Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой режим земель промышленности, энергетики и транспорта




Правовой режим земель промышленности прежде всего подчинен Интересам развития промышленных отраслей хозяйства Российской Фе­дерации. Земли этой категории предназначены для размещения объектов промышленности (зданий, строений, сооружений, инженерных коммуни­каций). В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуа­тации объектов промышленности могут предоставляться земельные уча­стки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавли­ваться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями исполь­зования.

Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности.

Размеры земельных участков, предоставляемых для промышленных целей, определяются в соответствии с утвержденны­ми в установленном порядке нормами или проектно-технической доку­ментацией. Общие положения об определении норм предоставления зе­мельных участков установлены Земельным кодексом РФ.

Земельные участки из земель промышленности, если они не изъяты из оборота на основании ст. 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены в соб­ственность всем участникам земельно-правовых отношений, в том числе юридическим лицам и гражданам, для осуществления деятельности в сфере промышленного производства. Изъятыми из оборота являются в данном случае земли промышленности, занятые находящимися в феде­ральной собственности объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а так­же объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования.

Ограничены в обороте иные, кроме указанных выше, земли в грани­цах закрытых административно-территориальных образований; земли промышленности, предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств, а также земельные участки из земель промыш­ленности, загрязненные опасными отходами, радиоактивными вещества­ми, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деграда­ции земли.

Помимо земельного законодательства, которое устанавливает основы использования данных земель, конкретные условия использования земель­ных участков могут быть установлены законодательством об отдельных ви­дах промышленности. Нормативными актами об отдельных видах промышленности может быть установлен и правовой режим охранных зон.

Данными нормативными актами устанавливаются права и обязанности по использованию земель промышленности, требования по их охране.

В связи с тем что земли промышленности подвержены в наибольшей степени вредному воздействию техногенного характера, лица, непосред­ственно использующие данные земли, обязаны постоянно выполнять требования по охране земель, в том числе рекультивацию, восстановле­ние нарушенных земель, установленные Земельным кодексом и иным специальным законодательством.

Землями энергетики в соответствии со ст. 89 ЗК называются земли, которые используются и предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики. Земли энергетики предоставляются для обеспечения прежде всего атомной и электроэнергетической отраслей.

При этом в целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для:

— размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных ус­тановок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных ве­ществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;

размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооруже­ний кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики. При этом, правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электриче­ские сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов энергетики, согласно ЗК РФ, могут устанавливаться охранные зоны электрических сетей.

Земельные участки, используемые в указанных целях, предоставляют­ся организациям, осуществляющим основную деятельность в области атомной и электроэнергии, на основании прав, предусмотренных ст. 15, 20—24 ЗК РФ. Однако значительная часть земель атомной энергетики изъята из оборота на основании ст. 27 ЗК РФ, если они заняты находя­щимися в федеральной собственности объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных ве­ществ.

Правила использования земель данного разрешенного использования, помимо земельного законодательства, устанавливаются также и специаль­ным законодательством, регулирующим отношения о функционировании данных отраслей. Правовые основы и принципы регулирования отноше­ний, возникающих при использовании атомной энергии, установлены Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии». Этим Законом устанавливаются полномочия по размещению объектов атомной энергии, которые непосредственно связаны с полно­мочиями по отводу земельных участков для этих целей. При этом реше­ния о сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, имеющих оборонное назначение, находящихся в федеральной собственности, либо имеющих федеральное или межрегио­нальное значение, либо размещаемых и сооружаемых на территории за­крытых административно-территориальных образований, принимаются Правительством Российской Федерации. Решения о месте размещения указанных объектов принимаются совместно Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Решения о месте размещения и о сооружении других пунктов хранения, а также имеющих региональное значение радиацион­ных источников принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых предполагается их разме­щение и сооружение. Решения о месте размещения и о сооружении иных радиационных источников принимают органы местного самоуправ­ления по представлению эксплуатирующей организации.

Предоставление земельных участков для размещения ядерных устано­вок, радиационных источников и пунктов хранения осуществляется в по­рядке и на условиях, которые устанавливаются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Решения о размещении и сооружении ядерных установок, радиаци­онных источников и пунктов хранения принимаются на основании за­ключений государственной экологической экспертизы и с учетом выво­дов экспертиз, проводившихся общественными организациями.

Принятие решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения осуществляется в поряд­ке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ТРАНСПОРТА

Объектами транспортных систем Российской Федерации заняты зна­чительные земельные площади государства. Правовой режим данных зе­мель прежде всего зависит от вида и назначения транспортных коммуни­каций. В России различаются такие основные виды транспорта, как авто­мобильный, железнодорожный, авиационный, трубопроводный, водный.

Функционирование транспортных систем в Российской Федерации регулируется законодательством о транспорте, которое формируется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и местном уровне. Данными нормативными актами могут быть определены особенности ис­пользования земель транспорта, а также правовой режим охранных зон. Следует заметить, что правовой режим земель транспорта урегулирован в сравнении с иными землями данной категории достаточно подробно.

В соответствии со ст. 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности ор­ганизаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внут­реннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта.

Следует заметить, что, как и все остальные земли данной категории, зем­ли транспорта в границах поселений приобретают правовой режим земель поселений и теряют прочную нормативную связь с землями транспорта.

В целях создания условий для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами.

При применении нормативных актов, регулирующих использование земель транспорта, следует обратить внимание на то, что основания пре­доставления и права, на основании которых лица используют данные земли, в настоящее время определены Земельным кодексом РФ. Так, в соответствии с положениями ст. 20 и иными статьями ЗК РФ многие пользователи земель транспорта не могут использовать земли на праве постоянного (бессрочного) пользования.

На основании ст. 27 ЗК РФ находящиеся в государственной или муни­ципальной собственности земли, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движе­ния и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах форми­рования международных транспортных коридоров, ограничены в обороте.

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ДЛЯ НУЖД

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транс­порта предоставляются земельные участки для:

— размещения железнодорожных путей;

— размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооруже­ний, в том числе железнодорожных вокзалов,

железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необхо­димых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ре­монта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

— установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

Правовой режим охранных зон железных дорог, а именно порядок их установления и использования полос отвода, определяется Правительст­вом Российской Федерации.

Земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах зе­мель железнодорожного транспорта могут использоваться для целей, не связанных с функционированием железнодорожного транспорта, однако в порядке и в пределах, установленных Земельным кодексом РФ. Такие земельные участки могут передаваться в аренду гражданам и юридиче­ским лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и ма­териалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопас­ности движения, установленных федеральными законами.

Федеральным законом от 25 августа 1995 г. «О федеральном железно­дорожном транспорте» установлены правила использования земель в це­лях обеспечения функционирования железных дорог. При этом землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепитель­ные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необхо­димые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом пер­спективы их развития.

Для целей, носящих временный характер, предприятиям и учрежде­ниям железнодорожного транспорта могут предоставляться земли на ус­ловиях аренды.

Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пре­делах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований зе­мельного законодательства Российской Федерации.

Размеры земельных участков (включая полосу отвода) определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами, проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития же­лезнодорожных линий и станций, а отвод участков осуществляется с уче­том очередности их освоения в соответствии с земельным законодатель­ством Российской Федерации.

Земли железнодорожного транспорта должны соответствовать градо­строительным и экологическим требованиям, устанавливаемым федераль­ными органами исполнительной власти, органами исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправле­ния, санитарным и иным нормам.

В целях обеспечения безопасности населения и нормальной эксплуа­тации железнодорожных путей и других объектов железнодорожного транспорта (в том числе со стороны промышленных объектов и других видов транспорта), расположенных на землях федерального значения в местах, подверженных оползням, обвалам, размывам, селям и другим опасным воздействиям, устанавливаются охранные зоны. Порядок уста­новления охранных зон, их размеры, режим использования земель, отве­денных для этих целей, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Кроме того, ст. 135 Лесного кодекса РФ установлено, что древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях желез­нодорожного транспорта, предназначена для защиты железнодорожных магистралей от неблагоприятных природных явлений, предотвращения загрязнения окружающей среды, снижения шумового воздействия желез­нодорожного транспорта.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства могут предоставляться земельные участки для:

размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений;

— размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомо­бильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, раз­вития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств;

— установления полос отвода автомобильных дорог.

Земельные участки на полосах отвода автомобильных дорог в пределах земель автомобильного транспорта могут передаваться в установленном ЗК РФ порядке в аренду гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса и наружной рекламы.

Для обеспечения нормальной деятельности автомобильного транспор­та в настоящее время установлена целая система запретов, которые рас­пространяются на всех лиц, использующих земельные участки вдоль по­лосы отвода автомобильного транспорта. Так, на полосах отвода автомо­бильных дорог, за исключением предусмотренных законодательством случаев, запрещаются: строительство жилых, общественных зданий и складов; проведение строительных, геолого-разведочных, топографиче­ских, горных и изыскательских работ, а также устройство наземных со­оружений; распашка земельных участков, покос травы, порубка и повре­ждение многолетних насаждении, снятие дерна и выемка грунта; установка наружной рекламы, информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к безопасности дорожного движения.

Земельным кодексом РФ для создания нормальных условий эксплуа­тации федеральных автомобильных дорог и их сохранности, а также для иных целей, установленных ЗК РФ, определено создание придорожных полос в виде прилегающих с обеих сторон к полосам отвода федеральных автомобильных дорог земельных участков с установлением особого режи­ма их использования, в том числе строительства зданий, строений и со­оружений и ограничений хозяйственной деятельности в пределах придо­рожных полос,— установки рекламных щитов и плакатов, не имеющих отношения к безопасности движения. Порядок установления и использо­вания таких придорожных полос отвода федеральных автомобильных до­рог определяется Правительством Российской Федерации. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, находящихся в пределах таких придорожных полос, должны быть уведомлены соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации об особом режиме использова­ния этих земельных участков.

Как определено Земельным кодексом РФ, в це­лях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться зе­мельные участки для:

— размещения искусственно созданных внут­ренних водных путей;

— размещения морских и речных портов, при­чалов, пристаней, гидротехнических сооружений необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;

— выделения внутренней береговой полосы.

Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий поселений. Порядок выделения береговой полосы и пользо­вания ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта Рос­сийской Федерации от 7 марта 2001. Так, согласно ст. 10 Кодекса внут­реннего водного транспорта РФ в пределах внутренних водных путей, расположенных за пределами территорий городских поселений, организа­ции внутреннего водного транспорта вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу, т. е. полосу зем­ли шириной 20 метров от края воды в глубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на ис­кусственно созданных внутренних водных путях. На берегу, имеющем ук­лон более 45 градусов, береговая полоса определяется от края берега в глубь берега. Особые условия пользования береговой полосой устанавли­ваются Правительством Российской Федерации.

Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте и другие организации внутреннего водного транспорта освобождаются от платы за занимаемые ими земельные участки, в том числе за земельные участки, покрытые водой, и искусственно созданные земельные участки при строительстве гидротехнических сооружений и создании охранных зон линий связи.

Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте имеют право:

пользоваться береговой полосой для проведения работ по обеспечению судоходства и строительству зданий, строений и сооружений для этих це­лей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

устанавливать на береговой полосе береговые средства навигационно­го оборудования;

осуществлять рубки произрастающих на береговой полосе деревьев и кустарников для обеспечения безопасности судоходства, в том числе види­мости береговых средств навигационного оборудования, а также для гео­дезического обоснования при съемках участков русел рек. Установка бере­говых средств навигационного оборудования и прокладка просек для обес­печения их видимости могут проводиться также за пределами береговой полосы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации и водным законодательством Российской Федерации;

использовать безвозмездно для проведения работ по обеспечению судоходства грунт, камень, гравий, деревья и кустарники, находящиеся в пределах береговой полосы;

разрешать устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгруз­ки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров по согласованию с соответствующими федеральными органами исполни­тельной власти в установленном порядке;

разрешать строительство временных строений и проведение других необходимых работ в случаях непредвиденных зимовок судов или транс­портных происшествий с судами.

Лица, использующие береговую полосу для проведения временных работ, после их окончания обязаны очистить береговую полосу и обустроить ее.

Кодексом внутреннего водного транспорта дополнительно определе­но, что не допускается использовать береговую полосу для осуществле­ния хозяйственной и иной деятельности, если такая деятельность несо­вместима с обеспечением безопасности судоходства.

Проекты строительства или реконструкции хозяйственных и иных объектов, размещаемых на береговой полосе, подлежат обязательному со­гласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объ­ектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадоч­ных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.

Согласно ст. 43 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г.1 отвод участка земли под аэродром, аэропорт или объект единой системы организации воздушного движения проводится в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Данный вид земель установлен земельным зако­нодательством в целях обеспечения деятельно­сти организаций и эксплуатации объектов тру­бопроводного транспорта. Земельные участки предоставляются в этом случае для: — размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;

— размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержа­ния, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и под­земных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов тру­бопроводного транспорта;

— установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков.

В последнем случае границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строитель­ных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, дру­гих утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, со­оружений в пределах установленных минимальных расстояний до объек­тов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организа­ции — собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею ор­ганизации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

Федеральный закон от 31 марта 1999 г. «О газоснабжении в Россий­ской Федерации» устанавливает, что земельные участки для строительст­ва, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения передаются организациям — собственникам систем газоснабжения в порядке, опреде­ленном земельным законодательством Российской Федерации.

Организация — собственник системы газоснабжения или уполномо­ченная им эксплуатирующая организация после завершения намеченных работ на земельном участке, переданном такой организации во времен­ное пользование, обязана:

рекультивировать земельный участок и передать его владельцу, поль­зователю или арендатору по акту в установленном порядке;

возместить в согласованных размерах владельцу, пользователю или арендатору земельного участка понесенные ими убытки.

Организации, в ведении которых находятся объекты системы газо­снабжения, расположенные в лесах, обязаны:

содержать охранные зоны объектов системы газоснабжения в пожаробезопасном состоянии;

проводить намеченные работы, вырубать деревья (кустарники) в ох­ранных зонах объектов системы газоснабжения и за пределами таких зон в порядке, установленном лесным законодательством Российской Феде­рации.

При возникновении на объекте системы газоснабжения аварии, ката­строфы организация — собственник такой системы или уполномоченная им эксплуатирующая организация имеет право беспрепятственной дос­тавки необходимых сил и средств к месту аварии, катастрофы и обязана в полном объеме возместить нанесенный ею ущерб собственнику земель­ного участка, по территории которого осуществлялась доставка необходи­мых сил и средств.

Как уже говорилось, на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями ис­пользования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвер­жденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пре­делах установленных минимальных расстояний до объектов системы га­зоснабжения без согласования с организацией — собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации — собственнику систе­мы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.