Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПСИХОЛОГИИ 16 страница




«шечтоа принадлежит образу, с одной стороны, и самому пред­мету — с другой.

Отсюда вытекает экспериментальный прием: разведение при­знака образа апперцепции и признака самого предмета.

Проблема апперцепции в воспринимавши есть психологическая проблема выразительности (вырази­тельного признака для меня).

Выразительный признак предмета воспринимания есть то, что составляет общее соответствующего теоретического действия (т. е, самого воспринимания), которое кристаллизуется в образе.

*

ЭМОЦИЯ (первоначальные, ИСХОДНЫЕ данные)

1*. «Сфера эмоциональных состояний» — чувства, эмоции, аффекты — составляют особый класс псих (©логических) состоя­ний. [Contra соположений — эмоц(ия) = функция, как и запоми­нание. ]

2. Витальное значение эмоций {их роль в жизни, их необходи­мость) (витальная функция их?),

3- Изучение эмоций началось с изучения физиологии эмоцио­нальных) процессов.

Периферическая} теория Джемса — Ланге связывается с теорией Дарвина. Дарвин-

Выводы: идеал-бесчувствие (эмоц(ии) — «Умирающее племя», «Цыгане» нашей психики — Рибо).

Задача Дж(емса)—Ланге — найти источник живучести эмоций! Они прикрепили их к анатомии. "

Идеализм Бергсона сочетается с физиологизмом взглядов Ланге.

Джемс — выделяет высшие эмоции: у них другая, дух(овная) природа.

4, Опровержение теории Джемса—Лонге: (Кеннон, Дан, Марон и друг<ие>).

- Так создавался натуралистический подход к поннм(анию) эмоций! Весь бихевиоризм содержится в этом (Л. С, Выготский),

Ср. Watson, The way of behaviorism, «Поведение кошек>.

Натурализм у Дарвина: важно было подчеркнуть общность выражения эм<оций) у жиб<отных> и у людей. Показать, что чувства человека, кот<орые> считались «святая святых» челов(еческой) души, имеют животное происхождение.

Это встретили положительно теологически мыслящие психологи: земные страсти — животное начало, «зверь*.

2-е важное у Дарвина: связь эмоц<ий> с инстинктами. Спенсер, Рибо: продолжение «рудиментарной» и ретроспективной теории эмоций: выразительные) движения = рудименты биолог<ической> реакции. Страх—заторможенное бегство; гнев — заторможенное нападение, драка.

J79

(Кеннон. Завидовский принял его книгу за обоснование теории Дж<емса>—Лан<ге>!) Кеннон под давлением Дана и др. прихо­дит к отрицанию теории Джемса—Ланге.

Тезисы к критике теории Джемса—Ланге:

1. Полное отделение висцеральной системы от центральной) не нарушает эмоционального) поведения у животного,

2. Одинаковые висцеральные изменения происходят при самых различных эмоциональных) состояниях и даже неэмоциональ­ных) состояниях (тепло, холод, работа) (= Значит, не из комбинации симпт(омов) объясняется разнообразие эмоций}.

3. Висцеральные органы являются малочувств(ительными) структурами (сенсорных пучков в них только 1/10 против 9/10 двигательных),

4. Висцеральные изменения много медленнее других реакций (скорость их 0,25—0,85" против 0,10" для муск<ульных) реакций).

Мы сначала пугаемся, потом бледнеем?

5. Искусств(енное) вызывание висц<еральных) изменений не вызывает соотв(етствующнх) эмоций. (Опыты Дана: после инъекции адреналина испыт(уемый) говорит: «Я чувствую, как если бы я был непуган»). Иногда, а именно, когда эмоция подготовлена, она может быть вызвана инъекцией, но только при

этом условии),

6. Эмоц(иональное) выражение возникает из деятельности

субкортикальных центров (Thalamus)24.

7. Гедоническое сознание— функция субкорт(икальных) цен­тров.

Выводы из данных Cannon'а и других:

Положение Дж(емса)—Ланге о том, что не существует спец(иальных) центров эмоций, должно быть отвергнуто. Эмоции не экстрацеребральные, а церебральные по своей локализации

образования.

Эмоц<ии) протекают по такой схеме: 1) внешний момент — 2) рецепция — возбуждение) коры — 3) определенная ас­социативная) деятельность коры: устанавлив(ается) известное функциональное) структ<урное) состояние — 4) это функциональное) состояние вызывает соответственное ему возбуждение в Thalamus'e, «всегда готовом к разряду».

Здесь (в Thalamus'e) прибавляются, присоединяются возбуж­дения, приводящие к висц(еральным) изменениям — 5) наступа­ют периферические изменения25.

iA Фармакологическ(ое): при анестезии коры и возбуждении субкорт (икаль­ных) центров возник(ают) ярк<ие) эмоциональные) явления»

Патол(огня): при потере мимики лица мускулы, не подчиняющиеся) волевым иип<ульсам)Р сокращаются) под влиянием эмоц<иональных) пе-реж<иваний)р но об этом больной не знает.

2& Т<акнм) обр (азом), центр перемещен работами Кеннона н других от дернф(ерии) к центру (скор ко в о-подкорковая локализация»).

Биологическая трактовка Кеннона: эмоция не конец, а начало, подготовка к последующему продолжению биологической) реакции. Органические эмоциональные) состояния существенны для того, что наступит после эмоциональной) ситуации, а не для данного момента. Они готовят мышечную работу — убегание и т. д. Это доказывается тем, что сама усиленная мышечная работа создает ту же картину, что и эмоциональная) ситуация26.

Органические изменения у человека не спутник эмоциональных моментов, но инстинктивное приложение к ним — их «хвост»27.

НОВЫЕ ПСИХОЛ(ОГИЧЕСКИЕ) ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ

Фрейд: «Я не знаю ничего более безразличного для определе­ния психологической) природы страха, чем знание тех органиче­ских изменений, которыми он сопровождается.

Фрейд: 1) указал динамику аффектов — смещения аффекта — амбивалентность [т, к, «смещается» смысл]28.

2) показал, что эмоции) не являются государством в государстве но могут быть поняты лишь в динамике всей жизни человека,

Адлер: подчеркнул связь с характером, структурой личности. Двойная связь: характер определяет) эмоции, эмоц(ии) обл(адают) характерогенной силой.

Особенное значение работы Бюлера: Сдвиги эмоций в ходе псих<ического) развития ребенка.

1) Цель— 2) Процесс— 3) Предвосхищение

конечное функц(иональное) действия — ага-

удов (ольствие) удов (ольствие) переживание3

1 Значит, отмирает не эмоция, а ее инстинктивное приложение, хвост ее..

Отсюда путь к лониманию теснейшей зависимости между развитием эмоций и рлзимтием других сфер психики. Отсюда путь к пониманию нх связи с высш(ими) псих(нческими) процессами и к пониманию их положительного развития. s* Понятно, что разные эм<оции) имеют то же самое органнч(еское) сопровождение) (тезис 2). *

2а Смещ<ение) аффектов при пато<логни) (шизофр(ения))?

29 Запахи; это знаки, "по которым восст(анавливаются) (припомни(аются)) аффекты, Обоняние сохраняет архаич(еский) тип и здесь.

30 Это NB! Отсюда—к действительному анализу- Смещение мотива; ожидаемый результат и действительный) рез(ультат) — их отношение,

IS1

Клапаред: эмоции и чувства. Их различие, (Когда животное испугано и убегает, то это одно (эмоция), а когда непугано и не может бежать — Другое (чувство). Эксперименты Клапареда.

К- Левин: 1) замещение эмоционального) состояния;

2) переход из структуры) в структуру и 3) «эмоц<ия> есть своеобразный результат данной стр<укту)ры псйх(ического) процессам, а не самост(оятельное) образование}31.

 

К ПРОБЛЕМЕ ВОЛИ И ПРОИЗВОЛЬНОСТИ

I, Волевое действие [в общем смысле] это вовсе не обязатель­но действие, сопровождаемое колебанием, связанное с выбором, характеризующееся усилием.

Волевой характер действий — специфическая черта деятельно­сти человека. *= Их свобода. Значит, нужно конкретизировать проблему.

П. Волевое усилие возникает там, где усложненная структура деятельности, делает возможным соподчинение целей (мотив — Цель? }

Промежуточная цель, вступающая как мотив в противоречие с конечной целью, требует усилия. Оно и заключается в смещении мотива на конечную цель. Поэтому достаточ(ная) ясность к(онечной) цели, аффективная сила ее есть необходимое условие волевого усилия,

Напр<имер), мне нужно добраться до <пункта> N, но на пути — отпугивающее препятствие.

Зерно истины в Спинозовском «воля и разум есть одна и та же самая вещь»!

III. Ситуация принуждения — отриц(ательный) мотив. Ситуа­ция выбора есть ситуация, требующая волевого усилия только в том случае, если конкурирующие цели опосредствованы теми же отношениями, что и в случае (II) «Трудно решиться», [Значит, в основе отнюдь не «привычкам. ] <сНе буриданов осел, а to to vedol

«ПОСТУПОК»

Действие, судьба которого определяется не из наличной ситуации. Значит, такое действие входит в двоякую структуру.

Пример: вопрос о том, нужно ли будет сдавать экзамен. Я отвечаю: да, потому что я так предполагаю. Это не поступок. Я отвечаю: да, потому что это целесообразно с точки зрения организационно-педагогической тактики. Это поступок, потому что существует и еще одно отношение, в которое данное действие входит.

Значит, поступок может сопровождаться усилием, может и не сопровождаться (II).

NB1 3-е и есть верное, при верном раскрытии «структуры*! 182

К ГЕНЕЗИСУ ЧЕЛ(ОВЕЧЕСКОГО) СОЗНАНИЯ

Афоризмы:

L Изменение отношений связано с изменением соотнося­щихся вещей и без этого невозможно».

2. Орудие разделяет, но не только разделяет, а и связывает человека со средой, но делает это иначе.

3. Другое отделение наступает с отделением (часты <ая> собствЦенность)) орудий от человека.

4+ Для человека снова все становится средой (?) 5- Маркс о естественной технологии животных,

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ —ДЕЙСТВИЕ-ОПЕРАЦИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Деятельность есть система процессов, осуществляющих отно­шение субъекта к действительности. Это — самое общее, аб-страктное определение.

Действие есть «единица» деятельности; оно несет в себе все моменты деятельности.

[Первоначально то и другое совпадает; лишь на относи­тельно поздних этапах действие и деятельность могут и должны различаться]33. *— I

Признак, отличающий действие от деятельности34, заключается в том, что мотив действия лежит вне его самого. Значит, мы всегда можем точно сказать, имеем ли мы дело с деятельностью или с действием; для этого нужно понять внешний, более общий мотив. Например, я читаю книгу; что это — действие или деятельность? Выясняется, что экзамен, к которому я готовлюсь, я не должен сдавать. Я прекращаю чтение. Значит — это действие. Я продолжаю чтение. Значит — это деятельность,

В действии можно различать еще и акты действия.

Действия — происходят из деятельностей. Деятельности, утра­тившие свою самостоятельность, суть действия. Действия сли­ваются в деятельность.

Стало быть, независимые деятельности связались в це­пи. (,.,) Утратившие свой самодовлеющий характер деятель­ности и суть действия.

[Личность развивается подобно обществу.]' Первоначально личность есть совокупность отдельных отношений — деятельно-стей. На своем высшем уровне это есть «цельная» личность, деятельность которой есть единая система иерархизированных действий; это—целеустремленная личность, это личность, всякий акт которой может быть понят из единой общей цели, подчиняющей себе всю жизнь человека.

У ребенка раннего возраста легко проследить не связанность, независимость, т. е. «самодовлеющий» характер многих деятель-

32 Следует различать: деятельности конкретные (по предмету) и типы деятельности, напр(имер): игра, труд etc. (Это общее понятие! Типы деятельностей отвечают основным формам отношений человека к действительности,)

33 Практическое в детстве =* конкретно -действенное».

ЪА Психические процессы=деягелъность)т действие, операция, функция.

ностей. Разрушение одной из них не затрагивает другие. Это — «натуральные хозяйства», не нуждающиеся одно в другом. (Конечно, это не буквально, не точно так. Ведь субъект здесь не дискретен, а един. Значит, фактическая связь их всегда налицо. Если ребенок не будет питаться, он не сможет (фактически!} и играть!) Иное дело, «мировое хозяйством развитой личности. Даже самые элементарные действия, направленные на осуще­ствление элементарнейших отношений, могут быть подчинены вне их лежащим мотивам.

Даже питаться я могу лишь для того, чтобы осуществлять какую-то жизненную цель. Когда ее осуществление становится невозможным, сама жизнь становится ненужной, она лишается мотива, становится обременительной; от такой жизни может

отказаться человек, может прекратить ее,

И у животного в отдельные моменты его жизни может любой акт быть подчинен определенному доминирующему моменту — доминирующей цели.

Но это — решительно иное, Когда эта всегда непосредственно актуальная цель достигнута или оказывается недостижимой, возникает новая деятельность. Здесь, значит, отдельные акты просто входят в состав то одной, то другой сменяющейся деятельности. И только.

Деятельность имеет строение. Это строение и есть ее содержание как предмета психологии.

Мы выделяем следующие моменты деятельности («образую­щие» ее):

Прежде всего: субъект — предмет. Их особое отношение и есть психологическое отношение35.

Далее:

Продукт — конкретный объективный результат деятельности, то, к чему объективно приводит деятельность (а не то, к чему стремится субъект!)

Мотив — то, что побуждает к деятельности, вещь, побуждаю­щая к деятельности.

Средство — вещное или идеальное (прием) посредствующее звено.

Задача — объективное содержание деятельности.

Их соотношение, когда мы рассматриваем его объективно, не совпадает с их действительным соотношением. Напр<имер): дети перевозят на тачке землю для огорода по указанию воспитателя, обещавшего за это награду. Здесь внешние отношения такие: цель — гряда, которая является результатом данной деятельно­сти.

Мотив — награда, которая обещана. "

Средство — тачка.

Но совершенно ясно, что конкретно-психологически эти отношения могут быть совершенно иными:

*5 Точнее: и может стать (бывает) психологическим отношением! J84

Напр(имер), мотив может лежать не в награде, но совпадать с целью или даже с задачей. Т. е, конкретно-психологически эта деятельность может иметь совершенно другое строение. Оно может быть и действием, т. е. его мотив может лежать вне его самого.

Очевидно, основное отношение здесь есть отношение мотива к цели. Его объективное отношение, т. е. объективное совпадение их или разведение (напр(имер), заработная плата и продукт производства) характеризует ту или иную общ(ественную) формацию.

Значит, каждая из основных общ(ественных) формаций делает необходимым и опред(еленный) тип строения деятельно­сти.

Выше мы, упрощая, пытались выразить все отношения в объективной, по сути не психологической терминологии. Ясно, что указанные основные образующие должны быть разделены (содержание — форма, объективное — субъективное). Так, то, что выступает как продукт, есть цель; тому, что выступает как мотив, соответствует потребность; то, что есть. задача, оформля­ется как намерение (или план). Самый предмет выступает для меня как смысл. Средство (способ действия) — как значение.

Деятельность уничтожает односторонность и субъективности и объективности: ср. Ленин: «Очень хорош § 225 энциклопедии,

где опознание» («теоретическое») и «воля», «практическая деятель­ность» изображены как две стороны, два метода, два средства уничтожения «односторонности# и субъективности и объективно­сти* (Ленинск(ий) сб(орник>1 IX. (М.-Л., 1929). С. 251)-

Идеальная (идеологическая) деятельность есть лишь осо­бенная форма деятельности. (Ср, М{аркс) и Э{нгельс). Соч. <М,-Л., 1929), Т. III. С 622! 36

Вышеизложенное есть одна плоскость анализа. Но существует и другая плоскость рассмотрения. Мы можем различать: 1) тип деятельности — биологический и общественно-исторический (со­ответственно типу отношения); 2) форму деятельности или действия — вещного и материального (практического) и «идеаль­ного» (теоретического действия (деятельности, акта)): 3) вид деятельности или действия — по признаку различия задачи («функциям).

Действие может быть специализированное или неспециализи­рованное, отделенное или не отделенное; например)t непро­извольное запоминание есть действие неспециализированное. Интеллектуальный процесс в практическом действии есть не отделенный идеальный акт.

Различение: специализированное — неспециализированное действие — по признаку наличия или отсутствия специального намерения (задачи).

ав «Религия, семья, государство, право, мораль, наука, искусство и т. д.— это только особенные формы производства, подчиняющиеся его всеобщему закону»,

Отделенное или не отделенное — по признаку наличия или отсутствия самостоятельной цели.

Третья плоскость анализа есть разложение деятельности на непсихологические ее образующие.

Это — разложение на операции. Операция может быть или а) физиологическим процессом— напр<имер>, навык (отношение органов к средству или предмету), или в) технологическим — отношение средства к предмету. У животного то и другое совпадает; у животного — «естественная технология».

Конечно, техническое отношение может быть и идеальным} например) операция логическая.

Деятельность есть не техническая категория, хотя в нее входят технические приемы.

В целесообразную деятельность (= в деятельность =) входят субъект и его предмет, входят все моменты, опосредствующие этот процесс; соединение субъекта и предмета в деятельности, т, е. «тот особый характер и способ, каким осуществляется это соединение, различает отдельные»37... Формации деятельности.

В основе всякой деятельности лежит «производство и воспро­изводство непосредственной жизни». t «Оно,., двоякого рода. С одной стороны — производство средств существования, предме­тов питания, одежды, жилища... с другой — производство самого человека, продолжение рода»38.

Различные формации деятельности отличаются одна от другой тем, как осуществляется жизнь индивида,

(Нужно помнить, что технология деятельности неразрывно связана со строением самой деятельности!)

Подобно тому как и законы общественного развития существу­ют только в форме конкретных специфических закономерностей, так и законы деятельности существуют только как законы отдельных формаций ее. Это не значит, конечно, что мы отрицаем общие законы; это значит только, что мы стоим на точке зрения историчности законов.

И подобно тому как общественные отношения делятся на материальные и идеологические, так и отношения индивида делятся на материальные и идеологические, которые представля­ют собой лишь надстройку над первыми, складывающимися помимо воли и сознания человека как (результат) форма деятельности человека, направленной на поддержание его суще-ствования, [Независимость обществ (енного) бытия от сознания не означает, что «общество сознательных существ, людей, могло существовать и развиваться независимо - от существования сознательных существ».]

«Скачок в царство свободы;» — новое отношение сознания к деятельности?

Понятие формации деятельности — решающее понятие; фор*

37 Маркс K~t Энгельс Ф. Соч, М., 1933. Т. XVIII. С. 36—37, и Маркс К, Энгельс Ф. Соч. М., 1937. Т. XVI, ч. L С, 7.

мации до-общественные (зоо) — формации доклассовые — фор­мации бесклассовые? Или типы? —Тогда формации — внутрити-повые\ это — правильнее. Нужно дать очерк развития формации для онтогенеза,

Собственно исторические формации (фило) —задача истори­ческой психологии, кот(орая) и оформляется как самостоят<ель-ный) раздел психологической науки.

«Перенос»39

1. Обобщение возникает не в процессе созерцания, но в процессе действия. Обобщение не продукт <&воздействиям на субъекта, кот(орый) остается пассивным.

2. Обобщение относится к действию не как «переправный пункт» между восприятием и действием. Оно не в восприятии.

3. Обобщение — сгусток отношения («кристалл») — опыта, но опыта не в вульгарном смысле.

4. Оно интенционально в своем развитии — ибо интещиональ-но действие!

5. Оно конкретно: оно конкретно, ибо конкретно действие.

6. Оно вбирает в себя многообразие действий, которые неповторимы, даже когда они выполняют общую им функцию — воспроизводят сами себя.

7. Законы обобщения нужно искать в законах действия. Что есть познание? —действие. NB!

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Деятельность

1) Формой существования всякого живого тела вообще является процесс его жизнедеятельности. Это самое общее понятие.

На известной ступени развития возникает особая, высшая форма жизнедеятельности — психическая деятельность. Мы назы­ваем ее просто деятельность. Ее особенность в том, что она внутренне опосредствована (внутренне связана) с отражением организмом (субъектом деятельности) предметной действительно­сти.

Примечание Ь: психическая деятельность есть форма осуще­ствления жизни — биологической у животного, общественной — у человека.

J)n Перенос есть конкретное выражение «опережения» деятельностью пере­живания и превращения одного в другое*

2°: психическая деятельность обнаруживает свои особенности как психическая деятельность в том случае, когда мы рассматри­ваем ее в ее собственном содержания, т, е, со стороны того внутреннего ее отношения, которое составляет ее специфику: отношение отражающих действительность состояний —- пережива­ний к самим процессам деятельности (к бытию), которые порождают переживание, которые суть условия того, что действи­тельность отражается в психических состояниях и которые в свою очередь определяются через эти состояния.

Взятая в ее внешних отношениях, т. е. по отношению, напр(имер), к своим объективным следствиям, по отношению к общественным) целям и проч.* и т. п+1 деятельность, конечно, перестает быть предметом психологии, (Жизнь барана перестает быть предметом биологии, когда мы, напр(имер), рассматриваем ее в ее отношении к человеческим потребностям или, например), как «имеющую цену»,.как стоимость, как капитал..,}

2) В деятельности осуществляется отношение субъекта к действительности, к предмету его жизненной потребности — потребности биологической у животного, к человеческим, истори­ческим по своей природе, потребностям у человека,

3) Деятельность стремится к некоторому) предмету, который есть мотив, т. е. то объективное, что побуждает к этой деятельно­сти.

Мотив, предмет и цель здесь всегда совпадают, если деятельность есть простая, т. е, такая деятельность, которая не распадается на действия.

Деятельность осуществляется в определенных условиях. Цель, взятая в этих определенных условиях, есть задача деятельности,

ДЕЙСТВИЕ

1) Действие отличается от деятельности тем, что цель, к которой оно объективно стремится (ожидаемый результат), не совпадает с тем, что побуждает к действию, т. е. с мотивом. Тот что есть цель действия, входит в задачу деятельности, цель которой служит мотивом действия.

2) Действия есть продукт усложнения деятельности, ее «распада». Но действие, получая в себе мотив, развивается в деятельность.

3) Развитие действия в деятельность, обусловленное превра­щением цели в мотив, возможно только в человеческой деятельно­сти. Это порождается общественными условиями деятельности человека — отношением человека к человеку, разделением труда,

4) Деятельности, развившиеся из действия, суть специфически человеческие исторические деятельности. Они в иерархии деятель-ностей становятся господствующими.

Необходимость общественная, необходимость для других становится «верховным законом.

Личность, как она выражается в общественном,— психоло-

гия. Как общественное выражается в личном и меняет свое выражение в зависимости от личного — история, пробл(ема) личности.

ОПЕРАЦИЯ

1) Операция есть то содержание действия, которое определено его условиями. Это есть необходимое, данное в объективных условиях, в их усложнении.

2) Развитие (возникновение, дифферент (нация)) действия проходит через эту внешнюю необходимость. Оно есть генетически операция по отношению к деятельности.

Само действие способно родиться из операции действия же,

3) NB! Рождение действия из операции есть процесс отраже­ния отношений предметов, составляющих ситуацию» и, следова­тельно), звеньев самой операции,

Поэтому дифф(еренциация) деятельности на действия возни­кает как переход ко 2-му диалектическому сдвигу*

MEMORANDUM

Отношения, вышеприведенные, могут быть представлены в категориях смысл — значение (общ(ественный) смысл и «тех­ническая катег(ория)»)—снова смысл, теперь смысл для общественного) человека,

 

i

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ (К ПРОБЛЕМЕ ПЕРЕНОСА)

1. Движение интеллектуального действия.

Обобщение позволяет установить сходство ситуаций. Проба действия в условиях измененной ситуации меняет само действие, т(ак) к(ак) действие встречает «сопротивление вещей». Измене­ние действия есть обогащение обобщения, кристаллизующего действие; восприятие в этом действии обогащает обобщение, как образ,

Это и есть процесс переноса; это есть индуктиано-де-дукт(ивный) процесс.

Как строится обобщение, почему единичное входит в то или другое обобщение, в разные обобщения?

Потому что то или другое действие осуществляет либо то же самое, либо разное отношение (оно «интенционально»; смысл = интенция действия).

Поэтому здесь нужно говорить не о действии, а об операции.

Значит, обобщение = изменение способа действия,

У животного перенос в другое действие невозможен, у челове­ка — возможен.

Где граница интеллекта?

— Contra япанинтеллектуализм» Коффки, Бойтендейка, отож­дествляющий интеллект и смысл, '

Не всякое действие интеллектуально.

Там, где действие определяется связью, соотношением свойств предмета действия, там нет и дифференцированной операции.

Там, где действие имеет дело с отношениями межпредметными, оно определяется ими, а не только целью. Выделяется задача — операция; появляется интеллект, появляется отражение связей и отношений предметов друг к другу, появляется «испытание предмета предметом» (у жнв<отных> только зачатки).

Этот переход диалектичен.

Операция там, где интеллектуальное) действие.

Разводится предмет действия и предмет, к которому направле­но движение— (загородка, хозяин).

Раскрывается не отношение предмета (или свойства) к субъ­екту (смысл?), но внутри этого и отношение предмета к предмету.

В результате возникает разумный смысл (!)

У человека интеллект специфичен, благодаря «разделению» себя и предмета, объективизации этих отношений.

Отсюда общая диалектика развития форм психики;

1. Отношение животного опосредствовано через свойства [сен­сорная психика].

2. Отношение животного опосредствовано через предмет, но это происходит благодаря тому, что это отношение объективно дано как опосредствованное и т<аким) обр(азом) к этому нужно только приспособиться. Иначе говоря, использовать готовые связи предметов (это — разумная психика). [Это интеллект сенсорный], т. к. он состоит в усмотрении того, что уже есть.

3. Отношение человека к предмету.

Оно активно опосредствуется в промышленности. Это интел­лект не сенсорный. Он имеет дело не с тем, что есть, а с тем, что может быть. Он имеет дело с идеальным, а не реально данным.

Смысл и значение совпадают на заре развития человече­ского сознания, когда нет «я», когда личность и коллектив совпадают, как, след(овательно), совпадают и инди­видуальное) сознание с общественным, т. е. до выделе­ния местоим(ений), до появления частной собственности?

Значит: биол Логический) смысл —) в общественное) значение (общ(ественное) сознание, слово). Сначала простое превра­щение, потом раздвоение. Это происходит в силу разделения, дифференциации) самих отношений людей, в силу разделения труда, Ибо когда нет общ(ественной) дифф(еренцнацки), то общ(ественный) смысл не может ке совпадать со смыслом для меня.

Общ(ественная) дифференциация) создает разделение смыс­ла и значения и классовую дифф(еренциацию) смыслов.

Потом {комм(унизм)) они снова воссоединяются, но уже не просто, не прямо совпадают между й

То же в более общем виде (т. е, не как клеточки сознания, а как сознание). Здесь — отношение индивидуального и общественного) сознания.

И личности: (личности и общества)

1) «Я» — «мы». 2) «Я» — <йоно#, здесь даже антагонизм между ними; оно—выглядит как надчеловеческое, мне противо­стоящее.

3) «Я*> внутри общ (ественного) (т. е. сохраняется различие, но уничтожается антагонизм, противопоставление).

Ступени развития познания: (Энгельс)

L Механизм. 2. Сложные процессы природы. 3. «В сфере общественных явлений отражение еще более трудное (из подготовительных) работ к Анти-Дюрингу) {Соч. М.— JHL 1931. Т. XIV. С. 378).

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО) МЫШЛЕНИЯ

Как разумное содержание (действие в отношениях пред­метных) приводит к возникновению интеллект (уального) дей­ствия?

Действие отделяется от субъекта как вещь, как орудие или понятие. Разделяется собственно подготовка действия и само действие. Подготовка = приведение ситуации в соответствие со способом действия — орудием, понятием. Это — теорет(ический) интеллектуальный) акт, который, становясь особым действием (разд(еление) труда), становится теоретическим мышлением. Значит, первоначально в социальном своем значении это — функция организаторов. Это—NB!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.