Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антропоцентристская




Кибернетическая

Кибернетическая концепция утверждает, что информация (информационные процессы) есть во всех самоуправляемых (технических, биологических, социальных) системах.

 

Кибернетики-практики: Информация = сигнал. (как содержание сигнала или сообщения, полученного из внешнего мира. Удобно использовать в технических и ест-науч дисциплинах. Например, Павлов говорил о сигнальных (информационных) системах.

 

Кибернетики-философы: информациясвойственная материальным объектам структура (связанная, потенциальная, априорная, внутренняя информация, информация «в себе»). По их мнению, в отличие от свободной (актуальной) информации, информация «связанная» не способна самостоятельно переходить на другие носители.

 

Многие авторы считают информационные процессы органическими качествами живых систем, отличающими их от неживой природы. Информация - универсальная «жизненная сила», управляющей метаболическими процессами в живых существах, организующей отражение среды и адаптацию к ней, обеспечивающей хранение и передачу наследственных признаков, формирующей популяции, биоценозы, биосферу в целом, наконец, определяющей биологическую эволюцию. Эволюция как переход от неинформационных систем к информационным с последующим развитием последних (информационная версия витализма). Проблема в неопределенности термина информация — одно понятие определяется через другое.

Информация существует только в пределах человеческого общества.

Информация появилась в ходе антропосоциогенеза и оперировать ею могут только социализированные личности, владеющие языком, сознанием и самосознанием.

По сути дела антропоцентристская трактовка отождествляет понятия «информация» и «социальная информация», т.к. никакой другой информации, кроме социальной, не признает.

В общественных науках (Афанасьев) информация «представляет собой знания, сообщения, сведения о социальной форме движения материи и о всех ее других формах в той мере, в какой они используются обществом, человеком, вовлечены в орбиту общественной жизни». «Знания, сообщения, сведения...» не что иное как смыслы; вовлечение их в орбиту общественной жизни означает движение их в социальном времени и пространстве. По мнению А.В. Соколова, если сделать соответствующие подстановки в определение В.Г. Афанасьева, оказывается, что социальная информация – это движение смыслов в социальном времени и пространстве, т.е. социальная коммуникация.

5. Метафизические и идеалистические концепции информации (методичка стр 22)

 

Имеется достаточно много воззрений на сущность информации, которые можно отнести к метафизическому или идеалистическому направлению. Существуют концепции информации, в соответствии с которыми информация не возникает и не уничтожается, а существует извечно как часть природы и пронизывает всю Вселенную.

Авторы некоторых концепции исходят из вполне материалистических предпосылок и утверждений, что информация является компонентом материи, но далее панинформизм уводит авторов в сферу близкую теософии и даже мистических представлений. Например, согласно концепции российских авторов Ю.И. Шемакина и А.А. Романова материя состоит из четырех замкнутых друг на друга в кольцо составных частей — вещества, энергии, информации и знания. Тем самым информация и знание становятся изначальными и неиссякаемыми субстанциями мироздания.

К аналогичному выводу приводит и концепция президента Международной академии информатизации И.И. Юзвишина о том, что информация первична, а материя вторична. По его мнению, информация безначальна и бесконечна, она порождает все сущее и тем самым смыкается с понятием Бога.

Существует множество подобных воззрений, которые зачастую не имеют никакого отношения к науке, а служат наукообразным сопровождением пропаганды различного рода мистических учений и даже медицинской практики.

6. Предмет социальной информатики, основные концептуальные линии социальной информатики. (методичка, стр. 26)

70е гг.

Отраслевые информатики (схожие принципы) --> идея выделения общей теории.

 

Социально-философская концепция А.Д. Урсула: (обобщённый подход)

Предметом социальной информатики, согласно этой концепции, является взаимодействие общества и информационно-компьютерной техники, а задачей – выявление закономерностей и тенденций этого взаимодействия.

В качестве прикладного применения социальной информатик А.Д. Урсул считает продвижение идеи «рациональной гуманистической ориентации информатизации» с тем, чтобы глобальное внедрение новых информационных технологий служило во благо, а не во вред человечеству.

 

подход к определению социальной информатики К.К. Колина:

вокруг информатики формируется целый комплекс новых направлений научных исследований, находящихся на стыке с другими науками:

- социальная информатика (наука о процессах информатизации общества);

- биологическая информатика (наука об информационных процессах в биологических системах);

- социальная когнитология (наука о развитии интеллектуального потенциала общества)

и другие.

 

Информационный подход

подход А.В. Соколова, который с начала 1970-х гг. разрабатывает концепцию социальной

информатики как обобщающей теории (метатеории) социально-коммуникационного цикла наук. А.В. Соколов считает, что информационный подход играет в науке две роли:

1. Роль одного из научно-исследовательских инструментов в арсенале какой-либо конкретной науки, например, генетики или психологии, лингвистики или библиографоведения.

2. Как способ конституирования научных дисциплин, называющих предметом своего изучения информацию (информационные процессы) в целом или их разновидности.

 

(см. вопрос 7)

 

2 режима использования информационного подхода:

- методологический (системно-ориентированный);

-объектно-ориентированный (социальная информация отождествляется с объектами).

 

Социальная информатика – научная дисциплина, обеспечивающая систематическое изучение и анализ процессов сбора, обработки, хранения, организации, распространения, оценки и использования информации в социально-экономической сфере, в том числе процессов трансформации общественных отношений и социальных институтов под влиянием развития информационно-коммуникационных технологий.

 

7. Концепции социальных информатик (по А.В. Соколову) (методичка, стр. 28)

 

А.В. Соколов рассмотрел динамику эволюции различных концепций социальной информатики, разнеся их появление хронологически по десятилетиям XX века: социальная информатика I (1970-е гг.); социальная информатика II (1980-е гг.); социальная информатика III (1990-е гг.).

I (1970-е гг.)

1966 г. – статья А.И. Михайлова, А.И. Черного, Р.С. Гиляревского «Информатика – новое название теории научной информации» à под информатикой стали понимать науку о структуре и свойствах научной информации, о научно-информационной деятельности, о научной коммуникации.

Информатика – отрасль знания об информационной деятельности.

Социальная информатика – аналог метатеории социальной коммуникации в области информационного обслуживания.

II (1980-е гг.)

В 1980-х годах во всех промышленно развитых странах происходила информатизация материального производства, под которой понималось внедрение роботов, гибких автоматизированных линий, заводов-автоматов, работающих по безлюдной технологии, интегрированных производственных комплексов и т.д.

- концепция национальных информационных ресурсов;

- внедряется понятие «информационная инфраструктура» в документах ЮНЕСКО;

- обсуждение перспектив перехода к информационному обществу.

Информатизация = компьютеризация

2 схожих концепции компьютерной информатики:

1) Понимание информатики как комплексной научной и инженерной дисциплины, изучающей все аспекты проектирования, реализации и эксплуатации компьютеризированных информационных систем. (акцент на системы)

2) Трактовка информатики как науки, разрабатывающей методологию построения информационных моделей и их исследования средствами вычислительной техники. (акцент на модели)

1988 г. – Политбюро ЦК КПСС приняло постановление «О разработке концепции информатизации общества». (широкое распространение информационной техники во всех областях народного хозяйства)

3 равноправных понимания информатизации:

- процесс создания и совершенствования информационного общества;

- процесс повышения эффективности использования информации в государстве и обществе на основе перспективных информационных технологий;

- процесс формирования инфосферы.

III (начиная с конца 1990-х гг.)

- Развитие Интернета и мобильных средств связи.

- Глобализация, развитие информационного общества.

- Работа конференций («Интернет и современное общество», «Интернет. Общество. Личность.»), семинаров («Интернет и российское общество»).

Междисциплинарное направление. Исследования:

- электронная коммерция;

- электронное правительство;

- дистанционное обучение;

- сохранение культурной идентичности в условиях глобализации;

- трансформация социальных институтов;

- изменение системы социальной коммуникации и др.

Нет общепринятого взгляда на предмет и методы соц. информатики.

8. Понятие социального института. Институциональный подход в социологии. (Гл. 2, п. 2.4)

 

Cоциальный институт ( от лат. «institutum» — установление ) − устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

 

Герберт Спенсер считал, что изучение социальных институтов есть изучение строения и развития общества, которое составляет сущность социологии как науки.

 

Условие появления социального института – соответствующие социальные потребности, ограниченные масштабами общественного производства, характером производственных отношений, уровнем культуры конкретного общества, историческими традициями.

 

1. Потребность в воспроизводстве и сохранении рода

Институт семьи и брака

2. Потребность в решении духовных проблем, поиске смысла жизни

Институт религии

3. Потребность в безопасности и социальном порядке

Политические институты

4. Потребность в средствах к существованию и повышении материального благополучия

Экономические институты

5. Потребность в передаче знаний и социализации подрастающего поколения

Институты образования

6. Потребность в сохранении и распространении культуры и накопленных знаний

Институты социальной памяти

 

Cоциальный институт обеспечивает преемственность в использовании культурных ценностей, передаче норм социального поведения, социализации. Современное общество — высокоинституционализированное, в ходе развития порождает все новые социальные институты.

 

Институционализация − организационное оформление и закрепление права и обязанностей выполнения определенной деятельности с целью удовлетворения неких социальных потребностей. Формы И. могут быть самыми разными — от формирования общественных советов и некоммерческих партнерств до создания структур государственного управления.

 

9. Социально-коммуникационные институты. Происхождение и виды социально-коммуникационных служб, систем и институтов. Нормативное и учрежденческое понимание социального института. (Презентация №3)

 

Периодизация формирования социально-коммуникационных институтов − этапы «информационных революций».

Первая информационная революция — появление письменности

Изобретение письменности привело к серьезным качественным изменениям в развитии общества и его коммуникационной сфере. Появилась возможность фиксировать информацию и знания на носителе, обмениваться этими носителями и передавать их из поколения в поколение. В обществе появился инструмент социальной памяти.

Первые СКИ — библиотеки появились в Вавилоне (примерно 1700 лет до н.э.), в Египте и Финикии (около 1100 лет до н.э.) и выполняли функции архивов. Было положено начало формирования первых специализированных СКИ. Самые значительные библиотеки создавались как информационные службы при других социальных институтах — религиозных и образовательных.

Вторая информационная революция — развитие книгопечатания

Развитие книгопечатания является главным этапом формирования основных СКИ. Печатный станок стал одним из факторов формирования светской культуры и распространения письменности, что привело к появлению публичной сферы. Печатное слово приобрело статус средства массовой информации.

Развитие книгопечатания вызвало рост количества библиотек, а постоянное увеличение фондов стимулировало создание средств, помогающих осуществлять поиск нужных изданий. Первоначально это печатные перечни изданий, затем появляются карточные каталоги и картотеки. Постепенно стали использоваться различные системы тематической классификации, что способствовало появлению информационно-поисковых языков и методов индексирования документов.

На этапе второй информационной революции сформировались основные СКИ — именно в это время появились издательства, пресса, публичные библиотеки.

Третья информационная революция — появление электронных средств

Одной из первых коммуникационных технологий, основанных на кодировании и декодировании текстов, стал телеграф (1840-е гг.). Первоначально он выполнял служебные функции, но быстро стал использоваться в целях бизнеса и для передачи новостей. Телеграф стал первой глобальной коммуникационной системой, функционирующей в режиме реального времени.

Во второй половине XIX века развитие техники и ряд открытий в различных областях науки позволили внедрить новые технологии обработки информации. Первая счетно-перфорационная машина была создана в США во второй половине XIX века для подсчета переписи населения 1890 года.

Четвертая информационная революция — компьютеры и телевидение

В середине 1940-х годов появились первые ЭВМ, которые первоначально использовались исключительно для проведения расчетов. Постепенно ЭВМ начали применяться и для обработки научной информации и текстов. В 1968 году Библиотека Конгресса США начинает работы по автоматизации основных технологических процессов, в том числе и созданию электронного каталога.

Пятая информационная революция

Важной вехой в формировании мировой телекоммуникационной инфраструктуры стал

запуск в эксплуатацию сети ARPANet, которая в 1969 – 1971 гг. связала между собой 16 американских университетов и явилась предшественницей сети Интернет. Значение создания ARPANet было оценено спустя 15 –20 лет, когда появились персональные компьютеры, затем Интернет − пришли гипертекстовые технологии и начала расти «Всемирная паутина», в 1993 г. произошел ее знаменитый «взрыв» — экспоненциальный рост ресурсов и превращение в глобальное хранилище информации.

Развитие инфраструктуры Интернета стимулировало приобщение населения к информационным технологиям, пользование компьютером перестало быть уделом профессионалов. Революция в телекоммуникациях связана не только с развитием Интернета, но и с широким внедрением мобильной связи.

Мир находится еще только в самом начале пятой информационной революции— ее старт можно отнести к концу XX века.

 

Имеется два понимания социального института:

Нормативное понимание – совокупность исторически сложившихся неформальных социальных норм, концентрирующихся вокруг главной цели, ценности или потребности.

Примеры: институт семьи, экономический институт, институт морали.

Примеры в области социальной коммуникации: фольклор, искусство, народные традиции, народные промыслы.

Учрежденческое понимание – формально организованная система учреждений и профессиональных групп, обладающая социально признанным назначением и статусом. Учрежденческие институты вырастают из нормативных институтов, при этом не всегда полностью заменяя их.

 

10. Понятие общественной коммуникационной системы (по А.В. Соколову)

(Источник: Соколов А.В. Общая теория социальных коммуникаций Глава 5)

Общественная коммуникационная система (ОКС) есть структурированная (упорядоченная определенным образом) совокупность коммуникантов, реципиентов, смысловых сообщений, коммуникационных каналов и служб, располагающих материально-техническими ресурсами и профессиональными кадрами.

 

Если культура представляет собой совокупность овеществленных и неовеществленных культурных, т.е. искусственных социальных, смыслов, то ОКС – это часть овеществленной культуры, обеспечивающая движение культурных смыслов в социальном пространстве и времени. Другими словами, ОКС в целом и ее элементы – это овеществленная коммуникационная культура в различные исторические эпохи.

 

Древо коммуникационных каналов, может представить собой эволюцию одного из элементов ОКС. Направление этой эволюции достаточно очевидно: от устной коммуникации к документной коммуникации и далее – к электронной коммуникации. Ясно также, что эволюция социальных коммуникаций органически связана с эволюцией культуры, которая представлена в виде пяти стадий: пракультура – археокультура – палеокультура – неокультура – постнеокультура. Отсюда следует, что стадии эволюции культуры совпадают со стадиями развития ОКС.

 

11. Хронология общественных коммуникационных систем и уровни коммуникационной культуры (Источник: Соколов А.В. Общая теория социальных коммуникаций Глава 5)

 

Последовательная смена ОКС (общественная коммуникационная система) происходит не стихийно, а в силу кризиса коммуникационных каналов, который состоит в том, что эти каналы перестают удовлетворять коммуникационные потребности отдельных людей и общества в целом.

Разрешение кризиса достигается путем бифуркации (разделения) перегруженных каналов. Четыре бифуркации, которые происходили на стыке археокультуры и палеокультуры (III тыс. до н.э.), на стыке палеокультуры и мануфактурной неокультуры (1440-е годы), на стыке мануфактурной и индустриальной неокультуры (начало XIX века), наконец, в наше время – переход от неокультуры к постнеокультуре (конец XX века). «Точки» бифуркации – это границы между различными ОКС. Конечно, в историческом времени «точка» – это не моментальная смена, а достаточно длительный промежуток, поэтому бифуркацию нужно понимать как переходный период между разными ОКС.

 

Эволюция культурных и социальных коммуникаций совпадают друг с другом. Коммуникационная культура определяется господствующими в обществе нормами и способами фиксации, хранения и распространения культурных смыслов, т.е. родом социальной коммуникации. Различаются следующие уровни коммуникационной культуры: словесность – книжность – мультимедийное. Причем книжность подразделяется на три поколения: палеокультурное (рукописная книга), мануфактурное неокультурное (мануфактурное книгопечатание), индустриальное неокультурное(машинная полиграфия). Уровни коммуникационной культуры соответствуют различным видам ОКС. Надо заметить, что хронология смены ОКС для разных географических регионов не одинакова из-за неравномерности их культурного развития.

Словесность – такой уровень коммуникационной культуры, когда все культурные смыслы передаются в социальном пространстве и времени посредством устной коммуникации.

Книжность – такое состояние культуры, когда основные (не все!) культурные смыслы передаются посредством документной коммуникации.

Мультимедийность достигается тогда, когда основные культурные смыслу передаются посредством электронной коммуникации.

 

Пракультура – это время становления коммуникационных каналов, когда о существовании общественных коммуникационных систем говорить не приходится, ибо не сложилась основа для их формирования. Но были получены невербальный и вербальный каналы устной коммуникации. Ранняя археокультура (эпоха палеолита) прошла под знаком приоритета символьных и иконических документов в виде палеолитической живописи и скульптуры (т.о. в каменном веке возникли 4 исходных коммуникационных канала). В неолите приоритет перешел к устной коммуникации, и в первобытных общинах земледельцев и скотоводов стали складываться общинные ОКС, где господствовало устное слово. Если принять за точку отсчета 4 исходных канала, то двигаясь вдоль хронологической шкалы, обнаруживаем арифметическую прогрессию роста количества каналов: 4, 6, 8, 10, 12. При этом материальные затраты общества на обеспечение коммуникаций увеличиваются в геометрической прогрессии.

 

 

12. Эволюция коммуникационных каналов (по А.В. Соколову)

OKS1 слайды 10-21, методичка стр 65-67(доп. 67-82)

 

Наименование ОКС Уровни коммуникационной культуры Хронологические этапы Кол-во каналов
1. Общинная ОКС Господство иконических док-ов и археокультурной словесности(бифуркация 1) 40-15 тыс лет назад(25 тыс. лет)  
2. Рукописная ОКС Сочетание словесности и палеокультурной книжности (бифуркация 2) 3тыс.до н.э.-1пол. 15в. н.э. (4,5 тыс.лет)  
3. Мануфактурная неокультурная книжность; господство мануфактурного книгопечатания (бифуркация 3) 2пол. 15 - 18вв.(350 лет)  
4. Индустриальная ОКС Индустриальная неокультурная книжность; господство машинной полиграфии (биф-ия4) 19 - 1пол.20вв(150 лет)  
5. Мультимедийная ОКС господство мультиме- дийных телевизионно-компьютерных каналов 2пол. 20в.-наст. время  

В каменном веке, на стадии археокультуры, возникли 4 исходных канала: естественные:

1)невербальный(общение с помощью жестов, музыка, танец),2)вербальный (человеческая речь), два искусственных канала в период верхнего палеолита(40-15тыс.лет назад): 3) иконический(живопись) и 4) символьный(скульптура и первые сооружения). В виде первобытного искусства образовались художественные каналы(не обособляются): музыка и танец слиты с невербальным каналом, поэзия и риторика из вербального канала, живопись-из иконической графики, скульптура –из вещественных символов.

Смена ОКС в силу кризисов коммуникационных каналов (когда перестают удовлетворять общественные ком-ые потребности), решается путем бифуркации(разделение на 2 части, разветвление, раздвоение) перегруженных каналов. Исходный канал не исчезает, сохраняется.

4 бифуркации: 1) на стыке археокультуры и палеокультуры(3 тыс. лет до.н.э) два новых канала: письменность и литературный язык; 2) на стыке палеокультуры и мануфактурной неокультуры(середина 15 века) изобретение книгопечатания и великие географические открытия сделали массовым использование путешествий как нового канала; 3) переход от мануфактурной к индустриальной неокультуре (начало 19века) промышленный переворот=> первичные технические каналы: машинная полиграфия, телефон, радио; 4) наше время- переход от неокультуры к постнеокультуре(конец 20века) научно-техническая революция => электронная коммуникация-телевидение и компьютерные телекоммуникации.

Наблюдается арифметическая прогрессия роста числа каналов вдоль хронологической шкалы: 4, 6, 8, 10, 12. А. В. Соколов выдвинул предположение, что в ходе цивилизационного процесса коммуникационные каналы увеличиваются в арифметической прогрессии по основанию 2, при этом расходы на обеспечение коммуникации(технические стредства, капитальные вложения, кадровые ресурсы) увеличиваются уже в геометрической прогрессии(будут поглощать большую часть национального бюджета)

 

 

13. Понятие «Информационная революция». Основные этапы информационных революций.

Методичка Стр 51-58

Информационные революции (эпоха письменности, цивилизация Гутенберга)- этапы внедрения и развития различных коммуникационных и информационных технологий.

1. появление письменности. С изобретением письменности появилась возможность фиксировать информацию и знания на материальном носителе, обмениваться этими носителями и передавать их из поколения в поколение. Тем самым в обществе появился инструмент для фиксации социальной памяти. Первые социально-коммуникационные институты-Библиотеки появились в Вавилоне(1700лет ДО н.э.). Александрийская библиотека считается первым специализированным хранилищем научной информации. В этот период создаются библиотеки при монастырях, университетах и академиях. Сначала в качестве информационных услуг было хранение рукописей, затем возникло копирование документов и подготовка тематических обзоров. Копированием занимались рабы и монахи. Малая стоимость копии=> увеличение кол-ва библиотек

2. развитие книгопечатания. Иоганн Гуттенберг изобрел первый печатный станок около 1440г. М. Маклюэн «Галактика Гуттенберга» считал, что изобретение дало мощный стимул развитию социально-политической и экономической инфраструктуры индустриального общества. Книгопечатание=>рост числа библиотек, их фондов=> создание средств для поиска издания.

Сначала печатные перечни изданий, затем карточные каталоги, картотеки. Стали использовать системы тематической классификации, что способствовало появлению информационно-поисковых языков и методов индексирования документов. Поиск осуществлялся визуальным просмотром или полумеханической сортировкой карточек с прорезной перфорацией. В это время появились издательства, пресса, публичные библиотеки, и были заложены основы для развития специализированных информационных служб- систем книгообмена, реферативных журналов и др. С середины 15 века в Европе начало формироваться авторское право.

3. появление электронных средств связи. 1840е гг. одна из первых коммуникационных технологий, основанная на кодировании и декодировании текста-Телеграф. Стал использоваться в целях бизнеса и передачи политических, деловых и персональных новостей. Трансформация информационной деятельности за счет появления реферативных журналов в связи с резким приростом знаний и информации в науке. РЖ-информационный продукт, позволяющий получить представление о содержании док-та, без обращения к его тексту. В 1960-70 им на смену пришли базы данных. Роль газет возросла, появлялись специальные деловые газеты. Освоение западных территорий США влекло новые потребности для бизнеса: информация о ценах на бирже(по телеграфу, лента с котировками акций) и сведения о потенциальных партнерах и заемщиках(справки с реквизитами и рейтингом агентств). Счетно-перфорационная машина для переписи США в 1890г, в России в 1897г. Обработка перфокарт велась механическими машинами. В 1945г В.Буш опубликовал описание технологического подхода «memex»-использование микрофотографии для стандартизации док-ов, их индексирования и последующего автоматизированного поиска.

4. внедрение комп. техники и телевидения. в сер. 1940х гг. появились ЭВМ, использовались для расчетов,затем и для обработки научной информации и текстов. В 50е фотонаборные автоматы управляются командами, нанесенными на перфокарты и перфоленты. С 60-х наращивается производительность ЭВМ, их используют для решения расчетных, экономических, конструкторских, информационно-поисковых задач и обработки текста. В конце 1960х гг на больших ЭВМ создаются хранилища текстовой информации. Для подготовки РЖ используют компьютерный набор и вывод через фотонаборные автоматы. Идет разработка информационно поисковых систем и соответствующих языков. В 1968г Библиотека Конгресса США начинает создание электронного каталога. В 1970-е -автоматизация российских библиотек.

5. революция в телекоммуникациях. В середине 1960х был изобретен модем. Он подключал через телефонную сеть к большому компьютеру, появляются первые компьютерные базы данных с удаленным доступом, можно по телефону соединиться и выполнить поиск по базе. Передавались по фототелеграфу оригинал-макеты газет в удаленные регионы для печати на месте. Специальное оборудование обрабатывало информацию, полученную по каналу связи, и изготовлялась матрица для типографии. Компьютерная сеть ARPANet в 69-71гг связала 16 американских университетов. В конце 80-х начале 90-х с появлением ПК в Интернет пришли гипертекстовые технологии и начала расти «Всемирная паунина» WWW.в 1993 произошел мгновенный рост ресурсов и превращение Сети в глобальное хранилище информации. Широкое внедрение мобильной связи, сейчас взаимопроникновение сервисов Интернета с мобильной телефонией. Рост коммуникаторов, объединяющих функции компьютера, телефона и устройство доступа в Интернет. Мир находится в самом начале пятой революции.

14. Классификация институтов и служб, обеспечивающих социальную коммуникацию в обществе. Кумулятивные и некумулятивные институты. (методичка, стр. 58)

 

Рост социальных коммуникационных потребностей вызывает количественный рост коммуникационных институтов и служб всех видов (книгоиздательств, библиотек, книжных магазинов, музеев и т.д.). Постепенно возникает потребность в рационализации их деятельности, которая состоит в специализации и разделении труда между ними. Прежде независимые и конкурирующие друг с другом службы начинают объединяться в системы, элементами которых становятся функционально специализированные службы, образовавшиеся на базе прежних, неспециализированных служб.

Системы делятся на:

- организационные, объединяющие функционально сходные службы (например, сеть детских библиотек);

- технологические, объединяющие функционально различные службы (например, централизованная каталогизация или путь книги в крупной библиотеке).

Коммуникационные системы могут быть структурированы или нет. Признаком структурности является наличие органов управления (отраслевых или межведомственных) в этих системах.

Социально-коммуникативный институт (в учрежденческом понимании) – это элемент общественной коммуникационной системы, представляющий собой формально учрежденную, т.е. имеющую свой орган управления, совокупность организационных и технологических систем, обладающих специфическим социально признанным назначением. Тем самым каждый социально-коммуникационный институт является как бы институциональным воплощением определенной социальной потребности (или набора потребностей).

 

1. Кумулятивные институты, выполняющие в числе своих сущностных функций социально-временную (социально-мнемическую) функцию (архивное дело, библиотечно-библиографическое дело, музейное дело, система научно-технической информации).

Эти институты образуют основу так называемой «социальной памяти».

2. Некумулятивные институты — те институты, которые не выполняют социально-мнемической функции, но являются элементами общественной коммуникационной системы (система образования, СМИ, система средств связи: почта, телеграф, телефон и др., газетно-журнальное дело, книгоиздательское дело, книготорговое дело, туристическое дело, культурно-досуговая система).

 

Социальный институт располагает профессионально подготовленными кадрами, занятыми практическим удовлетворением общественных коммуникационных потребностей, обусловивших возникновение этого института.

Элементы структуры института:

- отраслевая наука, занятая совершенствованием практики и самопознанием института;

- отраслевая образовательная система, обеспечивающая подготовку и переподготовку кадров профессиональных работников и руководителей различного уровня;

- органы управления, организующие работу института;

- маркетинговые агентства, и службы по связям с общественностью (PR-отделы и проч.);

- системы групповой и отраслевой коммуникации – профессиональная пресса и литература, конференции и семинары, наличие специальных фондов и организаций, обеспечивающих международное сотрудничество.

Отраслевые службы и системы – коммуникационные службы, входящие в состав некоммуникационных институтов (отраслевые архивы, издательства и пр.).

Коммуникационные службы (по масштабу):

- международные и межгосударственные;

- национальные;

- региональные (областные, краевые, республиканские);

- муниципальные (городские, районные);

- локальные (точечные).

Коммуникационные службы (по признаку собственности):

- государственные (собственность федеральных органов власти);

- ведомственные (отраслевые);

- муниципальные;

- общественные (собственность общественных и неправительственных организаций);

- частные (собственность коммерческих организаций),

- личные (личная собственность).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 939; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.148 сек.