Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие культуры речи. Изучение литературного языка тесно связано с изучением литературы, истории языка, истории культуры народа




Изучение литературного языка тесно связано с изучением литературы, истории языка, истории культуры народа. Литературный язык в соответствии с задачами образования и культуры является одним из самых действенных орудий просвещения. Это свидетельствует о его первостепенном научном значении и необходимости изучения современной речевой практики с точки зрения литературных норм и их нарушений.

«Культурной, – отмечает Д.Э. Розенталь, – мы должны считать такую речь, которая отличается национальной самостоятельностью, смысловой точностью, богатством и разносторонностью словаря, грамматической правильностью, логической стройностью, художественной изобретательностью»[13]. Культурная речь в своей устной форме должна отвечать существующим в настоящее время нормам орфоэпии (правильного произношения), в письменной – нормам орфографии и пунктуации.

 

Учение о речевой культуре имеет длительную историю. Оно зародилось в Древней Греции и Древнем Риме – в теории и практике ораторского искусства. В России ее развил на материале отечественной словесности М.В. Ломоносов. В XIX веке гимназисты, в числе которых был А.С. Пушкин, изучали риторику по учебнику Н.Ф. Кошанского. Свой вклад в развитие этой науки, кроме писателей, внесли и юристы П.С. Пороховщиков и А.Ф. Кони, учёные К.А. Тимирязев и И.П. Павлов, педагог Т.Н. Грановский. В XX веке речевую культуру осмысливали учёные В.И. Чернышев, Л.В. Щерба, Г.О. Винокур, Б.В. Томашевский, В.В. Виноградов, С.И. Ожегов, А.Н. Гвоздев, А.И. Ефимов и другие.

Термин «культура речи» многозначен. Во-первых, это наука, рассматривающая две основные проблемы: как говорить правильно и как говорить хорошо, т. е. целесообразно. Правильность и коммуникативная целесообразность – две ступени речевой культуры, два способа овладения ею. В большинстве работ, связанных с этой проблемой, центральное место занимает правильность речи, всегда определяемая нормой литературного языка: правильна, если она не нарушает языковой нормы. Во-вторых, это совокупность и система коммуникативных качеств речи. Это «владение нормами русского устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи»[14].

Предметом культуры речи является языковая структура в ее коммуникативном воздействии. Говорить правильно – это еще не значит говорить хорошо. Последнее означает целесообразно использовать в определенной речевой ситуации коммуникативные качества речи. Правильная речь предполагает лишь соблюдение норм современного литературного языка, хорошая – умение адекватно выражать свои мысли.

Развитие науки о культуре речи основывается на признании лингвистами возможности регулировать социальную речевую деятельность. Задача языковой политики состоит в том, чтобы удерживать литературную речь на высшем уровне современной культуры и книжно-письменной традиции. Культура речи требует лингвистического воспитания народа, и, прежде всего, молодежи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.