Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы исследования восприятия




Формы нарушения восприятия при различных заболеваниях

Как показано выше, нарушения восприятия имеют различ­ные причины и разные формы проявления. Знание этих особен­ностей позволяет психологу участвовать в постановке диагноза,

а знание механизмов нарушений - в разработке и осуществле­нии коррекционных программ.

При локальных поражениях головного мозга наблюдаются два вида нарушений:

1. Сенсорные расстройства (нарушение ощущения высоты,
цветоощущения и т. д.). Эти нарушения связаны с поражениями
подкорковых уровней анализаторных систем.

2. Сложные гностические расстройства, отражавшие нару­
шение разных видов восприятия (восприятие предметов, про­
странственных отношений). Эти нарушения связаны с пораже­
нием корковых зон мозга.

У больных с неврозами и неврозоподобными состояниями отмечаются нарушения болевой чувствительности. Чаще встре­чается не снижение, а усиление болевого ощущения, так назы­ваемые «психогенные» боли, что также является нарушением восприятия. При переживании боли большая роль отводится ожиданию, боязни боли, хотя, по исследованиям Б. Д. Карва-сарского, не существует боли, лишенной материальной основы, даже когда речь идет о психогенных болях. При этом важно ус­тановить соотношение сенсорного и эмоционального компонен­тов переживания боли для выбора правильного лечения: преоб­ладание медикаментозного воздействия или психотерапевтиче­ского.

У эпилептоидных больных восприятие чрезмерно детализи­ровано и малопродуктивно. Можно сказать, что они «за деревь­ями» не видят леса.

У больных шизофренией трудности узнавания объектов свя­заны большей частью с апатоабулическим синдромом и эмо­циональной амбивалентностью.

При психопатиях возбудимого круга повышается чувстви­тельность при повышении эмоционального тонуса.

При психопатиях тормозного типа отмечается ригидность и снижение чувствительности также при повышении эмоцио­нального тонуса.

При реактивных депрессиях восприятие нарушено по-разному, и зависит от клинической картины:

а) при депрессивно-параноидном синдроме - аффективное
искажение восприятия;

б) при астено-депрессивном - фрагментарность восприятия
с трудностями концентрации внимания и его переключения;

в) при истеро-депрессивном — восприятие отличается вну­
шаемостью, в силу чего возможны псевдоагнозии.

Исследование восприятия можно проводить клиническими и экспериментально-психологическими методами.

Клинический метод применяется в случаях, когда необхо­димо исследование болевой, тактильной, температурной, вибра­ционной или слуховой чувствительности, проводится с помо­щью специально подобранных волосков, щетинок, игл, анама-лоскопов, аудиометров и др. Осуществляют такую диагностику обычно врачи.

Для исследования более сложных слуховых и зрительных функций используются экспериментально-психологические мето­ды, например, комплекс методик, предложенный Е. Ф. Бажиным.

Так, для выявления зрительной агнозии используют наборы разнообразных предметов и их изображений. В начале исследо­вания зрительного гнозиса испытуемому предлагают четкие изображения предметов (можно использовать «Классификацию предметов»). Испытуемый должен узнать предмет. Затем ему предлагают более сложные рисунки, например, перечеркнутые и наложенные друг на друга изображения (таблицы Поппельрей-тера). Иногда для исследования зрительного восприятия ис­пользуют также таблицы Равена.

Для исследования сенсорной возбудимости на фоне органи­ческих изменений головного мозга используют таблицы с дви­жущимися квадратами, или «волнистый фон», предложенные М. Ф. Лукьяновой.

Для исследования зрительного восприятия используют та-хистоскопический метод (предъявление изображений в течение определенного времени); а в случае необходимости исследова-

ния слухового восприятия — идентификацию магнитофонных записей. Для этого необходимо иметь звукозаписи, на которых записаны разные звуки: шелест страниц переворачиваемой кни­ги, журчание воды, звон стекла, свист, шепот и т. д. С помощью этого метода, как вы уже знаете, можно обнаружить нарушения мотивационного компонента восприятия, вскрыть механизмы возникновения иллюзий и галлюцинаций у психически больных.

Библиографический список

1. Атлас для экспериментального исследования психиче­
ской деятельности человека / Под ред. И. А. Полищука
и А. Е. Видренко Киев, 1980.

2. Бжалава И. Т. Восприятие и установка. Тбилиси, 1965.

3. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. Ташкент,
1976.

4. Гиляровский В. А. Учение о галлюцинациях. М., 1949.

5. Гильяшева И. Н. О применении методики ТАТ в диаг­
ностике неврозов и шизофрении // Психологические
проблемы психогигиены, психопрофилактики и меди­
цинской деонтологии. Л., 1972.

6. Зейгарник Б. В. Биренбаум, Г. В. К проблеме смыслово­
го восприятия // Советская невропатология, психиатрия
и психогигиена. М., 1935. Т. IV. Вып. 6.

7. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М., 1999.

8. Кандинский В. X. О псевдогаллюцинациях. М„, 1952.

9. Костандов Э. А. Восприятие и эмоции. М., 1977.

10. Рубинштейн С. Я. Экспериментально-психологический
подход к исследованию обманов слуха // Невропатоло­
гия и психиатрия им. С. С. Корсакова. 1971. № 6.

11. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патоп­
сихологии и опыт их применения в клинике. М., 1970.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 2200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.