Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности профессии мастера профессионального обучения 1 страница




Мастер профессионального обучения как педагог начального профессионального образования

В России с начала XX века практически не осуществлялась целевая специальная подготовка преподавателей профессионального обучения для профессиональных учебных заведений. Преподавателями реальных училищ, профессиональных школ, как правило, становились выпускники университетов и отраслевых институтов, не имевшие педагогического образования.

Формирование системы специального педагогического образования начинается с 1920 г., когда Совнаркомом был утвержден при Наркомпросе Главный комитет по профессионально-техническому образованию (Главпрофобр), которому было поручено решение всех вопросов по подготовке педагогических работников (технопедагогов) для средних и низших профессиональных учебных заведений. С этой целью в составе педагогической секции Главпрофобра выделяется отдел технопедагогических курсов и учреждений, в задачи которого входила организация учебных заведений по подготовке преподавателей общетехнических и специальных дисциплин.

В 20-30-е годы сложились два направления подготовки инженерно-педагогических кадров для профтехобразования: преподавателей и инструкторов (в будущем – мастеров производственного обучения)

Первым учебным заведением по подготовке преподавателей для техникумов, средних и низших технических школ и курсов стал Петроградский технико-педагогический институт, открывшийся 15 декабря 1920 г. и имевший социологический, технической математики и физики, электромеханический, инженерно-строительный и другие факультеты. В 1923 г. в Москве открывается индустриально-педагогический институт им. К. Либкнехта, имевший также несколько отделений по подготовке преподавателей по общетехническим и специальным дисциплинам. В этот же период открываются курсы по подготовке педагогов данного профиля при различных технических высших учебных заведениях.

В 1921 году в Москве были открыты первые курсы инструкторов – мастеров производственного обучения. На курсы набирались опытные рабочие с производства, иногда не имевшие даже начального образования. В 1925-1926 годах курсы были преобразованы в индустриально-педагогический техникум.

Как видим, 20-30 годы были чрезвычайно плодотворными для становления инженерно-педагогического образования. Этому периоду свойственны активный поиск, разнообразные формы, признание необходимости специальной подготовки технических и педагогических кадров для любых видов профшкол.

На этом начальном этапе развития инженерно- педагогическая подготовка называлась системой специального педагогического образования. Система специального педагогического образования включала подготовку педагогов профессионального образования по различным специальностям: инженеров-педагогов (технопедагогов), агрономов-педагогов, педагогов-экономистов, инструкторов производственного обучения и др.

В разработке теоретических основ подготовки педагогов для профтехнической школы приняли участие такие ученые-педагоги, М.А. Алексинский, И.А. Анкудинов, С.Е. Гайсинович, А.Ф. Евстигнеев-Беляков, И.А. Каиров, С.Я. Купидонов, М.М. Рубинштейн и др., давшие в своих трудах научное обоснование содержания и организационных форм подготовки преподавателей специальных дисциплин и инструкторов производственного обучения.

В 40-е годы продолжают активно создаваться индустриально-педагогические техникумы по подготовке мастеров производственного обучения. В 1960 году количество таких техникумов достигло 60. В 60-х годах создаются инженерно-педагогические факультеты при вузах, к 1975 году их насчитывалось 24.

Начало новому этапу в подготовке педагогов для профессиональных учебных заведений положила организация инженерно-педагогического института в Свердловске (1979 г.). Открытие специализированного высшего учебного заведения имело целью подготовку педагогических кадров для профессиональных учебных заведений системы профтехобразования. Это было вызвано, прежде всего, преобразованиями, которые происходили в системе народного образования и в промышленности. Все это предъявляло высокие требования к профессиональной компетентности педагогов, работавших в системе профессионального образования и, в первую очередь, в профтехобразовании.

Так постепенно росло не только количество учебных заведений, осуществляющих подготовку инженерно-педагогических кадров, но и совершенствовалось методическое и техническое обеспечение этой профессии. Были разработаны профессионально-квалификационные характеристики инженеров-педагогов и мастеров производственного обучения, возросла роль психолого-педагогической подготовки.

Инженерно-педагогическая профессия относится к сложной группе профессий, функционирующих одновременно в двух разнородных системах: «человек-человек», «Человек-техника» и их модификациях. В связи с этим деятельность мастера производственного обучения складывается из двух видов: профессиональной (отраслевой) и педагогической, которая в итоге определялась как профессионально-педагогическая деятельность. Мастер производственного обучения, помимо подготовленности к педагогической деятельности, является специалистом в той отрасли народного хозяйства, для которой готовят кадры в профессиональных училищах. Следовательно, можно говорить об интеграционной деятельности мастера производственного обучения: профессиональной (отраслевой, т.е. соответствующей определенной отрасли народного хозяйства) и педагогической. Таким образом, в процессе профессионально-педагогической подготовки мастера производственного обучения преследуется следующая цель: подготовка специалиста по обучению профессиональным знаниям и умениям в профессиональных училищах, а также непосредственно на производстве. Мастер производственного обучения должен знать особенности технологии отрасли и отдельной специальности в ней, иметь практические профессиональные навыки. Мастер производственного обучения, осуществляющий практическое (производственное) обучение, должен иметь уровень квалификации по рабочей профессии, превышающий планируемый для выпускников учреждений начального профессионального образования.

В 80-е годы XX столетия происходило укрепление системы высшего инженерно-педагогического и среднего индустриально-педагогического образования. Инженерно-педагогическое образование, как государственная система, сформировалось в 1970-80 годах в единый организационный и методический центр на базе СИПИ. В 90-ых годах происходит реорганизация индустриально-педагогических техникумов в колледжи. Затем последовало преобразование СИПИ в Уральский государственный профессионально-педагогический университет (с 2002 года – Российский государственный профессионально-педаго­гический университет), а индустриально-педагогических техникумов и колледжей - в профессионально-педагогические. Это связано с тем, что профессионально-педагогическое образование было признано новым специфическим видом образования. Содержание профессионально-педагогического образования регламентируется Государственным образовательным стандартом. В 1997 году разработан и принят временный Государственный образовательный стандарт СПО по специальности 0308 Профессиональное обучение (по отраслям); в 2002 году утверждена новая редакция этого госстандарта, где ранее существовавшая квалификация «мастер производственного обучения» заменена на квалификацию «мастер профессионального обучения».

Переход от образования инженерно-педагогического к профессионально-педагогическому привел к тому, что под профессионально-педагогическим образованием (ППО) стали считать более широкое профессионально-образовательное поле, нежели существовавшее до этого поле инженерно-педагогического образования.

В профессионально-педагогическое пространство, кроме профтехшколы, попадает подготовка педагогов для любых ступеней и направлений профессиональной школы: и начальной, и средней и высшей, что кардинально меняет структуру этого вида образования.

Условия развития системы ППО определяются общественно-политическими и социально-экономическими процессами в обществе. Наиболее принципиальными являются: демократизация общественной жизни, переход к рыночным отношениям в экономике и свободному предпринимательству, возрастание самостоятельности регионов и их автономизация. Эти процессы порождают комплекс факторов, которые влияют на ППО и должны учитываться при разработке структуры многоуровневой подготовки специалистов.

Профессионально-педагогическое образование связано с подготовкой специалистов, способных осуществлять социально-профессиональную и производственно-технологическую деятельность в профессиональных учебных заведениях начального, среднего и высшего уровня, а также на предприятиях.

Система профессионально-педагогического образования – это сеть государственных высших и средних педагогических учебных заведений, которые выпускают специалистов, обеспечивающих подготовку человека к деятельности по профессии.

Профессионально-педагогическое образование – это формирование личности, способной к эффективной реализации себя в сфере начального и среднего профессионального образования, к осуществлению всех компонентов интегративного образовательного процесса, к выполнению полного спектра профессионально-образовательных функций.

Профессионально-педагогические колледжи и техникумы готовят сегодня мастеров профессионального обучения, в первую очередь, для образовательных учреждений начального профессионального образования, а также для других уровней профессионального образования. Подготовка ведется в соответствии с классификатором специальностей среднего профессионального образования и по образовательным программам этого уровня обучения.

Подготовка в профессионально-педагогических колледжах и техникумах заканчивается присвоением выпускникам квалификации мастер профессионального обучения; техник.

Согласно ГОС СПО по специаль­ности «Профессиональное обучение (по отраслям)» выпускник колледжа (техни­ку­ма) должен быть готов к профессиональной деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих (служащих) в качестве мастера профессионального обучения в образовательных учреждениях различных типов и видов. Кроме того, выпускник имеет и вторую квалификацию, согласно которой может заниматься профессиональной деятельностью в качестве специалиста среднего звена по соответствующей специальности среднего профессионального образования на предприятиях (организациях).

Основными видами деятельности выпускника являются:

учебно - воспитательная – осуществление целостного учебного производственного процесса в соответствии с образовательной программой профессиональной подготовки рабочих (служащих), формирование личностных и профессиональных качеств будущего рабочего (служащего); создание благоприятной образовательно-воспитательной среды в процессе профессионального обучения; осуществление профессиональной ориентации обучающихся; личностно-ориентированного подхода в работе с ними;

учебно - методическая – проектирование и разработка комплексного учебно-методического обеспечения процесса профессионального обучения и практики учащихся (обучающихся); изучение передового производственного опыта и инновационных образовательных технологий, использование их в учебно-воспитательной и производственной деятельности;

организационно-управленческая – организация учебно-про­изводственного и воспитательного процесса, практики обучающихся; руководство деятельностью учебной группы, производственного коллектива – исполнителей; выбор оптимальных решений в нестандартных педагогических и производственных ситуациях; обеспечение выполнения требований программы производственного обучения, техники безопасности и режима работы обучаемых в учебных мастерских и на производственных объектах: учет, отчетность и анализ учебной и производственной деятельности;

производственно-технологическая (конструкторско-техноло­гическая, опытно-экспериментальная и другие виды деятельности) – виды деятельности и их содержание устанавливаются согласно Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования по специальности профиля подготовки.

Выпускник среднего профессионального образования по квалификации мастера профессионального обучения должен

уметь:

формировать и развивать профессиональные умения и навыки обучаемых;

– проектировать (конструировать) занятия по профессиональной подготовке, воспитательную работу, несложные технические и дидактические средства обучения;

– организовывать и осуществлять образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей обучаемых и на основе современных технологий профессионального обучения и воспитания;

– обеспечивать связь теории с практикой;

– разрабатывать планирующую и учебно-методическую документацию по производственному обучению и практике обучающихся (студентов);

– формировать профессионально важные качества личности рабочего (служащего) и проводить профориентационную работу;

– использовать достижения профессиональной педагогики и психологии при совершенствовании процесса профессионального обучения и воспитания обучающихся (студентов);

– пользоваться нормативно-справочной, научно-технической, педагогической и учебно-методической литературой;

– разрабатывать планы размещения оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест в учебно-производственных мастерских, в учебных хозяйствах, на полигонах и других учебных базах;

– нормировать и организовывать производственные и учебно-производственные работы, деятельность учебной группы с соблюдением правил безопасных условий труда и противопожарной защиты;

– вести учет, отчетность и на их основе проводить анализ, оценку и корректировку учебно-производственной деятельности, разрабатывать и реализовывать мероприятия по повышению эффективности образовательного процесса и производства;

– внедрять инновационные технологии профессионального обучения, передового отечественного и международного опыта в профессионально-педагогической сфере;

– применять в профессиональной деятельности информационно-телекоммуникационные технологии, автоматизированные средства обучения и тренажерные комплексы;

знать:

– основополагающие документы Правительства Российской Федерации, отраслевых министерств, Минобразования России и Минтруда России по вопросам кадровой политики и профессионального образования;

– государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников учебных заведений начального и среднего профессионального образования в части профессионального обучения и практики обучающихся (студентов);

– учебно-программную документацию подготовки рабочих (служащих);

– анатомию, возрастную физиологию и гигиену;

– общую и профессиональную психологию;

– общую и профессиональную педагогику;

– основы педагогического мастерства;

– методику профессионального обучения и воспитания;

– основные показатели и методы оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

– средства информационных технологий и методы работы с ними;

– государственную систему метрологии, стандартизации и сертификации;

– основы рыночной экономики и менеджмента;

– правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты.

По квалификации техника, технолога и т.д. требования к умениям и знаниям выпускника устанавливаются согласно Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования по специальности профиля подготовки.

Вопросы и задания для самопроверки

1. В чем отличие педагогической деятельности преподавателя и инструктора?

2. Чем характеризуются 30-е годы становления инженерно-педагогического образования в СССР?

3. Назовите учебные заведения, в которых до 1979 года готовили преподавателей и мастеров производственного обучения для системы начального профессионального образования?

4. Чем знаменателен 1979 год в системе подготовки кадров для начального профессионального образования?

5. Почему деятельность мастера производственного обучения называется профессионально-педагогической?

6. В чем суть реорганизации инженерно-педагогической системы подготовки кадров в 90-е годы?

7. В чем сущность профессионально-педагогического образования?

8. Что представляет собой система профессионально-педагогического образования?

9. Перечислите виды деятельности выпускника профессионально-педагогического (индустриально-педагогического) учебного заведения на производстве, в профтехучилище, определяемые Государственным образовательным стандартом.

 

 

Профессия мастера профессионального обучения определяется особенностями его деятельности. Как уже отмечалось выше, мастер профессионального обучения выполняет различные виды деятельности в рамках общей профессионально-педагогической деятельности. Рассмотрим особенности этой деятельности.

Профессия мастера профессиональ­ного обучения является педагогической и относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Педагог выделяется среди различных специалистов не только по повышенному чувству долга и ответственности, но и по классу решаемых задач. Имея в качестве цели своей деятельности становление, формирование и преобразование личности, мастер профессионального обучения призван также и управлять процессом ее развития.

Особенность профессионально-педагогиче­ской деятельности мастера профессионального обу­чения состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содер­жание составляют взаимоотношения с людьми, а с другой, профессия этого типа всегда требует от человека специальных знаний, умений и навыков в определенной профессиональной области. Для мастера профессионального обучения – это знания и умения по конкретному виду профессиональной (отраслевой) деятельности.

Кроме того, мастер профессионального обуче­ния должен хорошо знать и представлять деятель­ность учащихся, их возрастные особенности, процес­сом развития которых он руководит. Следовательно, профессия мастера профессионального обучения требует двойной подготовки: человековедческой и специальной (отраслевой).

Для мастера профессионального обучения, та­ким образом, характерным становится умение об­щаться, он должен обладать определенными соци­ально-психологическими качествами. Особенностью данной профессии является также ее гуманистиче­ский, коллективный и творческий характер.

Деятельность мастера профессионального обучения в процессе подготовки будущих рабочих в значительной степени также определяется и необходимостью учета требований потенциальных работодателей, конкретных производств. Современный рынок труда достаточно динамичный, и работодатель в зависимости от уровня развития конкретного производства предъявляет требования, связанные как со знанием технико-технологических, социально-экономических возможностей и перспектив в производственных отношениях, так и характера взаимоотношений между людьми. Поэтому одним из условий выполнения данных требований является то, что мастер профессионального обучения должен хорошо ориентироваться в запросах потенциальных работодателей, обеспечивая этим высокую эффективность подготовки будущих рабочих.

Таким образом, мастер профессионального обучения готовит своих воспитанников исходя из нуж­д данного конкретного времени, с учетом определенной социальной и профессиональной ситуации и требований общества. И в то же время он является проводником культуры, не­сет в себе вневременной фактор, имея в качестве цели развитие личности как синтез ее общечеловече­ских качеств, работая таким образом на будущее.

В отличие от других представителей профес­сии «человек – человек», где результат является продуктом деятельнос­ти одного человека (например, врача, продавца и т.п.), в педагогической профессии трудно определить вклад конкретного педагога, се­мьи и других социальных структур на воспитан­ника.

Чаще всего в педагогической науке опреде­ляют понятие совокупного субъекта педагогической деятельности, понимая под этим коллектив учебного заведения.

Уровень творчества в деятельности мастера профессионального обучения отражает степень ис­пользования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Поэтому творческий характер педагогической деятельности мастера профессионального обучения является также важнейшей ее особенностью, поскольку ее продук­том всегда остается развитие личности. Творчески работающий мастер профессионального обучения с течением времени создает свою педагогическую систему, которая является средством для достижения наилучшего результата в воспитании.

Творческий потенциал личности мастера профессионального обучения формируется на основании накопленного им социального опыта, психолого-педа­гогических и специальных знаний, умений и навыков, позволяющих находить и применять новые, ориги­нальные решения, новаторские формы и методы, со­вершенствуя тем самым свои профессиональные функции.

В современной педагогической науке педаго­гическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельст­вах. При этом педагог строит свою деятельность следующим образом: анализирует педагогические си­туации, проектирует результат в соответствии с ис­ходными данными, анализирует имеющиеся сред­ства, оценивает полученные данные и формулирует но­вые задачи.

Опыт творческой деятельности мастера профессионального обучения не вносит принципиально новых знаний и умений в содержание его профессио­нальной подготовки, но, тем не менее, при система­тическом выполнении творческой деятельности у него формируются личностные качества, характери­зующие такое свойство личности как креативность.

Креативность - это способность, отражающая глубин­ное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.


Как мы уже определились, мастер профессионального обучения участвует сразу в двух видах дея­тельности: педагогической и профес­сиональной (отраслевой).

Педагогическая деятельность предста­­в­­ляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений и освоение младшим поколением накопленных человечеством культуры и опыта с целью их личностного развития и подготовки к выполнению определенных ролей в обществе.

Педагогическую деятельность осуществляют не только педагоги, но также и родители, обществен­ные организации, средства массовой информации и т.д. Однако в первом случае эта деятельность - про­фессиональная, а во втором – общепедагогическая, которую, вольно или невольно, осуществляет каждый человек по отношению к другим людям и самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием.

Педагогическая деятельность мастера профессионального обучения мо­жет быть структурно представлена как единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Системообразую­щей характеристикой педагогической деятельности является цель (А.Н. Леонтьев).

Цель педагогической деятельности связана с реализацией стратегической цели воспитания, кото­рая может рассматриваться как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности.

Формирование всесторонне и гармонически развитой личности являлось целью в системе обра­зования Древней Греции, Европы эпохи Возрождения, у западных и русских утопистов, французских просве­тителей, а также в эпоху построения социализма в СССР.

В настоящее время педагоги осто­рожно подходят к воспитательному идеалу. У спе­циалистов нет единого мнения. Есть мнение, что до 90-х годов цели воспитания определялись в зависимости от по­требностей общества и носили идеологический ха­рактер, а сегодня необходимо идти от потребностей личности в самореализации, развитии ее способно­стей (А.В. Петровский). Поэтому цель воспитания в общем виде формируется как помощь лично­сти в разностороннем развитии в соответствии с ее способностями. Это отражено в Законе РФ «Об образовании». Образование служит «решению формирования общей культуры личности, ее адапта­ции к жизни в обществе, помощи в осознанном вы­боре профессии» (ст.9, п.2). Можно сказать, что выс­шей целью является развитие личности в гармонии с собой и социумом.

Реализация целей педагогической деятельно­сти связана с решением таких социально-педагогиче­ских задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуаль­ности личности.

Основной функциональной единицей, с помо­щью которой проявляются все свойства педагогиче­ской деятельности, является педагогическое дейст­вие (В.А. Сластенин) как единство цели и содержа­ния. Понятие о педагогическом действии выражает то общее, что присуще всем формам педагогической деятельности (урок, экскурсии, беседа и т.п.), но не сводится ни к одной из них. В то же время педагоги­ческое действие является тем особенным, которое выражает и всеобщее, и отдельное.

Деятельность педагога-воспитателя – это процесс решения неис­числимого множества различных педагогических за­дач. Сначала педагогическое действие педагога вы­ступает в форме познавательной задачи. Затем, опи­раясь на имеющиеся знания, он теоретически соот­носит средства, предмет и предполагаемый резуль­тат своего действия. После этого познавательная за­дача переходит в форму практического преобразова­тельного акта. При этом обнаруживается некоторое несоответствие между средствами и объектами педа­гогического влияния, что сказывается на результатах действия педагога. Вследствие чего из формы педа­гогического акта действие опять переходит в форму познавательной задачи, условия которой становятся более полными и т.д.

Традиционно выделяют препо­давание и воспитательную работу как основные виды педагогической деятельности, осуществляемые в це­лостном педагогическом процессе. Рассматривая деятельность преподавателя спецпредметов, с этим можно согласиться, но для мастера профессионального обучения количество видов деятельности не­сколько больше.

Так, в рамках профессионально-педагогической деятельности мож­­но выделить такие виды дея­тельности мастера профессионального обучения, как профессиональное обучение (препода­вание), воспитательная работа, методическая работа, организационно-управлен­чес­кая и эксплуатационно-обслужи­ва­ю­щая дея­тельность.

Преподава­ние – это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью учащихся. Таким образом, преподавание и воспитание явля­ются тождественными понятиями. Поэтому именно такое понимание их соотношения раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания.

Воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспи­тательной среды и управление разнообразными ви­дами деятельности учащихся с целью решения за­дач гармонического развития личности.

Методическая работа – это деятельность, связанная с разработкой учебно–методического обеспечения уроков производственного обучения в УПМ или на предприятии.

Организационно-управленческая и эксплуатационно-обслу­живаю­щая деятельность выделены в само­стоятельные виды в связи с тем, что мастер профессионального обучения ведет преподавание в учебно-производственных мастерских, а также организует обучение на производстве или в условиях, прибли­женным к производственным. Учащиеся выполняют различные работы на реальном технологическом оборудовании, поэтому необходима определенная организация учащихся и владение методами управ­ления. В то же время мастер профессионального обу­чения должен знать и уметь работать, эксплуатиро­вать используемое в учебно-производственных мас­терских оборудование, проводить его техниче­ское обслуживание и ремонт.

Обучение лишь условно, для удобства и глубо­кого познания, рассматривается изолированно от воспитания. В общем педагогическом про­цессе они слиты воедино.

Преподавание (теоретическое и практическое), осуществляемое в рамках любой организационной формы, а не только урока, имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Главным крите­рием эффективности преподавания является дости­жение учебной цели.

Воспитательная работа, также осуществляе­мая в пределах любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, так как она не достижима в сроки, ограниченные временными рамками. В воспитательной работе можно преду­смотреть лишь последовательное решение конкрет­ных задач, ориентированных на цель. Главным кри­терием эффективности решения воспитательных за­дач являются позитивные изменения в сознании уча­щихся, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 6213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.