Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка к публичному выступлению




Довольно часто перед публичным выступлением люди испытывают чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателями. Это сказывается и на их физическом состоянии: одних охватывает нервная дрожь, другие краснеют или бледнеют, у третьих начинает срываться голос и т. п. Известный русский издатель И.Д. Сытин, к примеру, стеснялся даже самой маленькой аудитории. Как рассказывают современники, выступая с ответным словом на своем юбилее, он от волнения говорил сбивчиво и непоследовательно, хотя был образованнейшим человеком своего времени, гордостью русской культуры, прекрасным знатоком русского языка. Не случайно появилось даже такое понятие, как «ораторская лихорадка». Единых рецептов избавления от нее не существует, хотя в методической литературе можно найти немало интересных советов и рекомендаций. Немецкий исследователь Отто Эрнст в книге «Слово предоставлено вам» называет причины возникновения скованности и страха перед публичным выступлением и предлагает пути их преодоления. Одной из причин, по его мнению, бывает чрезмерное погружение в собственные переживания. В этом случае автор рекомендует думать о деле, сконцентрировать внимание на содержании речи. Нередко ораторы просто недооценивают собственные возможности, поэтому им следует заставить себя поверить, что они хорошо подготовились к выступлению и могут сообщить слушателям нечто важное и полезное. Некоторые волнуются из-за недостатка опыта. Им Отто Эрнст адресует следующий совет. Наберитесь смелости и при удобном случае попросите слова; широко используйте возможности участия в различных дискуссиях: в кругу семьи после телепередач, в рабочем коллективе, на мероприятиях повышения профессиональной и политической подготовки и т. д. Иногда ораторов смущает воспоминание о провале. Поскольку неудачи бывают и у опытных ораторов, следует смириться с мыслью, что какое-то из выступлений действительно может оказаться неудачным, и реагировать на это спокойно и рассудительно. Одним словом, оратору нужна хорошая психологическая подготовка. Он должен уметь определенным образом настроить себя перед выступлением, научиться управлять своими чувствами и настроением.

 

Причиной тревожного состояния может стать и недостаточная подготовленность оратора к выступлению. Известный судебный деятель XIX в. А.Ф. Кони писал по этому поводу: «Чтобы меньше волноваться перед выступлением, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату подготовки. Не видимый ни для кого предварительный труд – основа уверенности лектора. Эта уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только лектор почувствует (а почувствует он непременно и вскоре же), что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает все, что осталось сказать»[38].

Когда речь идет о подготовке к выступлениям, то представляется целесообразным разграничивать повседневную подготовку к выступлениям и подготовку к конкретному выступлению. Первая представляет собой процесс самообразования.

Самообразование – это приобретение новых знаний, накопление сведений из различных областей науки и техники, получение информации из периодической печати, передач радио и телевидения, чтение научной, публицистической и художественной литературы.

Исследования биографий выдающихся людей показали, что самое большое влияние на них оказали книги. Например, одна из образованнейших русских женщин второй половины XVIII в., директор Петербургской Академии наук и президент Российской академии Е.Р. Дашкова в своих мемуарах вспоминала: «Любимыми моими авторами были Бейль, Монтескье, Вольтер и Буало ‹…› иногда я просиживала за чтением целые ночи напролет. ‹…› Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы, желая прослыть меценатом, выписывал из Франции все вновь появившиеся книги. Он оказывал особенное внимание иностранцам; от них он узнал о моей любви к чтению; ему были переданы и некоторые высказанные мною мысли и замечания, которые ему так понравились, что он предложил снабжать меня всеми литературными новинками. ‹…› Иногда драгоценное ожерелье не доставляло мне больше наслаждения, чем эти книги; все мои карманные деньги уходили на покупку книг».

Следует отметить, что, по словам самой Е.Р. Дашковой, это было серьезное чтение, т. е. она не просто много читала, а осмысливала прочитанное, размышляла над ним, анализировала, пыталась разобраться в окружающей жизни, обсуждала волновавшие ее вопросы: «Иностранные артисты, литераторы и министры всевозможных иностранных дворов, находившиеся в Петербурге и посещавшие постоянно моего дядю, должны были платить дань моей безжалостной любознательности. Я расспрашивала их об их странах, законах, образах правления; я сравнивала их страны с моей родиной»[39].

Известно, что ораторское искусство неотделимо от общей культуры человека. На это обращают внимание не только теоретики, но и люди, которые общались с подлинными мастерами слова. Так, известный аэродинамик, профессор В.В. Голубев, вспоминая о блестящем лекторе МАИ, одном из образованнейших профессоров старшего поколения Г.Н. Свешникове, подчеркивал его энциклопедические знания. Если требовалось срочно получить какую-либо справку из области механики или математики, достаточно было просто позвонить Георгию Николаевичу и получить исчерпывающий ответ. Кроме того, Г.Н. Свешников прекрасно знал латинский и греческий языки, античное искусство, мировую литературу. Он хорошо владел иностранными языками, особенно французским и немецким, а также английским и итальянским.

Постоянное стремление к новым знаниям, вечная неудовлетворенность собой – только это может обеспечить успех оратору. Человеку, часто выступающему публично, необходимо целенаправленно относиться ко всему, что его окружает, находиться, как говорят, в состоянии мобилизационной готовности, брать на заметку интересный материал, т. е. создавать собственный архив.

Следует задумываться, можно ли использовать в своих выступлениях встретившийся пример, цитату, изречение и т. п. Рекомендуется делать вырезки из газет и журналов, выписки из прочитанной литературы, собирать пословицы, фиксировать вопросы, которые задают слушатели после выступления. Все это способствует созданию собственного архива. По словам известного лектора-методиста Е.А. Адамова, лектор без архива – это музыкант без инструмента, лекторский архив – это творческая биография, молчаливый свидетель большого труда. Недаром народная мудрость гласит: «Чем больше работаешь пером, тем легче владеешь языком», «Большой багаж путнику в пути неудобен – большой багаж оратору всегда необходим», «Лектору, как и полководцу, нужны резервы, с ними он непобедим». Конечно, невозможно заготовить материал на все случаи жизни, но при четком определении круга проблем, с которыми чаще всего приходится иметь дело, систематическое накапливание материала во многом облегчит подготовительную работу и сэкономит время.

Такой архив может оказать неоценимую услугу в «трудную минуту», когда у выступающего не будет необходимого времени на подготовку, не окажется возможности поработать перед выступлением в библиотеке, почитать соответствующую литературу. Поэтому рекомендуется вырабатывать методику сбора, накапливания и систематизации материала и активно создавать свой архив.

Привлечь внимание аудитории, наилучшим образом донести до слушателей содержание выступления, воздействовать на их сознание, воображение, волю оратору позволяют хорошо поставленный голос, правильное дыхание, четкая дикция, безупречное произношение. Владение техникой речи помогает лучше передать смысловые связи между частями речевого высказывания. Основные элементы речевой техники – фонационное (речевое) дыхание, голос (правильные навыки голосообразования) и дикция (степень отчетливости в произношении слов, слогов, звуков). Чтобы поддерживать свой речевой аппарат в рабочем состоянии, оратор должен систематически выполнять рекомендованные специалистами упражнения по технике речи (см. главу 4).

Повседневная подготовка – это и постоянная работа над повышением культуры устной и письменной речи. Следует обращать особое внимание на культуру речевого общения в быту. Важно всегда говорить правильно, точно, ясно и понятно, уметь четко формулировать мысли, образно и эмоционально выражать свое отношение к предмету речи. Если человек, к примеру, привык неправильно ставить ударения в обиходной речи, то он сделает то же самое и на трибуне, даже если в тексте выступления в этом слове поставлен знак ударения. Забота о правильности и чистоте речи должна быть обязательной для человека, выступающего публично. Рекомендуется активно участвовать в деловых разговорах, беседах, обсуждениях различных проблем в кругу друзей, коллег, родственников, чаще выступать на семинарских и практических занятиях, брать слово в прениях, дискуссиях и т. п. Все это развивает человека, позволяет ему приобретать необходимые речевые навыки, повышает речевую культуру.

Поучительны для молодых людей исторические сведения о воспитании детей в семье Воронцовых, видных политических деятелей эпохи правления Елизаветы Петровны. По свидетельству историков, они рано пристрастились к чтению. Отец выписал им из Голландии хорошо подобранную библиотеку. К 12 годам были прочитаны Вольтер, Расин, Корнель, Буало. Так как детей Воронцовых готовили к государственной деятельности, их с ранних лет привлекали к участию в серьезных разговорах на политические темы, знакомили с иностранными послами. Программу воспитания завершали путешествия, во время которых они были обязаны каждую неделю писать отцу, дяде и другим родственникам. Вот как наставлял отец своего юного сына: «… Все, что случится достопамятного, записывай, чтобы вояж служил тебе в пользу». Письма юношей производят большое впечатление своей серьезностью, зрелостью оценок и взглядов[40].

К сожалению, эпистолярный жанр уходит в прошлое. Сегодня телефон, факс, электронная почта заменяют нам письма, позволяют быстро связываться и решать проблемы с деловыми партнерами, близкими и родными людьми. А между тем регулярная переписка могла бы стать хорошей школой для начинающего оратора, так как позволила бы оттачивать слог, вырабатывать свой стиль речи. При этом важно, чтобы в письмах сообщались не только бытовые новости, но и обсуждались социально значимые проблемы. Конечно, писать такие письма нелегко: требуется время, желание, усилия воли. Но не следует забывать утверждение великого Цицерона: «Перо – лучший и превосходнейший творец и наставник красноречия»[41].

Повышению ораторского мастерства способствует и критический анализ выступлений. Присутствуя на заседаниях, совещаниях, конференциях, публичных лекциях, слушая выступления ораторов по радио, телевидению, нужно обращать внимание не только на содержание речи, но и на форму преподнесения материала, языковую выразительность, ораторские приемы. Важно попытаться четко сформулировать для себя, что нравится в выступлении того или иного оратора, что вызывает отрицательную реакцию, какие действия, приемы, слова, речевые обороты способствовали успеху выступающего, а какие, наоборот, принесли ему неудачу. Особое внимание следует обращать на то, как оратор работает в аудитории, как устанавливает контакт со слушателями, как ведет себя в непредвиденных ситуациях. С годами у человека накапливается опыт, и он может анализировать и собственные выступления, определять, в чем их достоинства и недостатки. Оратору необходимо выявить свои сильные и слабые стороны и на основе этого анализа вырабатывать и совершенствовать стиль выступления, позволяющий в максимальной степени использовать собственные возможности.

Овладение методикой выступления. Составной частью повседневной подготовки является также овладение как теоретическими, так и методическими знаниями в области ораторского искусства. Важно знать, из каких этапов складывается деятельность оратора, как подготовиться к встрече со слушателями, как построить речь, какие приемы управления аудиторией можно использовать и т. д. Все эти сведения излагаются в литературе по ораторскому искусству и культуре речи.

История красноречия свидетельствует, что все выдающиеся ораторы много работали над собой, тщательно готовились к своим выступлениям. Таким образом, повседневная подготовка – это непрерывная работа над совершенствованием своего мастерства. Несомненно, она повышает профессиональный уровень оратора, обеспечивая успех каждого выступления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.