КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности профессии мастера профессионального обучения 1 страница
Мастер профессионального обучения как педагог начального профессионального образования В России с начала XX века практически не осуществлялась целевая специальная подготовка преподавателей профессионального обучения для профессиональных учебных заведений. Преподавателями реальных училищ, профессиональных школ, как правило, становились выпускники университетов и отраслевых институтов, не имевшие педагогического образования. Формирование системы специального педагогического образования начинается с 1920 г., когда Совнаркомом был утвержден при Наркомпросе Главный комитет по профессионально-техническому образованию (Главпрофобр), которому было поручено решение всех вопросов по подготовке педагогических работников (технопедагогов) для средних и низших профессиональных учебных заведений. С этой целью в составе педагогической секции Главпрофобра выделяется отдел технопедагогических курсов и учреждений, в задачи которого входила организация учебных заведений по подготовке преподавателей общетехнических и специальных дисциплин. В 20-30-е годы сложились два направления подготовки инженерно-педагогических кадров для профтехобразования: преподавателей и инструкторов (в будущем – мастеров производственного обучения) Первым учебным заведением по подготовке преподавателей для техникумов, средних и низших технических школ и курсов стал Петроградский технико-педагогический институт, открывшийся 15 декабря 1920 г. и имевший социологический, технической математики и физики, электромеханический, инженерно-строительный и другие факультеты. В 1923 г. в Москве открывается индустриально-педагогический институт им. К. Либкнехта, имевший также несколько отделений по подготовке преподавателей по общетехническим и специальным дисциплинам. В этот же период открываются курсы по подготовке педагогов данного профиля при различных технических высших учебных заведениях. В 1921 году в Москве были открыты первые курсы инструкторов – мастеров производственного обучения. На курсы набирались опытные рабочие с производства, иногда не имевшие даже начального образования. В 1925-1926 годах курсы были преобразованы в индустриально-педагогический техникум. Как видим, 20-30 годы были чрезвычайно плодотворными для становления инженерно-педагогического образования. Этому периоду свойственны активный поиск, разнообразные формы, признание необходимости специальной подготовки технических и педагогических кадров для любых видов профшкол. На этом начальном этапе развития инженерно- педагогическая подготовка называлась системой специального педагогического образования. Система специального педагогического образования включала подготовку педагогов профессионального образования по различным специальностям: инженеров-педагогов (технопедагогов), агрономов-педагогов, педагогов-экономистов, инструкторов производственного обучения и др. В разработке теоретических основ подготовки педагогов для профтехнической школы приняли участие такие ученые-педагоги, М.А. Алексинский, И.А. Анкудинов, С.Е. Гайсинович, А.Ф. Евстигнеев-Беляков, И.А. Каиров, С.Я. Купидонов, М.М. Рубинштейн и др., давшие в своих трудах научное обоснование содержания и организационных форм подготовки преподавателей специальных дисциплин и инструкторов производственного обучения. В 40-е годы продолжают активно создаваться индустриально-педагогические техникумы по подготовке мастеров производственного обучения. В 1960 году количество таких техникумов достигло 60. В 60-х годах создаются инженерно-педагогические факультеты при вузах, к 1975 году их насчитывалось 24. Начало новому этапу в подготовке педагогов для профессиональных учебных заведений положила организация инженерно-педагогического института в Свердловске (1979 г.). Открытие специализированного высшего учебного заведения имело целью подготовку педагогических кадров для профессиональных учебных заведений системы профтехобразования. Это было вызвано, прежде всего, преобразованиями, которые происходили в системе народного образования и в промышленности. Все это предъявляло высокие требования к профессиональной компетентности педагогов, работавших в системе профессионального образования и, в первую очередь, в профтехобразовании. Так постепенно росло не только количество учебных заведений, осуществляющих подготовку инженерно-педагогических кадров, но и совершенствовалось методическое и техническое обеспечение этой профессии. Были разработаны профессионально-квалификационные характеристики инженеров-педагогов и мастеров производственного обучения, возросла роль психолого-педагогической подготовки. Инженерно-педагогическая профессия относится к сложной группе профессий, функционирующих одновременно в двух разнородных системах: «человек-человек», «Человек-техника» и их модификациях. В связи с этим деятельность мастера производственного обучения складывается из двух видов: профессиональной (отраслевой) и педагогической, которая в итоге определялась как профессионально-педагогическая деятельность. Мастер производственного обучения, помимо подготовленности к педагогической деятельности, является специалистом в той отрасли народного хозяйства, для которой готовят кадры в профессиональных училищах. Следовательно, можно говорить об интеграционной деятельности мастера производственного обучения: профессиональной (отраслевой, т.е. соответствующей определенной отрасли народного хозяйства) и педагогической. Таким образом, в процессе профессионально-педагогической подготовки мастера производственного обучения преследуется следующая цель: подготовка специалиста по обучению профессиональным знаниям и умениям в профессиональных училищах, а также непосредственно на производстве. Мастер производственного обучения должен знать особенности технологии отрасли и отдельной специальности в ней, иметь практические профессиональные навыки. Мастер производственного обучения, осуществляющий практическое (производственное) обучение, должен иметь уровень квалификации по рабочей профессии, превышающий планируемый для выпускников учреждений начального профессионального образования. В 80-е годы XX столетия происходило укрепление системы высшего инженерно-педагогического и среднего индустриально-педагогического образования. Инженерно-педагогическое образование, как государственная система, сформировалось в 1970-80 годах в единый организационный и методический центр на базе СИПИ. В 90-ых годах происходит реорганизация индустриально-педагогических техникумов в колледжи. Затем последовало преобразование СИПИ в Уральский государственный профессионально-педагогический университет (с 2002 года – Российский государственный профессионально-педагогический университет), а индустриально-педагогических техникумов и колледжей - в профессионально-педагогические. Это связано с тем, что профессионально-педагогическое образование было признано новым специфическим видом образования. Содержание профессионально-педагогического образования регламентируется Государственным образовательным стандартом. В 1997 году разработан и принят временный Государственный образовательный стандарт СПО по специальности 0308 Профессиональное обучение (по отраслям); в 2002 году утверждена новая редакция этого госстандарта, где ранее существовавшая квалификация «мастер производственного обучения» заменена на квалификацию «мастер профессионального обучения». Переход от образования инженерно-педагогического к профессионально-педагогическому привел к тому, что под профессионально-педагогическим образованием (ППО) стали считать более широкое профессионально-образовательное поле, нежели существовавшее до этого поле инженерно-педагогического образования. В профессионально-педагогическое пространство, кроме профтехшколы, попадает подготовка педагогов для любых ступеней и направлений профессиональной школы: и начальной, и средней и высшей, что кардинально меняет структуру этого вида образования. Условия развития системы ППО определяются общественно-политическими и социально-экономическими процессами в обществе. Наиболее принципиальными являются: демократизация общественной жизни, переход к рыночным отношениям в экономике и свободному предпринимательству, возрастание самостоятельности регионов и их автономизация. Эти процессы порождают комплекс факторов, которые влияют на ППО и должны учитываться при разработке структуры многоуровневой подготовки специалистов. Профессионально-педагогическое образование связано с подготовкой специалистов, способных осуществлять социально-профессиональную и производственно-технологическую деятельность в профессиональных учебных заведениях начального, среднего и высшего уровня, а также на предприятиях. Система профессионально-педагогического образования – это сеть государственных высших и средних педагогических учебных заведений, которые выпускают специалистов, обеспечивающих подготовку человека к деятельности по профессии. Профессионально-педагогическое образование – это формирование личности, способной к эффективной реализации себя в сфере начального и среднего профессионального образования, к осуществлению всех компонентов интегративного образовательного процесса, к выполнению полного спектра профессионально-образовательных функций. Профессионально-педагогические колледжи и техникумы готовят сегодня мастеров профессионального обучения, в первую очередь, для образовательных учреждений начального профессионального образования, а также для других уровней профессионального образования. Подготовка ведется в соответствии с классификатором специальностей среднего профессионального образования и по образовательным программам этого уровня обучения. Подготовка в профессионально-педагогических колледжах и техникумах заканчивается присвоением выпускникам квалификации мастер профессионального обучения; техник. Согласно ГОС СПО по специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)» выпускник колледжа (техникума) должен быть готов к профессиональной деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих (служащих) в качестве мастера профессионального обучения в образовательных учреждениях различных типов и видов. Кроме того, выпускник имеет и вторую квалификацию, согласно которой может заниматься профессиональной деятельностью в качестве специалиста среднего звена по соответствующей специальности среднего профессионального образования на предприятиях (организациях). Основными видами деятельности выпускника являются: – учебно - воспитательная – осуществление целостного учебного производственного процесса в соответствии с образовательной программой профессиональной подготовки рабочих (служащих), формирование личностных и профессиональных качеств будущего рабочего (служащего); создание благоприятной образовательно-воспитательной среды в процессе профессионального обучения; осуществление профессиональной ориентации обучающихся; личностно-ориентированного подхода в работе с ними; – учебно - методическая – проектирование и разработка комплексного учебно-методического обеспечения процесса профессионального обучения и практики учащихся (обучающихся); изучение передового производственного опыта и инновационных образовательных технологий, использование их в учебно-воспитательной и производственной деятельности; – организационно-управленческая – организация учебно-производственного и воспитательного процесса, практики обучающихся; руководство деятельностью учебной группы, производственного коллектива – исполнителей; выбор оптимальных решений в нестандартных педагогических и производственных ситуациях; обеспечение выполнения требований программы производственного обучения, техники безопасности и режима работы обучаемых в учебных мастерских и на производственных объектах: учет, отчетность и анализ учебной и производственной деятельности; – производственно-технологическая (конструкторско-технологическая, опытно-экспериментальная и другие виды деятельности) – виды деятельности и их содержание устанавливаются согласно Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования по специальности профиля подготовки. Выпускник среднего профессионального образования по квалификации мастера профессионального обучения должен уметь: – формировать и развивать профессиональные умения и навыки обучаемых; – проектировать (конструировать) занятия по профессиональной подготовке, воспитательную работу, несложные технические и дидактические средства обучения; – организовывать и осуществлять образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей обучаемых и на основе современных технологий профессионального обучения и воспитания; – обеспечивать связь теории с практикой; – разрабатывать планирующую и учебно-методическую документацию по производственному обучению и практике обучающихся (студентов); – формировать профессионально важные качества личности рабочего (служащего) и проводить профориентационную работу; – использовать достижения профессиональной педагогики и психологии при совершенствовании процесса профессионального обучения и воспитания обучающихся (студентов); – пользоваться нормативно-справочной, научно-технической, педагогической и учебно-методической литературой; – разрабатывать планы размещения оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест в учебно-производственных мастерских, в учебных хозяйствах, на полигонах и других учебных базах; – нормировать и организовывать производственные и учебно-производственные работы, деятельность учебной группы с соблюдением правил безопасных условий труда и противопожарной защиты; – вести учет, отчетность и на их основе проводить анализ, оценку и корректировку учебно-производственной деятельности, разрабатывать и реализовывать мероприятия по повышению эффективности образовательного процесса и производства; – внедрять инновационные технологии профессионального обучения, передового отечественного и международного опыта в профессионально-педагогической сфере; – применять в профессиональной деятельности информационно-телекоммуникационные технологии, автоматизированные средства обучения и тренажерные комплексы; знать: – основополагающие документы Правительства Российской Федерации, отраслевых министерств, Минобразования России и Минтруда России по вопросам кадровой политики и профессионального образования; – государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников учебных заведений начального и среднего профессионального образования в части профессионального обучения и практики обучающихся (студентов); – учебно-программную документацию подготовки рабочих (служащих); – анатомию, возрастную физиологию и гигиену; – общую и профессиональную психологию; – общую и профессиональную педагогику; – основы педагогического мастерства; – методику профессионального обучения и воспитания; – основные показатели и методы оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия; – средства информационных технологий и методы работы с ними; – государственную систему метрологии, стандартизации и сертификации; – основы рыночной экономики и менеджмента; – правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты. По квалификации техника, технолога и т.д. требования к умениям и знаниям выпускника устанавливаются согласно Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования по специальности профиля подготовки. Вопросы и задания для самопроверки 1. В чем отличие педагогической деятельности преподавателя и инструктора? 2. Чем характеризуются 30-е годы становления инженерно-педагогического образования в СССР? 3. Назовите учебные заведения, в которых до 1979 года готовили преподавателей и мастеров производственного обучения для системы начального профессионального образования? 4. Чем знаменателен 1979 год в системе подготовки кадров для начального профессионального образования? 5. Почему деятельность мастера производственного обучения называется профессионально-педагогической? 6. В чем суть реорганизации инженерно-педагогической системы подготовки кадров в 90-е годы? 7. В чем сущность профессионально-педагогического образования? 8. Что представляет собой система профессионально-педагогического образования? 9. Перечислите виды деятельности выпускника профессионально-педагогического (индустриально-педагогического) учебного заведения на производстве, в профтехучилище, определяемые Государственным образовательным стандартом.
Профессия мастера профессионального обучения определяется особенностями его деятельности. Как уже отмечалось выше, мастер профессионального обучения выполняет различные виды деятельности в рамках общей профессионально-педагогической деятельности. Рассмотрим особенности этой деятельности. Профессия мастера профессионального обучения является педагогической и относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Педагог выделяется среди различных специалистов не только по повышенному чувству долга и ответственности, но и по классу решаемых задач. Имея в качестве цели своей деятельности становление, формирование и преобразование личности, мастер профессионального обучения призван также и управлять процессом ее развития. Особенность профессионально-педагогической деятельности мастера профессионального обучения состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми, а с другой, профессия этого типа всегда требует от человека специальных знаний, умений и навыков в определенной профессиональной области. Для мастера профессионального обучения – это знания и умения по конкретному виду профессиональной (отраслевой) деятельности. Кроме того, мастер профессионального обучения должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, их возрастные особенности, процессом развития которых он руководит. Следовательно, профессия мастера профессионального обучения требует двойной подготовки: человековедческой и специальной (отраслевой). Для мастера профессионального обучения, таким образом, характерным становится умение общаться, он должен обладать определенными социально-психологическими качествами. Особенностью данной профессии является также ее гуманистический, коллективный и творческий характер. Деятельность мастера профессионального обучения в процессе подготовки будущих рабочих в значительной степени также определяется и необходимостью учета требований потенциальных работодателей, конкретных производств. Современный рынок труда достаточно динамичный, и работодатель в зависимости от уровня развития конкретного производства предъявляет требования, связанные как со знанием технико-технологических, социально-экономических возможностей и перспектив в производственных отношениях, так и характера взаимоотношений между людьми. Поэтому одним из условий выполнения данных требований является то, что мастер профессионального обучения должен хорошо ориентироваться в запросах потенциальных работодателей, обеспечивая этим высокую эффективность подготовки будущих рабочих. Таким образом, мастер профессионального обучения готовит своих воспитанников исходя из нужд данного конкретного времени, с учетом определенной социальной и профессиональной ситуации и требований общества. И в то же время он является проводником культуры, несет в себе вневременной фактор, имея в качестве цели развитие личности как синтез ее общечеловеческих качеств, работая таким образом на будущее. В отличие от других представителей профессии «человек – человек», где результат является продуктом деятельности одного человека (например, врача, продавца и т.п.), в педагогической профессии трудно определить вклад конкретного педагога, семьи и других социальных структур на воспитанника. Чаще всего в педагогической науке определяют понятие совокупного субъекта педагогической деятельности, понимая под этим коллектив учебного заведения. Уровень творчества в деятельности мастера профессионального обучения отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Поэтому творческий характер педагогической деятельности мастера профессионального обучения является также важнейшей ее особенностью, поскольку ее продуктом всегда остается развитие личности. Творчески работающий мастер профессионального обучения с течением времени создает свою педагогическую систему, которая является средством для достижения наилучшего результата в воспитании. Творческий потенциал личности мастера профессионального обучения формируется на основании накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и специальных знаний, умений и навыков, позволяющих находить и применять новые, оригинальные решения, новаторские формы и методы, совершенствуя тем самым свои профессиональные функции. В современной педагогической науке педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. При этом педагог строит свою деятельность следующим образом: анализирует педагогические ситуации, проектирует результат в соответствии с исходными данными, анализирует имеющиеся средства, оценивает полученные данные и формулирует новые задачи. Опыт творческой деятельности мастера профессионального обучения не вносит принципиально новых знаний и умений в содержание его профессиональной подготовки, но, тем не менее, при систематическом выполнении творческой деятельности у него формируются личностные качества, характеризующие такое свойство личности как креативность. Креативность - это способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. Как мы уже определились, мастер профессионального обучения участвует сразу в двух видах деятельности: педагогической и профессиональной (отраслевой). Педагогическая деятельность представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений и освоение младшим поколением накопленных человечеством культуры и опыта с целью их личностного развития и подготовки к выполнению определенных ролей в обществе. Педагогическую деятельность осуществляют не только педагоги, но также и родители, общественные организации, средства массовой информации и т.д. Однако в первом случае эта деятельность - профессиональная, а во втором – общепедагогическая, которую, вольно или невольно, осуществляет каждый человек по отношению к другим людям и самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Педагогическая деятельность мастера профессионального обучения может быть структурно представлена как единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Системообразующей характеристикой педагогической деятельности является цель (А.Н. Леонтьев). Цель педагогической деятельности связана с реализацией стратегической цели воспитания, которая может рассматриваться как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Формирование всесторонне и гармонически развитой личности являлось целью в системе образования Древней Греции, Европы эпохи Возрождения, у западных и русских утопистов, французских просветителей, а также в эпоху построения социализма в СССР. В настоящее время педагоги осторожно подходят к воспитательному идеалу. У специалистов нет единого мнения. Есть мнение, что до 90-х годов цели воспитания определялись в зависимости от потребностей общества и носили идеологический характер, а сегодня необходимо идти от потребностей личности в самореализации, развитии ее способностей (А.В. Петровский). Поэтому цель воспитания в общем виде формируется как помощь личности в разностороннем развитии в соответствии с ее способностями. Это отражено в Законе РФ «Об образовании». Образование служит «решению формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст.9, п.2). Можно сказать, что высшей целью является развитие личности в гармонии с собой и социумом. Реализация целей педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности. Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие (В.А. Сластенин) как единство цели и содержания. Понятие о педагогическом действии выражает то общее, что присуще всем формам педагогической деятельности (урок, экскурсии, беседа и т.п.), но не сводится ни к одной из них. В то же время педагогическое действие является тем особенным, которое выражает и всеобщее, и отдельное. Деятельность педагога-воспитателя – это процесс решения неисчислимого множества различных педагогических задач. Сначала педагогическое действие педагога выступает в форме познавательной задачи. Затем, опираясь на имеющиеся знания, он теоретически соотносит средства, предмет и предполагаемый результат своего действия. После этого познавательная задача переходит в форму практического преобразовательного акта. При этом обнаруживается некоторое несоответствие между средствами и объектами педагогического влияния, что сказывается на результатах действия педагога. Вследствие чего из формы педагогического акта действие опять переходит в форму познавательной задачи, условия которой становятся более полными и т.д. Традиционно выделяют преподавание и воспитательную работу как основные виды педагогической деятельности, осуществляемые в целостном педагогическом процессе. Рассматривая деятельность преподавателя спецпредметов, с этим можно согласиться, но для мастера профессионального обучения количество видов деятельности несколько больше. Так, в рамках профессионально-педагогической деятельности можно выделить такие виды деятельности мастера профессионального обучения, как профессиональное обучение (преподавание), воспитательная работа, методическая работа, организационно-управленческая и эксплуатационно-обслуживающая деятельность. Преподавание – это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью учащихся. Таким образом, преподавание и воспитание являются тождественными понятиями. Поэтому именно такое понимание их соотношения раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания. Воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности учащихся с целью решения задач гармонического развития личности. Методическая работа – это деятельность, связанная с разработкой учебно–методического обеспечения уроков производственного обучения в УПМ или на предприятии. Организационно-управленческая и эксплуатационно-обслуживающая деятельность выделены в самостоятельные виды в связи с тем, что мастер профессионального обучения ведет преподавание в учебно-производственных мастерских, а также организует обучение на производстве или в условиях, приближенным к производственным. Учащиеся выполняют различные работы на реальном технологическом оборудовании, поэтому необходима определенная организация учащихся и владение методами управления. В то же время мастер профессионального обучения должен знать и уметь работать, эксплуатировать используемое в учебно-производственных мастерских оборудование, проводить его техническое обслуживание и ремонт. Обучение лишь условно, для удобства и глубокого познания, рассматривается изолированно от воспитания. В общем педагогическом процессе они слиты воедино. Преподавание (теоретическое и практическое), осуществляемое в рамках любой организационной формы, а не только урока, имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Главным критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели. Воспитательная работа, также осуществляемая в пределах любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, так как она не достижима в сроки, ограниченные временными рамками. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Главным критерием эффективности решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании учащихся, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 6335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |