Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование финансовой системы




Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансовая система экономически развитых государств включает следующие звенья финансовых отношений:
- государственный бюджет;
- государственные внебюджетные фонды;
- государственный кредит;
- фонды страхования;
- фондовый рынок;
- финансово-кредитную систему государства;
- финансы предприятий различных форм собственности.
Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.
Формами использования значительной части финансовых ресурсов государства являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений различных субъектов хозяйствования, включая предприятия различных форм собственности.
Основой единой финансовой системы государства служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств, как указывалось выше, является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и социальными слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.
Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.
С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования государственных и банковских кредитов. При недостатке собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, заемные средства, а также использовать кредиты коммерческих банков и операции с ценными бумагами для привлечения финансовых ресурсов. Через систему многочисленных страховых организаций осуществляется страхование предпринимательских рисков.
Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.
Государственный бюджет - главное звено финансовой системы, он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым ее парламентом как закон. Через бюджет государство концентрирует значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что дает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.
В условиях перехода на рыночные отношения государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное воспроизводство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного воспроизводства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, позволяющих перейти к финансовому регулированию экономики. Средства бюджета должны направляться на текущие расходы государства, осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы государственного бюджета призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного воспроизводства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы. Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народно-хозяйственные пропорции, например ликвидировать нерентабельные предприятия или их перепрофилировать.
Государственное регулирование экономики может существенно сократить расходы бюджета, изменить их состав и структуру. За счет государственного бюджета и правительственных внебюджетных фондов осуществляется финансирование материального производства и непроизводственной сферы, а также предприятий и учреждений социально-культурного назначения.
Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют собой важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа. Одним из звеньев общегосударственных финансов являются государственные внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных органов власти, направляемые на финансирование расходов, не включаемых в бюджет.
Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов, имеют определенную самостоятельность и строго целевое назначение.
Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов до 2001 г. не подлежало строгому контролю со стороны органов законодательной власти, что облегчало их использование и давало возможность расходовать средства не в полном объеме, поэтому начиная с 01.01.2001 г. эти фонды консолидированы в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.
Государственный кредит представляет собой аккумулирование государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности, платности и срочности для финансирования государственных расходов. При этом кредитором выступают физические и юридические лица, а заемщиком - государство в лице государственных органов управления. Государство выступает также в роли кредитора и гаранта. Государственные кредиты выдаются социально ориентированным производствам, обеспечивающим высокий уровень рентабельности. Государственные гарантии предоставляются предприятиям и предпринимателям для реализации высокорентабельных инвестиционных проектов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять заемные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без денежной эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. Вместе с тем в условиях инфляции государственные займы временно уменьшают платежеспособный спрос населения. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т. е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.
Необходимость использования государственного кредита обусловлена возможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т. е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства.
На общегосударственном уровне государственные займы не являются целевыми, тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные таким образом средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культуры, просвещения, жилищ и др.
Государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления. Государственный кредит может быть внутренним и внешним. По сроку привлечения средств займы делятся на:
- краткосрочные (до года);
- среднесрочные (от года до пяти лет);
- долгосрочные (от пяти до тридцати лет).
Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны. Государственный долг представляет собой сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.
Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет республиканского бюджета РФ.
Огромный государственный долг РФ, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях РФ использовала рефинансирование государственного долга, т. е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
Фонды страхования обеспечивают возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.
Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) выступает составной частью финансовой системы государства, характеризующейся институциональной и организационно-функциональной спецификой. Такая система начала формироваться в России только в конце 80-х гг. Формирование этого рынка в России тесно связано с реализацией программы приватизации и выпуска в большом объеме приватизационных чеков, а затем и акций вновь созданных акционерных обществ.
Рынок ценных бумаг и система финансовых институтов - это сфера, в которой формируются финансовые источники роста, концентрируются и распределяются инвестиционные ресурсы.
Финансово-кредитная система государства. При переходе к рыночной экономике не так уж много факторов может сравниться в своей значимости с эффективной системой управления финансовыми и денежно-кредитными отношениями и ее сердцем - стабильной и активно функционирующей структурой коммерческих банков. Банковская система в экономике, связанной рыночными отношениями, исполняет триединую роль.
Во-первых, развитая структура коммерческих банков управляет системой платежей.
Во-вторых, наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и деловым предприятиям. Эффективность осуществления процесса инвестирования средств в значительной степени зависит от способности банковской системы направлять денежные фонды именно тем заемщикам, которые найдут способы их оптимального использования.
В-третьих, коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой центральных государственных эмиссионных банков, регулируют количество денег, находящихся в обращении. Стабильный и умеренный рост денежной массы - это залог обеспечения постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономическую систему самым эффективным и выгодным образом.
Коммерческие банки создают серьезные предпосылки для развития инициативы и предпринимательства и одновременно стимулируют роль дохода как естественного контролера достигнутых результатов, единственного измерителя трудового вклада отдельного коллектива и гражданина.
Особыми видами финансово-кредитных организации являются инвестиционные фонды, инвестиционные компании, ломбарды, пенсионные фонды и др. Они, как и банки, осуществляют отдельные финансовокредитные операции, способствуя процессу перераспределения финансовых ресурсов между отраслями, регионами, субъектами хозяйствования и социальными группами населения. При перераспределении финансовых ресурсов формируются специальные фонды денежных средств.
Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.
От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий при производстве и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.
В условиях рыночной экономики предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно используют выручку от реализации продукции и прибыль, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы и другие возможности финансового рынка. Развитие предпринимательской деятельности способствует расширению самостоятельности предприятий, освобождению их от мелочной опеки со стороны государства и повышению ответственности за фактические результаты работы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.