональной и социальной сторон личности, существенно влияют на результат педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога. Выделяют доминантные и периферийные качества, существуют также негативные и профессионально недопустимые качества для педагога (рис. 2).

 

Рис.2. Структура качеств личности педагога

Доминантные качества – это социальная активность, целеустремленность, справедливость, гуманность и др. Отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности.

Периферийные качества не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако способствуют ее успешности. Например, доброжелательность, приветливость, чувство юмора, внешняя привлекательность и др.

Негативные качества способствуют снижению эффективности педагогического труда (неуравновешенность, пристрастность, мстительность). Профессионально недопустимые ведут к профессиональной непригодности педагога (рукоприкладство, грубость, беспринципность, вредные привычки, безответственность, некомпетентность, безнравственность).

Индивидуальный стиль деятельности педагога определяют не сами профессионально важные качества, а неповторимое многообразие их комбинаций. При этом приоритетными являются доминантные качества.

Каждый ли педагог может стать мастером своего дела, или для достижения педагогического успеха необходимо какое-то особое дарование? Иначе, какие факторы влияют на успех педагогической деятельности, на формирование профессионального мастерства: природные или социальные?

В педагогике долгое время преобладала точка зрения, согласно которой считалось, что готовит к жизни воспитатель, обладающий педагогическим талантом. Основным условием успеха в его работе считались специальные способности. Есть и другие точки зрения на данный вопрос.

Современная наука также не дает однозначного ответа на вопросы в отношении педагогических способностей. Выделяют четыре фактора, влияющих на формирование способностей: задатки, воспитание, среда, личное стремление к самосовершенствованию.

К числу основных педагогических способностей можно отнести следующие: экспрессивные, дидактические, авторитарные, научно-педагогические, перцептивные, коммуникативные, личностные, организаторские, мажорные, психомоторные, способности к распределению и концентрации внимания, гностические и конструктивные (рис. 3).

 
 

 

 


Рис.3. Основные педагогические способности

 

Экспрессивные – умение педагога образно и ярко выражать свои мысли с помощью слов и невербальных средств.

Дидактические – умение преподнести учебный материал так, чтобы он стал доступным и был прочно усвоен, а также эффективно строить учебно-воспитательный процесс.

Авторитарные способности заключаются в умении быстро завоевать уважение, а в дальнейшем – высокий авторитет, в волевом влиянии на учащихся.

Научно-педагогические – подразумевают участие в научно-исследова­тель­ской работе педагогического характера.

Перцептивные – умение воспринять внутренний мир учащегося, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, выявить его отношение к занятиям, к педагогам.

Коммуникативные – это умение легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего, с учащимися, в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения.

Личностные – проявление педагогического такта, что заключается в умении соблюдать чувство меры в отношениях с окружающими, особенно при проявлении требовательности, которая всегда сочетается с уважением к обучаемым, заботой о них.

Организаторские – умение четко, без потерь времени подготовить и провести любое учебное занятие, классный час, вечер отдыха, родительское собрание и т.п.

Мажорные– оптимизм и юмор педагога, помогающие активизировать учебный процесс, любой вид работы и отдыха, предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять напряжение.

Психомоторные – обеспечение двигательных навыков, способность в работе «соединять голову с руками», подбирать индивидуальную технику движений для учащихся во время практического обучения, эксперимента и других работ.

Способности к концентрации и распределению внимания – умение на занятиях и в других случаях общения держать в поле зрения всю учебную группу, видеть каждого учащегося в отдельности.

Гностические – умение быстро и точно распознавать предметы, явления, анализировать их и успешно оперировать отраженными образами.

Конструктивные способности или педагогическое воображение – умение проектировать будущее воспитанников, планировать предстоящую работу, предвидеть результаты своего труда.

Педагогические способности можно классифицировать как определенные действия, совершаемые педагогом по отношению к студентам, взаимодействию с ними, по отношению к среде, в рамках которой осуществляются воспитательные процессы. При этом педагогические способности можно охарактеризовать через умения, отражающие доступный реальный уровень их проявления.

К способностям педагога по отношению к взаимодействию с учеником можно отнести: экспрессивные, дидактические, авторитарные, научно-педагогические, коммуникативные, личностные, организаторские, мажорные, психологические, конструктивные; по отношению к ученику выделим следующие способности: перцептивные, гностические; по отношению к среде – способности к концентрации и распределению внимания.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Объясните, как воспитание стало особым видом деятельности.

2. В чем заключается сущность воспитательных отношений?

3. Сравните между собой формы существования педагогических знаний на различных исторических этапах.

4. Объясните сущность педагогической профессии.

5. Какие функции исторически закрепились за педагогической профессией?

6. В чем проявляется гуманистическая направленность педагогической деятельности?

7. Объясните сущность творческого характера педагогической деятельности.

8. Приведите структуру профессионально значимых качеств личности педагога.

9. Проанализируйте основные педагогические способности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.