Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Страсти по Ватикану 1 страница. Папская область на месте нынешнего Ватикана существовала издревле




 

Папская область на месте нынешнего Ватикана существовала издревле. История ее уходит своими корнями в смутное Средневековье. Обратимся к истокам формирования религиозного центра.

На заре веков из среды мирян или священников выделилась особая прослойка проповедников, избиравших путь служения вере и посвятивших этому всю свою жизнь без остатка. Это были люди, обладающие особым даром убеждения, который в древности назывался харизмой. В буквальном переводе харизма означает «даруемый духом», иными словами, это умение пророчествовать, быть учителем. Будучи талантливыми ораторами, проповедники способны были привлечь на свою сторону многих мирян, которые верили в их проповеди и преклонялись перед ними.

Со временем такие люди становились руководителями целой христианской общины. Поначалу они были ее духовным, а затем и политическим ядром. Позднее руководство общиной перешло к пресвитерам – старейшим членам общины, а значит, самым мудрым и опытным.

Среди общинников были и епископы, игравшие совершенно особую роль. Как представители высших социальных слоев, они вносили новое начало в жизнь и общественный строй первых христиан.

Это были наиболее богатые члены таких сообществ, которые, естественно, пытались захватить власть в свои руки. Епископы стремились оттеснить пророков и учителей, чей дар казался им сомнительным, и встать во главе общины, поскольку они обладали правом сильнейшего и к тому же самого богатого и мудрого владыки. И им это удавалось.

Так постепенно формировалась первая церковная организация, возглавляемая епископом. Такой уклад жизни в христианской общине вытеснил старый, с харизматиками и пророками.

Однако собственных обрядов и культов христианским общинам пока что не хватало, поскольку слишком мало прошло времени с момента появления новой религии, естественно, еще не успевшей выработать своих неоспоримых традиций, которые признавались бы всеми последователями веры. Значит, такие традиции должны были откуда‑то прийти. Наиболее близким и пока еще окончательно не забытым оставалось язычество.

Как известно, христианство многое заимствовало из языческих обрядов тех стран, где оно постепенно захватывало власть. Смешиваясь с наиболее древними представлениями тех или иных народов, новая религия только укреплялась в их среде. И такая судьба была уготована не только христианству, но и всем другим мировым религиям, пришедшим на смену язычеству.

Епископы постепенно привлекали в христианство языческие представления и законы, в том числе и закон о «божественной собственности», близкий и понятный всем последователям религии. Его суть заключалась в том, что боги языческие, а теперь и единый христианский Бог мог обладать всем, что преподносилось Церкви в качестве пожертвований и даров. Все, что входило в церковную собственность, принадлежало самому Христу, а значит, становилось неприкосновенным и не могло отбираться или быть подаренным.

Новая организация изменила и само представление о церковной власти, которое также вырабатывалось постепенно, по мере развития церковной иерархии. Теперь власть превратилась в предмет культа. Все, что так или иначе было связано с Церковью, с ее служителями, считалось одним из христианских таинств.

Такое же представление было перенесено и на церковное имущество. Все поместья и земли принадлежали Богу, все должности также были производными его воли, а потому не подлежали обсуждению.

Общины постепенно росли, один епископ не справлялся со всеми делами и обязанностями, а следовательно, ему необходимы были помощники. Епископ постепенно окружал себя все большим количеством непосредственных подчиненных, которые получали статус служителей Церкви и определенную церковную должность при епископе. У них были свои обязанности, чаще всего судебные или финансовые, им приходилось собирать налоги в пользу Церкви, подсчитывать доходы. Иногда они вели проповеди от имени епископа. Однако главенствующее положение всегда принадлежало только самому епископу. Согласно христианскому вероучению, епископ был своего рода пастырем, то есть пастухом, а все подчиненные и прихожане – его стадом.

Христианство в это время уверенно шагало по Европе. В провинциях Римской империи существовало большое количество общин, которые стремились выделиться из всех остальных, стать самыми главными. Но первенство удалось захватить только римской общине. И это было не случайно.

Вокруг этой общины сплелось целое кружево легенд и преданий. Причем она сама старалась укрепиться, подтвердить свое первенство с помощью Библии – самого главного и неоспоримого источника.

С IV века дошли до нас сведения о том, что основателем римской общины был не кто иной, как апостол Петр. А по представлениям того времени он мог выступать только в роли ее епископа. Неизвестно, является ли это утверждение легендой или было извлечено со страниц Священного Писания, тем не менее в его пользу свидетельствуют многие хроники. Например, в Александрийской хронике сохранилась запись следующего содержания: «В первый год царствования Веспасиана умер апостол и иерусалимский патриарх Якобус, которого Петр при отъезде назначил вместо себя епископом Иерусалима».

Рим оспаривал у самого Иерусалима право быть главным центром и опорой христианства, оплотом веры, ее нерушимой скалой. Кстати, греческое имя апостола Петра (Petra) в переводе означает «скала».

После первой легенды об апостоле родилось и другое предание, рассказывавшее, будто на земле Рима было пролито слишком много крови великомучеников, в том числе и самого Петра. В этой легенде есть доля правды: именно в Риме апостол Петр нашел свою смерть.

Вывод напрашивался сам собой: в качестве своеобразного искупления именно римская община должна была стать оплотом веры. Тот город и тот народ, которые долго сопротивлялись христианству, и стали причиной смерти самого Христа, должны искупить свою вину перед ним.

Наверное, неслучайно легенды так прочно связывают имя апостола Петра с Римом. Ученик Христа действительно жил и проповедовал в Вечном городе. Существует даже легенда, гласящая, что на Ватиканском холме находится могила Петра, которая затерялась среди прочих языческих могил. В честь апостола на том самом месте, где он был погребен, воздвигли храм, носящий имя Святого Петра.

Возвращаясь к истории христианства и первых христианских церквей как социальных организаций, следует отметить, что в связи со своей особой значимостью все римские епископы стремились получить звание и титул, которые выделяли бы их среди прочих епископов всего христианского мира.

И тот особый титул был найден епископом Марцеллином, который заимствовал его с Востока. С его легкой руки все римские епископы стали называть себя Папами, что в переводе с греческого означает «батюшка» (дословно pappas – отец). Так называли епископов на Востоке, подчеркивая отеческие, родственные отношения с Богом. Подобное отношение прочно укоренилось и среди христиан.

Однако новый титул не сразу получил всеобщее признание. Все‑таки он пришел с Востока, из страны неверных. Несмотря на это, его появление сразу же повлекло за собой новую волну борьбы за власть. Быть Папой постепенно становилось все более престижно. За это право боролись, поскольку более высокий титул означал большую власть.

Смерть каждого Папы вызывала споры между членами общины за почетное право занять его место. Но сама власть Папы носила неопределенный характер: непонятно было, где она начинается и где заканчивается, а также на какой основе зиждется. Часто жители не знали, чьи они подданные. Происходило это еще и потому, что внутренняя борьба за папский престол приводила к одновременному избранию двух Пап, между которыми велась непримиримая борьба.

Кроме того, неопределенными были отношения между Папой и императором. История знает немало примеров такого разделения власти. Приведем один из них. В 808 году император Карл Великий специально назначил чиновников для того, чтобы взимать подати и налоги с населения Папского государства, как будто речь шла о его собственных городах.

Эта неопределенность приводила к тому, что папский престол при ослаблении другой, светской, власти переходил к римской аристократии. И когда речь заходила о правах на управление государством, то об императоре уже никто не вспоминал. Начинались трехсторонние распри между Папой, императором и местными феодалами.

Уже с самых ранних времен, как только выделилась римская община, ее епископы стремились занять главенствующее положение. По этой причине они старались установить на досягаемых пределах подвластной территории одинаковые для всех религиозные обряды, молитвы и правила, которые обязаны были соблюдать все христиане, причем таким образом, чтобы в их исполнении не было разногласий. В противном случае это могло привести к расколам.

Постепенно римский епископ занял главенствующее положение среди всех остальных епископов Апеннинского полуострова и близлежащих островов. А затем он добился права назначать и отстранять от должности священников. В начале IV века Папа Константин пожертвовал огромные суммы на строительство дворцов и базилик.

Постоянной резиденцией Пап стал Латеранский дворец, который более напоминал собой крепость, что в общем‑то было не случайно, ведь в неспокойное время высокие надежные стены нередко выполняли оборонительную функцию.

Теперь богослужение проходило в соборах и храмах, специально построенных для этих целей. Раньше оно обычно проводилось в домах мирян и всех последователей веры. Храмы и церкви только утверждали господство христианства.

Все же расколы и споры были неизбежны. Находились противники той веры, которую проповедовал Рим и его Папы. Они объединялись в отдельные группы, со временем становившиеся все больше, и по‑своему толковали Библию, традиции и христианские обряды, поэтому стремились отделиться от основного направления.

Таких несогласных больше всего было на востоке, на тех территориях Римской империи, где располагались греческие колонии, а также в пограничных с Византией областях. Здесь и начались ответвления.

Разные направления восставали друг против друга и не желали терпеть единства. Так произошел раскол между Западом и Востоком. Утвердил два направления в христианстве Сердикский собор.

С этого времени Папа, который почувствовал, что его власть находится под угрозой и что его постепенно притесняют, стал претендовать на верховенство в светских делах. Возвышение Папы происходило одновременно с другим процессом – сведением к минимуму власти императора.

Как раз в это время население Рима эмигрировало в Византию, где многие находили своих единомышленников по вере или же просто спасались от раздоров Пап и императоров, которые неизменно отражались на жизни простых людей. При этом все их имущество передавалось Папе. Это был закон, благодаря которому росли земельные владения Церкви.

Папский престол стал настолько популярным, что за право его наследования споры разгорались еще при жизни действующего Папы. Назрела необходимость упорядочить весь процесс. В связи с этим Папа Симмах издал первый указ о выборах. Чтобы предотвратить интриги и влияние светских лиц, отныне запрещалась всякая деятельность, направленная против Папы при его жизни. Это стало весьма актуальной мерой, так как после смерти Папы из церквей выносились драгоценности, которые тратились на то, чтобы склонить как можно больше сторонников к избранию определенной кандидатуры.

Аталарих, король остготов, даже приказал префекту Рима прибить на стене базилики собора Святого Петра дощечку, на которой был написан указ о запрете подкупов.

Уже тогда начала складываться мощная материальная база духовенства. У Рима появилось много земельных владений, расположенных в его окрестностях и на берегах Сицилии. Земли безвозмездно передавались Папе в качестве своеобразного пожертвования всеми желающими, которые таким способом стремились обеспечить себе вечное блаженство в мире ином.

Не только Италия дарила свои земли Папскому государству, но и Африка, Галлия, Азия. Покровительство Папы необходимо было не только в духовной, но и в политической жизни. Такой патронаж выражался еще и в том, что крестьяне, впавшие в нужду, могли обратиться за помощью к Церкви. Однако за оказанную с ее стороны поддержку они обязаны были передать свой участок земли в церковную собственность.

После смерти крестьянина его участок переходил в руки Церкви уже в вечное пользование. Таких крестьян, отдавших свои земли, называли прекаристами (от латинского слова praecar – просьба). Впоследствии Церковь заставляла их обрабатывать отданные земли за определенную плату.

Кроме того, у Рима и Папского государства были особые крестьяне, так называемые колоны. Они платили дань вином, хлебом и золотыми монетами. Такая плата называлась пенсией. Ее должен был платить каждый поселившийся в папских владениях, даже если этот человек не обрабатывал землю.

Так постепенно Церковь забирала в свои руки и мирскую власть. Все государственные функции переходили от императора к Папе, благо церковники могли опираться на свои земли и своих крестьян. Папа становился не только церковным, но и светским владыкой.

Усиление власти требовало и ее регулирования. Время от времени Папы создавали свои военные отряды. Папство неоднократно обращалось к франкам в поисках опоры для борьбы с крестьянскими волнениями. Это была двусторонняя связь. Если Франкское государство поддерживало папство, это означало и усиленное насаждение христианства на языческих территориях. Вскоре христианскую веру приняли многие вожди франкских племен, а Папа даже устроил по этому поводу трехдневный всехристианский праздник.

Повсеместное насаждение новой веры началось с угрозы смертной казни для тех, кто не ходит в церковь по праздникам, не почитает христианского Бога и продолжает соблюдать языческие обряды.

Впоследствии Рим и Папская область испытали на себе мощное влияние Германии и отдельных феодальных семей Италии, воевавших за папский престол. В IX–X веках установилась полная зависимость Рима от Германии. Нередко Папе выпадала участь быть посредником между борющимися сторонами. Это, конечно же, способствовало укреплению церковной власти в Италии и за ее пределами. У Папы для этих целей было очень много помощников, викариев, чаще всего становившихся его представителями в провинциях.

Все священники имели особое облачение. Викарий, на должность которого назначался, как правило, архиепископ, носил белый воротник с тремя шелковыми крестами. Воротники почти всегда изготовлялись из шерсти, а кресты – из шелка, из самых дорогих и благородных тканей. Кресты символически обозначали пастыря, несущего на плечах овцу. Такой рисунок стали называть паллией. Он вручался Папой и символизировал особую силу, которую получал его обладатель.

Папы всегда старались укрепить свою власть не только символами и одеждой, но еще и фактически. Так, Николай I выдвинул идею о том, что права Папы имеют божественное происхождение. Он требовал всеобщего приоритета в церковных и светских делах. Ни перед чем не останавливаясь, Николай I отлучал от церкви архиепископов, вмешивался в светские дела, добивался преобладания духовной власти над светской. После него ни один Папа не внес такого большого вклада в формирование теократической власти, то есть такой формы правления, при которой глава государства одновременно является его религиозным главой.

Постепенно сложились и оформились культ и церковные ритуалы, уже христианские. Григорий I утвердил мессу как церковную службу, посредством которой люди обращались к Богу и молились об отпущении грехов.

Само церковное государство складывалось в VIII веке. Его история началась с договора Папы Стефана III с франкским королем Пипином Коротким о защите Рима от нападений византийцев и варварских племен лангобардов. Стефан III сделал Пипина королем и совершил над ним обряд венчания на трон. Отныне Пипин стал избранником Бога, а трон получил необходимую опору.

Стефан III потребовал за это вознаграждение и получил его в виде «Пипинова дара». Проще говоря, Пипин в 756 году подарил Папе отвоеванные земли: Парму, Реджио, Мантую и герцогство Сполетское. Сам Рим и пограничные области не оккупировались лангобардами, но тем не менее были подарены Пипином Стефану III. С «Пипинова дара» и началось церковное государство. Так Папа стал светским государем, владетелем Папской области и других территорий и начал вести себя как светский князь.

Первым Папой, которому пришлось столкнуться с сопротивлением духовной власти именно в Риме, был Павел I (757–767). Жители Вечного города, всегда чтившие своего епископа как владыку духовного, лишь только уразумели, что он сделался их светским господином, вступили с ним в борьбу.

Эта борьба римских горожан со светской властью Церкви растянулась на многие столетия, и нередко Папам приходилось скрываться в своих резиденциях, спасаться бегством и отсиживаться в крепости – замке Святого Ангела (бывшей усыпальнице императора Адриана).

В правление Папы Адриана I проводилась реставрация церквей, городских стен и сети водопроводов. В частности, была перестроена церковь Санта‑Мария ин Космедин, расположенная недалеко от Большого цирка. Ее реставрации мешала античная стена, сломать которую оказалось невозможным. Тогда Папа позвал на помощь народ, велел принести большое количество дров и разложить у этой стены костер. Разрушить старую стену удалось только через год.

Его преемник, Лев III (795–816), вынужден был бежать из Рима, где ненавистники напали на него, ослепили и отрезали язык. Несчастный Папа смог вернуться на престол только благодаря содействию франков.

Между тем на Ватикан и Италию надвинулась новая беда. В IX веке на юге страны появились воинственные арабы, которых называли сарацинами или маврами. В 846 году они захватили Ватикан и вознамерились там обосноваться навсегда, но, к счастью для Рима, были прогнаны воинственным Гвидо, властителем города Сполето, великодушно пришедшим на помощь Церкви.

Папой Римским в те годы был Иоанн VIII – человек смелый, ловкий и быстрый. Недолго думая, он склонил на свою сторону короля франков Карла Лысого, государя бездарного и никчемного, ибо Церковь не хотела ни с кем делить свою власть. 25 декабря 875 года Карл был коронован как император, после чего императорская власть обратилась в пустой звук, а Папа почувствовал себя полноценным властелином.

Но вскоре эта победа обернулась для Рима полной анархией, так как против неограниченной власти Папы выступила знать, поддерживавшая короля Людовика Немецкого, а сарацины с новыми силами устремились за добычей. Иоанн VIII проявил исключительную воинственность: отлучил от церкви прогерманских смутьянов, которые, убегая, ограбили папскую казну, а для спасения от сарацинов завел собственный флот и одержал в бою победу, выступая в роли адмирала. Правда, сарацины довольно быстро оправились от поражения, и Папе‑воителю пришлось бежать во Францию, откуда ему нескоро удалось вернуться.

Один из последующих Пап, Стефан V, безуспешно умолял бесполезного Толстого императора выступить против сарацинов. Они опять были разбиты герцогом Сполетским, что весьма подняло его престиж. В скором времени Папа Стефан V умер, и место его в сентябре 891 года при поддержке прогерманской группировки занял Формоз. Гвидо II Сполетский, владевший несколькими коронами, объявил соимператором своего юного сына Ламберта.

Такое усиление сполетского дома не понравилось Папе, и он пригласил в Рим германского короля Арнульфа, посулив ему императорскую корону. Арнульф не стал отказываться и двинулся по направлению к Риму, по дороге грабя селения. В те времена это был самый обычный способ добывания пищи для войска в дороге.

Формоз был уверен, что для Церкви выгоднее, чтобы императорская корона принадлежала далекому германскому королю, который живет за горами, нежели представителю итальянской знати, находящейся совсем рядом и не оказывающей должного почтения наместнику Бога на земле.

Императорской короной желал также овладеть юный красавец рыцарь Ламберт II, сын умершего в 894 году Гвидо II Сполетского, который имел среди римской знати большое число сторонников.

Узнав о приближении Арнульфа, энергичный Ламберт бросился готовить к обороне свой родной город Сполето, а защиту Рима взяла на себя его мать. Папа Формоз был схвачен сторонниками Сполетского дома и упрятан в замок Святого Ангела, а Вечный город запер ворота и приготовился к бою.

В феврале 896 года Арнульф подступил к стенам Рима и потребовал открыть ворота, на что римляне ответили оскорбительными насмешками. Тогда германцы в ярости бросились на стены, пробили ворота, а к вечеру ворвались в город со стороны Неронова поля – так называлась равнина, тянувшаяся от Ватикана до Мульвийского холма.

В Риме враги Арнульфа быстро присмирели, и ничто не помешало его пышному вступлению в город и коронации в базилике Святого Петра. Римляне принесли присягу верности Арнульфу, после чего тот поспешил покинуть Рим, чтобы покончить со своими сполетскими соперниками.

Арнульф двинулся на Сполето, но внезапно оказался разбит параличом. Произошло это, как думали, не столько от яда, сколько от безалаберного и беспутного образа жизни. В скором времени скончался Папа Формоз, от болезни или от яда – осталось загадкой.

После его смерти обстоятельства сложились в пользу дома Сполето. Преемником Формоза на папском троне был ставленник Сполетского дома, Стефан VI. Обезумев от ненависти, он совершил неслыханное деяние, покрыв позором себя и свой варварский век.

Стефан VI предал суду Формоза за то, что тот короновал германца Арнульфа. Формоз был мертв и мирно покоился в своем саркофаге. Это возмутило Стефана VI. В начале 897 года был созван церковный собор, труп Формоза извлекли из саркофага, одели в папское облачение и посадили в кресло.

Совершенно серьезно мертвецу предъявили официальное обвинение. От имени усопшего оправдательную речь произнесло какое‑то духовное лицо. Формоз был признан виновным, осужден и низложен, с него сорвали папское одеяние, отрубили три пальца на правой руке, проволокли труп по улицам Рима и под улюлюканье толпы швырнули в Тибр.

По странному стечению обстоятельств как раз в это время рухнула обветшавшая Латеранская базилика, разрушение которой суеверные люди истолковали как предвестие падения христианской Церкви.

Осенью того же года злой рок настиг Стефана VI: сторонники поруганного Формоза подняли в Риме восстание, схватили нечестивого Папу, затащили в темницу и удавили, а церковные власти в скором времени издали постановление, запрещавшее впредь устраивать суд над умершими.

Формоз, выловленный из Тибра рыбаками, был торжественно погребен в правление Папы Феодора II, которое продолжалось всего 20 дней в конце того года. А через несколько лет был реабилитирован свергнутый и удавленный Папа Стефан VI, и в базилике Святого Петра ему воздвигли памятник.

На рубеже IХ – X веков в истории Рима наступил период, когда власть перешла в руки женщин, причем отнюдь не добродетельных. В летописях эта эпоха называется «временем правления непотребных женщин». Такими царицами в Риме стали Феодора и ее дочь Мароция, обе они отличались завидной красотой, желанием властвовать и при этом не особенно большим умом.

В январе 904 года Папой стал ставленник Феодоры, Сергий III, которому, благодаря поддержке царицы, удалось удерживать власть в своих руках в течение целых 7 лет – по тем временам это очень солидный срок правления. Сергий сразу же заявил о себе как о человеке сильном и крайне энергичном. Летописцы называют его чудовищем, намекая на незаконный захват власти.

Но тем не менее в Вечном городе он чувствовал себя очень уверенно и даже начал строить здания. Сергий восстановил Латеранскую базилику, которая пришла в упадок во время процесса над Формозом. Силы в его правление распределились следующим образом: власть духовная принадлежала Сергию, светская – сенатору Феофилакту, а Феодора захватила фактическую власть.

Потом на римский престол взошел Альберик, который стал первым диктатором. Такого еще не было, чтобы светское лицо встало у папского престола. Казалось бы, здесь и подошел конец церковной власти, но это было не так.

Альберик не решался устранить Папу от управления государством и создал своего рода двоевластие. Он сохранил за Папой формальные права, но по существу вся власть принадлежала ему. Как самый настоящий диктатор, он упразднил папские выборы и стал назначать Папу сам.

Перед своей кончиной в полном расцвете сил Альберик успел передать папскую тиару своему сыну, Октавиану, вступившему на престол под более скромным, монашеским именем Иоанн XII.

Но характером новый Папа был совсем не как его отец. Он, наместник Бога на земле, стал вести распутный образ жизни и превратил постепенно свою резиденцию, Латеранский дворец, в пристанище разврата и порока. Здесь находился его многочисленный гарем. Но чем дальше, тем хуже: юный Папа пожелал отвоевать Южную Италию, а для того чтобы укрепить свое положение в Риме, он вступил в союз с германцами.

Октавиан призвал германского императора Оттона I и пообещал ему в качестве награды корону римского правителя. Так, в зависимости от того, кто приходил к власти и какие выбирались союзники, в истории Ватикана и Рима сменялась прогерманская и проитальянская политика. С этого времени начинается история Священной Римской империи, потому что Оттон I вместе со своей супругой Адельгейдой был коронован в базилике Святого Петра.

После этого Рим и его жители расстались со своей самостоятельностью и принесли присягу верности императору. Снова возродилась Священная Римская империя, но императорский титул перешел к германским королям. Теперь центр ее находился в Германии, а Рим считался окраиной государства.

С этого момента началась борьба Рима и всей Италии против Германии за независимость, и у всех итальянских городов появилось желание обрести свой собственный статус.

Оттон расширил свои права. В ноябре 963 года он вторично вступил в Рим и объявил, что отныне Папой будет избираться только человек, угодный самому императору. Точнее, только император теперь мог назначать Папу. Римляне, дорожившие столько веков правом избрания верховного владыки, потеряли его.

Укрепил позиции Оттона и курьезный случай. Новый император устроил в базилике Святого Петра суд над бывшим Папой Октавианом, сбежавшим из города. На этот процесс Октавиан прислал письмо, где грозил отлучить от церкви епископов, если они изберут другого Папу. Однако письмо было написано на народном итальянском языке, а не на латыни, как того требовал обычай. Тогда стало ясно, что Октавиан просто латинским языком не владеет. Собор низложил его и избрал нового Папу, Льва VIII, который был мирянином, но вел очень благопристойный образ жизни.

Октавиан предпринимал попытки вернуть себе престол, однако безуспешно. После его гибели род Альберика не прекратился. Его потомки, графы Тускуланские, вернулись в Рим, после чего началась война между Тосканским итальянским родом и Германией за право владения папским престолом.

X и XI века были временем процветания варварства в Вечном городе. Доказательством тому может служить история перехода папского престола от одной воинствующей группировки к другой. В 1012 году Феофилакт, сын графа Тускуланского, самовольно захватил нынешний Ватикан и провозгласил себя Папой. Это было первым узурпаторством со стороны Италии. Папа сделал правителем Рима своего брата Романа, и Вечный город перешел, таким образом, во владение Тускуланского дома.

Новые властители оказались дальновидными политиками и сумели удержать власть в своих руках. Папа стал препятствовать торговле церковными должностями и запретил духовенству жениться. Но эти нововведения были проигнорированы. После его смерти Тускуланский дом проявил расторопность и, чтобы не выпустить власть из своих рук, сделал Папой малолетнего Бенедикта.

Но, как только Бенедикт вырос, он возжелал полностью насладиться жизнью и стал развлекаться и грабить по ночам римских жителей. Как известно, в прошлом многие Папы были закоренелыми грешниками, но Бенедикт затмил всех. В конце концов всем надоели его бесчинства, и Бенедикта IX решили низложить.

Папа не очень огорчился. Трезво осознав непрочность своего положения на престоле, он поспешил избавиться от него первым. Бенедикт продал свой сан римлянину Иоанну Грациану, который был протопресвитером церкви Святого Иоанна у Латинских ворот. Так на престоле воцарился новый Папа – Григорий VI, а Бенедикт снова сделался мирянином. В правление Григория VI снова проводилась политика, ориентированная на Германию.

После Григория Папой стал бамбергский епископ, избравший для себя имя Клемент II. Через несколько дней он возложил на германского короля императорскую корону. Генрих III получил титул патриция римлян. Таким образом город снова перешел под опеку германцев, утратив связь с Тускуланским домом.

Новый Папа сразу же приступил к реформам. Первым делом он запретил торговлю церковными должностями. Низложенного Григория увезли в Германию ради спокойствия, чтобы своим присутствием в Риме он не напоминал о позорной покупке сана.

С приходом к власти Клемента II прогерманская политика в Италии начала укрепляться. После бесчинств Бенедикта Рим сам попросил поддержки у Генриха III.

Стремясь стать общепризнанным главой, Папа видел в императоре серьезного соперника и потому готов был даже изменить своим исконным принципам и пойти на союз с монашеством, который наметился в середине XI века, поскольку именно в это время аристократия усиленно приобретала земли за счет монастырей и Церкви.

Надо отметить, что в середине XI века папство вступило в конфликт с Византией. Папа, который стоял в то время у власти, потребовал себе земли Южной Италии, находившиеся в подчинении у византийского императора. Лев IX рассчитывал, что напряженная международная обстановка заставит императора быть поуступчивей, но все оказалось не так просто. Папа встретил яростное сопротивление. Представители Рима, прибывшие в Константинополь, предали патриарха анафеме и покинули восточную столицу. Это было началом раскола между Западом и Востоком.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.