Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды государственных служащих




Понятие, особенности и классификация государственных должностей

Понятие, принципы, виды государственной службы и ее система

Законодательные основы государственной службы

Законодательные основы государственной службы
Конституционные основы государственной службы в РФ
Конституция РФ устанавливает равный доступ к государственной службе, все граждане Российской Федерации, получившие соответствующее образование и подготовку, вправе претендовать на замещение должности государственного служащего и иметь возможность участвовать в делах государства (ч. 4 ст. 32).
Конституция РФ содержит ограничения замещения должности государственной службы. Они касаются депутатов Государственной Думы, которым запрещается находиться на государственной службе (ч. 3 ст. 97). Поэтому лица, занимающие в государственной гражданской службе, военной службе или в правоохранительной службе любые посты, должны после избрания уйти в отставку на весь срок действия депутатского мандата. Конституция РФ относит федеральную государственную службу к ведению Российской Федерации (п. «т» ст. 71).
Федеральный уровень нормативных правовых актов
Многие нормативные правовые акты распространяют свое действие на субъекты Федерации (например, нормы трудового законодательства. В соответствии с федеральными законами от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная служба субъектов Федерации стала «полноправным» объектом правового регулирования данных законов).
Специальный уровень нормативных правовых актов
Регулирует нормы, применимые к военной службе и службе в правоохранительных органах (например, федеральные законы от 28 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп.) и от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изм. и доп.), Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (с изм. и доп.).
Указы Президента РФ
  • утверждают перечни должностей федеральной государственной службы;
  • утверждают перечни типовых воинских должностей и должностей правоохранительной службы, реестры должностей федеральной государственной гражданской службы;
  • утверждают порядок сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими, порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих.
  • (Указы Президента РФ от 11 октября 2004 г. № 1294 «Об утверждении перечня государственных должностей федеральной государственной службы категорий «б» и «в» в Аппарате Правительства Российской Федерации», от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации», от 1 февраля 2005 г. № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» и от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».)
Понятие, принципы, виды государственной службы и ее система
Понятие
Государственная служба — это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Система
Федеральная государственная служба
Реализуется путем обеспечения исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов государственной власти и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Государственная служба в субъектах Федерации
Осуществляется государственными служащими в деятельности по обеспечению исполнения полномочий субъектов Федерации, а также полномочий государственных органов субъектов Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъектов Федерации.
Виды
Гражданская
Федеральная государственная служба Профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Государственная служба субъекта Федерации Профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Федерации.
Военная
Один из видов федеральной государственной службы, представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания. Правовое регулирование указанного вида службы регулируется актами, определяющими порядок прохождения военной службы, например Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237.
Правоохранительная
Представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. В системе административного законодательства Российской Федерации действуют нормативные правовые акты, содержащие отдельные нормы о государственной службе в различных правоохранительных органах. Это федеральные законы от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране», от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке», Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Принципы
Понятие
Принципы государственной службы — это основополагающие идеи, которые положены в основу ее построения и функционирования.
Принцип федерализма
Государственная служба осуществляется на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации. Правовое регулирование государственной службы находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а организация государственной службы — в ведении субъектов Федерации.
Принцип законности
Законодательство субъектов Федерации по вопросам государственной службы, принимаемое с учетом своих национальных особенностей, должно в полной объеме соответствовать федеральному законодательству о государственной службе.
Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина
Обязательность признания, соблюдения и защиты обязывает государственных служащих признавать эти права, соблюдать их и защищать в случае необходимости, привлекать виновных в нарушении этих прав и свобод к соответствующим мерам ответственности.
Равный доступ граждан к государственной службе
Не допускаются ограничения при приеме на государственную службу в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т.д. Исключение в этом вопросе составляют иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации.
Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы
Предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы. Данный принцип означает, что для всех государственных служащих установлен единый порядок прохождения и прекращения государственной службы, формирование кадрового состава государственной службы, условия присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий.
Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной служб
Взаимосвязь обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования. В частности, в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» при определении стажа государственной службы учитывается продолжительность государственной службы других видов, в том числе продолжительность муниципальной службы.
Принцип открытости государственной службы
Состоит в объективном информировании общества о деятельности государственных служащих. Открытость деятельности выражается в опубликовании законодательства о государственной службе, информировании населения о принятых ими важных и значимых для общества решениях, подконтрольности их деятельности обществу и отдельным коллективным образованиям, учете мнения о способах улучшения этой деятельности.
Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность
Лица, допустившие подобные действия, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за воспрепятствование явке в суд народного или присяжного заседателя, воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя.
Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих
Используется при отборе кандидатов на вакантную должность в качестве государственного служащего. Предпочтение отдается тем, кто имеет лучшую подготовку, больший стаж, организаторские способности и т.д.
Понятие, особенности и классификация государственных должностей
Понятие
Государственная должность — это учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица, отражающая содержание и объем полномочий занимающего ее лица.
Особенности
  • должности государственной службы могут учреждаться федеральными законами, указами Президента РФ или иными нормативным правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Федерации или иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации;
  • нормативные правовые акты субъектов Федерации действуют с учетом положений федерального законодательства о государственной службе;
  • в федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов. Это, например, характерно для Администрации Президента РФ и некоторых федеральных органов исполнительной власти, находящихся под руководством Президента РФ, в которых одновременно могут быть учреждены должности государственной гражданской службы, военной службы или службы правоохранительных органов;
  • должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Федерации о государственной гражданской службе субъектов Федерации.
Классификация
Руководители Руководители — это должности руководителей и их заместителей в государственных органах (в том числе представленных государственных органах и территориальных органах федеральных органов исполнительной власти) и их структурных подразделениях, замещаемые на определенный срок или без ограничений срока полномочий.
Помощники (советники) Помощники (советники) — это должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям указанных выше государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.
Специалисты Специалисты — это должности, которые учреждаются для профессионального обеспечения выполнения государственными органами возложенных на них задач и функций и которые замещаются без ограничения срока полномочий.
Обеспечивающие специалисты Обеспечивающие специалисты — это должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
Должности гражданской службы
Руководители
  • высшая;
  • главная;
  • ведущая.
Специалисты
  • высшая;
  • главная;
  • ведущая;
  • старшая.
Обеспечивающие специалисты
  • главная;
  • ведущая;
  • старшая;
  • младшая.
Квалификационные требования предъявляются:1
  • к уровню профессионального образования;
  • к стажу государственной службы или стажу работы по специальности;
  • к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения возложенных на них должностных обязанностей.
Понятие и виды государственных служащих
Понятие
Государственный служащий — это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.
Государственный гражданский служащий субъекта Федерации — это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Федерации.
Виды
Гражданский служащий
Гражданский служащий — это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Он осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета. Указанные служащие выполняют свои функции в органах государственной власти и иных государственных органах (законодательные (представительные) органы государственной власти, органы исполнительной власти, судебной власти, Администрация Президента РФ, Аппарат Правительства РФ и их структурные подразделения и многие другие органы).
Военнослужащий
Военная служба предусматривает исполнение военнослужащими таких обязанностей, как защита и охрана государства от нападения, участие в боевых действиях, защита жизни и здоровья населения, помощь правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка. Сотрудники органов внутренних дел непосредственно участвуют в охране общественного порядка и общественной безопасности, охране прав и свобод граждан, их собственности.
Служащий правоохранительных органов
Сотрудники органов внутренних дел, также государственная служба осуществляется в органах прокуратуры Российской Федерации, сотрудники которой осуществляют прокурорский надзор за исполнением действующих на их территории законов.
Служащие, осуществляющие полномочия государственно-властного характера
Должностные лица
Государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (издавать акты управления, совершать регистрационные, лицензионные действия, подписывать денежные документы, давать предписания, указания, применять меры административного воздействия и т.д.). К ним относятся также служащие, которые не совершают такие действия, но руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования.
Оперативный состав
Государственные служащие, выполняющие работу в качестве специалистов в государственном органе. Указанные лица наделены полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеют права совершать служебные юридически-властные акты в качестве средства управления людьми (юристы, экономисты, бухгалтеры и т.д.).
Вспомогательный состав
Государственные служащие, не наделенные полномочиями по совершению действий, влекущих юридические последствия (технические секретари, работники компьютерных служб и т.д.).



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.