КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ПСИХОЛОГИИ 17 страницаРЕЗЮМЕ (ИНТЕЛЛЕКТ) - L Интеллектуальная) деятельность есть деятельность, опосредствованная) особой формой отр(ажения) действительности), а) ее особенность в том, что это есть отражение (и обобщение) межпредметных связей и отношений, хотя и не всегда (животные) объективированных для субъекта («не выделенных, не отделенных»); в) собственная особенность деятельности заключается в том, что она включает в себя операцию, т. е. некое содержание, кот(орое) определено не целью только деятельности, но и условиями, в которых эта цель дана (т. е. задачей). Значит, интеллектуальная) деятельность всегда предполагает: 1) Задачу. 2) Соответствующую) ей операцию (а не просто затруднение, преграду; это = научно-бессодержат<ельные) понятия), 2- Деят(ельность) интел(лекта) посредствована обобщением межпредметных отношений, которые обобщаются. Отсюда центральная проблема: как происходит это обобщение? 1) не путем восприятия (созерцания) и абстракции (отвлечения). Оно не в восприятии; не перегнанный пункт между восприятием и действием (не «переработка сознанием); 2) но путем ПЕРЕНОСА действия» которое встречает сопротивление вещей, приспосабливается к ним путем их испытания. Оно, следовательно), вбираете себя конкр(етное) многообразие действий (ибо действие неповторимо, даже когда оно воспроизводит самое себя40; 3) оно «интенцнсншлы-ю», т. е. не автоматично, не слепо, а направлено, как напр(авлено) само действие. Этим решается загадка винтенциональности» мышления/ (Вюрцбург!)*'; 4) оно осуществляет разумный смысл, т. е. отношение предмета к предмету (у жив<отных> внутри, в зависимости от их отношения к субъекту, т. е. ограниченно, не свободно)* опыты В них раскрыт индукт<ивно>-дедук<тивяый) характер процесса. «Новая, единственно положительная философия есть отрицание всякой школьной философии», — говорит Фейербах. «Новая» единственно научная психология есть отрицание всякой школьной (читай — буржуазной, мистифицированной) психологии», — скажем мы« Отказ от решения психологических задач есть своеобразная теория психологического самотека; есть выражение того взгляда, что сознание человека «образуется» само собой! Это — преклонение перед стихийностью психологических сдвигов. Точка зрения психологии есть точка зрения жизни, и психология не смеет ее покидать. О ФОРМАЛИЗМЕ Всякий формализм покоится на работе со значениями, а не со смыслами (в значениях). Эйзенштейн; для него не существует смысла- Все живет для него значениями. Каламбур (искусство Эйзеишт<ейна>—искусство каламбура; он превосходный, гениальный каламбурщик) основан на связи знака и значения, а не на ii} Здесь очень важно развить учение о двойственной характеристике обобщения; I) кристалл<нэация> действия (строение); 2) образ, кристаллизация) впечатлений (чувственное) соз(ерцание); 1-е определяет развитие, содерж(ание) 2-го, 2-е позволяет включиться t-му. 41 Движется операция в пределах действия (цели, единого отношения). У жив(отных) никогда не переходит за эти пределы, ибо не бывает никогда сама предметом, не выделяется в действие, не может отделиться от материальной> деятельности. (Это проверить экспериментальна,) связи значения и смысла. Каламбур только кажется игрой смыслов: он есть игра значений. Каламбуры Эйзеншт(ейна): «Моя дача — cent soussis,* «Я хочу сделать у себя в саду такую же курвуя* В первом случае — фонетически тождественный знак выступает как носитель двух значений. Во втором случае — знак перенесен в другой языковой контекст и меняет поэтому значение. Но ни там, ни здесь значение не меняет своего основного смысла, не «вбирает его из контекста.», я А членам ЦИК> можно?:» «КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК* L Общая (теоретическая) и специальная (частная) психология, 2. (По нисх(одящему) ряду: психофизиология). 3. Био-(зоо)-и гомо-психология, 4. Психология ясельного детства, дошкольного детства, школьного детства, взрослого, 5. (По области, типу деятельности — виду общей деятельности??): = По восходящему ряду: педагогическая профессиональной деятельности (а, Ь, с, d) искусства (а, Ь, с, d). Психология —целая область, система спец(иальных) дисциплин; они не принадлежат ни биологии, ни физиологии, ни педагогическим наукам.
психология и социология Можно ли говорить о психологии общества, общественных классов? В смысле науки психологии — нет. Можно говорить лишь о психологии определенного индивида, живущего в определенную историческую) эпоху. Об этом ясно и прямо говорят М{аркс) и Э{нгельс)\ в Нем(ецкой) ид(еологии) (Соч. Т. IV. С. 225—226). ЛОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ Ф, Н. Шемякин («О взаимоотношении понятия и представления». Фронт Н(ауки) и Т<ехники), 1937. N2.) дает такое решение вопроса: ъЛогика имеет дело с истинностью понятия, соответствием мышления действительности. Психология же мышления исследует, как понятие, будучи отображением действительности, реально существует в голове человекам *(С. 53). Здесь неверны обе части: это-то и нужно доказать! А именно: I) дать подробное определение логики, логического; 7-1704 2) поставить вопрос о реальности логического процесса, т. е. о том, что он совершается в головах отдельных людей. После этого—дать понятие психологического в мышлении и показать связь одного и другого («как логическое становится психологическим, т. е. как оно входит в предмет психологии, в каком новом, ином отношении оно берется! ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ В ходе развития той или иной эпохи, как и в ходе развития одного человека, бывает период, когда дело идет главным образом о приобретении н отстаивании принципа во всей его неразвитой напряжен ноет Но более высокое требование состоит в том, чтобы этот принцип развился в науку. Гегель. Наука логики. Tt L Пред. к 1-му изданию 1С '). ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ г (ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ТЕЗИСЫ) Что такое личность? В обычном, житейском понимании это — то, что управляет отдельными процессами деятельности, поведения. Это — #хозяин» процессов. Фейербах: мыслит не мышление, мыслит человек, Полицер: трудится не мускул, трудится человек. Джемс: (письмо к Штумпфу?) психологические процессы имеют одного хозяина. I. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Проблема личности есть проблема единства, взаимосвязи отдельных деятельностей: Решети, Рибо {-----) Штерн, Маркс\ Она возникает как проблема специфического единства из различения понятий «индивид» и «личностью Отличие «индивида» {простого, естественно-органически неделимого) и личности идеализм искал, выводил из факта самосознания, воли etc.42 Это принципиально неправильно, Самосознание, воля etc, есть результат становления личности, а не причина ее становления и развития43. См.; В. Штерн, Принцип «психофизической нейтральности*; первично не психическое, не физическое. Первично лнцо (Person) или личность (Persoenlichkeit). Сущность личности характеризуется: индивидуальностью, субстанциональностью и целеняпрзйленностью. Объяснительное пояснение—понятие энтелехии — «тенденции кли способности лица реализовать само себя, т. е. систему собственных целей». Задатки или способности (диспозиции) —проявления энтелехии, «По каким принципам судить нам о реальных «помыслах и чувствах» реальных личностей? Понятно, что такой признак может быть лишь один: действия этих личностей». Ленин В. И. Соч. 2-е нзд. Л., 1926, Т. 1С. 279—280. Личность не есть простое, биологическое единство, это есть высшее единство, историческое (общественное) по своей природе. Это единство — личность — не дано изначально. Человек не родится в качестве личности: 1. Личность человека возникает в ходе развития его жизни. 2. Личность развивается; существуют качественно особые, своеобразные стадии развития личности [И 1° и 2° справедливо и фило- и онтогенетич(ески)]. 3. Личность, как и индивид, имеет строенке. Личность, как и индивид, и есть само это строение. Личность есть строение особого порядка. Проблема личности как специфического единства представ* ляется, таким образом, как проблема особенности строения личности по сравнению со строением индивидуума — биологической особи, _ Традиционная) психология постулирует взаимосвязи дея-тельностей, мы делаем их взаимосвязи проблемой. п. индивид и личность А. ИНДИВИД
Индивид есть связь естественных органов н их функций, есть продукт коррелятивного (Плате) приспособления (= «внутренней корреляции» — Осборн). [Индивид возникает, следовательно, на основе дифференциации и одновременно интеграции функций и структуры живых тел, в результате чего создается их неделимость.] Эта связь выступает как связь естественных потребностей, определяющая связь, деятельностей и их естественную иерархию (напр(имер), деятельность направленная на сохранение и продолжение жизни вида, может доминировать над деятельностью, направленной на поддержание собственного существования животного, половой инстинкт может господствовать над пищевым). Связь и соподчинение деятельностей индивида не остаются постоянными, но изменяются, Изменяются биологические «доминанты»44. Характеристика индивидуальности животного не сводится к характеристике) отдельных функции, деятельностей, но 44 Собственно подлинной иерархии деятельности у животных не существует* В отдельные моменты жизни любой акт животного может быть подчинен доминирующей биологической цели, но: 1) это — всегда непосредственная цель и 2) когда данная цель достигнута = соответствующая ей потребность удовлетворена, то данная деятельность сменяется другой доминантной деятельностью* У животного отдельные акты входят в состав то одной, то другой доминирующей деятельности, но деятельности не являются собственно иерархизирующимися, изменяющими сбою иерархию. включает в себя указание на связи и иерархии деятельностей (злое животное, страстный охотник, жадное животное и т. д.). Б. (ЛИЧНОСТЬ) Личность есть связь и иерархия деятельностей, определяемых не биологически, но исторически. Эта связь и иерархия являются результатом процесса дифференциации деятельности и их переподчинения. Возникающие связи суть вторичные и высшие (в смысле верховные, т. е. господствующие) связи. Доминирующие, ведущие деятельности не определяются уже естественно-биолагически, но выделяются и определяются общественно-исторически. Contra теорий органической инстинктивной основы личности, contra McDougal) и проч. Порочность анализа по типу срывания листов капустного кочана; — в итоге — кочерыжка! Личность {психол(огически)) есть система связей деятельно-стей индивида, порожденных не биологическими, но теми общественными отношениями, в которые вступает данный индивид. I Иначе: «Личность есть совокупность45 связей и отношений деятельностей человеческого индивида, осуществляющих его — общественные отношения к действительности;*. Маркс: сущность личности — «совокупность общественных отношений». III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ Внутренние связи, определяющие строение личности, не накладываются механически извне. Они возникают в ходе развития жизни. Можно сказать, что индивид превращается в личность в ходе своего развития, в ходе своей биографии. В этом смысле личность и есть «сгусток» биографии = продукт, результат ее кристаллизации. А. ФИЛОГЕНЕЗ ЛИЧНОСТИ В условиях общественного способа жизни деятельность впервые раскалывается на действия (генетически возникающие из операций). Действия приобретают общественный мотив в своей — общественной) цела. Они, следовательно, вновь превращаются в деятельности, но деятельности человеческие, 4* Позднее над этим едсщом написано «продукт», — Р Маркс #., Энгельс Ф, Соч. М„ 1933. Т. IV. С 590. отвечающие теперь уже историческим, общественным потребностям. Эти (деятельности), созданные общественной необходимостью — необходимостью общественной, коллективной жизни человека, — становятся господствующими в иерархии деятельностей. Ибо именно необходимость общественная становится верховным законом жизни человека47. Вместе с дифференциацией происходит и интеграция. Разрушаются естественные связи деятельностей, возникают общественные по своей природе связи. Отдельные деятельности человека все более связываются между собой вторичными, т, е. не биологическими зависимостями, но зависимостями обусловленными общественно-исторически. Они все более перестают быть самостоятельными, осуществляющими отдельные отношения субъекта к действительности. Поэтому у современного человека его деятельности уже утратили по существу свою самостоятельность. В ходе исторического развития личности следует специально выделить следующие моменты: 1. Первоначально возникающая личность есть, конечно, единичная» личность, но еще не индивидуальная личность. Люди при первобытно-родовом обществе «совсем не отличаются друг от друга, не оторвались еще, по выражению Маркса, от пуповины первобытного общества» {Маркс К Энгельс Ф. Соч. М.} 1937. Т. XVI. Часть 1. С. 78р, 2. Индивидуальная личность формируется на основе развития частнособственнических) отношений Она возникает и развивается неодинаково на обоих общественных полюсах. Раб не только собственность, не только не личность юридически (Римский закон рассматривает рабов как вещи; это отражение их действительного отношения, положения)49, 3. В мире частнособственнических отношений личность на обоих полюсах ограничивается, становится односторонней, но односторонней различно. 4. Ликвидация, уничтожение частной собственности создает впервые условия для всестороннего развития личности. Б. ОНТОГЕНЕЗ ЛИЧНОСТИ У ребенка раннего возраста «самодовлеющий» характер его деятельностей; они не связаны, не соотнесены между собой, не соподчинены друг другу. Разрушение одной из деятельностей не затрагивает другие. и делаю из себя, я делаю из себя для общества». Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М.; Л., 1929, Т. 3. С. 624. 4* Очень важно исторически! Индивид всегда индивидуален; но ч<елове)к как личность сначала индивидуален в своей индивидуальности, но как личность — не имеет еще индивидуальных особенностей (первобытное общество), :4Э Ведь рабом распоряжаются; он только «осуществлением Ребенок легко (т. е, «независимо») утешается, «независимо» огорчается. Это — «натуральное хозяйство» деятельностей, не связанных друг с другом. Правда, фактическая связь, связь первичная между ними всегда существует (если ребенок не будет есть, он не будет в состоянии и играть!). Отсутствуют высшие, вторичные связи и соотношения, В дальнейшем ходе развития происходит дифференциация деятельн остей + осознание целей и соподчинение действий + смещение мотивов. Деятельности подчиняются вне их лежащим мотивам и иерархизируются. Высшее становится господствующим. От «действовать, чтобы удовлетворить свои естественные потребности и влечения» к «удовлетворять свои потребности, чтобы действовать, делать дело своей жизни, осуществлять свою жизненную человеческую цель» — такова общая формула развития личности! Когда осуществление жизненной цели становится невозможным, когда цель оказывается иллюзией, тогда сама жизнь становится бессмысленной, она лишается мотива, превращается в бремя. Такую жизнь человек может прекратить, может отказаться от нее... - г IV. ЛИЧНОСТЬ И САМОСОЗНАНИЕ50 Самосознание возникает в результате соподчинения и иерархизацни деятельностей. Это — самый общий и главньЛй тезис. Это надлежит разработать специально. Здесь необходимо различать: сознание «я», в его несовпадении с коллективом и собственно самосознание — сознание себя как личности. ". -. Эту проблему тоже следует выделить и рассмотреть специально. Проблема сознания *Я»> самосознания есть вместе с тем проблема идеалов: задача здесь не только б т5м, чтобы показать необходимость возникновения самосознания, идеалов etc и процесс возникновения этого, но это есть вместе с тем задача раскрытия обратного движения, т. е. роли самосознания, сознания в форм(ировании) жизни личности51. V. УСЛОВИЯ, ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ L «Задатки» — исходные, анатомо-физиологические особенности; = физическая организация человека, ее индивидуальные особенности. 1 Здесь, как и всегда в буржуазной психологи»; основное положение оказывается перевернутым: стоящим на голове— вверх ногами, 51 Но и здес& первая и основная задача — прямое движение. Поэтому мы начинаем с прямого движения и здесь, И здесь мы имеем право ограничить свою задачу изучением прямого движения, если невозможно охватить сразу же (Здесь важно подчеркнуть, что не только тип н(ервной} с(истемы), темперамент etc.)s*4 [В связи с этим, ъ частности, проблема темпераментов (нейрогуморальных особенностей? или нейрогум (оральных) особенностей, переломленных в. жизни?) Сводка В. Штерна е диф(ференциальной) психологии. (Stern W. Die differentielle Psychologie in ihren methodischen Grundlagen. 3 AufL Leipzig; Barth, 1921. Anhang 1. S. 48L Schemata der Temperaments. - Но и задатки не суть нечто неподвижное: они меняются и не могут не изменяться в ходе жизни. Простой факт существования эндокринных сдвигов служит достаточной иллюстрацией этого. Значит, о задатках как об исходных анатомо-физиологических особенностях следует говорить как об исходных по отношению к рассматриваемому отрезку жизни. Итак, прежде всего в качестве условий развития личности мы находим анатомо-физиологические особенности человека- Играют ли роль в формировании личности, влияют ли на формирование личности человека его анатомо-физиологические особенности? Они, несомненно, влияют на формирование личности, но они не являются тем, что определяет личность человека. Способности — результат развития на основе (субстрат!) задатков; создаются в деятельности, [Одаренность — исторический смысл этого понятия. Маркс: «всестороннее развитие всех своих способностей».] 2. ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ, ВНЕШНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА Та или другая сторона личного развития индивидов всегда порождена тем, что Маркс и Энгельс называют «эмпирическими условиями жизни индивидов* (Соч. JVLt 1933. Т. IV, С. 226). Конкретно это есть прежде всего историческая эпоха = «срез» процесса исторического развития общества. Это, далее, есть то место, «обусловленное особыми условиями развития и разделением труда», которое выпадает на долю данного индивида (Там же).. Развивается ли, напр(имер), данное влечение личности или нет, это зависит от того, позволяют ли материальные обстоятельства... внешние условия,., удовлетворять это влечение и, с другой стороны, развивать целую совокупность влечений. А это последнее зависит, в свою очередь, от того, живем ли мы в таких обстоятельствах, которые допускают всестороннюю деятельность и тем самым развитие всех наших задатков» (Там же. С. 235), Это есть, наконец, совокупность частных обстоятельств, — частных внешних условий—естественных и общественных. Конечно, и эти внешние условия не суть нечто неподвижное. 52 Сравни отношение к физ<ическим) играм, спорту etc, слабого физически ребенка и ребенка, физически сильного, и проистекающке из этого личностные черты.,. Внешние условия т{аким) обр {азом} влияют на формирование личности, но: — Можно ли, однако, сказать, что именно эти внешние условия во всей совокупности определяют психологическую характеристику личности человека? Нет> здесь приходится говорить то же, что мы раньше говорили применительно к внутренним условиям, к задаткам: Они, несомненно, влияют на формирование личности, но они не являются тем, что непосредственно определяет личность человека. Их влияние столь же не,фатально, как не фатально и влияние внутренних предпосылок развития человеческой личности. 3, ЧТО ЖЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА? Мы видели: не внутренние условия, взятые сами по себе, как и не внешние условия, как и не просто совокупность тех и других. Личность определяется тем процессом, который «соедините их между собой, тем содержательным процессом. — внутри которого эти условия — внутренние и внешние — только и выступают как условия, — в котором они преломляются я таким образом выступают уже не в качестве внешних факторов, внешних сил, движущих процессом развития личности, но в качестве внутреннего, заключенного в самом процессе развития личности соотношения, — Но этот процесс и есть процесс жизни человека! Итак, совсем кратко: личность определяется жизнью. Она и есть нечто иное, как сгусток жизни, продукт ее кристаллизации в форме субъекта — субъекта, всегда несущего в себе свою историю, свою реальную биографию. Здесь должно заметить: не всякий, однако, процесс, происходящий между субъектом и действительностью, составляющий внешнее условие его жизни, «личностей:», т. е. переходит, кристаллизуется б личности (и ею определяется). Не «личностным» в этом смысле является все то содержание жизнедеятельности индивидов, которое мы называем операциями. Они — условие деятельности, действий, формирующих личность, но они не способны сами непосредственно определять ее. То, что человек выучивается бухгалтерии, владеет техникой бухгалтерского учета еще ничего не определяет в его личности. Для личности его важно не то, что он овладевает техникой учета, а то, что он становится бухгалтером. Первое же есть только условие второго. VI ХАРАКТЕР Два смысла этого слова: I) характер в широком смысле слова, так, как определяет его, например, Полин: «Под характером человека мы разумеем все, что его характеризует, что не позволяет смешивать его с другим человеком, т, е. свойства, присущие его духу, особая форма его духовной деятельности. Характер, личность, индивидуальность — эти три слова выражают одно и то же понятие...» (Психология) характ(ера). С. 1). 2) Характер в узком смысле. Только такое употребление термина «характера в психологии является оправданным. VII. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТИПОЛОГИИ Складывающиеся различные психологические типы личности определяются содержанием деятельности, содержанием реальных отношений субъекта к миру, ОБСТОЯТЕЛЬСТВА) Маркс: если... страсть принимает абстрактный, обособленный характер, если она противостоит мне как чуждая сила.» etc. то это «зависит не от сознания, а от бытия, не от мышления, а от жизни, это зависит от эмпирического развития и проявления жизни индивидов, зависящих, в свою очередь, от внешних сношений». — Что же характеризует складывающиеся жизненные отношения человека и, следовательно) f его личность? 1° Богатство, многообразие действительных отношений субъекта, составляющих его жизнь* Это и есть основание, реальный базис личности. Око определяется объективными условиями жизни человека — исторической эпохой, классовой принадлежностью,— конкретным местом, которое занимает человек в данном об<ществе), в данную конкретно-историческую эпоху. Око зависит, наконец, от степени развития его физических и умственных сил. Поэтому «основание» личности будет различным у человека, живущего в условиях, напр(имер), дородового общества, и у человека, живущего в феодальном обществе, у крепостного крестьянина и у индустриального рабочего, у буржуа и у феодала. Оно будет, разумеется, различным у ребенка и у взрослого,
Но не всякая фактически осуществляющаяся деятельность человека есть действительно часть его жизни. При известных исторических условиях отдельные жизненные отношения могут отчуждаться от человека. «Труд — это жизненная деятельность самого рабочего, проявление его собственной жизни. И эту-то жизненную деятельность он продает другому, чтобы обеспечить себе необходимые средства к жизни53..,. Труд не является для него частью его жизни. 63 Это есть средство жить, а не сама жизнь/ Наоборот, трудиться — значит для него жертвовать жизнью... жизнь для него начинается тогда, когда его деятельность прекращается, — за обеденным столом, на трактирной скамье, в постели». (Маркс /С, Энгельс Ф. Соч. М.; Л„ 1929. Т. 5. С. 422). Здесь—2 замечания: 1) Отчужденная от человека деятельность — это деятельность, объективное и субъективное содержание которой— (ее обществ(енный) (объективный)) смысл и смысл для субъекта) не совпадают между собой: «... труд не имеет для него (для рабочего.— А, Л.) никакого смысла как тканье, пряденье, сверленье и т, д. —Он имеет для него значение заработка, дающего ему возможность поесть, пойти в трактир, лечь в постель» (там же). Для рабочего это — только операции, способы (значение/), которые приводят к удовлетворению потребности в ином [они включены в действие, в деятельность, направленную на поддержание физ(ической) жизни— (смысл!)]**. 2) замечание: #Отчужденное от меня» — это, конечно, значит не просто «для меня не существующее. Оно входит в мою жизнь и положительно и отрицательно, но только не в качестве своего собственного содержания. Подневольный труд—это вовсе не «несуществующее для меня». Он отнимает у меня часть моей жизни; он обогащает ее — правда, только как система операций, которыми я овладеваю — или — что важнее — как условие складывающихся отношений к другим людям — покупающим мой труд, с одной стороны, участникам по труду («чувство коллективности»— Маркс. Т. III)—с другой. В последнем различие, напр(имер), значения труда в формировании личности мануфактурного) рабочего и рабочего фабричного55. 2° Степень развития <с вторичных», высших связей действий (мотивов) между собой — их иерархизации, (Это именно степень развития личности. Это прежде всего, поэтому, линия генетической характеристики.)56. SH NB! Здесь очень важно: Iй/ употребление Марксом понятий «смысл», «значение»: 2°/ открывающееся структурное отношение: операция может вступить в иное действие. Она м(ожет) б<ыть) чуждой смыслу данной деятельности. Это необходимо точно и детально разработать. К 1} —разделение труда — сужение личности, счастнчнын человек*. Акакий Акакиевич («Шинель*): Придя со службы переписывание дома <для собственного удовольствия»: «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то бог пошлет переписывать завтра?> Частная собственность) и обмен ~— отчуждение жизни. Любимое изречение Маркса: «Ничто человеческое мне не чуждо*. 56 К проблеме «нерархиэации»: Дарвин. Автобиография. «До 30 лет и даже немного позднее я очень любил поэзию- еще в школьные годы я с наслаждением зачитывался Шекспиром, особенно его историческими драмами. Я уже говорил, что в молодости любил живопись н музыку. Но... вот уже несколько лег, как я не могу вынести ни одной стихотворной строки: пробовал я читать Шекспира, но он показался мне скучным до тошноты. К'живописи и музыке я тоже почти совсем охладел. Музыка вместо того, чтобы доставлять удовольствие, заставляет меня еще лихорадочнее думать о том, чем я в данную минуту занимаюсь*. "\ § ТИП стР°ения личности (поди вершинный моно- 4° Внутреннее строение личности (гармонии [ная] — конфликтная] личность]). ' J 4 — Конфликтное строение. — «Поддержание». — «Компенсирование». Что решает? содержание. Не всякий мотив, жизненная цель способна стать вершиной — вынести всю нагрузку жизни личности. ' 1). Психологическая) проблема личности и художественное «портретирование» ее53. Здесь не разные средства, но общность.задачи. Здесь и разные средства, и разные задачи. В чем различие задач? Не единичное, не портретирование, даже не общее в единичном, а в законе — в понятии — в этом задача психологии! NB/ Ракурс — удел литературы! 2). Наши цели — знание законов этих отношений высшего разряда, порядка — личностных отношений. [Основоположник учения об одаренности — Гальтон («Наследственность таланта, ее законы и последствия») доказывает, что «известные» лица, т. е. люди, обладающие «высокой репутацией» (а это и суть люди, «обладающие высокими способностями»), принадлежат к ограниченному кругу семейств. Для этого Гальтон берет английских судей за известный] период времени, английских пэров и т. п. «.„место судьи уже само по себе служит надежным ручательством, что занимающий его наделен исключительными способностями».] Термин способность: в русском языке обозначает и общепсихо-логнческое и индивидуально-психологич[еское] понятие. Иначе в английском и немецком* В общепсихол [огическом] смысле: faculty или power — Vermoegeru В индивидуально]-псих[ологическом] смысле: capacity, capability, ability — Faehigkeit, Anlage, Disposition. Критика понятия способности в общепсих [алогическом] смысле: Локк Кн. 2, гл, 21, 20. Термины: capacity—врожденные возможности (Спенсер), ability — умение использовать capacity = совокупность, навыков и умений. .•* «Эта потеря всех высших эстетических вкусов тем более удивительна, исторические сочинения, биографии, путешествия и всякого рода статьи продолжают интересовать меня по-прежнему. Ум мой превратился в какой-то механизм, перемалывающий факты в общие законы... Человек с более высокой организацией ума, вероятно, не пострадал бы как я.„»]. 57 Герцен о Грановском: «Он нашел занятие вполне поглощающее, единое, сообразнейщее душе и глубоко, отчетливо, прекрасно идет по этой дороге* (Ш, 437).
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |