Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анна Алексеевна Алмазова




Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений / А.А. Алмазова [и др.]; под ред. А.А. Алмазовой. – Москва: Владос, 2008.

Введение

Настоящее учебное пособие посвящено работе над речевым мастерством педагога-дефектолога и соответствует содержанию курсов «Русский язык и культура речи», «Практикум по постановке голоса и выразительности чтения», рассчитанных на студентов педвузов и педколледжей. Авторы стремились отобрать материал, необходимый прежде всего для профессиональной деятельности учителя-дефектолога.

Речевое мастерство – базовое профессиональное качество педагога-дефектолога. Оно включает в себя несколько компонентов. Важнейший из них – культура речи, которая является частью общей культуры человека. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре.

Культура речи – умение, во-первых, правильно говорить и писать и, во-вторых, употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения. Речь, в которой встречаются выражения, противоречащие литературной норме, нельзя назвать культурной.

Однако правильность лишь первый компонент подлинной речевой культуры. Можно говорить (или писать) без ошибок, но однообразно, бесцветно, вяло. Такой речи недостает выразительности. А она достигается умелым и уместным употреблением лексики разных стилей, разнообразием синтаксических конструкций; в устной речи особенно ценно богатство интонаций.

Владение выразительными средствами языка и умение использовать их в зависимости от коммуникативной ситуации – второй компонент речевого мастерства. Чтобы он был реализован, говорящему (пишущему) надо иметь ясное представление о стилистической градации языковых элементов, об их различном предназначении.

Стилистическая целесообразность употребления языковых средств, их соответствие потребностям общения – важные условия речевой культуры. Они лежат также в основе нормализаторской деятельности лингвистов (разработки ими справочников и пособий по стилистике и культуре речи) и пропаганды лингвистических знаний в средствах массовой информации.

Звучащая речь является результатом сложной и слаженной работы многих частей человеческого организма. Точность и чистота произношения отдельных звуков, сочетаний, слов, фраз зависит не только от правильной артикуляции (т. е. положения губ, челюсти, языка), но и от верной постановки дыхания, от развития слуха, от мышечной свободы. Одни и те же действия, многократно, систематические повторяемые, становятся последовательно умением, навыком, привычкой, делаются «стереотипными».

Формирование речевого мастерства предполагает подготовку учителя-дефектолога, владеющего выразительной, логически четкой, эмоциональной литературной речью, обладающего хорошей дикцией и гибким голосом широкого диапазона. В связи с этим в настоящем пособии решаются следующие задачи:

1) познакомить студентов с нормами современного русского литературного языка;

2) развить у них умение использовать выразительные средства языка в условиях речевого общения;

3) помочь им овладеть техникой, психотехникой и логикой речи и чтения;

4) сформировать специальные педагогические умения, обеспечивающе выразительное чтение и рассказывание и позволяющие воздействовать словом на детей;

5) содействовать методической подготовке будущих дефектологов к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии.

Одним из главных принципов организации учебного материала в пособии является межпредметная связь в целях профессионального обучения будущего логопеда, сурдопедагога, специалиста в области коррекционной педагогики и специальной психологии.

Пособие состоит из пяти глав, в каждой из которых освещаются теоретические основы работы над отдельными компонентами речевого мастерства, приводятся вопросы и задания для самопроверки, а также предлагаются вопросы и задания для самостоятельной работы.

Глава 1 написана Ю.П. Богачевым и З.А. Шелестовой, глава 2 – А.А. Алмазовой, В.В. Никульцевой и З.А. Шелестовой, глава 3 – Ю.П. Богачевым, глава 4 – Л.Л. Тимашковой, глава 5 – З.А. Шелестовой.

Глава 1. СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК И ЕГО СТИЛИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.