Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие сознания в философии, психологии и психиатрии




Лекция 9 Нарушения сознания

Библиографический список

Основные этапы (или компоненты) патопсихологического исследования

Современное патопсихологическое исследование включает в себя несколько этапов:

1. Постановка цели и выбор методов.

2. Изучение истории болезни.

3. Беседу с больным.

4. Эксперимент (тестирование).

5. Наблюдение за поведением во время исследования.

6. Анализ полученных результатов.

7. Оформление заключения.

Конкретные патопсихологические экспериментальные ис­следования проводятся для решения практических задач клини­ки. Исследуются в основном нарушения развития личности, эмоционально-волевые расстройства, расстройства речи и соз­нания, нарушения психических процессов: восприятия, внима­ния, памяти, мышления, на рассмотрении которых мы далее и остановимся.

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском
возрасте. М., 1968.

2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследо­
вания. М., 1960.

3. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о по­
этапном формировании умственных действий // Иссле­
дование мышления в советской психологии. М., 1966.

4. Заде А. Основы нового подхода к анализу сложных сис­
тем и процессов принятия решений // Математика сего­
дня. М., 1974.

5. Зейгарник Б. В. Патология мышления. М., 1962.

6. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М., 1999.

7. Иванова А. Я. «Обучающий эксперимент» как метод
оценки умственного развития детей (методические ре­
комендации). М., 1973.

План лекции:

1. Понятие сознания в философии, психологии и психиат­
рии.

2. Формы нарушения сознания.

2.1. Помраченное сознание.

2.2. Оглушенное состояние сознания.

2.3. Делириозное помрачение сознания.

2.4. Онейроидное (сновидное) состояние сознания.

2.5. Сумеречное состояние сознания.

2.6. Деперсонализация.

Несмотря на то, что во всех учебниках психиатрии описаны разнообразные формы нарушенного сознания, определение это­го понятия наталкивается на трудности. Происходит это потому, что понятие сознания в психиатрии не опирается на философ­скую и психологическую трактовку.

В философии сознание рассматриваться в разных аспектах:

1) в плане противопоставления идеального материальному
(как вторичное первичному);

2) с точки зрения происхождения (свойство высокоорга­
низованной материи);

3) с точки зрения отражения (отражение объективной дей­
ствительности).

В философском понимании самосознание - это осознание собственного отношения к окружающей природной и социаль­ной среде, понимание своего места в системе общественных от­ношений.

Психологи определяют сознание как представление субъек­та о мире (и своем месте в нем), связанное со способностью да-

вать отчет о своем внутреннем психическом опыте, и необходи­мое для разумной регуляции совместной деятельности людей.

В таком понимании сознание включает в себя не только знание об окружающем мире, но и знание о себе: о своих инди­видуальных и личностных свойствах, которое субъект использу­ет для установления оптимальных взаимоотношений с миром.

В психиатрии понятие сознания не совпадает с его опреде­лением в философии и психологии. Оно является скорее «рабо­чим», поскольку клиницисты, говоря о сознании, имеют в виду прежде всего различные формы его расстройств. Такое понима­ние сознания, которое А. В. Снежневский определяет как «ус­ловное», базируется на взглядах немецкого психиатра К. Яспер-са, рассматривающего сознание как фон, на котором происхо­дит смена различных психических феноменов.

Психиатры считают, что при душевных заболеваниях соз­нание может нарушаться (либо оставаться сохранным) незави­симо от других форм психической деятельности. Поэтому в ис­ториях болезни и заключениях психиатров часто можно встре­тить выражения: «у больного имеет место бред при ясном соз­нании», «наблюдается нарушение мышления на фоне ясного сознания» и т. п.

Признаки «ясности» и «помрачения» сознания, были введе­ны К. Ясггерсом. С тех пор они являются определяющими для характеристики состояний сознания.

2. Формы нарушения сознания 2.1. Помраченное сознание

Критериями помраченного сознания считаются:

1) дезориентировка во времени, месте, ситуации;

2) отсутствие отчетливого восприятия окружающего;

3) разные степени бессвязности мышления;

4) затруднение воспроизведения происходивших и проис­
ходящих событий, а также собственных болезненных явлений.

Важно отметить, что для констатации состояния помрачен­ного сознания решающее значение имеет установление сово­купности всех вышеперечисленных признаков. Наличие одного или нескольких признаков не может свидетельствовать о помра­чении сознания. Отсутствие же всех перечисленных критериев расценивается как ясное сознание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 2317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.