Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методики, используемые для исследования памяти




Нарушение памяти у больных разных нозологических групп

При органических поражениях подкорковых структур го­ловного мозга в большей степени нарушено произвольное вос­произведение и сохранение, в меньшей степени - узнавание и запоминание. Отмечается связь нарушений памяти с психиче­ской истощаемостью и снижением сенсомоторной активности.

У больных олигофренией наблюдаются трудности опосредо­вания, которые заключается в недоразвитии мышления, неспо­собности установить условную смысловую связь между сти-мульным словом и рисунком. При олигофрении нарушена не только смысловая, но и механическая память. У астенических олигофренов отмечается грубая недостаточность чтения, пись­ма, счета и частые ошибки в памяти, У стенических олигофре­нов более выражено расстройство долговременной памяти.

При эпилепсии отмечается снижение эффективности опо­средованного запоминания в сравнении с непосредственным. У больных эпилепсией, а также при органических поражениях го­ловного мозга отмечаются трудности опосредования предло­женных понятий с конкретным рисунком. Это является следст­вием выраженной склонности к чрезмерной детализации, фик­сации на отдельных свойствах предметов.

У больных шизофренией условность рисунка становится беспредметной и широкой, что перестает отражать реальное со­держание слова или рисунок отражает актуализацию слабых, латентных свойств, что также затрудняет воспроизведение. На­рушения оперативной, кратковременной и отсроченной памяти не выявляются. Наблюдаемое в методиках снижение памяти часто имеет вторичный характер, обусловленный снижением волевого усилия.

У больных неврозами и при реактивных психозах жалобы на снижение памяти часто не подтверждаются экспериментально-психологическим исследованием. При этих заболеваниях в их механизмах ведущая роль принадлежит личностно-мотивационным и эмоциональным расстройствам. Поэтому ис­пытуемый может «работать» под определенное «органическое» заболевание. Однако ошибки могут быть в простых вариантах заданий и отсутствовать в сложных. Снижение памяти и внима­ния у больных неврозами часто отражает внутреннюю тревогу и беспокойство. Отмечаются психогенные амнезии, которые сле­дуют за психотравмой.

1. Десять слов. Испытуемому зачитывают десять одно-
двухсложных слов, затем он их повторяет в любом порядке
5 раз, данные вносят в таблицу. Спустя 20-30 минут просят вос­
произвести слова для проверки ретенции (Например: лес, хлеб,
стол, окно, вода, брат, гриб, конь, игла, мед. Или: гора, роза,
койка, часы, вино, пальто, книга, окно, пила).

2. Пиктограммы. Этот метод предложен А. Р. Лурией. Ис­
пытуемый должен запомнить 15 слов. Для облегчения воспроиз­
ведения он должен сделать карандашом рисунок, имеющий
смысловую связь со стимульным словом. Никакие записей, по­
меток делать не разрешается. После окончания работы можно
попросить повторить слова, затем повторить их через 20-
30 минут. При анализе запоминания важно обратить внимание
на то, сколько слов воспроизведено точно, близко по смыслу,
неверно, никак. Модификацией этого же задания может служить
тест А. Н. Леонтьева, который предлагает не рисование, а выбор
предмета, сюжета из предложенных готовых картинок. Эта ме­
тодика имеет несколько серий, которые отличаются по степени
сложности. Использовать методику А. Н. Леонтьева целесооб­
разно для исследования памяти у детей, а также лиц с невысо­
ким интеллектом.

3. Воспроизведение рассказов. Испытуемому читают рас­
сказ, он воспринимает его на слух или читает рассказ сам. Затем
он воспроизводит рассказ устно или записывает. Психолог при
анализе учитывает, все ли смысловые звенья воспроизведены,
что опущено, не отмечается ли конфабуляций, интерферирую­
щего эффекта. Для запоминания наиболее предпочтительны
рассказы: «Галка и голуби», «Муравей и голубка», «Логика»,
«Колумбово яйцо», «Вечный король» и др.

4. Исследование зрительной ретенции (тест А. Л. Бентона)
Используется пять серий рисунков. В трех сериях предлагается
по 10 карточек равной сложности, в двух - по 15 карточек. Кар­
точку в течение 10 секунд предъявляют испытуемому, затем он
должен воспроизвести увиденные фигуры на бумаге. Качест-

венный анализ данных проводится в сравнении со специальны­ми таблицами Бентона. С помощью этого теста можно получить дополнительные данные, свидетельствующие об органическом заболевании головного мозга.

Библиографический список

1. Биренбаум Г. В. К вопросу об образовании переносных
и условных значений слова при патологических изме­
нениях мышления // Новое в учении об апраксии, агно­
зии, афазии. М., 1984.

2. Блейхер В. Н. Клиническая патопсихология. Ташкент,
1976.

3. Блейхер В. М., Машек И. И. Опыт применения психо­
метрических исследований памяти при церебральном
атеросклерозе // Невропатология и психиатрия. 1974.
№ 12.

4. Бондарева Л. В. Нарушение взаимоотношений непо­
средственной и опосредованной памяти у больных эпи­
лепсией // Психологические исследования. МГУ, 1971.
Вып. 3.

5. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М., 1976.

6. Кононова М. П. Руководство по психологическому об­
следованию психически больных детей. М., 1963.

7. Логинова С. В., Рубинштейн С. Я. О применении мето­
да «пиктограмм» для экспериментального исследования
мышления психических больных. - М., 1972.

8. Мучник Л. С, Смирнов В. М. Двойной тест для иссле­
дования кратковременной памяти // Психологический
эксперимент в неврологической и психиатрической
клинике / Под ред. И. М. Тонконогого. Л., 1969.

9. Петренко Л. В. Нарушение высших форм памяти. М.,
1976.

10. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского,
М. Г. Ярошевского. М., 1990.

11. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патоп­
сихологии. М., 1972.

12. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патоп­
сихологии и опыт их применения в клинике. М., 1970.

Лекция 12 нарушения мышления

План лекции:

1. Вводные замечания и основные понятия.

2. Нарушение операциональной стороны мышления.

3.1. Снижение уровня обобщения.

3.2. Искажение процесса обобщения.

3. Нарушение динамики мыслительной деятельности.

3.1. Непоследовательность суждений.

3.2. Лабильность мышления.

3.3. «Откликаемостъ».

3.4. Инертность мышления.

4. Нарушение мотивационного компонента мышления.

4.1. Разноплановость мышления.

4.2. Резонерство.

5. Виды патологии мышления.

6. Методики для исследования нарушений мышления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.