КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки. Абдикаримов Малик Ныгманович
Маканов Усмадияр Абдикаримов Малик Ныгманович По дисциплине: Химия УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Протокол №2 от «28» декабря 2010 г. Им. аль-Машани Протокол № 4 от «24» декабря 2010 г. Глоссарий Атом – атом валентность – валенттілік вещество – зат водородная связь – сутектік байланыс восстановитель – тотықсыздандырғыш восстановление – тотықсыздану гальванический элемент – гальваникалық элемент гибридизация – гибридтелу гидролиз – гидролиз закон Гесса – Гесс заңы индикаторы – индикаторлар ионная связь – иондық байланыс ионное уравнение – иондық теңдік квантное число – кванттық сан ковалентная связь – коваленттік байланыс комплексное соединение – комплекс қосылыс комплексный ион – комплекс ионы комплексообразователь – комплекстүзуші константа гидролиза – гидролиз константасы константа диссоциации – диссоциация константасы константа диссоциации – диссоциация константасы константа нестойкости – тұрақсыздық константасы константа нестойкости – тұрақсыздық константасы концентарция раствора – ертінді концентрациясы координационное число – координациялық сан лиганды – лигандалар молекула - молекула моль – моль мольный объем газа – газдың мольдік көлемі нейтрон – нейтрон окисление – тотығу окислитель – тотықтырғыш окислительное число – тотығу саны период – период пленка – үлдір подгруппа – топша полярная связь – полярлық байланыс поляризация – полярлау пропан – пропан раствор – ертінді ряд – қатар семейство атома – атом ұяшығы сильный электролит – күшті электролит слабый электролит – жәй электролит состав раствора – ертінді құрамы степень гиздролиза – гидролиз дәрежесі степеь окисления – тотығу дәрежесі уравнение химический реакции – химиялық реакция теңдеуі химический элемент – химиялыө элемент число Авогадро – Авогадро саны шкала энергий – энергия дәрежесі эквивалент – эквивалент эквивалентная масса – эквиваленттік масса электролиз – электролиз электронный потенциал – электродтық потенциал энергия Гиббса – Гиббс энергиясы энтальпия – энтальпия УМК ДС обсужден на заседании кафедры химии УМК ДС одобрен на заседании научно- методического Совета Института высоких технологий и устойчивого развития дисциплины студентА Для специальности: 5В070800 – Нефтегазовое дело
_________________________________________________________ Подписано в печать__ ____. 2010 г. Формат 60х84 1/16. Бумага книжно- журнальная. Объем ______уч.-изд. л. Тираж ___ экз. Заказ № ___ ______________________________________________________________ Отпечатано в типографии издательства КазНТУ имени К.И. Сатпаева. г. Алматы, ул. Ладыгина, 32
Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний. 1. В центре внимания — «различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека». 2. Возрастная психология ставит своей задачей исследование целостного психического развития «на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти», сверхзадача — изучение «изменяющегося, развивающегося индивида в изме-няющемся мире». 3. Предмет возрастной психологии — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе. Выделены следующие разделы возрастной психологии: психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология среднего возраста, психология старости (геронтопсихология). Важнейшей составной частью возрастной психологии была и остается детская психология. Д.Б. Эльконин в своем «Введении в детскую психологию» определил ее предмет как изучение процесса становления «субъекта многообразной человеческой деятельности» из беспомощного новорожденного. На рубеже XIX—XX вв. возрастная психология именно в качестве детской психологии выделилась в самостоятельную область знаний. Вышедшая в 1882 г. книга немецкого биолога В. Прейера «Душа ребенка» считается отправной точкой систематических научных иссле-дований психического развития в детстве. На протяжении прошедшего времени само понятие предмета детской психологии (понимание того, что следует изучать) неоднократно трансформировалось, что было тесно связано с изменением методо-логии исследования. Первоначально, во второй половине XIX — начале XX в., задачей ученых был сбор и накопление конкретных данных, эмпирических сведений, изучение феноменологии психического развития в детские годы. Это был поиск ответов на вопросы о том, что именно происходит в детском развитии, когда и в какой последовательности появля-ются у ребенка новые умения, компетентность в том или ином отношении. Этой задаче отвечали методы объектив-ного наблюдения, констатирующего, срезового эксперимента (Ч. Дарвин, В. Прейер, А. Гезелл). Позже встал вопрос о система-тизации, об упорядочении фактологии, выявлении некоторых общих закономерностей психического развития. Решение этой задачи связано с именами С. Холла (теория рекапитуляции), А. Гезелла (теория созревания), Л. Термена (нормативная традиция изучения детей). В 1920—1930-х гг. внешне наблюдаемое поведение ребенка стало основным объектом изучения с позиций класс-сического бихевиоризма. Считалось важным установить реакции детей разных возрастов и взрослых на идентичные сти-мулы, описать различия в реагировании на внешнюю среду. Исследователей все больше начинают занимать вопросы о фак-торах, условиях и движущих силах развития. Стремление проникнуть в сущность детского развития реализовалось в пере-ходе к методам сравнительного изучения психического развития в норме и патологии, методам кросс - культурного исследования, экспериментально-генетическим исследованиям и привело к созданию целого ряда теорий — 3. Фрейда, А. Валлона, Э. Эриксона и др. В отечественной психологии основные задачи детской возрастной психологии были определены Л.С. Выготским (1896—1934). В работе «Проблема возраста» он указал на необходимость изучения особенностей каждого возраста, основных типов нормального и анормального развития, структуры и динамики детского развития в их многообразии. Теоретические задачи возрастной психологии: — изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути чело-века; — периодизация психического развития в онтогенезе; — изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершен-ствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.); — установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний; — исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях. Значение возрастной психологии весомо и в теоретическом плане. Вспомним о том, что практически все крупные ученые, оставившие свой след в науке, занимались и вопросами возрастной психологии. Изучение психологии ребенка — ключ к пониманию психологии взрослого человека. Л.С. Выготский отводил детской психологии фундаментальную роль в решении задачи создания «новой» психологии, подчеркивая, что «единственно правильный путь — идти в изучении психики от ребенка к взрослому». Путь преобразования психологии — «из описательной и отрывочной, констатирующей психологии в научно-объяснительную, обобщающую систему знания о поведении человека, о механизмах его движения и развития, о воспитательном управлении процессами его развития, формирования и роста». Практическое значение возрастной психо-логии связано в первую очередь с научной разработанностью вопросов о нормативном развитии здорового ребенка, о типи-ческих возрастных проблемах, путях и способах их решения, стадиях становления взрослой полноценной личности, гражданина, профессионала, родителя. Практические задачи возрастной психологии: — определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека; — создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях; — возрастная и клиническая диагностика; — выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека; — наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста). Таблица 1
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |