Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Товар и его свойствава. Два вида труда




Продукт труда, удовлетворяющий ту или иную общественную потребность посредством купли продажи, назыв. товаром. Товаром явл. то,что создано трудом действительно.

Товар имеет 2 свойства: потребительную и меновую стоимость. Свойство товара удовлетворять ту или иную потребность человека делает его потреб-й стоимостью. Хар-ка потреб. стоимости: она явл. материально веществен. носителем стоимости, она явл. носителем прибавочной стоимости, она выражает общественно полезные вещи, она указывает на уровень развития труда, на степень обладания человеком природы, на уровень развития производ. сил. Количетвенное соотношение или пропорция, в которой обмениваются различные товары, назыв. меновой стоимостью.

Свойства товара можно разделить на несколько категорий: социальные свойства, функциональные, эргономические, надежность, эстетические свойства, безопасность товара. Функциональные свойства определяют полезность товара, социальные - характеризуют его пригодность, значимость для общества, эргономические свойства товара характеризуют его удобство, гигиеничность, и комфорт в эксплуатации, надежность показывает способность изделия отвечать принятым в обществе нормам безопасности.

Труд имеет 2 вида:

- конкретный труд (швея, пекарь) Разновидность конкретной деятельности, необходимой для производства конкретной вещи, которая обладает полезностью (потребительной стоимостью)

Отличается от других видов труда, производящих другие вещи и напрямую с ними не сопоставляется

Не связан ни с какой исторически обусловленной организацией труда и правом собственности

Может осуществляться лишь в соединении с силами природы и опираясь на них.

- абстрактный труд (затратой физиологической энергии человека, то есть его мускулов, нервов, мозга в определённой общественной форме. Абстрактный труд лишён конкретной определённости и потому всеобщ и однороден для всех видов труда. Он представляет собой общественное, экономическое явление, присущее только товарному производству. В товарном хозяйстве затраты рабочей силы непосредственных товаропроизводителей выполняют особую общественную функцию — связывают производителей друг с другом через рынок. Именно в этой своей общественной функции затраты физиологической энергии человека являются специфически исторической формой общественного труда — абстрактным трудом как источником стоимости.)

Товар имеет материально - вещественную форму, а услуга нет, но является предметом купли – продажи, как на уровне страны, так и на мировом рынке.

 


37.Безработица: сущность, виды и последствия

 

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не находит применения своему труду, не получает работу, причиной этого является превышение числа желающих найти работу над числом имеющихся рабочих мест.

Виды безработицы:

1) Фрикционная – это такая безработица когда человек добровольно или принудительно ожидает работу по своей специальности

2) Циклическая – в условиях рынка любое производство развивается циклами, т.е. есть подъемы, есть спады, обычно в период спадов производства, определенная часть работников оказываются «лишними»

3) Институциональная – это вид безработицы характерен тем, что она бывает только в условиях рыночных отношений

4) Структурная – структура производства постоянно меняется, внедряются новые технологии, новая техника, она способствует по своей сути сокращению работников.

Отрицательные стороны безработицы:Во-первых, безработица снижает экономический потенциал общества за счет его недоиспользования. Это ведет к следующим потерям: к снижению объема (по сравнению с возможным) ВНП; падению покупательского спроса; сокращению сбережений; торможению инвестиционного процесса: снижению предложения; спаду производства. Безработица также приводит к потере квалификации высвободившихся работников и, как следствие, к устойчивому снижению производительности их труда. Исследования показали, что даже после двух - трехмесячного перерыва работник выходит на прежнюю производительность труда примерно через 6-7 месяцев. Во-вторых, с социальной точки зрения безработица содействует криминализации общества.В-третьих, с безработицей связывается ухудшение психического здоровья нации. Медики утверждают, что отрицательная реакция, полученная при извещении об увольнении, по-своему воздействию на психику человека равнозначна реакции на сообщение о смерти самых близких родственников и сильнее сообщения о тюремном заключении. В-четвертых, безработица может усиливать политическую нестабильность общества, способствуя возникновению социальных катаклизмов

 

 

38.Стоимость:альтернативные теории

В экономической науке существуют разные теории стоимости, в том числе: факторов (издержек) производства, спроса и предложения, теория трудовой стоимости, теория предельной полезности и другие.

Первый основан на использовании теории трудовой стоимости К. Маркса. В соответствии с этим направлением производство и обмен товаров совершаются на базе их стоимости, которая определяется общественно необходимыми затратами труда. В этом случае товаропроизводители должны исходить из следующего закономерного положения: если индивидуальные затраты труда больше общественно необходимых, то та часть затрат, которая превышает последние, обществом не признается. При этом в основе стоимости товара лежит общественный труд, затраченный на его производство. По К. Марксу стоимость товаров определяется не индивидуальным, а общественно необходимым рабочим временем, которое требуется для изготовления товара при наличии общественно-нормальных условии производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.

Второй подход основан на использовании теории предельной полезности. Эта теория нашла широкое применение у маржиналистов. Они выводят стоимость и цену из предельной полезности товаров и их редкости. Представители этого направления считают, что последовательное приращение одинаковых величин запаса блага, находящегося в распоряжении субъекта, за известной точкой сопровождается прогрессирующим уменьшением единицы полезности блага.

Третий подход был сформулирован А. Маршаллом (неоклассик). Его позиция определения стоимости сводится к выяснению взаимодействий рыночных сил, лежащих на стороне спроса в виде предельной полезности, и предложения в виде издержек производства. Отсюда А. Маршалл делает вывод: полезность определяет предлагаемое количество, предлагаемое количество определяет издержки производства, издержки производства определяют ценности. Он считал, что цена, которую согласен уплатить за товар покупатель, определяется полезностью товара, при этом полезность рассматривал, как максимальную стоимость, которую может уплатить за товар покупатель.При определении цен А. Маршалл выделял два фактора, влияющих на цены: предельная полезность и издержки производства.

В итоге можно сделать вывод, что теория трудовой стоимости по К. Марксу и теория предельной полезности не противоречат, а дополняют друг друга. Если в первой наиболее глубоко разработан научный аппарат обоснования стоимости в соответствии с трудовыми затратами, то второй – теоретически обосновано наиболее эффективное использование основных факторов производства – труда, капитала, земли и т.д.

 

 

39.Банки: сущность, виды, прибыль банка.

Банки - особые экономические институты, образующие основную группу кредитных учреждений и реализующие функции аккумуляции денежных средств, предоставления кредитов, осуществления денежных расчетов, выпуска различных ценных бумаг и т. д.

По функциям и характеру операций банки классифицируются на центральные эмиссионные, коммерческие депозитные, инвестиционные, сберегательные, специального назначения. Банки выступают основным опосредующим звеном платежной системы и в этом качестве проявляют разнообразные виды экономической активности. Банки как кредитные институты и основные обслуживающие субъекты системы платежей аккумулируют временно свободные денежные средства, предоставляют кредиты, создают кредитные деньги, имитируют ценные бумаги. В Украине двухуровневая система-НБУ и ком.банки.В кредитной системе центральный (национальный) банк выполняет следующие задачи: 1.Обеспечение стабильности национальной валюты. 2.Обеспечение платежного оборота. 3.Содействие государственному контролю за частными банками.

Функции ком.банков: привлечение денег; выдача кредитов; расчетные операции между хоз.субъектами; посреднические операции с Ц.Б.; консалдинг-консультации по различным фин.-эк. вопросам; обмен валюты (покупка и продажа ин.в-ты); учет векселей-банки выкупают векселя у векселедержателей до наступления срока выплаты по векселю; трастовые операции-по управлению имуществом и ден.средствами клиентов.

Функции НБУ: эмиссия денег; хранение обязательных резервов ком.банков; кредитно-расчетное обслуживание ком.банков; кредитно-расчетное обслуживание правительства (обслуж-е гос.долга, исполнение статей бюджета и кредитование правительства); регулирование ден.обращения и кредита; формирование и хранение золото-валютных запасов страны.

Вся деятельность банков подчинена получению прибыли. Прибыль банка (банковская прибыль) имеет название маржа (разница между ценами, курсами, ставками, получаемая в торговой, биржевой, страховой и банковской деятельности). В торговле - это разница между покупной и продажной ценой товара; в фондовых операциях - между курсом ценной бумаги в день заключения и день исполнения сделок; в банковской практике - разница между ставками по привлекаемым и предоставляемым кредитам. Кроме того, в прибыль банка входят доходы, полученные от собственного капитала. Чистая прибыль банка равняется валовой прибыли минус расходы на ведение банковских операций.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.