КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Антропоцентристская
Кибернетическая Кибернетическая концепция утверждает, что информация (информационные процессы) есть во всех самоуправляемых (технических, биологических, социальных) системах.
Кибернетики-практики: Информация = сигнал. (как содержание сигнала или сообщения, полученного из внешнего мира. Удобно использовать в технических и ест-науч дисциплинах. Например, Павлов говорил о сигнальных (информационных) системах.
Кибернетики-философы: информация — свойственная материальным объектам структура (связанная, потенциальная, априорная, внутренняя информация, информация «в себе»). По их мнению, в отличие от свободной (актуальной) информации, информация «связанная» не способна самостоятельно переходить на другие носители.
Многие авторы считают информационные процессы органическими качествами живых систем, отличающими их от неживой природы. Информация - универсальная «жизненная сила», управляющей метаболическими процессами в живых существах, организующей отражение среды и адаптацию к ней, обеспечивающей хранение и передачу наследственных признаков, формирующей популяции, биоценозы, биосферу в целом, наконец, определяющей биологическую эволюцию. Эволюция как переход от неинформационных систем к информационным с последующим развитием последних (информационная версия витализма). Проблема в неопределенности термина информация — одно понятие определяется через другое. Информация существует только в пределах человеческого общества. Информация появилась в ходе антропосоциогенеза и оперировать ею могут только социализированные личности, владеющие языком, сознанием и самосознанием. По сути дела антропоцентристская трактовка отождествляет понятия «информация» и «социальная информация», т.к. никакой другой информации, кроме социальной, не признает.
В общественных науках (Афанасьев) информация «представляет собой знания, сообщения, сведения о социальной форме движения материи и о всех ее других формах в той мере, в какой они используются обществом, человеком, вовлечены в орбиту общественной жизни». «Знания, сообщения, сведения...» не что иное как смыслы; вовлечение их в орбиту общественной жизни означает движение их в социальном времени и пространстве. По мнению А.В. Соколова, если сделать соответствующие подстановки в определение В.Г. Афанасьева, оказывается, что социальная информация – это движение смыслов в социальном времени и пространстве, т.е. социальная коммуникация. 5. Метафизические и идеалистические концепции информации (методичка стр 22)
Имеется достаточно много воззрений на сущность информации, которые можно отнести к метафизическому или идеалистическому направлению. Существуют концепции информации, в соответствии с которыми информация не возникает и не уничтожается, а существует извечно как часть природы и пронизывает всю Вселенную. Авторы некоторых концепции исходят из вполне материалистических предпосылок и утверждений, что информация является компонентом материи, но далее панинформизм уводит авторов в сферу близкую теософии и даже мистических представлений. Например, согласно концепции российских авторов Ю.И. Шемакина и А.А. Романова материя состоит из четырех замкнутых друг на друга в кольцо составных частей — вещества, энергии, информации и знания. Тем самым информация и знание становятся изначальными и неиссякаемыми субстанциями мироздания. К аналогичному выводу приводит и концепция президента Международной академии информатизации И.И. Юзвишина о том, что информация первична, а материя вторична. По его мнению, информация безначальна и бесконечна, она порождает все сущее и тем самым смыкается с понятием Бога.
Существует множество подобных воззрений, которые зачастую не имеют никакого отношения к науке, а служат наукообразным сопровождением пропаганды различного рода мистических учений и даже медицинской практики. 6. Предмет социальной информатики, основные концептуальные линии социальной информатики. (методичка, стр. 26) 70е гг. Отраслевые информатики (схожие принципы) --> идея выделения общей теории.
Социально-философская концепция А.Д. Урсула: (обобщённый подход) Предметом социальной информатики, согласно этой концепции, является взаимодействие общества и информационно-компьютерной техники, а задачей – выявление закономерностей и тенденций этого взаимодействия. В качестве прикладного применения социальной информатик А.Д. Урсул считает продвижение идеи «рациональной гуманистической ориентации информатизации» с тем, чтобы глобальное внедрение новых информационных технологий служило во благо, а не во вред человечеству.
подход к определению социальной информатики К.К. Колина: вокруг информатики формируется целый комплекс новых направлений научных исследований, находящихся на стыке с другими науками: - социальная информатика (наука о процессах информатизации общества); - биологическая информатика (наука об информационных процессах в биологических системах); - социальная когнитология (наука о развитии интеллектуального потенциала общества) и другие.
Информационный подход подход А.В. Соколова, который с начала 1970-х гг. разрабатывает концепцию социальной информатики как обобщающей теории (метатеории) социально-коммуникационного цикла наук. А.В. Соколов считает, что информационный подход играет в науке две роли: 1. Роль одного из научно-исследовательских инструментов в арсенале какой-либо конкретной науки, например, генетики или психологии, лингвистики или библиографоведения. 2. Как способ конституирования научных дисциплин, называющих предметом своего изучения информацию (информационные процессы) в целом или их разновидности.
(см. вопрос 7)
2 режима использования информационного подхода: - методологический (системно-ориентированный); -объектно-ориентированный (социальная информация отождествляется с объектами).
Социальная информатика – научная дисциплина, обеспечивающая систематическое изучение и анализ процессов сбора, обработки, хранения, организации, распространения, оценки и использования информации в социально-экономической сфере, в том числе процессов трансформации общественных отношений и социальных институтов под влиянием развития информационно-коммуникационных технологий.
7. Концепции социальных информатик (по А.В. Соколову) (методичка, стр. 28)
А.В. Соколов рассмотрел динамику эволюции различных концепций социальной информатики, разнеся их появление хронологически по десятилетиям XX века: социальная информатика I (1970-е гг.); социальная информатика II (1980-е гг.); социальная информатика III (1990-е гг.). I (1970-е гг.) 1966 г. – статья А.И. Михайлова, А.И. Черного, Р.С. Гиляревского «Информатика – новое название теории научной информации» à под информатикой стали понимать науку о структуре и свойствах научной информации, о научно-информационной деятельности, о научной коммуникации. Информатика – отрасль знания об информационной деятельности. Социальная информатика – аналог метатеории социальной коммуникации в области информационного обслуживания. II (1980-е гг.) В 1980-х годах во всех промышленно развитых странах происходила информатизация материального производства, под которой понималось внедрение роботов, гибких автоматизированных линий, заводов-автоматов, работающих по безлюдной технологии, интегрированных производственных комплексов и т.д. - концепция национальных информационных ресурсов; - внедряется понятие «информационная инфраструктура» в документах ЮНЕСКО; - обсуждение перспектив перехода к информационному обществу. Информатизация = компьютеризация 2 схожих концепции компьютерной информатики: 1) Понимание информатики как комплексной научной и инженерной дисциплины, изучающей все аспекты проектирования, реализации и эксплуатации компьютеризированных информационных систем. (акцент на системы)
2) Трактовка информатики как науки, разрабатывающей методологию построения информационных моделей и их исследования средствами вычислительной техники. (акцент на модели) 1988 г. – Политбюро ЦК КПСС приняло постановление «О разработке концепции информатизации общества». (широкое распространение информационной техники во всех областях народного хозяйства) 3 равноправных понимания информатизации: - процесс создания и совершенствования информационного общества; - процесс повышения эффективности использования информации в государстве и обществе на основе перспективных информационных технологий; - процесс формирования инфосферы. III (начиная с конца 1990-х гг.) - Развитие Интернета и мобильных средств связи. - Глобализация, развитие информационного общества. - Работа конференций («Интернет и современное общество», «Интернет. Общество. Личность.»), семинаров («Интернет и российское общество»). Междисциплинарное направление. Исследования: - электронная коммерция; - электронное правительство; - дистанционное обучение; - сохранение культурной идентичности в условиях глобализации; - трансформация социальных институтов; - изменение системы социальной коммуникации и др. Нет общепринятого взгляда на предмет и методы соц. информатики. 8. Понятие социального института. Институциональный подход в социологии. (Гл. 2, п. 2.4)
Cоциальный институт ( от лат. «institutum» — установление ) − устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.
Герберт Спенсер считал, что изучение социальных институтов есть изучение строения и развития общества, которое составляет сущность социологии как науки.
Условие появления социального института – соответствующие социальные потребности, ограниченные масштабами общественного производства, характером производственных отношений, уровнем культуры конкретного общества, историческими традициями.
1. Потребность в воспроизводстве и сохранении рода Институт семьи и брака 2. Потребность в решении духовных проблем, поиске смысла жизни Институт религии 3. Потребность в безопасности и социальном порядке Политические институты 4. Потребность в средствах к существованию и повышении материального благополучия Экономические институты 5. Потребность в передаче знаний и социализации подрастающего поколения Институты образования 6. Потребность в сохранении и распространении культуры и накопленных знаний Институты социальной памяти
Cоциальный институт обеспечивает преемственность в использовании культурных ценностей, передаче норм социального поведения, социализации. Современное общество — высокоинституционализированное, в ходе развития порождает все новые социальные институты.
Институционализация − организационное оформление и закрепление права и обязанностей выполнения определенной деятельности с целью удовлетворения неких социальных потребностей. Формы И. могут быть самыми разными — от формирования общественных советов и некоммерческих партнерств до создания структур государственного управления.
9. Социально-коммуникационные институты. Происхождение и виды социально-коммуникационных служб, систем и институтов. Нормативное и учрежденческое понимание социального института. (Презентация №3)
Периодизация формирования социально-коммуникационных институтов − этапы «информационных революций». Первая информационная революция — появление письменности Изобретение письменности привело к серьезным качественным изменениям в развитии общества и его коммуникационной сфере. Появилась возможность фиксировать информацию и знания на носителе, обмениваться этими носителями и передавать их из поколения в поколение. В обществе появился инструмент социальной памяти. Первые СКИ — библиотеки появились в Вавилоне (примерно 1700 лет до н.э.), в Египте и Финикии (около 1100 лет до н.э.) и выполняли функции архивов. Было положено начало формирования первых специализированных СКИ. Самые значительные библиотеки создавались как информационные службы при других социальных институтах — религиозных и образовательных. Вторая информационная революция — развитие книгопечатания Развитие книгопечатания является главным этапом формирования основных СКИ. Печатный станок стал одним из факторов формирования светской культуры и распространения письменности, что привело к появлению публичной сферы. Печатное слово приобрело статус средства массовой информации. Развитие книгопечатания вызвало рост количества библиотек, а постоянное увеличение фондов стимулировало создание средств, помогающих осуществлять поиск нужных изданий. Первоначально это печатные перечни изданий, затем появляются карточные каталоги и картотеки. Постепенно стали использоваться различные системы тематической классификации, что способствовало появлению информационно-поисковых языков и методов индексирования документов. На этапе второй информационной революции сформировались основные СКИ — именно в это время появились издательства, пресса, публичные библиотеки. Третья информационная революция — появление электронных средств Одной из первых коммуникационных технологий, основанных на кодировании и декодировании текстов, стал телеграф (1840-е гг.). Первоначально он выполнял служебные функции, но быстро стал использоваться в целях бизнеса и для передачи новостей. Телеграф стал первой глобальной коммуникационной системой, функционирующей в режиме реального времени. Во второй половине XIX века развитие техники и ряд открытий в различных областях науки позволили внедрить новые технологии обработки информации. Первая счетно-перфорационная машина была создана в США во второй половине XIX века для подсчета переписи населения 1890 года. Четвертая информационная революция — компьютеры и телевидение В середине 1940-х годов появились первые ЭВМ, которые первоначально использовались исключительно для проведения расчетов. Постепенно ЭВМ начали применяться и для обработки научной информации и текстов. В 1968 году Библиотека Конгресса США начинает работы по автоматизации основных технологических процессов, в том числе и созданию электронного каталога. Пятая информационная революция Важной вехой в формировании мировой телекоммуникационной инфраструктуры стал запуск в эксплуатацию сети ARPANet, которая в 1969 – 1971 гг. связала между собой 16 американских университетов и явилась предшественницей сети Интернет. Значение создания ARPANet было оценено спустя 15 –20 лет, когда появились персональные компьютеры, затем Интернет − пришли гипертекстовые технологии и начала расти «Всемирная паутина», в 1993 г. произошел ее знаменитый «взрыв» — экспоненциальный рост ресурсов и превращение в глобальное хранилище информации. Развитие инфраструктуры Интернета стимулировало приобщение населения к информационным технологиям, пользование компьютером перестало быть уделом профессионалов. Революция в телекоммуникациях связана не только с развитием Интернета, но и с широким внедрением мобильной связи. Мир находится еще только в самом начале пятой информационной революции— ее старт можно отнести к концу XX века.
Имеется два понимания социального института: Нормативное понимание – совокупность исторически сложившихся неформальных социальных норм, концентрирующихся вокруг главной цели, ценности или потребности. Примеры: институт семьи, экономический институт, институт морали. Примеры в области социальной коммуникации: фольклор, искусство, народные традиции, народные промыслы. Учрежденческое понимание – формально организованная система учреждений и профессиональных групп, обладающая социально признанным назначением и статусом. Учрежденческие институты вырастают из нормативных институтов, при этом не всегда полностью заменяя их.
10. Понятие общественной коммуникационной системы (по А.В. Соколову) (Источник: Соколов А.В. Общая теория социальных коммуникаций Глава 5) Общественная коммуникационная система (ОКС) есть структурированная (упорядоченная определенным образом) совокупность коммуникантов, реципиентов, смысловых сообщений, коммуникационных каналов и служб, располагающих материально-техническими ресурсами и профессиональными кадрами.
Если культура представляет собой совокупность овеществленных и неовеществленных культурных, т.е. искусственных социальных, смыслов, то ОКС – это часть овеществленной культуры, обеспечивающая движение культурных смыслов в социальном пространстве и времени. Другими словами, ОКС в целом и ее элементы – это овеществленная коммуникационная культура в различные исторические эпохи.
Древо коммуникационных каналов, может представить собой эволюцию одного из элементов ОКС. Направление этой эволюции достаточно очевидно: от устной коммуникации к документной коммуникации и далее – к электронной коммуникации. Ясно также, что эволюция социальных коммуникаций органически связана с эволюцией культуры, которая представлена в виде пяти стадий: пракультура – археокультура – палеокультура – неокультура – постнеокультура. Отсюда следует, что стадии эволюции культуры совпадают со стадиями развития ОКС.
11. Хронология общественных коммуникационных систем и уровни коммуникационной культуры (Источник: Соколов А.В. Общая теория социальных коммуникаций Глава 5)
Последовательная смена ОКС (общественная коммуникационная система) происходит не стихийно, а в силу кризиса коммуникационных каналов, который состоит в том, что эти каналы перестают удовлетворять коммуникационные потребности отдельных людей и общества в целом. Разрешение кризиса достигается путем бифуркации (разделения) перегруженных каналов. Четыре бифуркации, которые происходили на стыке археокультуры и палеокультуры (III тыс. до н.э.), на стыке палеокультуры и мануфактурной неокультуры (1440-е годы), на стыке мануфактурной и индустриальной неокультуры (начало XIX века), наконец, в наше время – переход от неокультуры к постнеокультуре (конец XX века). «Точки» бифуркации – это границы между различными ОКС. Конечно, в историческом времени «точка» – это не моментальная смена, а достаточно длительный промежуток, поэтому бифуркацию нужно понимать как переходный период между разными ОКС.
Эволюция культурных и социальных коммуникаций совпадают друг с другом. Коммуникационная культура определяется господствующими в обществе нормами и способами фиксации, хранения и распространения культурных смыслов, т.е. родом социальной коммуникации. Различаются следующие уровни коммуникационной культуры: словесность – книжность – мультимедийное. Причем книжность подразделяется на три поколения: палеокультурное (рукописная книга), мануфактурное неокультурное (мануфактурное книгопечатание), индустриальное неокультурное(машинная полиграфия). Уровни коммуникационной культуры соответствуют различным видам ОКС. Надо заметить, что хронология смены ОКС для разных географических регионов не одинакова из-за неравномерности их культурного развития. Словесность – такой уровень коммуникационной культуры, когда все культурные смыслы передаются в социальном пространстве и времени посредством устной коммуникации. Книжность – такое состояние культуры, когда основные (не все!) культурные смыслы передаются посредством документной коммуникации. Мультимедийность достигается тогда, когда основные культурные смыслу передаются посредством электронной коммуникации.
Пракультура – это время становления коммуникационных каналов, когда о существовании общественных коммуникационных систем говорить не приходится, ибо не сложилась основа для их формирования. Но были получены невербальный и вербальный каналы устной коммуникации. Ранняя археокультура (эпоха палеолита) прошла под знаком приоритета символьных и иконических документов в виде палеолитической живописи и скульптуры (т.о. в каменном веке возникли 4 исходных коммуникационных канала). В неолите приоритет перешел к устной коммуникации, и в первобытных общинах земледельцев и скотоводов стали складываться общинные ОКС, где господствовало устное слово. Если принять за точку отсчета 4 исходных канала, то двигаясь вдоль хронологической шкалы, обнаруживаем арифметическую прогрессию роста количества каналов: 4, 6, 8, 10, 12. При этом материальные затраты общества на обеспечение коммуникаций увеличиваются в геометрической прогрессии.
12. Эволюция коммуникационных каналов (по А.В. Соколову) OKS1 слайды 10-21, методичка стр 65-67(доп. 67-82)
В каменном веке, на стадии археокультуры, возникли 4 исходных канала: естественные: 1)невербальный(общение с помощью жестов, музыка, танец),2)вербальный (человеческая речь), два искусственных канала в период верхнего палеолита(40-15тыс.лет назад): 3) иконический(живопись) и 4) символьный(скульптура и первые сооружения). В виде первобытного искусства образовались художественные каналы(не обособляются): музыка и танец слиты с невербальным каналом, поэзия и риторика из вербального канала, живопись-из иконической графики, скульптура –из вещественных символов. Смена ОКС в силу кризисов коммуникационных каналов (когда перестают удовлетворять общественные ком-ые потребности), решается путем бифуркации(разделение на 2 части, разветвление, раздвоение) перегруженных каналов. Исходный канал не исчезает, сохраняется. 4 бифуркации: 1) на стыке археокультуры и палеокультуры(3 тыс. лет до.н.э) два новых канала: письменность и литературный язык; 2) на стыке палеокультуры и мануфактурной неокультуры(середина 15 века) изобретение книгопечатания и великие географические открытия сделали массовым использование путешествий как нового канала; 3) переход от мануфактурной к индустриальной неокультуре (начало 19века) промышленный переворот=> первичные технические каналы: машинная полиграфия, телефон, радио; 4) наше время- переход от неокультуры к постнеокультуре(конец 20века) научно-техническая революция => электронная коммуникация-телевидение и компьютерные телекоммуникации. Наблюдается арифметическая прогрессия роста числа каналов вдоль хронологической шкалы: 4, 6, 8, 10, 12. А. В. Соколов выдвинул предположение, что в ходе цивилизационного процесса коммуникационные каналы увеличиваются в арифметической прогрессии по основанию 2, при этом расходы на обеспечение коммуникации(технические стредства, капитальные вложения, кадровые ресурсы) увеличиваются уже в геометрической прогрессии(будут поглощать большую часть национального бюджета)
13. Понятие «Информационная революция». Основные этапы информационных революций. Методичка Стр 51-58 Информационные революции (эпоха письменности, цивилизация Гутенберга)- этапы внедрения и развития различных коммуникационных и информационных технологий. 1. появление письменности. С изобретением письменности появилась возможность фиксировать информацию и знания на материальном носителе, обмениваться этими носителями и передавать их из поколения в поколение. Тем самым в обществе появился инструмент для фиксации социальной памяти. Первые социально-коммуникационные институты-Библиотеки появились в Вавилоне(1700лет ДО н.э.). Александрийская библиотека считается первым специализированным хранилищем научной информации. В этот период создаются библиотеки при монастырях, университетах и академиях. Сначала в качестве информационных услуг было хранение рукописей, затем возникло копирование документов и подготовка тематических обзоров. Копированием занимались рабы и монахи. Малая стоимость копии=> увеличение кол-ва библиотек 2. развитие книгопечатания. Иоганн Гуттенберг изобрел первый печатный станок около 1440г. М. Маклюэн «Галактика Гуттенберга» считал, что изобретение дало мощный стимул развитию социально-политической и экономической инфраструктуры индустриального общества. Книгопечатание=>рост числа библиотек, их фондов=> создание средств для поиска издания. Сначала печатные перечни изданий, затем карточные каталоги, картотеки. Стали использовать системы тематической классификации, что способствовало появлению информационно-поисковых языков и методов индексирования документов. Поиск осуществлялся визуальным просмотром или полумеханической сортировкой карточек с прорезной перфорацией. В это время появились издательства, пресса, публичные библиотеки, и были заложены основы для развития специализированных информационных служб- систем книгообмена, реферативных журналов и др. С середины 15 века в Европе начало формироваться авторское право. 3. появление электронных средств связи. 1840е гг. одна из первых коммуникационных технологий, основанная на кодировании и декодировании текста-Телеграф. Стал использоваться в целях бизнеса и передачи политических, деловых и персональных новостей. Трансформация информационной деятельности за счет появления реферативных журналов в связи с резким приростом знаний и информации в науке. РЖ-информационный продукт, позволяющий получить представление о содержании док-та, без обращения к его тексту. В 1960-70 им на смену пришли базы данных. Роль газет возросла, появлялись специальные деловые газеты. Освоение западных территорий США влекло новые потребности для бизнеса: информация о ценах на бирже(по телеграфу, лента с котировками акций) и сведения о потенциальных партнерах и заемщиках(справки с реквизитами и рейтингом агентств). Счетно-перфорационная машина для переписи США в 1890г, в России в 1897г. Обработка перфокарт велась механическими машинами. В 1945г В.Буш опубликовал описание технологического подхода «memex»-использование микрофотографии для стандартизации док-ов, их индексирования и последующего автоматизированного поиска. 4. внедрение комп. техники и телевидения. в сер. 1940х гг. появились ЭВМ, использовались для расчетов,затем и для обработки научной информации и текстов. В 50е фотонаборные автоматы управляются командами, нанесенными на перфокарты и перфоленты. С 60-х наращивается производительность ЭВМ, их используют для решения расчетных, экономических, конструкторских, информационно-поисковых задач и обработки текста. В конце 1960х гг на больших ЭВМ создаются хранилища текстовой информации. Для подготовки РЖ используют компьютерный набор и вывод через фотонаборные автоматы. Идет разработка информационно поисковых систем и соответствующих языков. В 1968г Библиотека Конгресса США начинает создание электронного каталога. В 1970-е -автоматизация российских библиотек. 5. революция в телекоммуникациях. В середине 1960х был изобретен модем. Он подключал через телефонную сеть к большому компьютеру, появляются первые компьютерные базы данных с удаленным доступом, можно по телефону соединиться и выполнить поиск по базе. Передавались по фототелеграфу оригинал-макеты газет в удаленные регионы для печати на месте. Специальное оборудование обрабатывало информацию, полученную по каналу связи, и изготовлялась матрица для типографии. Компьютерная сеть ARPANet в 69-71гг связала 16 американских университетов. В конце 80-х начале 90-х с появлением ПК в Интернет пришли гипертекстовые технологии и начала расти «Всемирная паунина» WWW.в 1993 произошел мгновенный рост ресурсов и превращение Сети в глобальное хранилище информации. Широкое внедрение мобильной связи, сейчас взаимопроникновение сервисов Интернета с мобильной телефонией. Рост коммуникаторов, объединяющих функции компьютера, телефона и устройство доступа в Интернет. Мир находится в самом начале пятой революции. 14. Классификация институтов и служб, обеспечивающих социальную коммуникацию в обществе. Кумулятивные и некумулятивные институты. (методичка, стр. 58)
Рост социальных коммуникационных потребностей вызывает количественный рост коммуникационных институтов и служб всех видов (книгоиздательств, библиотек, книжных магазинов, музеев и т.д.). Постепенно возникает потребность в рационализации их деятельности, которая состоит в специализации и разделении труда между ними. Прежде независимые и конкурирующие друг с другом службы начинают объединяться в системы, элементами которых становятся функционально специализированные службы, образовавшиеся на базе прежних, неспециализированных служб. Системы делятся на: - организационные, объединяющие функционально сходные службы (например, сеть детских библиотек); - технологические, объединяющие функционально различные службы (например, централизованная каталогизация или путь книги в крупной библиотеке). Коммуникационные системы могут быть структурированы или нет. Признаком структурности является наличие органов управления (отраслевых или межведомственных) в этих системах. Социально-коммуникативный институт (в учрежденческом понимании) – это элемент общественной коммуникационной системы, представляющий собой формально учрежденную, т.е. имеющую свой орган управления, совокупность организационных и технологических систем, обладающих специфическим социально признанным назначением. Тем самым каждый социально-коммуникационный институт является как бы институциональным воплощением определенной социальной потребности (или набора потребностей).
1. Кумулятивные институты, выполняющие в числе своих сущностных функций социально-временную (социально-мнемическую) функцию (архивное дело, библиотечно-библиографическое дело, музейное дело, система научно-технической информации). Эти институты образуют основу так называемой «социальной памяти». 2. Некумулятивные институты — те институты, которые не выполняют социально-мнемической функции, но являются элементами общественной коммуникационной системы (система образования, СМИ, система средств связи: почта, телеграф, телефон и др., газетно-журнальное дело, книгоиздательское дело, книготорговое дело, туристическое дело, культурно-досуговая система).
Социальный институт располагает профессионально подготовленными кадрами, занятыми практическим удовлетворением общественных коммуникационных потребностей, обусловивших возникновение этого института. Элементы структуры института: - отраслевая наука, занятая совершенствованием практики и самопознанием института; - отраслевая образовательная система, обеспечивающая подготовку и переподготовку кадров профессиональных работников и руководителей различного уровня; - органы управления, организующие работу института; - маркетинговые агентства, и службы по связям с общественностью (PR-отделы и проч.); - системы групповой и отраслевой коммуникации – профессиональная пресса и литература, конференции и семинары, наличие специальных фондов и организаций, обеспечивающих международное сотрудничество. Отраслевые службы и системы – коммуникационные службы, входящие в состав некоммуникационных институтов (отраслевые архивы, издательства и пр.). Коммуникационные службы (по масштабу): - международные и межгосударственные; - национальные; - региональные (областные, краевые, республиканские); - муниципальные (городские, районные); - локальные (точечные). Коммуникационные службы (по признаку собственности): - государственные (собственность федеральных органов власти); - ведомственные (отраслевые); - муниципальные; - общественные (собственность общественных и неправительственных организаций); - частные (собственность коммерческих организаций), - личные (личная собственность).
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 939; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |