КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Annotation 15 страница. Собственно говоря, нужно придерживаться двух способов лечения: лечения питанием и лечения голоданием
Собственно говоря, нужно придерживаться двух способов лечения: лечения питанием и лечения голоданием. Питанием следует лечить лиц нервных, истощенных, ведущих неправильный образ жизни, беременных, потерявших много крови после родов, чахоточных, стариков, страдающих бессонницей, испытавших сильное горе, живущих в тяжелых трудах и заботах; их следует лечить питанием особенно в дни равноденствия. Пищевыми веществами для подобных лиц служат: мясо хищных животных, баранина и вообще все сорта мяса, сладости, масло, молоко, кефир, вина и укрепляющие пищевые вещества. К лекарственным веществам, способствующим лечению питанием, относятся также и маслянистые лекарства. Из наружных средств для таких лиц рекомендуются питательные клизмы, ванны, массажи, продолжительный спокойный сон, отдых в приятной обстановке. Злоупотребление всем этим ведет за собой ожирение, усиленную энергию жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы, полиурию, образование опухолей, наростов и потерю памяти. При таких обстоятельствах следует назначать пищевые лекарственные вещества, излечивающие жизненные процессы слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы и излечивающие ожирение. Росный ладан, горная смола и сок желтого дерева, смешанные с медом, показаны против ожирения. Так же назначаются брайбусум, смешанный с медом, имбирь, ябакчара, жидамга, китайское яблоко, ржаная мука, смешанные с медом, – все это способствует потере жира. Быть худощавым лучше, чем быть ожиревшим; поэтому нужно с осторожностью относится к лечению питанием. Голоданием следует лечить лиц с ослабленым пищеварением и усвоением, предающихся обжорству, страдающих от мочеизнурения, подагриков, ревматиков, лиц, страдающих внутренними доброкачественными и злокачественными опухолями, страдающих болезнью селезенки, зобом, головными болями, болезнью сердца, расстройством желудка и кишок (рвотой и поносом), отсутствием аппетита, запорами, задержкой урины, лиц, страдающих ожирением, а также расстройством слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы и желчи. Сильных, молодых следует лечить голоданием в зимнее время; при этом необходимо обращать особенное внимание на расстройство жизненных процессов и постоянно регулировать эти процессы пищевыми и лекарственными веществами, образом жизни и различными наружными способами лечения. Лиц утомленных и слабосильных следует заставлять голодать и испытывать жажду, затем понемногу давать малопитательные, но удобоваримые пищевые вещества. Лиц же не очень уставших или ослабевших следует заставлять голодать, улучшая пищеварительную способность отварами и порошками; лиц физически сильных следует заставлять работать много и до пота и лечить их прижиганием, ваннами, массажем, компрессами и кровопусканием. В некоторых случаях следует давать рвотное и слабительное. Улучшение от подобного способа лечения выражается в том, что у выздоравливающих все шесть чувств ясно проявляют свою деятельность. Чувствуется бодрость, аппетит ровный, человек делается энергичным, быстро ощущает голод и жажду, экскременты и газы отходят легко. Если злоупотреблять подобного рода лечением, то можно вызвать ослабление тканей, худобу, головокружение, бессонницу, недомогание, ослабление шести чувств, потерю жажды и аппетита, боль в костях и копчике, в ребрах, в сердце и голове; такие люди легко подвержены инфекциям; у них появляется тошнота, а затем расстройство восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха. В таких случаях их следует лечить питанием. Кого следует лечить питанием, того не следует слишком заставлять голодать, а кого следует заставлять голодать, того не следует лечить питанием. При лечении с помощью слабительных не нужно прибегать к сильным слабительным. Лиц, у которых усилена деятельность восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и поэтому расстроена нервная система, следует подвергнуть лечить питанием. Лиц же, у которых ослаблена деятельность восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и усилена деятельность жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы и желчи, следует подвергнуть лечению голоданием. XXX Необходимо обращать особое внимание на расстройства трех жизненных процессов. При расстройстве восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха лучшими средствами считаются: кунжутное масло, тростниковый сахар, вина, старое масло, старая копченая баранина, мясо сурка, конина и мясо мула, лук, черемша и т. п. Вообще против расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха употребляются питательные, жирные, мягкие и теплые пищевые вещества; больному следует находиться в темном и теплом помещении, быть окруженным людьми приятного нрава, с приятным голосом, пользоваться спокойным сном в тепле и одеваться в теплую одежду. Средствами от расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха считается также бульон из трех костей, а также бульон из черепной кости овцы и лекарства: шингун, сумтан и порошки зади-шингун-журни. Вообще следует употреблять при расстройстве восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха лекарственные и пищевые вещества приятного, кислого, соленого вкуса (жирные и теплые); особенно полезны: тепло, старое масло и питательные клизмы, полезно натирать старым согретым маслом места, где ощущаются колющие боли, делать маслянистые компрессы, прижигание на макушке головы и на определенных узлах, которые считаются центрами восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха. При расстройствах жизненных процессов желчи рекомендуются как лучшие пищевые вещества: свежее масло, говядина, свежее мясо дикой козы, прохладная вода и чай, кефир и кумыс из козьего и коровьего молока, соусы и зелень, каша – вообще холодные пищевые вещества; кроме того, следует пользоваться прохладным помещением, гулять в саду в тени, на берегу рек, окружить себя людьми, приятными для беседы, избегать дурного запаха, для этого сбрызгивать помещение духами. Лекарства, излечивающие жизненные процессы желчи: камфара, кипарис, гиван; вообще же при расстройствах жизненных процессов полезны пищевые лекарственные вещества приятного, горького и вяжущего вкуса и охлаждающего свойства, слабительный и потогонный способ лечения и гидротерапия. При расстройствах жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы полезны: мед, рыба, баранина, лососина, мясо рыси, мясо коршуна, старые зерна, каша, старое вино, кипяченая вода, отвар из имбиря; жизненные процессы слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы следует излечивать пищевыми и лекарственными веществами, удобоваримыми, прохлаждающими или слегка тепловатыми, в небольшом количестве; следует надевать теплую одежду, находиться в теплом помещении, жить в теплом и сухом климате, вести деятельную жизнь и заботится о себе – мало спать, употреблять лекарства соленого и жгучего вкуса: пить растворенную в горячей воде поваренную соль и принимать порошки, состоящие, в основном, из граната. Вообще при расстройствах жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы следует употреблять пищевые лекарственные вещества жгучего, кислого вкуса и все удобоваримое, грубое и острое, прибегать к рвотному способу лечения, в известных случаях – к прижиганиям и проколам, делать водяные, земляные и соленые компрессы. Подытоживая все сказанное, приходим к следующему заключению: – при расстройстве восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха самыми лучшими средствами считаются питательные клизмы, питательные, пищевые и лекарственные вещества; – при расстройствах жизненных процессов желчи – слабительный способ лечения и охлаждающие пищевые и лекарственные вещества; – при расстройствах жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы – рвотный способ лечения и согревающие пищевые вещества. При совместном расстройстве восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и жизненных процессов желчи следует употреблять прохлаждающие и питательные пищевые вещества и лекарства. При совместном расстройстве жизненных процессов желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы следует употреблять прохлаждающие и легко усваиваемые пищевые вещества и лекарства. При совместном расстройстве жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы и восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха следует употреблять согревающие и питательные пищевые вещества и лекарства. При совместном расстройстве всех трех жизненных процессов следует употреблять прохлаждающие питательные и удобоваримые пищевые вещества и лекарства. Все расстройства организма с усилением энергии жизненно-живой теплоты излечиваются пищевыми веществами и лекарствами прохлаждающими, а с ослаблением энергии жизненно-живой теплоты – согревающими. Расстройство восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, одинаково сопровождающее оба процесса, излечивается жирными и согревающими пищевыми веществами и лекарствами. XXXI Глава о врачах, терапевтах и хирургах состоит из шести частей. В первой излагаются традиции врачей; во второй говорится о достоинстве врачей; третья рассказывает о заслугах врачей, четвертая – об их знаниях, пятая знакомит с обязанностями врачей, и в шестой говорится о плодах деятельности врачей. Традиции врачебного сословия требуют от каждого врача шести условий: быть вполне способным для врачебной деятельности; быть гуманным; понимать свои обязанности, быть приятным для больных, не отталкивать их от себя своим обхождением; быть старательным в делах и быть знакомым с науками. Быть вполне способным, говорится в «Чжуд-ши», значит обладать умом, иметь твердый характер и быть достаточно восприимчивым. Такие врачи могут изучить обширную литературу по медицине и хирургии, смело и без всякого затруднения пользоваться всем достоянием науки. Из способностей врачей, обладающих недостаточно обширными познаниями, наилучшей считается способность критики. Быть гуманным – значит иметь хорошие намерения, быть искренним и справедливым; при виде несчастья ближних оказывать возможную помощь, с одинаковой любовью и заботой относиться к хорошим и плохим людям. Гуманные врачи должны быть снисходительными; они должны любить людей и приносить только радость всем без исключения; они должны стремиться к высшим идеалам, насколько последние достижимы для человека; должны быть ласковыми с лицами, которые нуждаются в их помощи, и не должны поддаваться похвалам и мстить хулителям. Такие гуманные врачи являются друзьями своих ближних. Понимающие свои обязанности врачи должны иметь шесть высших достоинств: уметь сохранять лекарства и медицинские инструменты; знать значение тех и других; уметь относиться к учителям и их преподаванию совершенно так же, как раньше ученики относились к Цо-жед-шонну и его учению; с родственниками своими должны обходиться, как с истинными друзьями; своих больных должны беречь, как собственных детей; должны смотреть на гной и кровь без отвращения – так же, как относятся к этому некоторые из животных. Врачи должны сохранять медицинские инструменты в такой же чистоте, как свою мысль и печать; должны помнить, что лекарство – драгоценность, нектар, которым можно излечивать любого больного. Малейшие частицы лекарств должны быть предметом поклонения врачей. Обладая этими драгоценностями, следует беречь их и аккуратно составлять из них лекарства; посуду для них следует содержать в такой же чистоте, как чашу для нектара. «Врачи, – говорится в «Чжуд-ши», – пусть врачебная наука сделается вашим достоянием, как нектар сделался достоянием небожителей, как высшая драгоценность[124] сделалась достоянием лосов (цари водяных духов), как сома (амброзия) сделалась достоянием риши-врачей. Врачуйте страждущих, исцеляйте бесноватых, успокаивайте мнительных. Приобретя такую премудрость, помните, что вы можете излечивать как самих себя, так и других от страданий, которые могли бы стать причиной смерти. Помните, что счастье ваше заключается в исполнении долга». Врачи должны быть приятными для больных и не отталкивать их своими поступками, речами и мыслями. Врачам необходима нежная и умелая рука – терапевтам при осмотрах, а хирургам – при операциях. Приятной речью врачи должны успокаивать больных; обладая умом, они должны быть откровенными и понятными. Врачи, обладающие такими качествами, всегда будут пользоваться расположением и доверием больных. Врачи должны быть старательными в своих делах. Они должны непрестанно заботиться о своем образовании и о тех результатах, которые составляют цель учения. Прежде всего нужно уметь понимать прочитанное и излагать свои мысли на бумаге, так как от этого зависит возможность достигнуть многого. Будущие врачи должны выбирать мудрого наставника, обладающего всесторонними знаниями, спокойного, нехитрого, доброго и достойного уважения для того, чтобы, приобретая у него знания, можно было питать к нему бесконечное доверие, заниматься у него на глазах и подражать ему во всех поступках. Результатом этого будет быстрое приобретение знания и достижение высшей ученой степени. Врачи должны старательно изучать науки, с толком расспрашивать учителя, тщательно усваивать знания и с осторожностью рассуждать; в противном случае нельзя ждать успеха. Врачи не должны иметь никаких сомнений, так как в медицине все изучается экспериментально, при помощи слуха, зрения и мышления. Врачи должны быть внимательны к болезням своих больных и не медлить при лечении. Чтобы не упустить момента, когда необходимо дать лекарство или прибегнуть к хирургическому вмешательству, они должны постоянно чувствовать себя так же, как чувствовал бы себя человек, которому дали перенести полную чашу масла чрез высокий забор с угрозой казнить несущего, если он прольет это масло. Врачи, твердые в своих познаниях, способные увлекать людей своей обходительностью, умеющие серьезными научными доводами убеждать противников своей системы, удовлетворяют всем требованиям своего звания. Те врачи могут считаться лучшими и полезными для ближних, которые стали отзывчивыми под влиянием научных истин, с которыми можно легко сблизиться и которые могут считаться знатоками медицины и хирургии. Посредственными врачами могут считаться те, которые с любовью относятся к бедным больным и из желания помочь им руководствуются советами лучших врачей. Врачи, удовлетворяющие этим шести условиям традиций врачебного сословия, могут вполне рассчитывать на успех. Достойными врачами считаются те, которые в должной мере изучили здоровый и больной организмы. Заслуженными врачами считаются те, которые приносят пользу больным лекарствами, смелые хирурги, наконец, врачи, любящие человечество, как дети любят родного отца. Превосходными врачами могут считаться те, которые в совершенстве изучили расстройства прирожденной энергии восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы и могут излечить эти расстройства. Отличившимися врачами считаются те, которые благодаря своему уму могут помогать больным, – хорошие диагносты, изучившие основы медицины, и опытные хирурги. Такие врачи – друзья человечества. Вообще врачи, понимающие свои обязанности, знающие в совершенстве основы медицины и хирургии, обладающие обширными терапевтическими познаниями, постоянно пополняющие свои научные знания, не подверженные страстям, искренно сочувствующие страждущим, заботящиеся о других, как о самих себе, не теряющиеся при исполнении своих обязанностей, могут считаться вполне достойными своего звания. Такие врачи пользуются полным доверием больных и окружающих, они истинные последователи риши – основателей медицинской науки, наконец, они – воплощение Поддерживающего жизнь, главы медицины. Если же врачи не имеют этих достоинств, если они не знают истории медицины, то они похожи на хитреца, воспользовавшегося чужой собственностью, и никто не будет уважать их. Врачи, которые не знают основ медицинских наук, не могут познать сущность расстройств питания в организме, не могут понять хирургии, похожи на слепца, которому показывают вещи. Врачи, не изучившие экспериментально своей науки, неопытные, не знающие признаков расстройств питания в организме, не могут умело применять способы терапевтического и хирургического лечения; они похожи на человека, путешествующего по неизвестной стране. Врачи, не умеющие распознавать различные расстройства питания в организме, похожи на человека, блуждающего в степи без проводника. Врачи, не понимающие состояния урины и пульса, не могут понять и объяснить себе расстройства питания, при которых усилена или ослаблена прирожденная энергия жизненно-живой теплоты в организме; они похожи на охотника, не знающего, когда следует спускать ястреба. Врачи, не умеющие объяснить причины происхождения данного расстройства питания в организме, похожи на оратора, не умеющего произнести речь и становящегося предметом насмешек. Врачи, не понимающие основы терапевтического и хирургического лечения, похожи на стрелка, стреляющего в темноте наудачу. Врачи, не изучившие употребления пищи и питья, не понимающие пользы или вреда, приносимых тем или другим образом жизни, будут способствовать нарушению жизненных процессов в организме и развитию в нем различных расстройств питания. Врачи, не понимающие употребления успокоительного метода лечения, могут вызвать новое расстройство питания в организме употреблением сильных средств или, наоборот, недостатком средств, или давая средства совсем некстати. Такие врачи похожи на земледельца, не понимающего земледелия. Врачи, не понимающие лечения с помощью слабительных средств, могут нарушить жизненные процессы в организме и вызвать расстройство питания в нем. Врачи, не имеющие при себе необходимых инструментов и лекарств, не могут остановить развитие данного расстройства питания в организме; они похожи на богатыря, идущего на врага без кольчуги и без оружия. Врачи, не понимающие и не знающие способов проведения кровопускания и прижиганий, не могут знать, при каких расстройствах питания эти способы следует употреблять: они похожи на вора, идущего воровать в неизвестную местность. Все такие плохие врачи, понимающие все ложно, будут применять и ложные способы лечения; они – злые гении, носящие образ врачей, они указывают путь на тот свет. С такими врачами не следует иметь дела, они только позорят корпорацию врачей. Обязанности врачей бывают обычные и особые. Обычные: устройство аптеки, приобретение необходимых инструментов и забота обо всем, что необходимо для больных. Что же касается лечения больного, то следует объяснить положение его так ясно, как ясен и чист звук сигнальной раковины, и обещать вылечить больного или же сообщить близким о времени его смерти. Если же трудно определить состояние больного, то необходимо с мудростью змеи сообщить о возможности выздоровления или смерти, уклоняясь в сторону большей вероятности. Если же от врача потребуется категорический ответ относительно судьбы больного, то следует прямо сказать о возможных случайностях. Если же врачом некоторым образом и решен вопрос об участи больного, то и тогда следует упомянуть о возможной случайности. Если больной сам сознает опасность в той же мере, как врачом поставлен диагноз, то следует ясно описать весь ход расстройства питания в организме. Если больной заразный, то, соображаясь с обстоятельствами, временем года, окружающей обстановкой, следует лечить самое расстройство питания, вызванное инфекцией. Вообще существует множество серьезных и случайных причин выздоровления и смерти, поэтому врачи и не могут делать безусловных предсказаний. Опасному больному всегда следует говорить, что он поправится. Если же расстройство питания в организме несерьезно, то всегда следует советовать больному беречься. Вообще же надо сообразоваться с состоянием современной науки, избегая возможных заблуждений и руководствуясь критическим взглядом. Особые обязанности врачей следующие. В своих научных занятиях врачи должны придерживаться среднего критического взгляда, избегая, безусловно, двух крайних и ложных воззрений. Самое лучшее – золотая середина. Врачи должны относиться к человеку с любовью и состраданием, приносить всем радость, считать всех равными, отказаться от ненависти, злости, мщения, небрежности, лжи, вообще от всех дурных поступков. Напротив, они должны быть старательными, терпеливыми и душевно щедрыми. За результаты своей деятельности на земле, благодаря познаниям в медицине, врачи справедливо пользуются жизненными благами. Когда врач станет известным, и вдруг найдутся люди, порочащее его знания, то к последним следует относиться без ненависти. Надо стараться сделать так, чтобы эти люди изменили свое мнение, только в таком случае приобретается настоящая известность. Напоминать о вознаграждении за труды позволительно лишь тогда, когда есть действительная необходимость в деньгах. Следует только всегда помнить, что если пройдет много времени после выздоровления, то больные обычно забывают помощь, оказанную врачом. Автор «Чжуд-ши» говорит далее о том, что врачи, не поддающиеся страстям, не избирающие ложных путей, старающиеся помогать больным, будут пребывать на том свете в божественной стране, лучше которой ничего нет. notes Примечания 1 [1] Любопытно сопоставить с этим определением понятия жизни его формулирование европейскими мыслителями. Вот несколько таких определений: «Жизнь есть стремление к индивидуализации» (Шеллинг); «Жизнь есть совокупность явлений, следующих одно за другим в течение ограниченного времени, в организованном теле» (Ришеран); «Жизнь есть двойное внутреннее движение соединения и разложения, вместе общее и непрерывное» (А. де Бленвиль); «Жизнь есть ряд определенных и последовательных изменений как в строении, так и в составе, которые совершаются в особи, не уничтожая ее тождества» (Дж. Г. Люис); «Жизнь есть беспрерывное приспособление внутренних отношений к отношениям внешним» (Спенсер. Основы биологии, т. I, стр. 67). 2 [2] П. Дж. Тет. Теплота. Пер. Н. Дрентельна под ред. Усова. Спб., 1888. 3 [3] Фостер. Учебник физиологии, т. II, стр. 238, 243. 4 [4] Келликер. Основы истории развития. – Гиртль. Руководство к анатомии. 5 [5] Фостер. Учебник физиологии, т. II, стр. 238, 243. 6 [6] Келликер, ibid. – Ган. Курс истории развития человеческого зародыша. – Брандт. Эмбриология. – Горвиц. Записки по акушерству. – Шредер. Учебник акушерства. – Шпигельбергер. Учебник акушерства для врачей и учащихся. – Лазаревич. Курс акушерства. – Шенк. Учебник сравнительной эмбриологии позвоночных животных. 7 [7] Келликер, Брандт, Шенк, Шмулевич. Учебник гистологии и физиологии животных. – Масловский. История развития позвоночных животных и их органов. – Ган. 8 [8] Шпигельбергер, стр. 45. 9 [9] Лазаревич, цит. соч., стр. 67. 10 [10] Фостер. Физиология, стр. 382–383. 11 [11] Шпигельбергер, стр. 46. 12 [12] Лазаревич, стр. 69. 13 [13] Горвиц, стр. 140. 14 [14] Фостер. Физиология, стр. 181. 15 [15] Шпигельбергер, стр. 46. 16 [16] Лазаревич, цит. соч., стр. 63. 17 [17] Шредер, стр. 30. 18 [18] Шредер, прим. на стр. 30. 19 [19] Лазаревич, стр. 112. 20 [20] Шпигельбергер, стр. 48. 21 [21] Лазаревич, стр. 203. 22 [22] Келликер, введение. – Э. Брандт, стр. 3. 23 [23] Зуркхарба Лодой Чжалбо – автор трактата XVI в. «Мейбо шал-лун» («Наставления предков»), в котором дан комментарий двух томов «Чжуд-ши» и первых двух глав четвертого тома. 24 [24] По-тибетски и по-монгольски они тоже называются сонными артериями. 25 [25] Приятный, кислый, соленый, горький, жгучий и вяжущий. 26 [26] Экскременты урина, пот, газы и пр. – это результаты жизненных процессов частиц, тканей и органов – всего организма; они имеют столь же важное значение для организма, как жизненные процессы, поэтому изменение их выражает изменение последних в организме. 27 [27] Заболевание нервной системы на почве сифилиса. 28 [28] Ежедневно можно подвергнуть демонстрации сотни больных и доказать воочию преимущество субъективной диагностики над объективной, показать этим относительное излечение всевозможных расстройств питания, которые считаются даже неизлечимыми. 29 [29] Врачебная наука Тибета признает существование только умных и развитых людей. Обратные явления в человечестве есть продукт расстройства питания в организме. Всякий человек, признанный в повседневной жизни глупым и неразвитым в результате своих поступков, если только вовремя и с постоянством будет заботиться об излечении расстройства жизненных процессов в организме, в любое время имеет возможность стать умным и развитым. 30 [30] Врач небесных духов, властелин всех живущих, по-монгольски Тургэн, по-тибетски Нюрба, в переводе Скороспел, по-санскритски – Праджапати (Ковалевский. Монголо-русско-французский словарь). По сведениям Ковнера (стр. 40), Праджапати Ракша был сыном Брамы. По-видимому, в этом враче небесных духов следует видеть древнейших божеств: Агни и Варуна; один из них – божество теплоты-света, другой – воздуха и воздушного пространства. Георг Вебер (Всеобщая история, I т., 229 стр.) говорит, что оба эти божества играли важную роль в жизни человека. Там же у Вебера упоминается о Бригаспати, или Браманаспати – господине молитвы, заступнике за молящихся, посреднике между богами и людьми. По выражению Гауга, Бригаспати занимает такое же положение между богами, как брамин между людьми. Праджапати, Бригаспати, Браманаспати, Агни и Варуна, тибетский Нюрба, монгольский Тургэн – все они выражают смешанное понятие об одних и тех же явлениях природы: о живительной силе солнечных лучей, о солнечном свете, воздухе, вообще об атмосфере, – все это как бы воплощено во враче небесных духов, т. е. целителе, прекрасном, могучем юноше, сострадательней-шем из всех богов, прогоняющем злых духов, друге людей, посылающем им утешение и избавление во всех скорбях. По написанным комменатариям к «Чжуд-ши», носящим название «Вайдурья-Онбо», Нюрба имеет светло-рыжие волосы и происходит из рода Брамы. 31 [31] Врач небесных духов Асвин – по-тибетски Татар; сыновья Тагара, по «Вайдурья-Онбо», имели родственные связи с Индрой. У индусов (Георг Вебер) Асвины – близнецы; они спасают человека от бед и опасностей и дают страдающим небесные лекарства. У греков были два подобных божества: дети Зевса и Латоны Феб-Аполлон и Артемида-Диана (Ковнер). Аполлон – бог прорицания, пребывавший на острове Делосе, обладал даром врачевания; Артемида – богиня нравственности и целомудрия, наказующая пороки, покровительствовала рождению и воспитанию детей. 32 [32] Имеющий достоинства небесных духов, Хормузда по-монгольски, Жажен по-тибетски, Индра по-санскритски, вероятно, есть греческий Зевс, римский Юпитер – бог всеосвящающего неба. Индра индусов – бог неба, воздуха и бурь. (Тумасов. Курс истории древнего мира. Восток, стр. 177). Местожительство его и его 33 тенгриев по-монгольски называются Судара-сун-бал гаспун (по Шмидту – Гесэр-хан). Это божество называют «получивший свое звание от старцев» и считают владыкой бессмертных (Ковалевский. Монголо-русско-французский словарь). 33 [33] По сведениям «Вайдурья-Онбо», риши носили на голове корону; они все были стары, сухощавы, с тощими руками и ногами; были воздержанны, постились, голодали, не ели вовсе по пятнадцать дней; ходили почти нагими, одеждой им служила древесная кора; они носили длинные бороды и волосы, имели длинные ногти, бронзовый цвет лица и вообще непривлекательный вид. Риши занимались созерцанием и размышлением, проводя свои дни на берегах рек, в пустынях и лесах. Вебер (стр. 274) говорит о риши следующее: «Ложем его была земля, кровом – пещера или развесистое дерево; он одевался в древесную кору или звериную шкуру, питался кореньями и ягодами, пил только чистую ключевую воду, заботливо процедив ее, чтобы очистить от мелких насекомых. Молитвы, жертвоприношения и чтение Вед так разжигали его религиозный энтузиазм, что он давал отрастать волосам и ногтям, проводил жизнь в молчании, ел мало и редко, умерщвлял в себе и чувственность, и всякие чувства постом, самоистощениями к непрерывным размышлением о божестве». В таких подвижников были мало-помалу превращены жрецы, прославляемые в Ведах: Атри, Ангирас, Вашиста и другие. По тибетским источникам, было семь риши небесного пространства: Пулага, Крату, Атри, Пуластия, Ангирас, Вашиста, и Маричи (Pulaga, Kratu, Atri, Pulastya, Angiras, Vacichsta и Maritchi Ковалевский, стр. 1853). 34 [34] Очевидно, сочинение это – не что иное, как Аюрведа Ша-ракка, которая, по мнению Уайза (Review of the History ofMedicin by Thomas A. Wise M.D. London, 1867), состоит из 8-ми книг и совершенно сходна с Аюрведой Сусруты, но только больше ее по объему и написана более живым и древним слогом, чем Аюрведа Сусруты. В Шаракка – сочинении, мало известном европейцам, изложено учение о внутренних болезнях, Сусрута же занимается главным образом хирургией. С учением Сусруты познакомили Европу Гезер и Уайз. Аюрведа Сусруты, по предположению Геслера (Ковнер. История медицины, ч. I, вып. I. Киев, 1878), относится к VI веку, а по предположению Уайза – к III веку до н. э. Wilson, Stenler, Lassen и A. Weber считают, что Аюрведа Сусруты появилась в начале нашей эры. Все эти хронологические данные, приводимые европейскими исследователями, наглядно показывают, что ученый мир еще не пришел к соглашению относительно хронологии в области врачебной науки Востока. Европейцы под Шараккой подразумевают личность редактора Аюрведы; тибетские же врачи полагают, что «Зарага-Дыб-Жад» есть собрание сочинений восьми лиц и разделяется на восемь отделов. Это древнейшее медицинское сочинение существовало до появления Будды Шакья-Муни, поэтому оно у тибетских врачей считается самым первым из всех когда-либо существовавших. 35
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |