Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобализация и виртуализация




Структурно-функциональный анализ политической системы

В рамках политической системы обычно выделяются несколько функциональных

подсистем:

· институциональная — совокупность социальных институтов;

· информационно - коммуникативная —совокупность коммуникаций;

· нормативно - регулятивная — совокупность моральных, правовых и политических норм

 

· Возрастание роли политического пиара в повышении устойчивости политической системы

· Развитие политтехнологий, направленных на формирование « образов » политиков и конкретных политических систем

· Влияние электронных СМИ и Интернета, как инструментов формирования общественного мнения и распространения виртуальных образов, в том числе политических

· Попытка создания модели функционирования политической системы в условиях виртуализации общества

Именно виртуализация общества провоцирует превращение Интернета в средство и среду политической борьбы. Процессы политизации киберпространства наглядно демонстрируют, что новая политика строится на компенсации дефицита реальных ресурсов и поступков изобилием виртуальных образов.

 

Виртуальная модель включает в себя 4 фазы прохождения информационно-коммуникативных потоков:

- получение и первичная обработка информации на «входе» системы

- подготовка решений с учетом накопленной информации и социально-культурных стереотипов («блок памяти и ценностей») и формирование «виртуального образа» этих решений (или проектов решений);

- сравнение образа предполагаемого решения с базовым виртуальным образом всей системы;

- принятие решения и его реализация приводит к включению соответствующего виртуального образа в базовый образ политической системы (обратная связь от «выхода» к «входу»).

На первой фазе политическая система принимает информацию через интерактивный «виртуальный образ», который функционирует как подсистема, объединяющая как интернет-представительства политической

системы (системы «электронного правительства»), так и традиционные и электронные СМИ. В этом блоке происходит селекция, систематизация и первичный анализ поступающих данных.

Вторая фаза включает в себя подготовку проектов решений с учетом накопленной информации и социально-культурных стереотипов. Здесь происходит передача отселектированной новой информации в «блок памяти и ценностей», где она, с одной стороны, сравнивается с уже имеющимися данными, а с другой, проходит оценку сквозь призму норм и стереотипов, являющихся определяющими для данной политической

системы. Далее происходит формирование «виртуального образа» этих решений (или проектов решений).

Следующая фаза – сравнение образа предполагаемого решения с базовым виртуальным образом всей системы – является ключевой для данной модели. На этой фазе происходит селекция решений: проекты, которые по каким-либо параметрам не соответствуют базовому виртуальному образу, возвращаются на первую фазу для доработки в информационных и аналитических центрах с последующей передачей в «блок принятия решений» (2 фаза). Затем происходит формирование нового виртуального образа и его сравнение с базовым виртуальным образом. Таким образом, может возникать некий замкнутый круг и, в конце концов, либо решение не принимается, либо принимается и реализуется. Эта модель опирается на принцип «гомеостатического равновесия» и ставит одной из своих целей сохранение устойчивости и балансирования на грани стабилизация - развитие.

Четвертая фаза включает в себя реализацию решения и включение его виртуального образа в базовый образ политической системы. Тем самым осуществляется «обратная связь» и происходит некоторое изменение базового образа, которое вызывает новые информационные потоки на «входе» в систему.

 

Представляется возможным использовать «виртуальную модель» политической системы для иллюстрации схемы взаимодействия государства как политической системы с населением, политическими партиями и общественными организациями, а также средствами массовой информации.

 

 

18. Концепция публичной сферы Ю. Хабермаса. Основные стадии развития публичной сферы.

 

Суть: существование четвертой власти – СМИ наравне с традиционными властями (судебной, исполнительной и законодательной), которая в идеальной модели должна эти власти регулировать и сдерживать. Публичная сфера – взаимодействие всех четырех властей, в неискаженном виде ее фактически не существует.

 

Зарождение публичной сферы: в XVIII - XIX вв. в Великобритании зарождение капиталистических производственных отношений и формирование нового класса – буржуазии => Формирование социальных институтов, отражающих социальные потребности новых классов и слоев общества => Сопротивление феодальному государству и борьба за права нового класса => Результат этой борьбы — буржуазная публичная сфера

Далее (XIX в.): взаимопроникновение отношений частной собственности и государства, формирование капиталистического государства, трансформация парламентской деятельности — лоббизм и др. явления

 

Два процесса трансформации публичной сферы:

1. Публичное обсуждение в парламенте и принятие решений в результате открытых политических дискуссий

2. Лоббирование политических решений и распространение технологий пиара => «рефеодализация», упадок публичной сферы

 

Причины формирования публичной сферы: 1. Лигитимизация во власти нового класса

буржуазии 2. Необходимость свободы слова как инструмента демократии 3. Потребности влияния на формирующейся демократический процесс 4. Появление оппозиции и формирование рационально-приемлемой политики

 

 

19. Основные элементы публичной сферы и институты общественной информации по Хабермасу.

[советую просмотреть презентацию №8, начиная с 22 слайда]

Основные черты буржуазной публичной сферы: 1. Открытая дискуссия 2. Конструктивная критика деятельности власти 3. Подотчетность властей 4. Гласность 5. Независимость от экономических интересов и контроля государства

 

 

Основные институты публичной сферы по Ю. Хабермасу:

1. Организации общественного вещания - общественное вещание как социально-коммуникационный институт независимый от власти и бизнеса (идеальная схема)

2. Публичные библиотеки - независимость публичных библиотек основана на финансировании из общественных фондов (изначально, позднее происходит коммерциализация)

3. Государственная статистическая служба;

4. Музеи и архивы – изначально бесплатны и доступны широкому кругу людей, в конце 20 века плата за вход – упадок посещаемости – частичный возврат к бесплатному посещению

5. Университеты

 

Хабермас переворачивает понимание Маркса о соотношении труда и сознания и настаивает на том, что идеология и мировоззрение являются ответственными за формирование институциональных структур и развитие производительных сил.

 

20.Монополизация СМИ и упадок современной публичной сферы по Хабермасу. Процесс «рефеодализации» СМИ и становление современных технологий пиара. (Источник: 8-ая презентация, стр.14)

В конце XIXв. – начинается монополизация. Первоначальная функция СМИ – беспристрастно доводить до общественности важную информацию – забывается. СМИ принимают на себя функцию пропаганды (в начале XXв.).

 

По мнению Хабермаса происходит «рефеодализация» публичной сферы. Вместо честного и открытого соревнования идей происходит возврат к силовому решению общественных проблем. Решающим аргументом является сила (деньги и власть).

 

Признаки «рефеодализации»:

1. Пресса становится средством рекламы.

2. Сокращается роль литературы и искусства.

3. СМИ выполняют функции пропаганды престижного образа жизни.

 

Медийные корпорации озабочены тремя факторами:

1. Устойчивость рынка сбыта.

2. Постоянство аудитории

3. Создание стимулов для обеспечения процесса непрерывности потребления медиапродукции.

После появления всеобщего голосования каждый избиратель становится объектом пропаганды и технологий управления общественным мнением. Основой «демократического» процесса становятся технологии манипулирования общественным мнением. Понятие «Публичная сфера» стало использоваться для описания и анализа трансформации социально-коммуникационных институтов. Также стали проводиться исследования в областях: институты публичной сферы и рынок, превращение информации в товар, общее состояние системы коммуникаций в обществе в условиях пиара и распространения искаженной информации.

 

 

21. Теория школы регулирования и концепция фордистского режима накопления.

soc_inf_09 слайд 7-30, методичка стр88-95

Теорию школы регулирования создала группа французских интеллектуалов, которые ранее

испытали на себе влияние марксистских экономических идей — Ален Липиц (Lipietz), Мишель Альетта (Aglietta) и Робер Буайе (Воуеr).

Основатели и последователи этой школы утверждают, что:

- нестабильность есть неотъемлемая часть капиталистических отношений,

- наемные работники всегда будут хотеть от работодателей большего, чем те хотят дать им,

- конкуренция между фирмами означает постоянную необходимость инноваций,

- поглощение и слияние компаний — тоже неотъемлемая часть экономической жизни.

Цель – изучить отношения между режимом накопления и способом регулирования, но на практике исследователи школы фокусируются на способе накопления.

Ученые школы регулирования изучают режим накопления, который превалирует и тот или иной период. Для выявления превалирующего режима накопления необходимо идентифицировать:

- доминирующую организацию производства,

- пути распределения доходов,

- базовые секторы экономики и

- основные способы потребления.

Период господства фордистского режима накопления (1945-1973)

- массовое производство и потребление находится в сбалансированном состоянии

- государственное регулирование экономики поддерживало этот баланс

-государственные меры по соц. обеспечению способствовали экономическому равновесию и социальной стабильности в обществе.

Генри Форд был зачинателем того способа производства, который давал возможность массового выпуска товаров по цене, стимулирующей массовое потребление

Генри Форд одним из первых стал выплачивать относительно высокую заработную плату, что

также способствовало приобретению товаров и формированию общества потребления, которое стало основой для среднего класса.

Теоретики школы регулирования полагают, что эти годы(1945-1973) можно охарактеризовать как фордистско-кейнсианскую эру, в течение которой определенный набор взаимосвязанных

характеристик обеспечивал равновесие системы как единого целого.

Джон М.Кейнс — экономист, чья стратегия была теснейшим образом связана с интервенцией

правительства в экономику (методичка стр 93)

Определение «кейнсианский» понимается в общем смысле, что вовсе не означает, что правительства разных стран действовали одинаковыми методами.

Характеристики Фордистско-кейнсианской эры:

-Массовое производство

-Промышленные рабочие

-Массовое потребление

-Национальное государство и национальные олигополии

-Развитие планирования производства

 

Слайды 17-30

22. Глобализация и ее основные сферы: глобализация рынка, производства, финансов, коммуникаций и информационной структуры. [ Источник: презентация 09,слайды 31-37, методичка с.85-88 ]

Считается, что сам термин «глобализация» появился в стилистике общения на межгосударственном уровне после сессии Всемирного экономического форума, состоявшейся в Давосе в 1996 году.

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в рынок и тесное переплетение их экономик на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики -геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Считается, что процесс глобализации является следствием эволюции государственно оформленных рыночных систем.

Основным следствием процесса глобализации является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов. Это приводит к стандартизации законодательства, экономических и технологических процессов (стандартов), а также сближение и слияние культур разных стран. Глобализация - объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни современного общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.

Процесс глобализации состоит из четырех взаимосвязанных компонентов – нового международного разделения труда, международного производства, политических отношений и новых форм межкультурного взаимодействия.

Самым важным фактором, который привел к закату фордизма и часто упоминается как

определяющая характеристика постфордизма, стала глобализация.

Глобализация — рост взаимозависимости и взаимопроникновения человеческих отношений наряду с ростом интеграции социоэкономической жизни. Это не только экономический, но и социальный фактор. Важнейшим фактором глобализации стала экспансия транснациональных корпораций ( ТНК ), которые во многом и обеспечили основу для развития этого процесса.

Размеры и масштабы ТНК:

- General Motors — в 2000 г. ее доход составил 185 млрд долларов

- IBM (88 млрд), Shell (190 млрд) и General Electric (130 млрд)

ТНК производят 25% всего мирового производства и преобладают в мировой торговле

ТНК сами высоко концентрированы:

- самые большие корпорации имеют львиную долю в каждом соответствующем секторе

- в «клуб миллиардеров» входят 600 ТНК, которые дают 20% промышленного и сельскохозяйственного производства в мировой рыночной экономике

- на 74 ТНК приходится 50% всех продаж.

 

Глобализация, в которой действуют и которую создают транснациональные корпорации, имеет несколько особо важных характерных черт.

- Глобализация рынка

- Глобализация производства

- Глобализация финансов

- Глобализация коммуникаций

- Информационная инфраструктура

Фордизм основывался:

- на существовании суверенных национальных государств,

- на способности правительства управлять имуществом и вводить определенную политику на своих территориях,

- на относительной защищенности местных компаний от иностранной конкуренции

- на практике разделения национальных корпораций.

 

Организационная предпосылка фордизма —национальное государство — размывается экспансией транснациональных корпораций и постоянными потоками информации, циркулирующей по всему земному шару.

Вопрос: а перед кем ответственны ТНК?

Утверждение, что частные корпорации несут ответственность перед своими акционерами, означает, что эта международная собственность подрывает концепцию национальных интересов и стратегий, вырабатываемых отдельными государствами. Второе направление размывания национальных государств и, следовательно, фордистских режимов —это давление на их функционирование со стороны глобального экономического окружения.

Еще в середине 1960-х годов премьер-министр от лейбористов жаловался на таинственных «цюрихских гномов», которые, торгуя валютой, вынудили его правительство девальвировать фунт и сократить социальные расходы. Этот случай часто упоминается, когда хотят привести пример того, что финансисты своей властью могут ставить условия внутренней политике государств.

 

23. Постфордизм и трансформация инфосферы современного общества. Концепция Р. Райха о новой роли труда и изменении структуры занятости. Кастомизация экономики, основанной на знаниях и информации. (методичка стр 97)

 

Постфордизм и трансформация информационной сферы в условиях глобализации

 

Кризисные явления 1970-х годов и новые условия потребовали радикальных перемен, в том числе и коренной реструктуризации корпораций.

Важной характеристикой постфордистской организации является тенденция к вертикальной дезинтеграции. В отличие от крупных корпораций предшествующей эпохи, когда компания стремилась сконцентрировать производство в одной структуре, новый подход предполагает заключение максимума контрактов со сторонними предприятиями. Такая стратегия аутсорсинга хорошо сочетается с новой кадровой политикой, когда требуется значительно меньшее число работников в центральной организации. Это существенно облегчает процесс быстрой переориентации производства, когда не стоит вопрос об избавлении от избыточной рабочей силы и вместо сокращения штата просто не возобновляются контракты с партнерами, работающими на принципах аутсорсинга. Следует отметить, что переход на новые принципы не мог происходить безболезненно для системы занятости, что вызвало конфликты между предпринимателями, с одной стороны, и профсоюзами и другими организациями трудящихся, с другой. Государство пыталось, конечно, смягчить эти проблемы, но в условиях ухудшения рыночной среды патерналистские меры не могли дать желаемого результата, а зачастую приводили к осознанию неэффективности мер государственного регулирования экономики и сокращению социальных программ. Важно подчеркнуть, что в успешных корпорациях сокращение рабочих мест сопровождалось ростом производительности труда за счет применения новых инновационных технологий. Например, в начале 1980-х годов корпорация IBM удвоила доходы, сократив на четверть штат своих работников, British Telecom вдвое сократила свой персонал при резком росте прибыли.

 

Развития коммуникационная инфраструктура является необходимым элементом корпорации постфордистского типа, т.к. без такой инфраструктуры просто невозможна вертикальная дезинтеграция. Приведем основные позиции, демонстрирующие принципиальную важность информационно-коммуникационных технологий при новом постфордистском способе организации экономики.

 

1. Наличие информационно-коммуникационной инфраструктуры является необходимым условием для организации эффективного управления производственными и маркетинговыми стратегиями в условиях развития глобальных производственных и финансовых рынков.

2. Информационная инфраструктура необходима для ведения глобальной финансовой деятельности и доступа к сопутствующим информационным услугам, которые являются важными элементами новой глобализованной экономики.

3. Необходимость постоянного роста производительности труда за счет применения новых инновационных технологий требует организации мониторинга и контроля качества производственного процесса, что способствует снижению затрат и повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции.

4. Внедрение инновационной политики – необходимое условие постфордизма, т.к. в усиливающейся конкурентной борьбе преимущества получают те корпорации, которые находятся в авангарде внедрения новых технологий и инноваций.

 

С концептуальными положениями постфордизма тесно связаны вопросы трансформации системы занятости и изменения приоритетов в условной иерархии профессий. На эти и многие другие вопросы отвечает концепция Р. Рейха, американского государственного деятеля и исследователя трансформации структуры занятости в условиях глобализации. Книга «The Work of Nations: Preparing Ourselves for 21st Century Capitalism» (1991).

 

Центральной идеей работы является пересмотр концепции национального хозяйства, имеющий конечной целью полный отказ от использования этой категории. Р. Райх отмечает, что в эпоху информационной экономики и активной экспансии национальных компаний за пределы стран их возникновения становится фактически невозможным определить границы национального хозяйства и оценить сбалансированность торговых и платежных операций. Райх отмечает, что сегодня до четверти американского импорта производится на американских же предприятиях, функционирующих за границей, а такая компания, как IBM, является крупнейшим экспортером компьютеров и их компонентов из Японии в США. На конкретных примерах автор показывает, что теория национального хозяйства нуждается в радикальном пересмотре, равно как нуждаются в таковом и методы оценки торгового баланса, и отношение к иностранным инвестициям.

 

Значительное место в работе уделено проблеме развития информационной экономики и сферы услуг в современных условиях. В этом аспекте весьма показателен анализ процесса деструкции традиционных отношений собственности и форм контроля в условиях,

когда важная часть общественного богатства, представленная усвоенными человеком информационными и образовательными услугами (in-person services), становится неотделимой от самой активной личности. Р. Райх показывает, какие социальные, психологические и юридические проблемы неминуемо возникнут в ближайшем будущем в результате диссимиляции собственности и формирования новых социальных групп по признаку возможности и способности доступа их членов к информации и знаниям.

 

В своей концепции Р. Райх исходил из того факта, что в условиях глобализации массовое производство сменяет производство товаров высокой ценности и развитие сервиса. Это в свою очередь стимулирует дифференциацию производства, внедрение инноваций и применение знания в экономике. Постоянно происходит открытие специализированных

рынков, разработка инновационных продуктов, и все время возрастают их символическое значение и техническая изощренность. Таким образом, массовое производство фордистской эры уступает место гибкой кастомизации, которая особо чувствительна к запросам и изменениям рынка. Выпускаемая продукция становится все более насыщенной

информацией и знанием.

 

В этих условиях существенно увеличивается значение т.н. «мозговых отраслей» — биотехнологий, средств массовой информации и компьютерного программирования. В результате на первый план выходят определенные виды профессий — те, которые связаны с эффективной работой в глобальных сетях, навыками аналитики, дизайна, рекламы и

могут обеспечить добавленную стоимость продуктам и услугам. Р. Райх называет их «символическими аналитиками», отмечая, что это люди, которые постоянно вовлечены в оперирование идеями и обладают интеллектуальным капиталом, определяющим успех в XXI веке.

Важным качеством «символического аналитика», которые по Р. Райху составляли в конце XX века уже около 20 % занятых, является способность к адаптации и самообучению. Это люди, которые решают проблемы или посредничают при их решении, в их профессиях главное — умение абстрактно и системно мыслить, быть способным к сотрудничеству. Их

сфера деятельности – банковское дело, право, конструирование, вычислительная техника, бухгалтерия, средства массовой информации, менеджмент и исследования. Все эти профессии, по мнению Р. Райха, объединяются тем, что они в значительной степени информационные. Разумеется, эти люди являются специалистами в той или иной предметной области, но их главное достоинство — гибкость, возможность адаптировать свои способности к постоянно возникающим новым ситуациям. Информационный работник способен сам себя переобучать, он внимателен к новейшим течениям в своей области, пристально следит за колебаниями на изменчивом рынке, переменами в общественных настроениях.

 

Такому работнику не всегда хочется занимать постоянную должность в солидной корпоративной бюрократии, он предпочитает переходить от проекта к проекту, заключая краткосрочный консалтинговый контракт и привлекая свои расширяющиеся сети и постоянно обновляемые знания для эффективного выполнения новой задачи. Характерной чертой информационного работника является то, что свою карьеру он делает сам, формируя свой «портфолио» и не зависит от корпоративной бюрократии.

Ф. Уэбстер отмечает тот факт, что именно Р. Райх зафиксировал тенденцию перехода многих американских корпораций на аутсорсинг специалистов среднего и высшего звена, что вызвало спрос на «символических аналитиков», работающих в рамках конкретных

проектов. Глобализация приводит к ситуации, когда корпорации вертикально дезинтегрируются, понижая уровень бюрократизации. Этот процесс был продемонстрирован во множествах случаев сокращений, когда компании избавлялись от среднего звена менеджмента. Глобализованная экономика слишком быстро развивается, чтобы позволить себе громоздкую структуру управления, и слишком конкурентна, чтобы позволить себе роскошь иметь многоуровневую бюрократию.

24. Концепции гибкой специализации и новые стратегии менеджмента, производства, маркетинга и потребления

 

Источник: методичка стр 100

 

Концепция гибкой специализации по своим идеям близка постфордизму и изложена в работе Майкла Пайора и Чарльза Сейбла, которые полагают, что распространение гибкой специализации и гибкого производства являются «Вторым индустриальным разрывом» (Second Industrial Divide) сравнимым с теми изменениями, что происходили в конце XIX в. и привели к массовому производству.

Исходную посылку этой концепции можно изложить следующим образом: во времена фордизма и доминирования массового производства и стандартизованной продукции требовалась специализация оборудования и как следствие специализация труда, что приводило к низкому уровню трудовых навыков. Второй раздел возвещает «гибкую специализацию», радикальный разрыв с монотонным и неквалифицированным трудом эпохи фордизма, в результате которого повысится квалификация наемных работников и возрастет разнообразие производимых товаров.

 

Три основные причины возникновения гибкой специализации:

1) предполагается, что неспокойная обстановка в сфере труда в 1960-х и начале 1970-х годов побудила корпорации децентрализовать свою деятельность посредством увеличения числа субконтрактов и ухода с отечественных производственных мощностей. Это дало толчок распространению небольших, технически оснащенных фирм, часто учреждаемых теми, кто был уволен с реорганизуемых производств, но имел желание работать, квалификацию и способности к адаптации.

 

2) перемены в рыночном спросе стали очевидными, определилась дифференциация

вкусов потребителей. Это создало возможности для производства небольших объемов продукции высококачественных рыночных ниш, к чему гибкая специализация была хорошо адаптирована.

 

3) новые технологии позволили маленьким фирмам производить конкурентоспособную продукцию, поскольку преимущества масштабного производства уменьшились, когда высокопрофессиональные фирмы стали более подвижными благодаря гибкости современных компьютерных технологий.

 

Насыщенность новых технологий информацией и знаниями приводит к ситуации, когда символы проникли в производство товаров настолько, что во многих отраслях дизайн выходит на первое место, причем наблюдается взрывной рост отраслей, в которых символ является первичным и доминирующим (например, индустрия культуры и мультимедиа). Не остаются в стороне и традиционные отрасли, например автомобилестроение, где значительная часть новизны при выпуске новой модели касается именно дизайна и эргономики, а не технических усовершенствований.

 

Концепция гибкой специализации обращается и к вопросам трансформации системы занятости, чем близка взглядам Р. Райха. В новых условиях труд все в большей степени становится предметом не столько вертикальных, сколько горизонтальных отношений. В предшествующий период большинство людей работали на определенную компанию, и от их лояльности зависела карьера, рост оплаты и гарантированная пенсия. Однако в постфордистскую эру корпорации трансформируют вертикальную иерархию из соображений повышения своей конкурентоспособности, а все эти меры ведут к росту полномочий специалистов, инициирующих и внедряющих инновационные и информационные технологии. Обычно это хорошо образованные и высококвалифицированные специалисты, которых не интересуют бюрократические тонкости. Сложилась такая ситуация, когда лояльность и заинтересованность ключевых специалистов обращены не на компанию, а на конкретный инновационный проект, к которому их привлекла данная компания. И главной мотивацией является в этой ситуации не официальный должностной статус и высокий авторитет в конкретной корпорации, а адекватная оценка коллег из своего профессионального сообщества. В этих условиях корпорации вынуждены прорабатывать новые методы работы с кадрами и выстраивать стратегию внедрения и сопровождения инновационных технологий с учетом возросшего субъективного фактора. Наибольшим спросом пользуются мобильные, гибкие, адаптивные и главное высококвалифицированные эксперты, имеющие в своем резюме (портфолио) список успешных проектов. При этом и руководство корпораций понимает, что, когда речь идет о запуске инновационного проекта, этим специалистам трудно предложить контракт на долгосрочной основе, т.к. они заинтересованы прежде всего в интересной задаче и только во вторую очередь в высокой оплате своего труда.

 

 

25. Социальные сети и реструктуризация современного общества. Социальные сети и социальный капитал. Ф. Фукуяма о социальном капитале.

Источник: презентация 14 +методичка стр 54-62

Социальные сети и реструктуризация современного общества. Впервые концепция социальной сети была введена в научный оборот Д. Барнесом в 1954 г. Это понятие активно используется в рамках этнологии и социальной антропологии. Социальная сеть понимается как система межличностного взаимодействия.На социальном поле имеются множество наложенных друг на друга социальных сетей — некоторые сети имеют между собой точки пересечения, а некоторые не взаимодействуют. Необходимость измерения насыщенности социальной сети связями привела к появлению понятия «плотность сети». Плотность сети определяется соотношением всех возможных прямых связей и фактически существующих, тем самым показывает, в какой степени люди, связанные с неким лицом А, поддерживают контакты между собой. Концепция социальной сети повлияла на формирование новой модели корпоративного менеджмента (Ч. Сэвидж).

В 1999 г. вышла известная книга Ф. Фукуямы «Великий разрыв». Основной тезис этой работы состоит в обосновании того, что в 1960 – 90-х годах в мире проходил период социально-экономических трансформаций. Этот период Фукуяма назвал «Великим разрывом» и показал постепенное усиление, а затем снижение ряда негативных социальных тенденций, которые в совокупности отражают трансформацию социальных связей и общих ценностей.

Переход от сельскохозяйственного к индустриальному способу производства сопровождался изменением системы господствующих социальных норм — от неформальных к формальным. Переход от общины (Gemainschaft) к обществу (Gesellshaft). Считается, что именно на изучении социальных последствий этого перехода и сложилась новая наука —социология.

Фукуяма считает, что следующий глобальный переход («Великий разрыв») от индустриального к постиндустриальному миру также сопровождается трансформацией системы социальных норм —от формальных к неформальным, а также формированием самоорганизующихся общественных систем. Фукуяма показывает, что одним из важнейших интеллектуальных достижений конца XX века является систематическое изучение процессов спонтанного появления порядка, а следовательно и социального капитала. Ведущую роль в этом имеют экономисты, поскольку экономика основное внимание уделяет рынку, который сам по себе является лучшим примером спонтанного возникновения порядка. Биологи уже давно, начиная с Дарвина, изучают механизмы самоорганизации в живых системах. Социальный порядок чаще всего создается иерархией (т.е. властью), однако есть много примеров спонтанно возникших социальных норм.

Социальные сети и социальный капитал. Впервые термин «социальный капитал» был использован в 1916 г. Лидой Хэнифен для описания школьных центров сельских общин. В 1961 г. Джейн Джейкобс оперировала этим термином в работе «Жизнь и смерть американских городов», где было показано, как плотная сеть социальных связей и неформальных норм образует форму социального капитала, который способствует повышению общественной безопасности. Начиная с 1980-х годов термин «социальный капитал» вводится в широкое употребление благодаря появлению серии работ социолога Дж. Коулмена и политолога Р. Патнама. Роберт Патнам проводил сравнительные исследования социальных норм и роль социального капитала и структур гражданского общества в Италии и США.

Ф. Фукуяма о социальном капитале. Френсис Фукуяма (род. 1952 г.) — американский социолог и политолог. Ф. Фукуяма определил социальный капитал как совокупность неформальных норм, которые способствуют сотрудничеству между двумя и более индивидуумами. Френсис Фукуяма рассматривает различные проявления социального капитала в условиях общественных трансформаций, вызванных «Великим разрывом» в социальных ценностях, сопровождающим переход к постиндустриальному миру. В своей работе «Доверие» Фукуяма приводит такое определение социального капитала. «Социальный капитал – это определенный потенциал общества или его части, возникающий как результат наличия доверия между его членами. Он может быть воплощен и в мельчайшем базовом социальном коллективе – семье, и в самом большом коллективе из всех возможных – нации, и во всех коллективах, существующих в промежуткахмежду ними. Социальный капитал отличается от других форм человеческого капитала тем, что обычно он создается и передается посредством культурных механизмов – таких как религия, традиция, обычай». Социальный капитал также является важнейшим параметром управления высококвалифицированными работниками, которые оперируют сложными, плохо поддающимися формализации или трудно передающимися знаниями и процессами. Потребность в неформальном, основанном на нормах обмене становится более важной, по мере того как товары и услуги становятся более сложными, трудно поддающимися оценке и дифференциации. Возрастающая важность социального капитала особенно заметна при переходе от производства, основанного на низком доверии, к производству, основанному на высоком доверии.

26. Социальные сети, разрушение иерархий, самоорганизация и система социальных институтов и норм. Социальный капитал и «радиус доверия» сети.

Источник: методичка (стр. 59) + презентация 14

Социальная сеть понимается как система межличностного взаимодействия. На социальном поле имеются множество наложенных друг на друга социальных сетей — некоторые сети имеют между собой точки пересечения, а некоторые не взаимодействуют. Сеть отличается от иерархии тем, что она основана на разделяемых неформальных нормах, а не на формальных властных отношениях. Сеть, понимаемая таким образом, может сосуществовать с формальной иерархией. Формальные организации могут пересекаться с неформальными сетями различных видов, основанных на покровительстве, землячестве или общей корпоративной культуре. Сеть —это группа индивидуальных агентов, которые разделяют неформальные нормы или ценности, помимо тех, которые необходимы для обычных рыночных операций. Сеть отличается от рынка тем, что ее участники разделяют определенные нормы и ценности. Из этого следует, что экономический обмен внутри сети будет осуществляться на ином основании, чем экономические взаимоотношения на рынке.

Разрушение иерархий. В конце XX века явно наблюдается процесс, как бюрократическая иерархия приходит и упадок и в политике, и в экономике, а ее место занимают менее официальные самоорганизующиеся формы взаимодействия. Политической версией иерархии было авторитарное государство, в котором властью обладают диктатор или небольшая правящая элита. По мнению Фукуямы авторитарные государства претерпевают радикальные изменения начиная с 1970-х годов, а им на смену приходят «если не хорошо функционирующие демократии, то по крайне мере государства, которые готовы допускать высокий уровень политического соучастия населения». Централизованные корпорации терпят неудачи по тем же причинам, что и централизованные и авторитарные государства, – они не справляются с информационными потребностями усложняющегося мира. Важным фактором является то, что с развитием и усложнением экономики информационные потребности управления росли экспоненциально. Для принятия адекватных управленческих решений современная власть нуждается в технологических знаниях, и она вынуждена полагаться на технических экспертов. Подавляющий объем информации, касающейся экономики, по своей природе является местным. Поэтому проблемы, встающие перед большими иерархическими организациями, вовсе не являются тривиальными, и следует ожидать, что передача власти и ответственности в них будет продолжаться и дальше. Однако тогда возникает новая проблема – необходимо координировать действия всех игроков в децентрализованной организации.

Самоорганизация и система социальных институтов и норм. Фукуяма считает, что следующий глобальный переход («Великий разрыв») от индустриального к постиндустриальному миру также сопровождается трансформацией системы социальных норм – только теперь от формальных к неформальным, что вызывает к жизни процесс формирования самоорганизующихся общественных систем. Социальный порядок чаще всего создается иерархией (т.е. властью), однако есть много примеров спонтанно возникших социальных норм. Фукуяма разделят нормы по двум признакам:

- спонтанности формирования (созданные иерархически или спонтанно)

- степени формализованности (рациональные — иррациональные)

В результате формируется матрица норм.

Нормы могут возникать как результат иерархического и рационального выбора (пример – создание американской конституции); они могут исходить из иерархического но иррационального источника (пример: десять заповедей в христианстве, которые Моисей получил на горе Синай). Фукуяма приводит примеры спонтанного образования норм: они могут быть результатом рационального выбора, но формироваться спонтанно (англосаксонская правая традиция, нормы рыночной экономики). Примеры спонтанных норм, формируемых на иррациональной основе относятся к социальной антропологии и этнографии (например – разнообразные табу, народные религии и суеверия).

Ф. Фукуяма определил социальный капитал как совокупность неформальных норм, которые способствуют сотрудничеству между двумя и более индивидуумами. Ф. Фукуяма рассматривает различные проявления социального капитала с использованием понятия «радиус доверия», т.е. кругом людей, среди которых действуют совместные нормы. Какое бы значение ни приобрели сети, они будут сосуществовать с формальными иерархиями Это связано с проблемами координации в иерархиях в условиях увеличивающейся сложности экономических отношений.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.