КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика потребностей по Меррею
1. Доминантность — в рассказе герой стремится контролировать, оказывать влияние, направлять поведение словом, приказом, убеждать, препятствовать, ограничивать других. 2. Агрессия — стремление словом или действием опозорить, осудить, проклясть, поиздеваться, унизить, уничтожить противника. 3. Поиск дружеских связей — стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатия к другим людям, страдание при отсутствии дружеских отношений, желание сблизить людей между собой, убрать препятствия. 4. Отвержение других — стремление отвергнуть попытки сближения; герой критичен и груб, других “ни во что не ставит”, чрезмерно уединен, неприступен, беззастенчив. 5. Автономия — превалирование бегства от всякого ограничения, желание освободиться от опеки, режима, порядка, регламентации тяжелой работы. Герой во взаимоотношениях с другими капризен, невоздержан, эгоцентричен, любит перемену мест, путешествия. 6. Пассивное повиновение — пассивное подчинение силе, принятие судьбы, интра-пунитивность, признание собственной неполноценности. 7. Потребность в уважении, поддержке проявляется в рассказе, где персонаж испытывает уважение по отношению к другим (родителям, руководителю, учителю, выдающемуся человеку), выказывает желание работать под руководством более сильного, умного, талантливого, стремится стать чьим-то последователем. 8. Потребность достижения — желание преодолеть, побороть, опередить других; сделать что-то быстро и хорошо, достичь высшего уровня в каком-либо деле, быть последовательным и целеустремленным. 9. Потребность быть в центре внимания проявляется в желании героя завоевать других, привлекать внимание к себе, удивлять своими достижениями и качествами личности. 10. Потребность игры — предпочтение игры всякой другой серьезной деятельности, желание развлечений, кутежей, любовь к остротам. Иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью. 11. Эгоизм (нарциссизм) — стремление ставить превыше всего свои интересы, быть довольным собой, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении. 12. Социальность (социофилия) — забвение собственных интересов во имя интересов группы, альтруистическая, направленность, благородство, уступчивость, забота о других. 13. Потребность поиска покровителя — ожидание совета, помощи, беспомощность, поиск утешения, совета, мягкого обращения. 14. Потребность оказания помощи — герой — всеобщий утешитель и “друг скорбящих”, полон желания заботиться о других, оказать материальную помощь, предоставить убежище. 15. Потребность избегания наказания — сдерживание собственных импульсов с целью избегания наказания, осуждения, потребность считаться с общественным мнением; герой воспитан, сдержан, любезен, придерживается общепринятых правил. 16. Потребность самозащиты — герой всегда во всеоружии в отношении возможного противника, ему трудно признать свои ошибки, вечно оправдывается ссылкой на обстоятельства, стремится отстаивать свои права, отказывается проанализировать свои ошибки. 17. Потребность преодоления поражения, неудачи отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях. Основные черты героя — сила воли, упорство, бесстрашие. 18. Потребность избегания опасности - герои испытывает страх, тревогу, ужас, панику, ему присущи безмятежная осторожность, отсутствие инициативы, уклонение от борьбы. В рассказах может выступать в образе грозных сил природы, диких и хищных животных; в темах несчастных случаев, грубых игр, социальных потрясений. 19. Потребность порядка — тенденция героя к упорядочиванию, аккуратности, точности, красоте. 20. Потребность суждения – стремление ставить общие вопросы или отвечать на них, страсть к абстрактным формулировкам, обобщениям, увлеченность вечными вопросами о смысле жизни, добре и зле и т. п.
ПРИЛОЖЕНИЕ II ДИАГНОСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЕ СЮЖЕТЫ ПО ТАБЛИЦАМ ТАТ (по Д. Рапапорту и Л. Беллаку)
Таблица 1. Мальчик со скрипкой. Выявляет отношение к родительским требованиям, вообще, долгу (уступчивость, строптивость); дает представление о потребности достижения и ее возможной фрустрации, способах преодоления трудностей и достижения успеха. Неузнавание скрипки в отдельных случаях может указывать на конфликты в сексуальной сфере.
Таблица 2. Деревенская сцена: на переднем плане молодая женщина с книгой в руках, вдали мужчина работает в поле, женщина постарше смотрит на него. Выявляет представление испытуемого о семейных отношениях; фигура женщины справа часто провоцирует темы, связанные с будущим материнством; гетеро- и гомосексуальные установки (на фигуру мужчины); довольно часты темы бунта против семейной тирании (на фигуру девушки с книгой).
Таблица ЗВМ. На полу рядом с кушеткой скрюченная фигура мальчика, рядом с ним на полу — револьвер. Выявляет состояние депрессии, суицидальные намерения, тенденцию к избеганию наказания или принятию вины1.
Таблица 3FG. Молодая женщина стоит с опущенной головой, закрыв правой рукой лицо, левая рука протянута к двери. Картина аналогична предыдущей; дополнительно выявляет причины депрессии и чувства виновности.
Таблица 4. Женщина обнимает мужчину за плечи, мужчина как бы стремится уклониться от нее. Выявляет конфликт между притязаниями женщины и стремлением к свободе мужчины; нередки темы супружеской неверности; вообще позволяет проявиться установкам испытуемого в сфере сексуальных отношений.
Таблица 5. Женщина средних лет стоит у полуоткрытой двери и заглядывает в комнату. Выявляет отношения и ожидания, связанные с матерью; показателен образ матери — заботливой, опекающей, осуждающей и т. д.
Таблица 6ВМ. Невысокая пожилая женщина стоит у окна спиной к высокому молодому мужчине с виноватым или смущенным выражением лица.
1Таблицы с индексом ВМ предъявляются юношам и взрослым мужчинам, FG — девушкам и взрослым женщинам; таблицы с простои числовой нумерацией — взрослым испытуемым обоего пола. Выявляет сыновне-материнские чувства: привязанность, зависимость, опека-подчинение.
Таблица 6FG. Молодая женщина, сидящая на краю кушетки, вполоборота повернута к мужчине средних лет, который, возможно, обращается к ней. Отчасти аналогична предыдущей и выявляет отношения дочь—отец, но также и установки но отношению к мужчине, старшему по возрасту или положению.
Таблица 7ВМ. Седовласый мужчина смотрит на молодого мужчину, который глядит в пространство. Выявляет отношение взрослого мужчины к отцу или авторитетному лицу (согласие, зависимость, потребность в уважении, подчинении или отвержении, автономии).
Таблица 7FG. Женщина сидит на кушетке рядом с девочкой, разговаривая или читая ей. Девочка держит в руках куклу и смотрит в сторону. Выявляет отношение между матерью и дочерью. Кукла может восприниматься как младенец, и такая интерпретация иногда показывает отношение к будущему материнству.
Таблица 8ВМ. Подросток мальчик на переднем плане, справа виден ствол ружья, на заднем плане туманная сцена хирургической операции. Выявляет честолюбивые мечты и стремления к достижениям; нередко - агрессивные тенденции и способы их контроля: агрессия может выражаться непосредственно, например, в теме хирургической операции или косвенно указывать на объект враждебности.
Таблица 8FG. Молодая женщина сидит, опершись на руку, и задумчиво смотрит. Обычно выявляет мечты о будущем или актуальный эмоциональный фон.
Таблица 9ВМ. Четверо мужчин вповалку лежат на траве. Выявляет установки к работе, мужской дружбе, иногда гомосексуальные тенденции или боязнь телесного контакта.
Таблица 9FG. Молодая женщина с журналом и сумочкой в руках смотрит из-за дерева на другую женщину, бегущую по пляжу. Выявляет отношение между женщинами, часто соперничество сестер или из-за мужчины. Может выявить депрессивные н суицидальные намерения, параноидные тенденции подозрительности и преследования.
Таблица 10. Голова женщины на плече мужчины. Обычно выявляет отношение к потере объекта любви. Если таблица интерпретируется как объятие двух мужчин — это сильный довод к диагностике гомосексуальных тенденций.
Таблица 11. Дорога, пробивающаяся вдоль скал. На дороге вдали странные фигуры, с одной стороны видна шея и голова дракона. Выявляет отношение к опасности извне, способы борьбы с тревожностью. Иногда чудовище символизирует эндогенные страхи, связанные с бессознательными влечениями.
Таблица 12ВМ. Молодой человек лежит на кровати с закрытыми глазами, над ним — склонившаяся фигура пожилого мужчины, его руки простерта к лицу лежащего. Выявляет отношения к авторитету, потребность в зависимости или страх воздействия. Иногда в косвенной форме позволяет выявить установки к лечению, в зависимости от того, видится ли склоненный мужчина как угрожающий или помогающий.
Таблица 12FG, Портрет молодой женщины, скрюченная старая женщина в платке гримасничает позади. Выявляет отношение к матери, иногда замужеству или старости,
Таблица 13М. Молодой человек стоит, закрыв лицо руками, позади фигура женщины, лежащей в постели. Выявляет сексуальные установки, конфликты, страх агрессии со стороны мужчины (у женщин), чувство вины (у мужчин).
Таблица 14. Силуэт мужчины (или женщины) на фоне ярко освещенного окна, вся остальная поверхность картины черная. Выявляет общий фон настроения, иногда депрессивные и суицидальные тенденции, честолюбивые мечты.
Таблица 15. Изможденный человек с опущенными руками стоит среди могил. Выявляет отношение к смерти, иногда в символической форме отражает агрессивные чувства к какой-либо фигуре социального окружения (желание его смерти); прогностична в отношении суицида.
Таблица 16. Пустой бланк. Выявляет насущные жизненные проблемы, оптимистические или пессимистические установки.
Таблица 17ВМ. Обнаженный мужчина взбирается (или опускается) по канату. Выявляет страхи, тенденцию бегства от чего-то, иногда мотив достижения, соревнования.
Таблица 17FG. Мост над водой, женская фигура у перил, позади высокие здания и маленькие фигурки людей. Выявляет ожидания и отношении какой-то сложной ситуации, иногда суицидальные тенденции.
Таблица 18ВМ. Мужчина схвачен сзади тремя руками, фигуры его противников не видны. Выявляет агрессивные тенденции, иногда страх гомосексуальной агрессии; могут также проявиться установки на взаимопомощь, потребность в дружеском участии.
Таблица 18FG. Женщина держит за шею другую женщину, которую она, кажется, сталкивает с лестницы. Выявляет агрессивные тенденции у женщин и способы управления ими.
Таблица 19. Туман, обволакивающий покрытую снегом кибитку. Выявляет страхи, тревожность.
Таблица 20. В темноте одинокая фигура у фонаря. Выявляет страхи, чувство одиночества
2Следует подчеркнуть, что интерпретация рассказа отнюдь не сводится к выявлению описанных выше тенденций; Меррей указывает на 20 потребностей, диагностируемых стандартным набором ТАТ. Специальный акцент на агрессию и сексуальность делается ввиду возможного их существования как латентных, неосознаваемых личностью влечений, а также их особой значимости в происхождении невротических конфликтов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ш СПИСОК ПОПУЛЯРНЫХ ОТВЕТОВ (по Б. Клопферу) Таблица I (целое или усеченное). Любое существо с телом в центре D и крыльями по бокам. Фигура может видеться в статике или движении. Таблица II (черная область, часть или целое). Любое животное или часть тела собаки, медведя или быка; часто указывается на свойства поверхности (мех, шкура). Таблица III (вся черная область). Два человеческих существа или животные в человеческом обличье с ногами, видимыми сбоку внизу; фигура может восприниматься в движении. Таблица IV (красное в центре D). Галстук-бант, кожаная лента или бабочка. Цвет может использоваться, а может и не приниматься в расчет. Таблица V3 (целиком). 3Клопфер считает, что таблицы IV, VII и IX не имеют универсально популярных ответов, хотя в определенных популяциях на, эти таблицы могут даваться ответы типа Р. Любое существо с Крыльями, с телом в центре D и крыльями по бокам, в стандартном положении или “вниз головой”, в статике или движении. Таблица VI (целиком или без верха или низа пятна). Шкура любого животного, где оттенки создают впечатление меха или кожи с рисунком. Если оттенки отрицаются, то ответ обозначается как -> (Р). Таблица VIII (боковое розовое D). Любое четвероногое животное в движении. Рыба или птица шифруются как —>(Р). Таблица Х (боковое голубое D). Любое животное с большим количеством ног — краб, осьминог, паук. Таблица Х (центральное зеленое D со светло-зеленым или без него). Любое удлиненное зеленое животное, такое, как змея или гусеница. Цвет должен использоваться. Таблица Х (светло-зеленое D). Голова любого животного с длинными ушами или рогами. ЛИТЕРАТУРА 1. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 20 2. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1979 3. Басси н Ф. В., Прангишвили А. С., Шерозия А. Е. Роль неосознаваемой психической деятельности в развитии и течении соматических и клинических синдромов.— В кн.: Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования. Тбилиси, 1978, 4. Бассин Ф. В., Рожнов В. Е., Рожнова М. А. К современному пониманию психической травмы и общих принципов ее психотерапии. — В кн.: Руководство по психотерапии. М., 1974. 5. Беспалько И. Г. Статистические и клинико-диагностические аспекты категории локализации в методе Роршаха. — В кн.: Психологические методы исследования личности в клинике. Л., 1978. 6. Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978. 7. Бом Э. Учебник по психодиагностике. М., 1978. 8. Бурлачук Л. Ф. О проекции как принципе построения методов исследования личности.— В кн.: Вопросы диагностики психического развития. Тезисы симпозиума. Таллин, 1974. 9. Бурлачук Л. Ф. Проблема исследования бессознательного психического проективными методами. — В кн.: Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования. Тбилиси, 1978. 10. Гильбух Ю. 3. Актуальные проблемы валидации психологических тестов. — “Вопросы психологии”, 1978, № 5. 11.Гильяшева И. Н. О возможности использования метода ТАТ при изучении личности больного в психоневрологической клинике. — В кн.: Психологические методы исследования в клинике. Л., 1967. 12. 3ейгарник Б. В. Патопсихология. М., 1976. 13. Исследование личности в клинике и экстремальных условиях. Л., 1969. 14. Киященко Н. К. Апробация варианта методики TAT. — В кн.: Вопросы экспериментальной патопсихология. М., 1965. 15.Коган В. М., Роговин М. С. Прожективные методы в современной зарубежной психологии личности и патопсихологии. — “Невропатология и психиатрия им. С. С. Корсакова”, 1964, т. 64, вып. 4. 16. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.„ 1975. 17. Лунц Е. Я. О возможностях прогноза психосоматических заболеваний по данным проективной методики. — В кн.: Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования. Тбилиси, 1978. 18. Норакидзе В. Г. Методы исследования характера личности. — “Мецниереба”, 1975.
19.Реньге В. Э. Методика тематического теста. — В кн.: Дридзе Т. М. Реньге В. Э. Психология общения. Рига, 1979. 20. Ротенберг-Ойзерман Е. Т. О некоторых направлениях в исследовании восприятия. — “Вопросы психологии”, 1971, № 2. 21. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
22.Савенко Ю. С. К обоснованию некоторых методик по изучению личности. — В кн.: Проблемы личности. М., 1969. 23. Савенко Ю. С. Проективные методы в исследовании бессознательного. — В кн.: Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования. Тбилиси, 1978. 24. Соколова Е. Т. О некоторых аспектах применения ТАТ для исследования личности. — В кн.: Вопросы диагностики психического развитие. Таллин, 1974. 25. Соколова Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М., 1976. 26. Соколова Е. Т. О психологическом содержании понятия “когнитивный стиль” и его использовании в исследовании личности. – В кн. Личность и деятельность (тез. докладов к V Всесоюзному съезду психологов). М., 1977. 27. Соколова Е. Т. К теоретическому обоснованию, проективного метода исследования личности. - В кн.: Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования. Тбилиси, 1978. 28. Столин В. В. Внутренние преграды и конфликтные личностные смыслы. Тезисы Ереванской региональной конференции Общества психологов. Ереван, 1980. 29. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. М., 1925. 30. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1925. 31. Фрейд 3. Я и Оно. Л., 1924. 32. Цуладзе С. В. О месте и значении проекционных методов в изучении личности. — В кн.: Проблемы личности. М., 1969. 33. Ядов В. А. Роль методологии в определении методов и техники конкретного социологического исследования. — “Вопросы философии”, 1966, № 10. 34. Abt L., Веllak L. (eds.) Projective psychology. N. Y., 1950. 35. Allроrt G. W. The Ego in contemporary psychology. — “Psychol. Rev.”, 1943, v. 50. 36. Anastasi A. Psychological testing. N. Y., 1961. 37. Anzieu D. Les methodes projectives. Paris, 1960. 38. Arnоld M. B. Story sequence analysis. N. Y., 1962. 39. Bellak L. The concept of projection. — “Psychiatry”, 1944, v. 7. 40.Bellak L. The T.A.T., C.A.T and S.A.T. in clinical use. N. Y., 1878. 41.Blum L. H., Davidson H. H., Fieldsteel N. D. A. Rorschach workbook. N. Y., 1972. 42. Bruner J. S. Perceptual theory and the Rorschach test.—“J. of Pers.”, 1948, v. 17. 43. Bruner J. S. and Postman L. An approach to social perception. In: W. Dennis (ed.) Current trends in social psychology. Pittsburgh, 1948. 44. Draguns J. G. Haley E. M., Phillips L. Studies of Rorschach content: a review of the research literature.—“J. proj. tech., 1967”, v.31, 1-2;19ee,v. 32, 1—2. 45. Eriksen C.W. The case for perceptual defense. — “Psychol. Rev.”, 1954, v. 61. 46. Eriksen C. W. and Lazarus R. S. Perceptual defense and projective tests.—“Supplement to Journal of abn. and soc. psychol.”, 1952, v. 47. 47. Eriksen C, W. and Pierce J. Defense mechanisms. In: L. F. Borgatta and W. Lambert (eds.). Handbook of personality theory and research. Chicago, 1968. 48. Frank L. K. Projective methods for the study of personality. — “J. of psychol.”, 1939, v. 8. 49. Freeman F. S. Theory and practice of psychological testing. New Delhi, 1971. 50. Freud A. The Ego and the mechanisms of defence. N. Y., 1946. 51. Gardner R. W. et al. Cognitive control: a study of individual consistencies in cognitive behavior. N. Y., 1959. 52. Handbook of projective techniques (ed. by L. Murstein). N. Y., 1960. 53. Hartman H. Ego psychology and the problem of adaptation. In: D. Rapaport (ed.). Organization and pathology of thought. N. Y., 1951. 54. Hоlmes D. S. Dimensions of projection. — “Psychol. Bull.”, 1968, v. 69. 55. King G. F. A theoretical and experimental conisideration of Rorschach Human movement response. — “Psychological monographs general and applied”, 1958, v. 72. 56. Klein G. S. Perception, motives and personality. N. Y„ 1970. 57. Кlоpfer D., Davidsоn H. The Rorschach technique: an introductory manual. N. Y., 1962. 58. Laplanche J., Pontalis J. B. Delimitation du concept freudien de projection. — “Bull. de psychol.”, 1963, v. 225. 59. Lazarus R. S. A substitufive-defense conception of apperceptive fantasy. In: J. Kagan and G. S. Lesser (eds.) Contemporary issues in thematic apperceptive methods. Springfield, 1961. 60. Lazarus R. S., Eriksen C. W. and Fоnda C. P. Personality dynamics and auditory perceptual recognition. — “J. of Personality”, 1951, v. 19. 61. Levin K. A dynamic theory of personality Selected papers. N. Y., 1935. 62. Levine R., Chein I. and Murphy G. The relation of the intensity of a need to the amount of perceptual distortion. — “J. Psychol.”, 1942, v. 13. 63. Loosli-Ustery M. Manual pratique du teste de Rorschach. Paris, 1965.
64.McCleland D. C, Atkinson J. W. The projective expression of need: I. The effect of different intensities of the hunger drive on perception.—“J. of Psychol.”, 1948, v. 25. 65. Morgan C., Murray H. A. A method for investigation fantasies.—“Neurol. Psychiatr.”, 1935. 66. Muссhielli R. La notion de projection.— “Bull. de psychol.”, 1963, v. 225. 67. Murrау Н. Explorations in personality. N. Y., 1938. 68. Murrау Н. Thematic Apperception Test Manual. Cambridge, 1943. 69. Murrау Н. Preparation for scaffold of a comprehensive system. In: S. Koch (ed.) Psychology: a study of a science. N. Y., 1957. 70. Murstein B. J., Prуer R. S. The concept of projection: a review. — “Psychol. Bull.”, 1959, v. 56. 71. Rapapоrt D. et al. Diagnostic psychological testing. Chicago, 1945—46. 72. Rapaport D. The collected papers of David Rapaport. N. Y., 1967. 73. Rorschach H. Psychodiagnostik. Bern und Leipzig, 1921. 74. Rotter B. Clinical psychology Prentice-Hall Inc. 1964. 75. Sanford R. N. The effect of aBstinence from food upon imaginal processes. A further experiment — “J. of Psychol.”, 1936, v.3. 76. Sargent H. Projective methods: their origin, theory and application in personality research.— “Psychol. Bull.”, 1945, v. 42. 77. Schafer R. Psychoanalytic interpretation in Rorschach testing: theory and application. N. Y., 1954. 78. Seсhrest L. Testing, measurement and assessing people. In: L. F. Borgatta and W. W. Lambert (eds.). Handbook of Personality theory and research. Chicago, 1968. 79. Sjoback Hans. The psychoanalitic theory of defensive processes. Lund, 1973. 80. Tomkins S. S. The thematic apperception test. N. Y., 1947. 81. Vernon P. E. Personality assessment. A critical survey. L., 1969. 82. Witkin H. A. et al. Personality through perception. N. Y., 1954. 83. Witkin H. A. et al. Psychological differentiation. N. Y., 1974.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 951; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |