Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приемы и методы изложения материала




Структура выступления зависит, прежде всего, от метода преподнесения материала, избранного оратором. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных риторических пособиях, активно используются современными ораторами. Кратко охарактеризуем основные из них.

Индуктивный – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера.

Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический – изложение материала в хронологической последовательности, с анализом изменений, которые произошли с течением времени.

Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной. Каким бы методом ни пользовался оратор, его речь должна быть доказательной, суждения и положения – убедительными. Необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Поэтому при работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию. Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические – к чувствам.

Располагая определенным образом доводы в своей речи, оратор не должен забывать о таком важном принципе композиции, как принцип усиления. Суть его заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения. Ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно все предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на все случаи жизни.

Очень важно, чтобы каждый человек, творчески подходил к подготовке выступления перед аудиторией, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные риторические навыки и умения.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое ораторское искусство?

2. В чём сходство и различие между понятиями «ораторское искусство», «риторика», «красноречие», «искусство речи»?

3. Какова сущность неориторики?

4. Почему риторику принято считать и искусством, и наукой?

5. Какие направления и жанры риторики вы знаете?

6. Как готовиться к публичным выступлениям?

7. Для чего оратору нужен личный архив? Из каких компонентов он состоит?

8. Зачем будущему оратору необходимо овладевать техникой речи?

9. Как связаны между собой риторика и культура речи?

10. Что такое композиция речи?

11. Какова роль плана выступления?

12. Какие существуют виды плана?

13. Назовите составные элементы композиции, раскройте их содержание.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1.

Вызовите жгучий интерес аудитории к одному из названных предметов и явлений: миллиард, зима, день, логопедия, шоколад, мусоропровод.

Задание 2.

Вы ведёте экскурсию по Москве, подражая Манилову, Коробочке, Хлестакову, Иудушке Головлёву, Остапу Бендеру, князю Мышкину. Что вы сделаете, чтобы ваши слушатели увидели перед собой не только литературный образ, но и поняли, что говорится об истории и современном состоянии города?

Задание 3.

Сочините афоризмы по данным схемам.

1. А=А. «Жить – значит выяснять». (А. Камю).

2. «Если – то». «Если звёзды зажигают, – значит, это

кому-нибудь нужно». (В. Маяковский).

3. «Кто – тот». «Кто не работает, тот не ест», (поел.)

Задание 4.

Завершите фразы:

Жизнь…

Язык есть…

Настоящий оратор…

Поэзия…

Дефектолог…

Задание 5.

Прочитайте любимое стихотворение в кругу знакомых и в незнакомой аудитории, держа в руке свечу и выключив свет. Следите за реакцией слушателей.

Задание 6.

Расскажите анекдот или интересную историю так, чтобы они вызвали живой интерес аудитории.

Задание 7.

По данной начальной фразе продолжите рассказ, чтобы была смысловая связь между каждым новым предложением. Следующую фразу предложите придумать другому, который передаст эстафету 3-му и т. д. Проанализируйте составленный текст. Следите за быстротой реакции участников игры.

Задание 8.

Прочитайте текст, как человек 1) рассерженный, 2) волевой, 3) безвольный, 4) добрый, 5) злой, 6) благодушно настроенный, 7) с иронией, 8) с раздражением, 9) со смехом.

Задание 9.

Прочитайте текст, выражая 1) восторг, 2) безграничную радость, 3) безудержное веселье, 4) сочувствие, 5) доверительность, 6) усталость, 7) угрозу, 8) отвращение, 9) ужас, 10) горе, 11) сожаление, 12) скуку, 13) надменность, 14) просьбу, 15) удивление, 16) робость.

Задание 10.

Абстрагируясь от содержания, прочитайте публицистический текст как 1) рекламу, 2) выпуск новостей, 3) рапорт военного, 4) мемуары богемного поэта, 5) научную лекцию, 6) дипломатическую речь, 7) анекдот, 8) странную историю, 9) рассказ закадычного друга, 10) любовное признание.

Задание 11.

Разрекламируйте 1) фотоаппарат «Седьмое небо», 2) салон красоты «Квазимодо», 3) крем для лица «Скипидарный», 5) ресторан «Белена».

Задание 12.

Прочитайте 10–15 скороговорок единым текстом, чтобы внушить аудитории 1) ужас, 2) почтение, 3) блаженство, 4) готовность смеяться, 5) восхищение.

Задание 13.

Создайте речевой портрет видного оратора XVII–XXI вв., проанализируйте текст его выступлений.

Задание 14.

Опираясь на технику речи и соблюдая основные качества правильной речи, донесите до слушателей смысл стихотворения Л. Кэрролла «Бармаглот».

Задание 15.

Проанализируйте данные ораторские выступления.

1. Гай Юлий Цезарь (102-44 до н. э.)

Из «Галльской войны» (книга VI)

Во всей Галлии вообще существуют только два класса людей, которые пользуются известным значением и почетом, ибо простой народ там держат на положении рабов: сам по себе он ни на что не решается и не допускается ни на какое собрание. Большинство, страдая от долгов, больших налогов и обид со стороны сильных, добровольно отдается в рабство знатным, которые имеют над ними все права господ над рабами. Но вышеупомянутые два класса – это друиды и всадники. Друиды принимают деятельное участие в делах богопочитания, наблюдают за правильностью общественных жертвоприношений, истолковывают все вопросы, относящиеся к религии; к ним же поступает много молодежи для обучения наукам, и вообще они пользуются у галлов большим почетом. А именно они ставят приговоры почти по всем спорным делам, общественным и частным; совершено ли преступление или убийство, идет ли тяжба о наследстве или о границах, – решают те же друиды; они же назначают награды и наказания; и если кто – будет ли это частный человек или целый народ – не подчинится их определению, то они отлучают виновного от жертвоприношений. Это у них самое тяжелое наказание. Кто таким образом отлучен, тот считается безбожником и преступником, все его сторонятся, избегают встреч и разговоров с ним, чтобы не нажить беды, точно от заразного; как бы он того ни домогался, для него не производится суд; нет у него права и на какую бы то ни было должность[49].

2. Неизвестный автор (XII в)

Из «Слова о полку Игореве», ок. 1187

Тогда великий Святослав изронил златое слово, со слезами смешанное, и молвил: «О сыны мои, Игорь и Всеволод! Рано вы стали Половецкую землю мечами терзать, а себеславы искать, но не с честью вы побились, не с честью кровь поганую пролили! Ваши храбрые сердца из крепкого булата выкованы, а в смелости закалены. То ли сотворили моей серебряной седине? А уже не ажу руководства могучего, и богатого, и многоратного брата моего Ярослава с черниговскими вельможами, с воеводами, со старейшинами, с боярами-шельбирами; с воинами-топчаками, с богатырями, со смельчаками, – они ведь без щитов, с ножами засапожными, кликом могут полки побеждать, звеня прадедовой славой. Но вы сказали: „Одни подоблествуем, будущей славой одни завладеем, а прежнюю сами поделим!“» А диво ли, братья, старому помолодеть? Когда сокол перелиняет, высоко птиц загоняет, не даст гнезда своего в обиду. Но вот зло: нежеланье князей пособить мне – на худое времена обернулись![50]

3. Николай Васильевич Гоголь (1809–1852)

Несколько слов о Пушкине

При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.

Самая его жизнь совершенно русская. Тот же разгул и раздолье, к которому иногда, позабывшись, стремится русский и которое всегда нравится всей русской молодежи, отразились на его первобытных годах выступления в свет. Судьба, как нарочно, забросила его туда, где границы России отличаются резкою, величавою характерностью, где гладкая неизмеримость России прерывается подоблачными горами и обвевается югом. Исполинский, покрытый вечным снегом Кавказ, среди знойных долин, поразил его; он, можно сказать, вызвал силу души его и разорвал последние цепи, которые еще тяготели на свободных мыслях.[51]

4. Уинстон Черчиль (1874–1965)

Из речи 13 мая 1940 г. в Палате Общин

Я заявляю Палате, как уже заявил министрам, вошедшим в состав правительства, что могу только предложить кровь, труд, слезы и пот. Нам предстоят самые горестные испытания. Перед вами долгие, долгие месяцы борьбы и страданий

Вы спросите – в чем наша политика? Скажу вам – начать войну на суше, на море и в воздухе, войну со всей нашей мощью, со всей силой, дарованной Богом; начать войну против ужасной тирании, невиданной даже в самых темных, самых прискорбных списках человеческих преступлений. Такова наша политика.

Вы спросите – какая наша цель? Могу ответить одним словом: Победа. Победа любой ценой, победа, невзирая на все ужасы, победа, каким бы долгим и тяжелым ни был путь к ней, ибо без победы мы погибнем. Представим это себе с предельной ясностью. Не станет существовать Британская империя, погибнет все, что она отстаивала, исчезнут и вековые импульсы, толкающие человечество вперед к его цели.[52]

Рекомендуемая литература

1. Апресян Г.З. Ораторское искусство. – М., 1978.

2. Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи. – М., 1970

3. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. – М., 1978

4. Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. – М., 1998

5. Леммерман X. Учебник риторики. – М., 1997.

6. Львов М.Р. Риторика. Культура речи – М., 2004.

7. Мурашов А.А. Педагогическая риторика. – М., 2001.

8. Никольская СТ. Техника публичной речи. – М., 1990.

9. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991.

10. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992

11. Сперанский М.М. Об ораторском искусстве: правила высшего красноречия. – М., 2001.

12. Хрестоматия по риторике / Сост. С.Ф. Иванова – Пермь, 1992

Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений / А.А. Алмазова [и др.]; под ред. А.А. Алмазовой. – Москва: Владос, 2008.

Глава 4. ТЕХНИКА РЕЧИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 3349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.