Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Принципы построения налоговой системы, ее элементы, виды налогов




Вопросы для изучения:

1. Понятие налоговой системы

2. Принципы построения налоговой системы РФ

1. Понятие налоговой системы

 

Налоговая система - это совокупность всех налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке. В этой связи необходимо подчеркнуть, что понятие «налоговая система» и «система налогообложения» не тождественны. Налоговая система - более широкое понятие, так как она характеризуется экономическими и политико-правовыми показателями.

2. Принципы построения российской налоговой системы

 

Основные принципы налогообложения в России определены в НК РФ. Это следующие принципы:

•Налоги устанавливаются законами. Этот принцип означает, что, во-первых, налог должен быть поименован в Налоговом кодексе Россий­ской Федерации (статьи 13-15). Во-вторых, в устанавливающем налог законе должен быть определен налогоплательщик и следующие элемен­ты налога:

- налогоплательщик

- объект налогообложения; налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога.

•Принцип всеобщности налогообложения. Согласно этому прин­ципу каждая организация и физическое лицо без каких-либо исключе­ний должны посредством уплаты налогов и сборов участвовать в финан­сировании общегосударственных расходов.

•Принцип равного налогообложения. Он предполагает равенство всех плательщиков перед налоговыми законами.

•Принцип справедливости. Согласно этому принципу каждый плательщик обязан принимать участие в финансировании расходов го­сударства соразмерно своим доходам и возможностям.

•Принцип соразмерности. Он заключается в том, что налоговое бремя должно быть экономически сбалансировано с интересами пла­тельщика и интересы государства не должны оказывать неблагоприят­ные последствия для налогоплательщика.

•Равное налоговое бремя. Под налоговым бременем понимается мера экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов. Не допускается установление и применение налогов и сборов, различающихся в зависимости от политических, этнических, конфессиональных и иных подобных различий между налогоплатель­щиками. Согласно этому принципу не допускается установление диффе­ренцированных ставок налогов и сборов либо налоговых льгот в зависи­мости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Следовательно, нельзя вводить повышенные ставки налога для частных предприятий по сравнению с государствен­ными или для иностранных граждан по сравнению с гражданами Рос­сийской Федерации. Налоговый кодекс и таможенное законодательство допускают установление особых видов пошлин (специальных, антидем­пинговых, компенсационных) либо дифференцированных ставок ввоз­ных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения това­ра.

•Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование. По­этому, во-первых, налоги должны быть экономически эффективны, т.е. суммы платежей по каждому налогу должны многократно превышать затраты по их сбору. Во-вторых, при установлении налогов необходимо учитывать экономические последствия для: государственного бюджета; развития экономики;

- налогоплательщика.

•Налоги и сборы не должны препятствовать реализации гражда­нами своих конституционных прав. Налогообложение всегда связано с ограничением прав. Но это ограничение должно происходить с учетом статьи 55 Конституции Российской Федерации, которая определяет, что права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституцион­ного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

•Налоги и сборы не должны нарушать единое экономическое про­странство, которое гарантировано ст. 8 Конституции Российской Феде­рации. Поэтому налоги не могут ограничивать свободное перемещение в пределах России товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо по-другому ограничивать или препятствовать законной деятельности нало­гоплательщика. Незаконно установление дополнительных пошлин, сбо­ров или повышение ставок налогов на товары, происходящие из других регионов страны или вывозимых в другие регионы.

•Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать на­логи, сборы, а также взносы и платежи, если они не обладают признака­ми налогов и сборов, установленных НК РФ, либо не предусмотрены НК РФ, либо установлены в ином порядке, чем это определено в кодексе.

Федеральные налоги и сборы, устанавливающиеся путем внесения изменений в НК РФ. На все вводимые налоги и сборы субъектов Феде-рации, и местные налоги и сборы распространяется принцип законного установления налогов и сборов. Если такие налоги и сборы не преду­смотрены НК РФ или они введены с нарушением порядка, предусмот­ренного кодексом, то они считаются незаконными. Поэтому никто не обязан их уплачивать.

При внесении изменений в законодательные акты о налогах и сбо­рах необходимо учитывать требования ст. 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ), в соответствие с которой внесение изменений и дополнений в законодательство о федеральных налогах и сборах, предполагающие их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. Аналогичные правила установлены Бюджетным кодексом в отношении законодательства субъектов о региональных налогах и сборах (ст. 59) и в отношении нормативных актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах (ст. 64). «Принцип удобного налогообложения. Каждый точно должен знать, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен пла­тить. Этот принцип направлен на эффективное исполнение налогопла­тельщиком своих обязанностей, а с другой стороны, предотвращает воз­можные злоупотребления со стороны должностных лиц исполнительных органов власти.

•Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов за­конодательства о налогах и сборах, толкуются в пользу налогоплатель­щика. Этим принципом установлена презумпция правоты налогопла­тельщика, которая направлена на обеспечение дополнительной защиты прав налогоплательщика.

•Безусловный приоритет норм, установленных в налоговом зако­нодательстве, над положениями по налоговым вопросам в законодатель­ных актах, не относящихся к сфере налогообложения. Так, в статье 56 Налогового кодекса записано, что налоговые льготы устанавливаются только законодательством о налогах и сборах.

•Равенство защиты прав и интересов налогоплательщиков и госу­дарства. Это значит, что каждый из участников налоговых отношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установлен­ном законом порядке.

•Определение в федеральном законодательстве перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и их должност­ных лиц.

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице за­конодательных или представительных органов власти в законодатель­ных актах должно определить элементы налога. Элементы налога - это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

• налогоплательщик;

• объект налогообложения;

• налоговая база;

• единица обложения;

• налоговые льготы;

• налоговая ставка;

• порядок исчисления;

• налоговый оклад;

• источник налога;

• налоговый период;

• порядок уплаты;

• срок уплаты налога.

Каждый налог имеет самостоятельный и прямо названный в законе объект налогообложения. В статье 38 Налогового кодекса Российской Федерации дается понятие различных видов объекта налогообложения.

Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в со­ответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации: вещи, включая, деньги и ценные бумаги, а также иное имущество.

Товаром признается любое имущество, реализуемое или предна­значенное для реализации. Материальный или нематериальный объект может быть признан или не признан товаром. Так, находящиеся в собст­венности физического лица и используемое им для собственных нужд имущество (автомобиль) не является товаром, пока собственник имуще­ства не изъявит в той или иной форме желание продать это имущество.

Работой признается деятельность, результаты которой имеют ма­териальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услуга - это деятельность, результаты которой не имеют матери­ального выражения, и которые (результаты) реализуются и потребляются в процессе этой деятельности.

Таким образом, услуга в отличие от работы не имеет материально­го выражения и не может быть реализована для последующего удовле­творения потребностей.

Для того чтобы исчислить налог, недостаточно определить ее объект, необходимо рассчитать налоговую базу. Она служит для количе­ственного измерения объекта налога. Таким образом, налоговая база -это количественная оценка объекта налогообложения. Для ее получения необходимо выбрать единицу обложения - единицу измерения объекта налога. На практике используются денежные (рубли, экю) и натураль­ные (лошадиная сила) единицы обложения.

Исчисление налоговой базы может основываться на данных бухгалтерского учета, специальных налоговых регистрах, справок о доходах и других документов. Предприниматели исчисляют налоговую базу на основе данных учета доходов и расходов.

При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым периодам, в отчетном налоговом периоде производится перерасчет налоговых обязательств за период совершения ошибки.

Часто бывает, что налогом облагается не весь объект, а только часть его. Кроме того, некоторые виды деятельности или категории на­логоплательщиков могут быть освобождены от уплаты налогов. Все это определяется налоговыми льготами. Налоговые льготы - предостав­ляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщи­ками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.

К основным налоговым льготам относятся:

• необлагаемый минимум - часть объекта налога, полностью ос­вобождаемая от обложения;

• налоговые вычеты;

• изъятие из под обложения определенных частей объекта налога;

• освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;

• понижение ставок налога;

• отсрочка взимания налогов.

При наличии соответствующих оснований налогоплательщик мо­жет воспользоваться предусмотренными законодательством о налогах и сборах льготами или отказаться от их использования, если эта возмож­ность оговорена в законе.

Налоговая ставка - это величина налоговых начислений на еди­ницу измерения налоговой базы. Различают процентные и твердые став­ки. Процентные (адвалорные) ставки установлены в процентах к налого­вой базе. Твердые (специфические) ставки устанавливаются в рублях (или других стоимостных единицах измерения) на единицу обложения. Процентные ставки установлены по налогу на добавленную стоимость, по налогу на доходы с физических лиц, по налогу на имущество пред­приятий и др. Твердые ставки установлены по налогу с владельцев транспортных средств, по акцизам и др.

Источник налога - это доход, из которого субъект уплачивает налог. По ряду налогов объект и источник налога могут совпадать.

Последние два элемента налога дают ему временную характери­стику. Налоговый период - это календарный год или иной период вре­мени применительно к отдельным налогам, по окончании которого оп­ределяется налоговая база, и исчисляется сумма налога, подлежащая уп­лате. Налоговым периодом может быть квартал, месяц, год и др. Срок уплаты налога - это период времени, когда налог вносится в бюджет или внебюджетный фонд. Срок уплаты налога определяется календар­ной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, квар­талами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, ко­торое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Если налогоплательщик не уплатит налог в срок, то к нему при­меняются финансовые (пеня) и налоговые (штрафные) санкции.

Как правило, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, установленных законода­тельными актами (НДС, акцизы, налог с продаж, налог на пользователей автомобильных дорог и т.д.).

Таким образом, в качестве основного порядка налоговое законода­тельство закрепило приоритет порядка «самообложения».

Обязанность по исчислению налога может быть возложена на на­логового агента, который обязан исчислить сумму налога, подлежащую уплате за соответствующий налоговый период, рассчитав для этого на­логовую базу и применив установленную законом налоговую ставку (налог на доходы физических лиц; налог на прибыль предприятий и ор­ганизаций в части доходов в виде дивидендов по ценным бумагам и до­ходов от долевого участия в деятельности других организаций; налог на добавленную стоимость при аренде государственного или муниципаль­ного имущества и др.)

В ряде случаев законом установлено, что налоговый орган должен исчислить сумму налога (земельный налог, налог на имущество физиче­ских лиц). Тогда налоговый орган за 30 дней до наступления срока упла­ты налога должен известить налогоплательщика о размере налога, нало­говой базы и сроке уплаты.

• Порядок уплаты налога - это определенные приемы внесения суммы налога в соответствующий бюджет или во внебюджетный фонд.

 

Тема 4. Налоговая система Российской Федерации.

Классификация налогов в РФ

 

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК РФ.

НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 НК РФ.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.