КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы общения
Функционально-ролевое общение. Это общение на уровне социальных ролей партнеров (начальник и подчиненный, учитель — ученик, продавец, покупатель). Здесь задействованы определенные нормы и ожидания. Общаются ролевые маски. Переход от ролевого общения к межличностному и обратно часто используют в деловых контактах. Межличностное общение. Собственно, почти все, что мы здесь рассматриваем, имеет прямое отношение к этому типу общения. Подразумевается (как наиболее обычная модель) участие двух людей в межличностном общении, хотя минимальное полное число участников общения три. Разница между этими типами общения в том, что для третьего отношения двух других объективны: он не может на них влиять прямо, а только через отношения с одним из них. При общении двух третий всегда присутствует незримо или как социальная норма, или как мнение близкого друга, или другого авторитета. Деловое общение. Его можно легко выделить из функционально-ролевого. Деловое общение — это вид межличностного общения, направленного на достижение какой-то предметной договоренности. В деловом общении всегда есть цель. Полагается, что в деловом общении решаемые проблемы затрагивают не интересы «маски», а самого индивида, и он мобилизуется. Межличностное общение крайне многопланово. Но, пожалуй, наиболее практически интересны моменты влияния людей друг на друга. Наиболее серьезно этим занимаются психотерапия и различные школы практической психологии. Центральным здесь является понятие доверия, причем доверие это — не сообщение кому-то чего-то по секрету, а принятие от другого информации без критического фильтра, без проверки. Крайняя форма такого общения — раппортное. Раппортное общение. Это общение с односторонним доверием — доверяет пациент. Обоюдное доверие связано с полной взаимной свободой, открытостью и принятием каждого таким, каков он есть. Доверие, возникнув и укрепившись, имеет тенденцию углубляться: люди раскрывают друг перед другом все более глубокие пласты своего внутреннего мира. Взаимное погружение — это эмоционально напряженный процесс, который способен сильно изменить людей. Он накладывает ответственность за соответствие поведения уровню достигнутой глубины. Можешь ли ты действительно помочь? Если человек тебе доверился, чувство ответственности должно регулировать доступную глубину доверия. Если этого нет, доверие легко оборачивается предательством с соответствующими последствиями. В связи с этим понятно наличие защитных барьеров. Одностороннее использование барьеров происходит при межперсональной защите: один человек пытается изменить личность другого, чтобы оправдать свои негативные качества и создать себе психологический комфорт в общении. Направленность в стиле общения может быть разной — потребность в другом, озабоченность собой (податливый стиль); потребность в достижении успеха путем контроля над другим (агрессивный стиль); сохранение эмоциональной дистанции, независимость, уединенность (отрешенный стиль). Также выделяют разные типы направленности: альтруистический (благо и помощь другим); манипуляторский (достижение собственной цели); миссионерский (невмешательство, осторожное влияние). Еще о стилях: сотрудничество, компромисс, соперничество (настаиваю на своем), приспособление (стараюсь сохранить отношения); избегание (неприятного). Управление общением может быть по стилю авторитарным (единоличные решения), демократическим (ориентировано на группу), либеральным (подчинено случайностям). Фазы общения. Наиболее ответственна фаза подготовки, если она возможна. Общение надо планировать, правильно выбрать место и время, определить для себя установки на результаты общения. Первая фаза общения — вхождение в контакт. Здесь важна сонастройка, важно почувствовать состояние, настроение партнера, освоиться самому и дать возможность ориентироваться другому. Существуют техники присоединения к партнеру (вплоть до имитации некоторых его особенностей, отслеживания ритма дыхания т. д.). Важно расположить партнера к себе и обеспечить ровное начало. Этот период завершается установлением психологического контакта. Дальше идет фаза концентрации внимания на чем-то, какой-то проблеме, задаче сторон и разработка темы. Следующий этап — мотивационный зондаж. Цель его — понять мотивы собеседника и его интересы. Затем наступает фаза поддержания внимания. К приемам поддержания внимания (переключение и т. п.) необходимо возвращаться неоднократно. Потом следует фаза аргументации и убеждения, если есть расхождение во мнениях. И, наконец, фаза фиксации результата. Если темы исчерпаны или партнер проявляет беспокойство, необходимо завершать общение. Это всегда критический момент в отношениях. Объективно — это перерыв, так как вы какое-то время не будете общаться. Надо всегда завершать общение так, чтобы была перспектива продолжения. Очень важен самый последний момент, последние слова, взгляды, рукопожатия, иногда они могут полностью изменить результат многочасовой беседы. В противоположность перерыву, разрыв отношений — это конец контактов. Разрыв всегда плох: упущены возможности. Еще раз напомним о допустимой глубине доверительности в общении — взвешивайте ваши желания и возможности в отношениях. В деловом общении существуют свои особенности. При любой цели всегда есть задачи: 1. Оценить человека с деловой точки зрения. 2. Получить или передать информацию. 3. Воздействовать на мотивы и решения. В конечном счете в любой деловой беседе важно наличие конкретных договоренностей, воспринимаемых человеком не как навязанные вами, а как результат собственных убеждений. Что значит оценить партнера с деловой точки зрения? Это значит уяснить, сможет ли он выполнить предлагаемую работу, кто он, каковы его отношения с другими. Переходя к конкретике, объяснить задачу, проконтролировать понимание, понять, сможет ли он оценить незавершенную работу и увидеть в перспективе результат; способен ли оценить достигнутый результат; желает ли он выполнять работу, каковы мотивы и есть ли противоречивые тенденции; способен ли он на работу более сложную, связанную с большим уровнем ответственности и свободы... Сколько человек будет заниматься этой работой, сколько времени он затрачивает на другую работу. В любой деловой беседе надо иметь в виду три аспекта: деловой, личный и динамику, пружину развития беседы. Некоторые технические советы. Всегда конкретно ставить задачу — если предложение конкретно, человек скорее примет его как свое. Прочувствовать план беседы как целое — тогда он уйдет из сферы осознанного и будет управлять. Основное время уделить главному вопросу, очень внимательно отнестись к выбору места и времени, учесть особенности партнера. В процессе беседы не снижать уровня целей — упадет ответственность партнера. Необходимо быть в творческом состоянии, искать варианты. Результаты беседы надо фиксировать в любой форме вместе с собеседником. Как только цель достигнута или определилась невозможность решения, беседу следует завершить. При этом будьте внимательны, чтобы не перечеркнуть результаты. Обязательно оцените беседу для себя сразу же после ее окончания и потом в более спокойной обстановке, когда определились результаты. Обратите внимание, была ли беседа формальной или доверительной, доволен ли партнер, чем недовольны в себе вы, каковы перспективы продолжения дела и отношений, правильно ли были выбраны условия и план беседы, какое впечатление сложилось у партнера о вас. Помните, общение — великий дар природы, оно же — оружие и инструмент. Надо быть с ним осторожным. Люди по своему отношению к процессу общения делятся на общительных и застенчивых. Ф. Зимбардо специально исследовал застенчивых людей и подробно описал это свойство в своей книге «Застенчивость». «Быть застенчивым» — значит быть человеком, с которым «трудно общаться из-за его осторожности, робости и недоверчивости». Застенчивый человек «избегает взаимодействия с определенными лицами и предметами». Застенчивость может быть душевным недугом, калечащим человека не меньше, чем самая тяжелая болезнь тела. Ее последствия могут быть удручающими. Застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от потенциально приятного опыта. Она удерживает человека от того, чтобы выражать свое мнение и отстаивать свои права. Ваша застенчивость не дает другим людям возможность положительно оценивать ваши личные достоинства. Она усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении. Застенчивость мешает ясно мыслить и эффективно общаться. Застенчивость, как правило, сопровождается негативными переживаниями одиночества, тревожности, депрессии. Быть застенчивым — значит бояться людей, особенно тех, от которых по какой-то причине исходит эмоциональная угроза: незнакомцев из-за их неизвестности и неопределенности; начальства, наделенного властью; представителей другого пола из-за потенциальной возможности интимного контакта. Стэнфордский опросник о застенчивости
Перед вами образец опросника, который заполнили уже свыше 5000 людей во всем мире. Заполните его в быстром темпе, а затем еще раз вдумчиво перечитайте, чтобы понять, насколько застенчивость действительно определяет вашу жизнь.
1. Считаете ли вы себя застенчивым? 1 = да; 2 = нет. 2. Если да, то всегда ли вы были таким (т. е. были застенчивы прежде и остаетесь теперь)? 1 = да; 2 = нет. 3. Если на первый вопрос вы ответили отрицательно, то было ли такое время в вашей жизни, когда вы были застенчивы? 1 = да; 2 = нет. Если нет, то можно далее не отвечать. Спасибо. Если вы ответили «да», хотя бы на один из трех вопросов, продолжайте дальше. 4. Когда вами владеет застенчивость, насколько она сильна? 1 = чрезвычайно сильна; 2 = очень сильна; 3 = весьма сильна; 4 = умеренно сильна; 5 = это нечто вроде смущения; 6 = мною владеет лишь легкое смущение. 5. Как часто вы испытываете (испытывали) ощущение застенчивости? 1 = каждый день; 2 = почти каждый день; 3 = часто, почти через день; 4 = один или два раза в неделю; 5 = иногда — реже, чем раз в неделю; 6 = редко — один раз в месяц или еще реже. 6. В сравнении с людьми вашего круга, пола, возраста, насколько вы застенчивы? 1 = гораздо более застенчив; 2 = более застенчив; 3 = примерно столь же застенчив; 4 = менее застенчив; 5 = значительно менее застенчив. 7. Насколько желательно для вас быть застенчивым? 1 = весьма нежелательно; 2 = нежелательно; 3 = безразлично; 4 = желательно; 5 = очень желательно. 8. Является ли (являлась ли) застенчивость для вас личной проблемой? 1 = да, часто; 2 = да, иногда; 3 = да, изредка; 4 = редко; 5 = никогда. 9. Испытывая застенчивость, можете ли вы это скрывать так, чтобы другие не считали вас застенчивым? 1 = да, всегда; 2 = иногда получается, иногда нет; 3 = нет, обычно мне это скрыть не удается. 10. Считаете ли вы себя интравертом или экстравертом? 1 = выраженный интраверт; 2 = умеренный интраверт; 3 = слегка интравертированный; 4 = нейтральный; 5 = слегка экстравертированный; 6 = умеренный экстраверт; (11 — 19) Что из перечисленного может быть причиной вашей застенчивости? Отметьте то, что касается вас. 11. Опасение, что меня негативно оценят. 12. Страх быть отвергнутым. 13. Недостаточная уверенность в себе. 14. Недостаток социальных навыков, а именно:...........................……………………………………………………. 15. Боязнь близких отношений. 16. Склонность к уединению. 17. Асоциальные интересы, увлечения и т. п. 18. Собственное несовершенство, недостатки, а именно...................……………………………………………….. 19. Другое, а именно:....................................................………………………………………………………………… (20 - 27) Восприятие застенчивости. Считают ли названные ниже люди, что вы застенчивы? Как вы полагаете, насколько застенчивым они вас считают? Отвечайте, пользуюсь следующими баллами: 1 = крайне застенчивый; 2 = очень застенчивый; 3 = весьма застенчивый; 4 = умеренно застенчивый; 5 = до некоторой степени застенчивый; 6 = слегка застенчивый; 7 = незастенчивый; 8 = они не знают; 9 = я не знаю их мнения. 20. Ваша мать? 21. Ваш отец? 22. Ваши братья и сестры? 23. Близкие друзья? 24. Ваш супруг (или интимный друг, подруга)? 25. Ваши одноклассники? 26. Ваш нынешний сосед? 27. Преподаватели или руководители, коллеги, которые хорошо вас знают? 28. Принимая решение назвать себя застенчивым, чем вы руководствовались? 1 = вы застенчивы (или вы были застенчивы) всегда и при любых обстоятельствах; 2 = вы застенчивы (или были застенчивы) более чем в 50% ситуаций, т. е. чаще, чем незастенчивы; 3 = вы застенчивы (или бывали застенчивы) лишь иногда, но в достаточно важных для вас ситуациях, так что вас поэтому можно считать застенчивым. 29. Случалось ли, что вашу застенчивость принимали за какую-то иную черту, например, безразличие, холодность, нерешительность? 1 = да. А именно:..........................................................……………………………………………………………………. 2 = нет. 30. Случается ли вам испытывать застенчивость в одиночестве? 1 = да; 2 = нет. 32. Если да, укажите, когда, как и почему.................................……………………………………………………….. (33 — 36) Что повергает вас в застенчивость? 33. Если вы испытываете сейчас или испытывали в прошлом ощущение застенчивости, пожалуйста, укажите, какие ситуации, виды деятельности или типы людей их вызывают. (Отметьте так или иначе все пункты.) Ситуации и виды деятельности, которые повергают меня в застенчивость: любые ситуации общения; большие группы людей; малые группы, выполняющие совместную деятельность (например, семинар в классе, бригада на работе); малые группы общающихся людей (например, на вечеринках, на танцах); общение один на один с представителем своего пола; общение один на один с представителем другого пола; ситуации в которых я уязвим (например, когда прошу о помощи); ситуации, в которых я занимаю приниженное положение по сравнению с другими (например, когда обращаюсь к начальству); ситуации, требующие отстаивания своих прав (например, когда приходится жаловаться на плохое обслуживание или низкое качество товара); ситуации, когда я нахожусь в центре внимания большой группы людей (например, делаю доклад); ситуации, когда я нахожусь в центре внимания малой группы людей (например, когда меня кому-то представляют или спрашивают мое мнение); ситуации, когда меня оценивают или сравнивают с другими (например, когда у меня берут интервью или меня критикуют); любые новые социальные контакты; вероятность сексуальной близости; 34. Теперь вернитесь к предыдущему вопросу и по поводу каждой ситуации отметьте, вызвала ли она у вас застенчивость на протяжении последнего месяца; 0 = да, в значительной степени; 2 = да, в немалой степени; 3 = вообще да; 4 = только слегка; 5 = безусловно нет. 35. Типы людей, вызывающие у меня застенчивость: мои родители; мои братья и сестры; другие родственники; друзья; незнакомцы; иностранцы; авторитетные лица (в силу их положения — полицейские, преподаватели, начальники на работе); авторитетные лица (в силу их превосходства — интеллектуалы, специалисты); пожилые люди (значительно старше меня); дети (значительно младше меня); группа представителей другого пола; представитель другого пола один на один; представитель моего пола один на один. 36. Теперь, пожалуйста, вернитесь к предыдущему вопросу и отметьте, возникла ли у вас на протяжении последнего месяца застенчивость при встрече с данной категорией людей: 0 = на протяжении последнего месяца — нет, но прежде бывало; 1 = да, в значительной степени; 2 = да, в немалой степени; 3 = вообще да; 4 = лишь слегка. (37 — 40) Реакция, связанная с застенчивостью 37. На основании чего вы заключаете, что испытываете застенчивость? 1 = на основании мыслей, переживаний и тому подобных внутренних симптомов; 2 = на основании своих действий в данной ситуации; 3 = на основании как внутренних ощущений, так и внешних реакций. Физические реакции 38. Если вы испытываете или испытывали застенчивость, какие из данных физических реакций характерны для этого вашего состояния? Поставьте 0 против тех, которые не существенны, остальные проранжируйте от 1 (наиболее типичные, часто возникающие, сильные) и выше 2 — менее частые и т. д. покраснение лица; учащение пульса; урчание в животе; звон в ушах; сильное сердцебиение; сухость во рту; дрожание рук; повышенная потливость; слабость; другое (укажите, что именно)........................................…………………………………………………………… Мысли и чувства 39. Каковы особые мысли и чувства, характерные для вашего переживания застенчивости? Поставьте 0 против тех, которые вам не свойственны, остальные проранжируйте от 1 (наиболее типичные, частые и сильные) и выше (менее типичные). Одним и тем же баллом можно отметить несколько пунктов. Положительные мысли (например, удовлетворенность собой); никаких особых мыслей (например, пустые грезы, размышления «ни о чем»); самососредоточенность (например, крайняя озабоченность своей персоной, каждым своим шагом); мысли сконцентрированные на неприятных сторонах ситуации (например, мысль о том, что мое положение ужасное, что хотелось бы оказаться вне его); мысли ориентированные на отвлечение (например, о чем-то другом, чем можно было бы заняться, о том, что неприятная ситуация скоро кончится); негативные мысли о себе (например, ощущение, что я глупый, неполноценный и т. п.); мысли о том, как меня оценивают другие (например, размышления о том, что окружающие обо мне думают); мысли о своем поведении (например, о том, какое впечатление я произведу и как его улучшить)... Действия 40. Если вы испытываете или испытывали ощущения застенчивости, то в каких внешних действиях это проявляется, так что окружающие могут понять, что вы застенчивы? Поставьте 0 против тех, которые вам не свойственны, а остальные проранжируйте от 1 (наиболее типичные, частые и сильные) и выше (менее частые и сильные). Одним и тем же баллом можно отметить несколько пунктов; я говорю очень тихо; избегаю людей; не способен смотреть в глаза; я молчу (не могу говорить); заикаюсь; болтаю чепуху; замираю; избегаю что-либо делать; стараюсь скрыться; другое, а именно....................................................…………………………………………………………… 41. Каковы негативные последствия застенчивости? (Отметьте те, что касаются вас.) Никаких. Возникают социальные проблемы; трудно знакомиться с людьми и заводить друзей, наслаждаться общением. Возникают отрицательные эмоции — ощущения изоляции, одиночества, депрессии. Застенчивость препятствует тому, чтобы другие меня положительно оценили (например, из-за застенчивости мои достижения остаются незамеченными). Затруднительно добиваться своего, выражать собственное мнение, использовать предоставляющиеся возможности. Моя застенчивость побуждает других негативно меня оценивать (например, меня несправедливо могут счесть недружелюбным или высокомерным). Возникают трудности во взаимопонимании и познавательных процессах (например, на людях я не могу ясно мыслить и выражать свои чувства). Застенчивость провоцирует углубление в себя. 42. Каковы положительные последствия застенчивости? (Отметьте то, что касается вас.) Никаких. Появляется возможность производить впечатление скромного человека, погруженного в себя. Застенчивость позволяет избегать конфликтов. Застенчивость — удобная форма самозащиты. Появляется возможность смотреть на других со стороны, вестисебявзвешенно и разумно. Исключаются негативные оценки со стороны окружающих (например, застенчивого не считают навязчивым, агрессивным, претенциозным). Застенчивость позволяет выбрать среди вероятных партнеров по общению тех, кто мне более симпатичен. Удается уединиться и насладиться одиночеством. В межличностных отношениях застенчивость удерживаетот того, чтобы унизить или обидеть другого человека. 43. Считаете ли вы, что вашу застенчивость можно преодолеть? 1 = да; 2 = нет; 3 = не уверен. 44. Готовы ли вы к серьезной работе над собой, чтобы избавиться от застенчивости? 1 = да, безусловно; 2 = пожалуй, да; 3 = еще не уверен; 4 = нет.
Глава 3. КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ.
Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды... В результате сложилось мнение, что конфликт — всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего, по возможности, следует избегать. Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт — это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе так велика, что во второй половине XX в. выделилась специальная область знания — конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли философия, политология, социология и, конечно, психология. Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни. Здесь мы будем рассматривать только те, которые происходят в организациях. Что же такое конфликт? Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми и явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами, группами. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения. В возможности иметь и выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решений и заключается позитивный смысл конфликта. Это, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер. Просто некоторые конфликты могут способствовать развитию взаимоотношений и принятию обоснованных решений, такие конфликты называют функциональными. Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными. Так что нужно не раз и навсегда уничтожить все условия для возникновения конфликтов, а научиться ими правильно управлять. Для этого надо понимать их причины, уметь их анализировать. Существует 4 основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой и межгрупповой. Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответствует данному нами определению. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п. «Две души живут в моей груди...» — писал Гете. И этот конфликт может быть функциональным или дисфункциональным в зависимости от того, как и какое решение примет человек и примет ли его вообще. Буриданов осел, например, так и не смог решить, из какого мешка поесть — из того, который слева, или из того, который справа. Порой в жизни, не умея решать внутренние конфликты, мы уподобляемся Буриданову ослу. Внутриличностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя часто обязывает его задерживаться на работе. Или: начальник цеха дал мастеру указание выпустить определенное количество деталей, а технический руководитель в то же самое время — произвести технический осмотр оборудования. Причиной первого конфликта является рассогласование личных потребностей с требованиями производства, а второго — нарушение принципа единоначалия. Внутренние конфликты на производстве могут возникать вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте. Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Многие руководители считают, что его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которые из-за различия в характерах, взглядах, манере поведения просто не в состоянии ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего это — борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах особенно нуждается именно он, а не другой. Конфликты возникают между руководителем и подчиненными, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный бездельник, не умеющий или не желающий работать. Конфликт между личностью и группой. Как вы уже знаете, неформальные группы (организации) устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа расценивает как негативное, возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа — конфликт между группой и руководителем. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле руководства. Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом. К сожалению, частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между высшим и более низким уровнями управления, т. е. между линейным и штабным персоналом. Это яркий пример дисфункционального конфликта. Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организациях. Распределение ресурсов. Даже в самых крупных и богатых организациях ресурсы всегда ограничены. Необходимость распределять их практически неизбежно ведет к конфликтам. Люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности кажутся более обоснованными. Взаимозависимость задач. Возможность конфликтов существует везде, где один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи. Например, руководитель производственного подразделения может объяснить низкую производительность труда своих подчиненных неспособностью ремонтной службы быстро и качественно ремонтировать оборудование. Руководитель ремонтной службы в свою очередь может винить отдел кадров в том, что не приняты новые работники, в которых так нуждаются ремонтники. Несколько инженеров, занятых разработкой одного изделия, могут обладать разным уровнем профессиональной квалификации. В этом случае специалисты более высокой квалификации могут быть недовольны тем, что слабые инженеры тормозят выполнение работы, а последние недовольны тем, что от них требуют невозможного. Взаимосвязанность задач при неравных возможностях здесь приводит к конфликту. Упомянутый пример конфликта между линейным и штабным персоналом также возникает из-за взаимосвязанности задач. Мастера зависят от главных специалистов, так как нуждаются в их помощи при реализации технических решений, а руководители более высокого звена зависят от мастеров, так как последние претворяют в жизнь идеи более высокого звена управления. Различия в целях. Вероятность этих конфликтов в организациях возрастает по мере увеличения организации, когда она разбивается на специализированные подразделения. Например, отдел сбыта может настаивать на производстве более разнообразной продукции, исходя из спроса (потребностей рынка); при этом производственные подразделения заинтересованы в увеличении объема выпуска продукции при минимальных затратах, что обеспечивается выпуском простой однородной продукции. Отдельные работники тоже, как известно, часто преследуют собственные цели, не совпадающие с целями других. Различия во взглядах и представлениях. У руководителей и непосредственных исполнителей могут быть разные взгляды на пути и способы достижения даже общих целей, т. е. при отсутствии противоречивых интересов. Даже, если все хотят повысить производительность труда, сделать работу более интересной, о том, как это сделать, люди могут иметь разные представления. Проблему можно решить по-разному, и каждый считает, что его решение самое лучшее. Конфликты в организациях очень часто связаны с неудовлетворительными коммуникациями. Неточная или неполная передача информации или отсутствие необходимой информации вообще являются не только причиной, но и дисфункциональным следствием конфликта. Плохая коммуникация препятствует управлению конфликтом. Еще одна важная причина конфликтов — различия в психологических особенностях (темперамент, характер, потребности, мотивы и т. п.). Эти различия увеличивают вероятность возникновения любых конфликтов и особенно часто являются причинами межличностных конфликтов. Есть люди, которые постоянно проявляют агрессивность, враждебность, они все время или защищаются, или нападают, готовы оспаривать каждое слово и неспособны выслушать оппонента. Исследования показывают, что такие люди характеризуются низким уровнем самоуважения и компенсируют это показной самоуверенностью, стремлением продемонстрировать свою власть. Люди, обладающие адекватным уровнем самоуважения, не вступают в бесцельные дисфункциональные конфликты по пустякам. По данным психологов, людям с адекватным уровнем самоуважения свойственны: 1. Верность своим принципам, несмотря на противоположные мнения других, в сочетании с достаточной гибкостью и умением изменить свое мнение, если оно ошибочно. 2. Способность действовать по своему усмотрению, не испытывая вины или сожаления в случае неодобрения со стороны других. 3. Способность не тратить время на чрезмерное беспокойство о завтрашнем и вчерашнем дне. 4. Умение сохранять уверенность в своих способностях, несмотря на временные неудачи и трудности. 5. Умение ценить в каждом человеке личность и чувство полезности для других, независимо от уровня своих способностей и занимаемого положения. 6. Относительная непринужденность в общении, умение как отстаивать свою правоту, так и соглашаться с мнением других. 7. Умение принимать комплименты и похвалу без притворной скромности. 8. Умение оказывать сопротивление. 9. Способность понимать свои и чужие чувства, подавлять свои порывы. 10. Способность находить удовольствие в самой разнообразной деятельности, включая работу, игру, общение с друзьями, творческое самовыражение или отдых.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 2317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |