Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Осознание любви




 

1. Вспомните время, когда вы были охвачены любовью. Не только подумайте о ней, но в своем представлении переживите ее заново, как если бы это происходило сейчас. Испытайте все до мелочей — обстановку, звуки, эмоции, мысли и т. д.

2. Несмотря на то, что это — событие прошлого, поймите, что качество любви, вновь ожившей, не подчинено времени.

3. Теперь, воссоздавая свое понимание этого качества любви, испытайте все другие моменты охватывающего вас чувства, переживайте — даже если это непродолжительный и смутный опыт — качество любви в его чистейшем виде. Или, по крайней мере, представьте, по возможности более полно, чему любовь подобна.

4. Теперь пусть возникший образ символизирует эту вашу любовь. Это может быть все, что угодно — пейзаж, человек, абстрактный образ и т. д. Удерживайте этот образ и представьте, что он вам что-то сообщает, в вербальной форме или невербальной, касающееся вас или любви вообще. Откройтесь ему.

5. В конце запишите то, что вы пережили в упражнении.

Социально-психологические исследования показали, что можно составить определенный «портрет» привлекательности мужчин и женщин в их взаимоотношениях.

Положительные качества женщин, привлекающие мужчин: женственность, скромность, деликатность, благоразумие, преданность, честность, чуткость, сострадание, трудолюбие.

Отрицательные качества женщин, которые отталкивают современных мужчин: лживость, мелочность, вульгарность, зависимость, крикливость, легкомыслие, кривляние, черствость.

У женщин портрет привлекательного мужчины составлен из таких качеств: физически развит, аккуратный, всесторонне развит, интеллигентен. Примеры высказываний женщин: «Мне нужен друг, добрый по натуре», «Я вытерплю все, если полюблю. Но измену не смогу простить».

Требования как у мужчин, так и женщин понятны, поскольку качества предполагают чувство и учет в своем поведении оттенков межличностных отношений. Ведь женственность (мужественность), заботливость, доброта важны всегда и при знакомстве, и в дружбе, и в супружестве. Так, знакомство — первый шаг к общению мужчины и женщины. Перерастет ли знакомство в более глубокое чувство — во многом зависит от впечатления первой встречи (например, первым называет имя обязательно юноша, мужчина). Если знакомство состоялось — мужчина может предложить встретиться женщине. Дружба, интерес, а затем и любовь возникают тогда, когда оба ориентируются на сходные ценности. В ситуации выбора интимного партнера принимают на себя ответственность за любимого, за его судьбу. При этом важно учитывать определенные закономерности формирования моделей будущих семейных отношений, прежде всего, у юноши и девушки.

Существует определенная взаимосвязь личностных особенностей мужчины и женщины со спецификой межличностного общения и ролевыми установками в сфере брачно-семейного взаимодействия.

Исследования петербургских ученых показали, что ориентация девушек на романтическую мечтательность связана с интенсивным общением с друзьями, с отрицательной установкой на собственную роль «хозяйки дома» в будущей семье.

Чем большее значение придается интимным отношениям в семейной жизни, тем больше ориентация на внешнюю привлекательность как себя, так и партнера (модный стиль одежды, косметика, украшения).

Для модели выбора мужчин характерно следующее: чем эмоциональнее и чувствительнее юноша, тем более значимы для него общность интересов, досуг с будущей женой.

Мужчины, стремящиеся к объективной оценке социальной действительности, самокритичности своих действий, характеризуются высоким уровнем личной ответственности, ориентацией на активную жизненную позицию свою и будущей жены.

Ролевые ожидания мужчин демонстрируют традиционное «мужское» представление о роли жены, которая должна создавать эмоционально-психологический климат в семье (функция семейного психотерапевта), воспитывать детей, быть хозяйкой дома и... модно и красиво одеваться. Профессиональная занятость жены возможна, но не обязательна.

Важнейшим фактором рассогласования ролевых ожиданий мужчин и женщин по отношению друг к другу является социально-экономическая самостоятельность современной женщины, ее активная роль в обществе, что сформировало совершенно новый тип ее личности — отсюда и проблемы, сложности взаимодействия мужчин и женщин.

Третья группа проблем личной жизни — брачно-семейные отношения, условия благополучия и стабильности семьи.

Реально существуют три типа семьи: патриархально-модернизированный, детоцентрический и супружеский. Наиболее распространенными стали детоцентрическая и супружеская семья.

Детоцентрическая семья характеризуется развитой системой моральной, психологической и материальной опеки старшим поколением младшего.

Супружеская семья акцентирует внимание на личном аспекте взаимодействия прежде всего самих супругов. Семья такого типа создает условия «приватизации себя», успешности личной истории каждого его члена — как супругов, так и детей.

В современной семье отмечена общая ориентация на индивидуализацию и персонализацию отношений. Эта особенность связана с процессами как субъективного, так и объективного характера, что выявляется с помощью механизма пересечения линий «интимности-автономности» в семье.

Выявление духовно-нравственного потенциала семьи связано прежде всего с оценкой уровня супружеского взаимодействия.

Супружеские отношения являются сложным типом межличностных отношений и включают не только морально-нравственные аспекты, но и сексуально-эротические, бытовые, экономические. Важно отметить, что стабильность супружества зависит от степени согласованности семейных ценностей мужа и жены, единства взглядов на выполняемые роли при реализации основных функций семьи.

Брачно-семейные отношения являются социальной формой отношений между мужем и женой. Общество, государство упорядочивают и санкционируют их совместную жизнь, права и обязанности. Имеющиеся данные о добрачном поведении мужчин и женщин, их ориентации в семейном плане (ролевые ожидания супружества) показали, что среди мотивов ухаживания вступление в брак оказалось на 11-м месте, а на 1-м — любовь, что свидетельствует о достаточно строгом подходе к выбору брачного партнера. Прежде всего, брак потерял монополию на удовлетворение сексуальной потребности. Факты добрачных связей показали, что с 1969 по 1985 г. в 2,5 раза выросло зачатие детей до брака (до 75% в 1985 г. по сравнению с 20% в 1965 г.).

Супружество связано с созданием прежде всего семьи, малой социальной группы, включающей не только отношения между мужем и женой, но и детьми, родственниками.

Современная семья развивается в условиях перехода от патриархальной (многопоколенной), где хозяйственные функции были основными, к семье, где процессы консолидации, взаимопонимания служат не только быту и воспитанию детей, но и созданию психологического комфорта для взрослых.

Высокий уровень разводов, неустойчивость семьи, особенно молодой, обусловили создание многочисленных служб помощи семье. Психологические особенности супругов, соотношение идеала и реальных портретов мужа и жены стали предметом ряда опросов и тестовых исследований.

Благополучие и стабильность брака и семьи — одна из важнейших проблем современного общества. Данные ряда исследований позволяют выделить ряд условий стабильности брачно-семейных отношений:

1. Взаимопонимание, единство духовных ценностей.

2. Устойчивые чувства любви, симпатии и взаимоуважения супругов.

3. Супружеская совместимость (характер, бытовые установки, круг интересов).

4. Наличие детей в семье.

5. Материальная обеспеченность, комфортные жилищные условия.

Из представленного перечня видно, что при всей важности экономических условий гораздо большее влияние на брак оказывают психологические факторы — совместимость супругов, единство их духовных, культурных ориентации.

Для супружеской совместимости необходимы интимно-сексуальная, личностная и духовная близость супругов, автономия. Супружескую интимность можно представить в виде симпатии, расположенности, признательности и эротической привязанности.

Наука, изучающая сексуальное поведение и мотивацию, называется сексологией. На Западе широкое распространение получила секстерапия — направление парной (супружеской) психотерапии сексуальных расстройств, в основе которого лежат бихевиористические ориентации.

Сексология рассматривает проблему сексуальной совместимости и сексуальных расстройств. Сексуальную совместимость можно рассматривать как соответствие сексуального поведения партнеров, на которое оказывают влияние уровень общей и сексуальной культуры, отношение к оценке своей сексуальности, личностные особенности, стереотипы мужественности и женственности, наличие соответствующих физиологических сексуальных реакций.

Наверное, многие испытывали трудности в сексуальных отношениях и пытались сами либо с чьей-то помощью с ними справиться. Согласно исследованиям, первый неудачный сексуальный опыт может стать причиной желания доказать себе, что с другим партнером, в другой ситуации все будет по-другому. Таким образом, целью сексуальных отношений становится не любовь, не желание стать ближе к другому человеку, не даже просто получение удовольствия, а необходимость доказать свою состоятельность и не потерпеть неудачу. При такой установке одна неудача может привести к функциональному расстройству. Отсюда следует вывод о важности в интимных отношениях эмоционального настроя и мотивации. Причиной функциональных расстройств являются психологические факторы. Основные из них: отрицательные эмоциональные переживания (страх, чувство вины); неприятные события, связанные с предшествующей половой активностью; отрицательное влияние семьи, характер воспитания в детстве; психические травмы в сексуальной области, полученные в детстве от увиденного или услышанного; проблемы партнерства, наличие конфликтов; особенности характера (склонность к тревожности, самоанализу, чувство собственной неполноценности); ситуационные факторы (отсутствие возможности полной изоляции, страх перед возможностью возникновения беременности и др.).

Перечисленные факторы часто становятся причиной сексуальной нечувствительности либо болезненных переживаний, связанных с сексуальной ролью. Положительные эмоциональные переживания увеличивают шансы получения удовольствия и вероятность того, что функциональных сексуальных нарушений не будет. Наряду с требованиями такта, терпеливости, внимательности к собственным ощущениям и ощущениям партнера, существуют половые и личностные особенности, влияющие на поведение партнера, которые необходимо учитывать. У женщин — это черезмерная стеснительность и запреты, привычка сопротивляться партнеру, пассивность и др. Основные проблемы возникают у женщин, которым необходимо больше времени для достижения оргазма, чем партнеру. Для женщин более важен период ласк и «любовной игры». У мужчин со склонностью к самоанализу проблемой может стать неправильное поведение партнерши: тенденция унизить партнера, опасение потерять независимость, критика и обвинения.

Многие исследователи считают, что сексуальные отношения находятся на одном из первых мест в перечне условий сохранения семьи. Терапия функциональных сексуальных расстройств часто проводится параллельно с супружеской терапией, которая тоже ориентирована на супружескую пару и ее проблемы, но акцент переносится на преодоление конфликтов, кризисных ситуаций, достижение гармоничных взаимоотношений, обеспечение взаимного удовлетворения потребностей. Одним из основных понятий супружеской терапии является индивидуальный договор, который предполагает, что каждый из партнеров, вступающих в длительные отношения, имеет определенные надежды и дает обещания, т. е. каждый предполагает что-либо дать и что-то получить взамен. Соглашение может быть: сознательным и вербализованным, сознательным и невербализованным, неосознанным. Договор может касаться всех аспектов совместной жизни: успешного продвижения по службе, физического состояния здоровья, секса, проведения свободного времени, денег, детей и др. Если ожидания партнеров по любому из этих аспектов различны, то они могут послужить причиной возникновения конфликтов. Муж, например, может ожидать от жены послушания, заботы о нем. Жена, в свою очередь, ожидает от него романтической любви, помощи в ведении домашнего хозяйства. Вследствие того, что каждый из них ведет себя иначе, чем от него ожидают, возникают ощущение обмана и чувство беспокойства. Сознательный и вербализованный супружеский договор наиболее управляем, так как у партнеров есть возможность прийти к соглашению, и он исключает возможность существования неоправданных ожиданий.

Многие исследователи говорят о влиянии родительской модели в формировании отношений в семье. Ребенок учится у родителя того же пола мужской/женской роли; образ родителя противоположного пола оказывает существенное влияние на выбор партнера по супружеству. В качестве других факторов выделяют: влияние модели брата и сестры; внешние влияния (вне семьи); врожденные характерологические особенности каждого из супругов.

Согласно модели брата и сестры происходит перенос связей, существовавших в родительской семье между братьями и сестрами, на своего партнера. Роль определяется положением (порядок и пол) среди братьев и сестер. Удачным считается такое сочетание, когда роли супругов дополняют друг друга. Например, муж был старшим братом сестры, а жена имела старшего брата, либо наоборот. Но удовлетворение в супружестве будет только в том случае, если партнеры были удовлетворены своим положением в родительской семье, иначе такое сочетание может вызвать проигрывание детских конфликтов и напряженностей. Разногласия и противоречия могут возникнуть в семье, где и муж и жена были старшими среди братьев и сестер. В таком случае они оба претендуют на главенствующую роль и плохо сотрудничают друг с другом. Но это еще не значит, что они не могут жить в мире и согласии. Они могут построить свою жизнь так, чтобы не соприкасаться в сферах влияния, например, работа в разных областях, свобода в личной жизни, параллельное воспитание детей.

Большое внимание в супружеской терапии уделяется личностным особенностям партнеров, их влиянию на поведение в браке, их сочетаемости. Существует следующая классификация типов личности с точки зрения реакции супругов:

1. Партнер, ориентированный на равноправие: ожидает равных прав и равных обязанностей.

2. Романтический партнер: ожидает душевного согласия, мечтает о крепкой любви, важное значение для него имеют сентиментальные символы.

3. Родительский партнер: с удовольствием заботится о другом, воспитывает его, когда другой занимает детскую позицию.

4. Детский партнер: привносит в супружество некоторую спонтанность, непосредственность и радость, но одновременно приобретает власть над другим путем проявления слабости и беспомощности.

5. Рациональный партнер: следит за проявлением эмоций, точно соблюдает права и обязанности. Ответственен, трезв в оценках. Хорошо приспосабливается к жизни несмотря на то, что партнер не ведет себя таким же образом. Может ошибаться относительно чувств своего партнера.

6. Товарищеский партнер: хочет быть сотоварищем и ищет для себя спутника, с которым мог бы разделить повседневные заботы, прожить жизнь. Не претендует на романтическую любовь и принимает как неизбежное обычные тяготы жизни.

7. Независимый партнер: сохраняет в браке определенную дистанцию по отношению к партнеру. Стремится избежать излишней интимности в отношениях и хочет, чтобы партнер относился с уважением к этим его требованиям.

Проблемы брачно-семейных отношений связаны и с умением супругов преодолевать кризисные ситуации в семье.

Объективные процессы развития взаимодействия супругов связаны с кризисными моментами. Первый из них — первые 1-2 года семейной жизни, которые обычно обозначают как «кризис идеалов», крушение иллюзий добрачного периода.

Второй кризис отношений приходится на время рождения ребенка. Перестройка бюджета семьи, увеличение семейно-бытовых нагрузок требуют от супругов готовности сообща находить оптимальный выход из возникших трудностей.

Третий кризисный период в отношениях — уход взрослых детей из семьи. Обычно супружеские отношения в таких случаях нарушаются в детоцентрической семье. Зацикленность супругов только на родительских обязанностях при уходе взрослых детей из семьи приводит к тому, что супруги переживают чувство опустошения и своеобразного «одиночества вдвоем».

Преодоление кризисных периодов в семейном взаимодействии не должно идти по неверному пути бесплодных «разборок», оскорблений. Следует справедливо отнестись к инициатору или причине конфликта, спокойно и терпеливо найти средства снятия возникшего напряжения. Более того, снятие конфликта в дальнейшем улучшает отношения, увеличивает близость и согласие супругов.

В целом, как показали многочисленные опросы горожан, в нашем социально напряженном мире семья, любовь супругов — «единственное убежище», «единственное место, где я нужен», «жизнь и счастье», «источник веры, надежды и оптимизма» — именно такие оценки даны 97% респондентов (1992 г.).

Вирджиния Сатир в книге «Как строить себя и свою семью» дает несколько полезных советов по организации отношений в семье. Вот они. Каждый член семьи:

должен иметь свое жизненное пространство;

должен помнить о необходимости уважительного отношения к другому;

влияет на остальных и сам подвержен влиянию других;

может оказаться в центре воздействия со стороны других членов. Это все в порядке вещей. Важно не избегать этих воздействий, а научиться управлять ими;

выполняет несколько ролей в семье (жена, мать, бабушка и т. д.).

А «шесть смертных грехов» могут свести радость совместной жизни на нет:

1. Когда вы ждете слишком многого от партнера, делая его ответственным за собственное счастье.

2. Неправильно относитесь к сексуальности партнера.

3. Завидуете успехам партнера.

4. Несерьезно относитесь к заботам и проблемам партнера.

5. Забывчивостью и пренебрежительным отношением даете понять партнеру: ты уже не очень много для меня значишь.

6. Даете понять партнеру: ты больше меня не привлекаешь.

Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ

 

В наше время «кризис», «стресс», «напряженность» и т. п. очень часто употребляемые и актуальные слова. Всем понятно, что они относятся к некоторым особым моментам в жизни, которые могут приводить к печальному исходу. Поэтому бытует мнение, что их надо избегать и с ними надо бороться. Однако это не так, и при ближайшем рассмотрении становится понятным почему. Мы ограничимся таким явлением, как психологический кризис.

Каждый человек, отдает он себе в этом отчет или нет, имеет некое содержательное психологическое «ядро» — смысл жизни. Активность человека реализуется через многочисленные интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные, волевые и др. механизмы. Каждым своим действием и поступком он как бы говорит себе: «А я вот такой». Психологический кризис — это невозможность осуществлять цикл воплощения себя, свой жизненный замысел. При этом нет нарушений функций мозга, человек практически здоров. Он может конечно, заболеть, у него может возникнуть, например, невроз, но не в этом суть. Внешние обстоятельства дают возможности, при которых человек может действовать, как и раньше. Но развивать прежнюю активность он уже не может по внутренним психологическим причинам, он как бы утратил понимание и чувство, что ему это нужно. Такое состояние сопровождается интенсивными, часто отрицательными по окраске эмоциями. Возможны трудно поправимые, тяжелые и даже трагические поступки, человек может заболеть, оказаться психологически травмированным на всю жизнь. Но возможны и прямо противоположные последствия: человек может стать более зрелым, собранным, добрым, человечным, сильным, смелым и мудрым — «вырасти», подняться на новую ступень в своем развитии.

Человек в течение своей жизни не один раз переживает психологические кризисы. Выделяют различные виды кризисов в зависимости от причины: кризисы отрыва от семьи, ухода на пенсию, резкой смены профессии, изменения (понижения или резкого повышения) социального статуса. Грубо можно выделить кризисы: возрастные, по соматическим основаниям (болезнь), социально-статусные (или ролевые) и внутреннего роста.

С возрастом изменяются возможности и внутренние состояния. Человек вдруг осознает, что он уже взрослый, и ему можно то, чего нельзя было вчера; он отец ребенка, глава семьи и от него зависит судьба жены и детей. Или — умирает близкий человек, и оказывается — он значил так много, что жизнь без него бессмысленна.

Весьма отчетливо психологическая суть кризиса выступает при кризисе достижения (успеха). Человек стремится стать олимпийским чемпионом. Вся жизнь с раннего детства расписана по минутам: тренировки, режим питания и т. п. Родители подчиняют свою жизнь той же задаче — ребенок будет чемпионом! В 24 года он стоит на пьедестале, звучит гимн, он — олимпийский чемпион. А когда отгремели литавры победы, в тишине возник вопрос: а что дальше? И оказалось, что ответа нет. Возник тяжелый кризис: дальше неинтересно, все интересное позади, а впереди много, много пустых дней — зачем они, непонятно.

Итак, кризисы — явление закономерное и необходимое для роста личности. Основной вопрос в том, чтобы суметь выйти из кризиса достойно и более зрелым, сильным, чем раньше. Перед каждым человеком всегда стоит вопрос об ответственности за себя: как «вписаться» в жизнь, как распорядиться тем, что заложено в тебе природой, родителями и усвоенной культурой, как организовать свое внутреннее «хозяйство», в том числе и наиболее тонкое — психологическое, особенно, когда нужно как бы умереть и родиться в новом обличьи, пройдя психологический кризис. Прежде чем говорить о течении кризисов, логично остановиться на их типах в зависимости от тех психологических механизмов, которые испытывают максимальные напряжения. Известно, что психологические процессы, которые мы вслед за Ф. Е. Василюком будем называть переживанием, имеют свои внутренние цели. Их четыре: 1. Испытать сейчас («здесь и теперь») удовлетворение. 2. Реализовать какую-то деятельность соответственно какому-то мотиву. 3. Обеспечить упорядоченность своего внутреннего мира. 4. Обеспечить личностный рост — прогресс личностной структуры — стать психологически совершеннее. Осуществление совокупности этих целей — в реализации психической жизни. Невозможность реализации любой из них приводит к разным видам психологических кризисов.

Первый тип кризиса связан с кризисом удовольствия и часто включает как разрешающий механизм психологическую защиту. Если для человека на каком-то этапе и в каких-то обстоятельствах чрезвычайно важно пережить чувство удовлетворения, и ему становятся в тягость негативные переживания, то любая трудность воспринимается как трагедия. У него возникает душевная боль, ощущение катастрофы. Тогда включаются механизмы психологической защиты, суть которых — искажение реальности. Человек как бы не видит и не слышит, что происходит в действительности. Смысл происходящего блокируется для сознания. Человек не допускает для себя осознание происходящего. Сознание прибегает к ряду уловок: подмене содержания, забыванию существенного, внушению, что это — ерунда, толкованию совсем в другой плоскости, приписыванию ведущей роли другим людям и обстоятельствам и т. п. Рационализация (удобное объяснение), девальвация (а виноград-то зелен), проекция (это не я — это он такой) и, наконец, вытеснение из сознания намеренно-ненамеренное, честное забывание неприятных обстоятельств — типичные варианты психологической защиты — включения механизмов искажения реальности. Когда на человека «сваливаются» грозные обстоятельства, ему становится настолько тяжело, что он как бы замирает и отстраняется. Не принимает и не допускает, что это происходит с ним, именно с ним. Эта фаза неприятия характерна для реакции на экстремальные факторы. Биологически это оправдано. У животных многих видов реакция каталептической неподвижности при опасности (прикинуться мертвым) распространена. Нечто подобное, но без внешних выражений происходит в этой фазе и с человеком. Рациональный смысл — авось пронесет. Здесь психика защищается от непосильных переживаний. К сожалению, этот тип реакции у многих людей возникает на значительно менее сильную стимуляцию. Человек включает фильтры и не видит неприятного, в том числе своих дурных поступков, которые он видеть не хочет. В самосознании и в восприятии других возникают устойчивые искажения. Накапливаясь, они делают человека неадекватным обстоятельствам и себе. Он не видит себя и обстоятельства без сильных, угодных ему, искажений. Это ведет к другим типам кризисов. Очень часто неправильное использование механизмов защиты приводит к неврозу. Выход из этого кризиса — только в межличностных отношениях, когда в благожелательной обстановке человек вдруг прозревает и начинает ощущать свою неадекватность. В частности, с этой целью проводятся групповые психологические тренинги коммуникативной способности.

Второй тип кризиса — фрустрация. Преодолеть его помогают рационалистические механизмы — механизмы поиска новых форм поведения. Этот тип кризиса возникает, когда человек, испытывая какую-то сильную потребность, не может ее удовлетворить, потому что в его арсенале нет (или он не находит) подходящих средств воздействия на внешние обстоятельства. Условия тут таковы. Препятствие — внешнее, надо найти способ его преодолеть. Выйти из ситуации человек не может (таковы обстоятельства). Типичная картина такова: сначала человек выбирает поведение, которое может, в принципе, привести к успеху, причем поведение это достаточно хорошо организовано. Но результат не достигается, вторая попытка кончается также неудачей, начинаются вариации — опять безрезультатно. Человек многократно повторяет безнадежное поведение, или он модифицирует его так, чтобы действовать было легче, но это поведение уже, в принципе, желательного результата дать не может: сначала он это осознает, а потом уже не осознает и продолжает бессмысленное (в плане его намерений) поведение, расходуя силы, время и усиливая внутреннюю напряженность. Параллельно происходит дезорганизация самого этого поведения: оно хуже упорядочено. Наконец, человек как бы «залипает» на цели и способе: пусть я умру, но сделаю это только таким способом. Затем, если изменились обстоятельства, появилась возможность выйти из ситуации, сменив цель и деятельность, он сделать этого не может.

Выход из кризиса обеспечивается рационалистическими механизмами: терпением и синтезом новой поведенческой формы. Отставить во времени удовлетворение, прекратить всякую деятельность, осознать степень соответствия поведенческому смыслу; поискать подходящий вариант другой формы поведения с тем же смыслом, проверить важность цели, возможность и осуществимость отказа от нее. Отказаться можно: стало субъективно свободнее. Еще раз вернуться к другим формам адекватного поведения. Тут возможен инсайт (озарение) — «а ларчик просто открывался». Надо попробовать достигнуть желаемого, осознать затраченный ресурс (время, энергия и другие ценности), свободно решить отказаться или продолжить, все время возвращаться к чувству: я могу этого не делать. И самое главное при этом типе кризиса — не подменять реальность, видеть ее такой, какая она есть, запастись терпением, модифицировать свои способности, ни в коем случае не сползти к неадекватным действиям, а искать реальный способ разрешающего поведения: внутреннее поведение нужно точно согласовать с реальностью и помнить, но максимально спокойно, о времени.

Третий тип кризиса — ценностный кризис. В его основе лежит борьба мотивов. Человек всегда включен в многообразные отношения, реализуемые разными деятельностями, каждая из которых имеет свои ведущие мотивы. Борьба реализуемых отношений во внутреннем мире выступает как борьба мотивов. Выбор мотива, имеющего право на реализацию сейчас, связан с построением иерархии мотивов в соответствии с принимаемой личностью системой ценностей. Отношения между ценностью и мотивом очень непростые. Мотив всегда энергетически и эмоционально заряжен, он — двигатель осуществления деятельности. Он всегда индивидуален. Он всегда только мой: моя психика отводит энергию этому мотиву в соответствии с моей индивидуальностью. Причем мое сознание может этого не осознавать.

Ценность — это то, что и мое и одновременно взято из общечеловеческой культуры. Ее приоритет среди других мотивов осознается более-менее четко. Это то, «как должно быть» по социально принятым правилам. Отсюда трудности: планируемое на языке ценностей может в реальности оказаться не соответствующим истинно заряженным энергией мотивам. Что важно, то оказалось слабо мотивированным, и наоборот. Ценность проходит сложный путь, пока не станет истиной, действительно энергетически значимым мотивом.

Таким образом, суть ценностного кризиса в следующем. Человек в ситуации столкновения мотивов не в состоянии сделать выбор. Не работает ценностная система. Он колеблется, идет время, уходит ситуация, упускаются шансы, могут нарушаться отношения с другими, но он топчется на месте, он не в состоянии решиться. Этот кризис имеет разные варианты. Самый простой — если неадекватна какая-то часть (не центральная) ценностной системы, процессы переделки этой части не так травматичны. Несколько более тяжелый случай, когда ценностная система изменилась в силу необратимого события, например, в случае смерти близкого человека. Его объективно уже нет. Но в нашем сознании он еще живет старой жизнью. Проходит ряд этапов, пока не осознается необратимость события, жизнь образа застывает в завершенности, он идеализируется и становится ценностным образом, занимая уже другое место, в другом ряду ценностной системы. Изменяется иерархия ценностей и мотивов — можно жить дальше.

Наиболее сложный случай возникает, когда вся система ценностей, которой руководствовался человек, оказывается несостоятельной — она привела к жизненному краху. Тогда есть два весьма противоречивых пути. Один — найти среди осколков разрушенной системы новое ядро смысла жизни: для чего, для кого дальше жить. И основываясь на нем, начать жить по-новому. Другой путь связан с истинно человеческой свободой, когда основная ценность, ради которой жил человек, не может оцениваться рассудком. Человек признает эту ценность соответствующей более высокой реальности, чем та, которая доступна земному рассудку. Эта ценность для человека больше, чем жизнь. Человек идет на все, чтобы не изменить ей и готов платить за это своей жизнью. (Иногда не только своей).

Четвертый тип кризиса — целостный кризис. Суть его такова. Выделяют теоретическое и практическое сознание. Теоретическое сознание строит конструкции на языке понятий и идеальных форм, которые могут быть совершенно оторванными от реальности. Оно не признает времени, ситуативности и мелочей. Оно очень свободно. В нем вечный человеческий дух. Но оно же планирует заказ на земное реальное практическое действие. В нем работают ценности и мотивы. Оно решает вопрос об осуществимости, но не осуществляет. Практическое сознание огрубляет, «пригоняет» к месту и времени, имеющимся ресурсам, переводит на практический язык планы теоретического сознания. Практическому сознанию противостоят: теоретическое сознание, с одной стороны, и реальность — с другой. Воля — это тот механизм, который обеспечивает их согласие и соответствие. Самое важное — это устойчивость всей системы. Дело в том, что иерархия мотивов, принятая до начала осуществления планов, в процессе их реализации может измениться. То, что казалось очень желаемым до действия, под влиянием трудностей может потерять свою привлекательность. «Услужливые» механизмы защиты готовы исказить реальность, чтобы уменьшить негативные переживания. Начнут изменяться образы, ситуации, и система мотивов «поползет»... Центральный механизм для выхода из этого кризиса — воля вместе с напряженно работающим творческим блоком, который все время создает новые комбинации ценностей, мотивов, эмоций, теоретического, практического сознания и реальности. Воля есть не только сила — это механизм управления психикой, который может обещать и угрожать, приказывать и закрывать пути к отступлению... Здесь кризис — это кризис воли и творческого процесса. Такой кризис сопровождается разрывом отношений с близкими людьми. Человек как бы сжигает мосты, и только близкие люди или профессиональные психологи могут вернуть его к значимым контактам. Кто-то на какой-то срок должен взять на себя функции воли и творческого блока, но так, чтобы не разрушить уверенность человека в том, что дальше он справится сам. Иначе другой ему будет нужен всегда.

Психологические кризисы — это необходимые бури, рождающие новое. Вредны кризисы надуманные, когда люди в них играют, чтобы управлять другими. Тогда они разрушают себя, медленно, но верно.

Хотя психологические кризисы бывают различного типа, некоторые моменты выхода из кризиса общие. Для преодоления кризиса можно использовать психотехники — специальные психологические приемы, имеющие различные теоретические истоки. На наш взгляд, наиболее эффективен гештальт-терапевтический комплекс психотехнических средств. Он способствует определенному направлению изменений в ходе психических процессов, как бы помогает вырваться из порочного круга.

Первый процесс, который при всей болезненности требует усиления — это осознавание своего актуального состояния. В кризисе этот далеко не всегда хорошо развитый уровень страдает значительно. Суть движения к развитию осознавания — это воспитание в себе установки «пассивного» наблюдателя своего потока сознания. Есть группа упражнений, способствующих этому. Например, такое. Явно существуют три крупных среза осознавания: то, что я воспринимаю (слышу, вижу, ощущаю), чувствую (приятно, неприятно, горько, обидно, больно, щекотно и т. п.), думаю (мои мысли). Надо постараться не вмешиваться в ход сознания, а только словесно фиксировать происходящее. Сядьте на стул, в кресло и вслух фиксируйте для себя эти стороны потока сознания — последовательно каждую область в течение 2-3 минут. Начинайте с произнесения своего полного имени: я, Федоров Николай, вижу отчетливо... и перечисляйте, что видите перед собой с краткими определениями; потом — я чувствую, что у меня затекла правая нога... неудовлетворенность, досаду и т. п.... И таких 2-3 цикла. Сделайте то же стоя, лежа. Причем желательно не забывать, что у вас есть разные виды чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, «суставное» чувство. Важно сосредоточиться на том, что ощущается в данный момент. Такого нейтрального наблюдателя в себе полезно воспитывать независимо от наличия кризиса, но в кризисной ситуации это поможет высветить для сознания то, что упускается как «деталь», которая, однако, может оказаться важной.

Другое упражнение направлено на осознавание того, что осознается лишь с сопротивлением. Называется этот процесс осознание противоположностей.

Каждое свойство человека и состояние могут быть обозначены точкой на шкале с крайними полюсами: сильный — слабый, робкий — смелый и т. п. Обычно приятное и приемлемое для нас мы осознаем лучше, чем то, что нам неприятно знать о себе. Но это — мы; нельзя оторвать часть себя. С другой стороны, мы не свободны в выборе, если делаем его, закрыв глаза на какие-то свои с трудом осознаваемые чувства. А эта несвобода усиливает тревожность и скованность. Кризис часто делает восприятие себя однобоким, поэтому важно осознавать свои противоположности. Делайте упражнения на обращение. Например: «идет дождь» — что противоположно дождю? Я делаю массаж кому-то — что я ощущаю, если он делает массаж мне и т. п. Сделайте 20-30 таких обращений. Вообще, поиграйте: переворачивайте слова, имеющие привычный смысл и т. п. Напишите список противоположных человеческих качеств. Отметьте свои, представьте, что противоположные качества — ваши. Дайте себе словесный отчет. Следует заметить, что автоматически конфликтная сфера тоже будет обращаться.

Третьим важным моментом для возникновения ситуации выхода из кризиса является интеграция разных сфер осознания. Здесь эффективны упражнения, когда одна и та же ситуация последовательно описывается на языке ощущений, эмоций и, наконец, мыслей. Например: у меня сжаты челюсти, я чувствую напряжение жевательных мышц. Иными словами — я сержусь, я злюсь. Я думаю, что в нашем обществе много несовершенного и т. п. Повторите это 2-3 раза. Понаблюдайте за своими ощущениями. Учтите, что кризисные переживания тоже станут по-своему интегрироваться.

Наконец, поскольку кризис всегда связан с эмоциональным напряжением, которое может приводить к дезорганизации поведения и тонкого согласования психических процессов, то умение регулировать его — расслабляться и мобилизовываться — всегда очень полезно. Мышечное расслабление способствует снятию психического напряжения, поэтому в аутотренинге следует применять упражнения на расслабление. Но эти упражнения лишь часть того, что необходимо. Есть еще одно эффективное упражнение: моя комната («мой дом»). Сядьте, расслабьтесь и начните строить в воображении свою любимую комнату с видом на озеро, в лес или куда-то еще. Обставьте ее, как вы хотите, представьте свое кресло, свое любимое место в ней. Запомните ее и мысленно уходите в нее отдыхать в любое время в течение дня. Побудьте в ней 5-7 минут, и вы ощутите прилив сил.

Мы перечислили лишь несколько примеров. В литературе можно найти много других упражнений. Но мы хотели только показать некоторые приемы, помогающие продуктивно пройти через кризис.

Глава 4. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ

 

Понятие психического здоровья — одно из наиболее остро обсуждаемых в психологии личности, в клинической психологии, в теории психотерапии. Уже в конце XIX в. в связи с ошеломившими современников работами З. Фрейда наметился отход от старых, психиатрических представлений о психическом («душевном») здоровье. Именно в рамках психоаналитической школы стала пересматриваться идея «нормальности» поведения человека, его реакций, побуждений, эмоций. Более того, когда из фрейдовского психоанализа стало выкристаллизовываться новое направление, получившее позже название психотерапии, границей разделения для психоаналитиков послужила именно идея «нормальности»: психоанализ от нее отказался равно, как и от стремлений адаптировать человека к социуму. Это становится понятным, если вспомнить положения психоанализа о том, что бессознательное является «истинной психической реальностью», а также то, что неврозы являются следствием давления общественных запретов (и позволений) на естественные побуждения человека. Именно поэтому одной из главных целей психоанализа как метода стало освобождение ранее недоступного бессознательного материала так, чтобы с ним можно было оперировать сознательно. Фрейд полагал, что бессознательный материал остается бессознательным только при условии значительного и постоянного расходования либидо (сексуальной энергии). Если этот материал становится доступным, энергия высвобождается и может быть использована «Я» на более здоровые цели.

Высвобождение заблокированного материала может уменьшить саморазрушительные тенденции. Потребность быть наказанным или чувствовать себя неадекватным может быть переоценена, например, благодаря выведению в сознание тех действий или фантазий, которые привели к такой потребности. Люди могут быть освобождены от страданий, которые они тем или иным способом постоянно сами себе приносят. Например, по данным опросов, многие американцы полагают, что их сексуальные органы не имеют правильного размера: пенис слишком короткий или слишком тонкий; грудь слишком вялая или слишком маленькая, или слишком большая, или недостаточно сформированная и т. д. Большинство этих предубеждений формируются в переходном возрасте или раньше. Бессознательный их остаток можно наблюдать в беспокойстве по поводу сексуальной адекватности, привлекательности, преждевременной эякуляции, фригидности и множества сходных симптомов. Если бы эти невыраженные страхи были исследованы, проявлены и ослаблены, можно было бы увеличить количество доступной сексуальной энергии и уменьшить общее напряжение.

Психоанализ полагает, что возможно, хотя и трудно, прийти к соглашению с повторяющимися требованиями «Оно». «Анализ стремится к обнажению комплексов, которые подавлялись в результате болезненных чувств, с ними связанных, и которые выказывают сопротивление при попытке вывести их в сознание». «Одна из задач психоанализа... — приподнять покрывало амнезии, обволакивающее ранние годы детства, и дать выражение инфантильной сексуальной жизни, которая спрятана за сознательной памятью». При таком описании целей предполагается, что человек освобождается от запрещений бессознательного, «Я» устанавливает новый уровень удовлетворения на всех областях функционирования.

Из фрейдовского психоанализа развивалось другое крупное направление — аналитическая психология К. Г. Юнга, который считал, что «сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и есть самость».

По Юнгу, каждый индивидуум обладает тенденцией к индивидуализации или саморазвитию. «Индивидуализация означает становление единым, однородным существом, и поскольку «индивидуальность» — это наша наиболее внутренняя, постоянная и ни с чем не сопоставимая уникальность, то индивидуализация также подразумевает самореализацию».

Индивидуализация — это процесс развития целостности и, таким образом, движения к большей свободе. «Чем более мы сознаем себя посредством самопознания, и действуем в соответствии с этим, тем более слои личного бессознательного, накладывающегося на коллективное бессознательное, уменьшаются. Таким образом возникает сознание, которое не порабощено мелким, излишне чувствительным миром вещных интересов. Расширенное сознание — это уже не тот раздражительный, эгоистичный комок личных желаний, страхов, надежд и амбиций, который всегда нуждается в компенсации или исправлении с помощью противоположных тенденций бессознательного; это функция отношений с миром объективности, вводящая индивидуума в абсолютное, связующее и неразрывное общение с широким миром».

С точки зрения «Я» рост и развитие состоят в интегрировании нового материала в сознание; это обретение знаний о мире и о себе. Рост для «Я» — это, по существу, расширение сознательной осведомленности. Однако индивидуализация — это развитие самости, и с точки зрения самости цель состоит в единении сознания с бессознательным. Как аналитик Юнг отмечал, что те, кто приходит к нему в первой половине своей жизни, относительно мало вовлечены во внутренний процесс индивидуализации; они, как правило, заняты прежде всего внешними достижениями, проявлением себя как индивидуума, достижением целей «Я». Люди более старшего возраста, разрешившие подобные задачи, имеют обычно иные цели — они заняты больше интеграцией, чем внешними достижениями, они ищут гармонии и целостности души. «Самость — наша жизненная цель, потому что это наиболее полное выражение того судьбоносного сочетания, которое мы называем индивидуальностью...». Самость становится новым центром души. Она приносит единство и интегрирует сознательный и бессознательный материал. «Я» продолжает оставаться центром сознания, но уже не кажется ядром всей личности.

Юнг пишет, что человек должен быть собой, должен найти собственную индивидуальность, тот центр личности, который одинаково удален от сознания и бессознательного; мы должны стремиться к этому идеальному центру, к которому природа, кажется, направляет нас. Только из этой точки могут быть удовлетворены наши нужды.

Необходимо иметь в виду, что хотя индивидуализация и описывается с точки зрения стадий, в действительности она гораздо сложней. Все названные стадии пересекаются, и человек постоянно возвращается к старым проблемам и вопросам (можно надеяться, что на новом уровне). Индивидуализация может быть представлена как спираль, в которой человек продолжает сталкиваться с теми же фундаментальными вопросами, каждый раз в более тонкой форме.

Другой яркий ученик З. Фрейда — А. Адлер на вопросы современников о том, чем можно объяснить его диагностические удачи, отвечал следующим образом: «Может быть, это потому, что мне удается заметить пациента за болезнью». В основу своей теории он положил такие принципы, как целостность личности (холизм), неполноценность и ее компенсация, стремление к превосходству или совершенствованию как мотив поведения человека, творческая сила самости. Так он развил идею о том, что целостные системы часто обладают свойствами, отсутствующими у их частей, что существует тенденция к возрастанию организации, к целостности в каждом индивидууме.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.