Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Страсти по Ватикану 2 страница. В 1054 году произошло разделение Церкви




В 1054 году произошло разделение Церкви. И западная, и восточная ветви претендовали на звание вселенской (католической по латинскому произношению) Церкви. Когда такое наименование закрепилось за западной ветвью, то восточная выбрала для себя название православной.

В XI же веке начались первые реформы Церкви. В городах Северной Италии было очень много недовольных властью Папы, а особенно его духовной эксплуатацией. Лидерами недовольных стали итальянский монах Петр Дамиани и лотарингец Гумберт. Последний предлагал по существу разделение властей и отделение светской власти от церковной. Однако эта идея была совершенно чужда Средневековью. Ведь в представлении средневекового человека Церковь и государство были чем‑то единым и неделимым. Отлученный от церкви изгонялся из общества и государства. Ни о каком разделении не могло быть и речи.

Но Гумберт под независимостью государства понимал нечто иное: беспрекословное подчинение светской власти церковной. Это было единственно правильное решение дилеммы. Но идеи Гумберта нашли сочувствие только у некоторых епископов. И то только потому, что те не хотели больше оставаться в зависимости от императора.

Впоследствии реформа продолжилась, хотя и в несколько ином ключе. Главой реформистов стал Гильдебранд. Он и его сторонники избрали Папой Николая II, который должен был проводить в жизнь новую политику. Странно, но императорская партия, венчавшая Николая II на престол Папы, совершила несуразность. Она сама, должно быть в пылу борьбы, не заметила, как нарушила главный принцип независимости Церкви от государства.

Но эту несуразность можно объяснить. Ведь император не мог оставить Папу вне сферы светской власти. Если он помогал отделять Церковь, то только потому, что это было просто выгодно ему самому. Гильдебранд был фактическим правителем на папском престоле при Николае II. Он же и осуществил первую серьезную реформу, результаты которой дошли до наших дней. Право избрания Пап отныне закреплялось за коллегией кардиналов, епископов ряда главных церквей Рима. Собрание кардиналов стало называться конклавом.

Папа Григорий VIII стал родоначальником папской финансовой политики более позднего периода. В деньгах он видел не смысл жизни, а средство достижения цели. Он, по примеру своих предшественников, тратил большие деньги на содержание войска и утверждал, что необходимо военным путем избавляться от покровительства света. А значит, всякие притязания аристократии на церкви и их представителей должны быть прекращены. Идеалом Григория VIII была независимая от государства Церковь. Особенно много от этой независимости ожидали в Германии, ведь она означала освобождение от вековой политической подчиненности.

Хотя германские императоры положили начало весьма полезной традиции дарения церквям и храмам земель, на первых порах дарственные записи сообщали только о доходах. Постепенно епископ вытеснял графа, а епископская область превращалась в судебный округ. Император Оттон III назвал ее новым именем – regimen, то есть государственное управление. Затем такие земли стали называться княжествами. Так образовывались монастырские и другие духовные владения.

Епископ теперь превратился в императорского вассала. А когда он начинал исполнять свои обязанности, светский монарх вручал ему посох, который был символом власти в духовном мире. За этой церемонией закрепилось название инвеституры. Тот, кто получал посох, становился владельцем определенных земель. Церемония символизировала и отражала реальные владения и реальную земную власть духовных лиц. Кроме посоха, император вручал духовному лицу кольцо, и епископ принимал присягу верности.

Но вернемся к Григорию VIII, который был дальновидным политиком. Для осуществления своих планов он прибег к помощи норманнов и планировал заставить всех христианских королей принести ему присягу. Но, очевидно, его планы зашли слишком далеко. Он не учел реального соотношения сил, и это было его грубейшей ошибкой.

Григорий VIII все более претендовал на утверждение папской власти и вызвал недовольство союзников. Особенно римлян возмутили его договоры с норманнами. Спровоцировано такое отношение было разгромом норманнскими войсками Рима. Население города поднялось против Папы, и Григорий был вынужден бежать за помощью, однако не успел – в дороге его настигла смерть.

Эти неудачи на Западе заставили Папу направить свои действия на Восток. Папство хотело утвердиться и здесь, чтобы создать единый христианский мир. В этот период начались знаменитые Крестовые походы. Причин для них существовало много. Но самой главной было стремление Церкви к наживе. Папа Римский привлек на свою сторону самые разные слои населения. Купцы шли в воинство с целью расширения своей торговли, рыцарей привлекал культ служения Христу, а за ними потянулись и крестьяне, которым надоели нещадные раздоры и эксплуатация в Риме. Кроме того, папство намеревалось показать, кто хозяин в христианском мире. Все, кто давал обет отправиться в поход, становились под защиту Церкви. Это было своевременной мерой, так как в этот период началось отделение городов Италии и превращение их в самостоятельные города‑коммуны. В Риме это движение сопровождалось выступлениями против Папы.

Новая страница римской истории открывается с начала правления Папы Иннокентия III. Как только он вступил на престол, то сразу же обратился с посланием к целому ряду итальянских коммун и призвал свой народ освободиться наконец от германского опекунства. А для того чтобы сделать свои доводы более наглядными, он прибегнул к средствам убеждения, которые были сильнее, чем слова.

Папа просто представил на обозрение итальянскому народу всех покалеченных германцами, а таких людей в Риме нашлось немало. Вид этих несчастных отбил у горожан стремление и дальше жить под покровительством Германии. Участниками борьбы должны были стать практически одни бедняки. Несомненно, Иннокентий извлек выгоду из этого предприятия.

Папа выкачал крупные средства из императорских владений. Кроме того, он воспользовался ослаблением германской власти, которое было связано с «коммунальным» движением на севере Италии. Многие города попросту ускользнули от Германии. Однако необходимо было не просто освободить Италию, но и объединить ее под эгидой Церкви, а это уже было намного сложнее.

Одновременно Иннокентий вел борьбу с еретическим движением на юге Франции. Был организован знаменитый Лангедокский поход во французскую провинцию, где Папа повелел просто уничтожить всех слабых и некрепких в вере заодно с еретиками.

В Средние века возникают и монашеские ордена, которые так или иначе связаны с Римом.

Так, доминиканский орден сразу же нашел общий язык с Папой. Доминиканцы гордились своей привязанностью к римскому престолу, даже название их ордена означает верность (Domini canes – псы Господни). Вся их деятельность была направлена на борьбу с ересью.

Орден выступал как нищенствующий, хотя на самом деле погоня за наживой была очень развита. Ведь борьба требовала больших средств. Через доминиканство Папы контролировали ситуацию за пределами Рима. Интересен тот факт, что из недр доминиканского ордена вышли средневековые философы Альберт Великий и Фома Аквинский.

Еще раньше доминиканского ордена был создан другой, получивший название по имени своего основателя – Франциска Ассизского. Он проповедовал добровольную нищету и поэтому сначала встретил недоброжелательное к себе отношение.

Эти два ордена были для Церкви крайне удобны, так как они позволяли принимать подарки и заключать финансовые сделки не от имени самих Пап, а от имени жертвователей. Формально отказываясь от благ, они предпочитали жить в «соблазне мира». Именно представители францисканского и доминиканского орденов стали известны в истории как ярые инквизиторы.

Результатом Лангедокского похода стало освобождение Папской области от германской зависимости. Однако в XIV веке папство подпало под власть французской короны. Как всегда, произошло это из‑за земельных владений: Папа передал Франции остров Сицилию. В 1309 году резиденция Пап была перенесена во французский город Авиньон, где и находилась до 1377 года. Здесь, под покровительством короля, Папы чувствовали себя намного уверенней. Тем более что им предоставлялись многочисленные льготы, а расплачивались Папы тем, что назначали на престижные духовные должности практически только одних французских кардиналов.

Однако пребывание Пап в Авиньоне печально сказывалось на делах в Италии. За время отсутствия оказались разграбленными города. Местные феодалы и знать прибирали к рукам все, что плохо лежало. Поэтому, как Папам ни было хорошо в Авиньоне, все‑таки пришлось вернуться обратно в Рим.

Таковы наиболее яркие страницы истории папства и Ватикана в Средние века.

Эпоха Возрождения в Папской области наполнена не столько войнами и борьбой за престол, сколько заботой о Вечном городе и реставрацией старинных соборов. Теперь Папы увлеклись искусством с неменьшей страстью, чем войнами и борьбой за власть. Мастера и художники искали покровительства у меценатов, первым из которых стал Папа Николай V. Он был знаком с идеями гуманизма, увлекался античной литературой. С молодых лет Николай V тратил огромные средства на приобретение старинных рукописей. Его собрание составило основу будущей Ватиканской библиотеки. Коллекция Папы насчитывала 794 латинские и 353 греческие рукописи. Пергаментные рукописные книги были украшены богатыми миниатюрами и имели красивые переплеты, выполненные из изысканного малинового бархата.

Папа Николай V начал реконструкцию Рима – реставрацию церквей и домов, но в поисках средств на покровительство и меценатство он же открыл повсеместную торговлю индульгенциями (свидетельствами о полном или частичном отпущении грехов; от латинского indulgentia – милость).

Возрождение отметило начало своего царствования бурным строительством. Папа Павел II, большой любитель роскоши, воздвиг для себя Палаццо Венеция. Для его строительства использовали камни старинного Колизея, поскольку они были самым доступным материалом.

Однако первым Папой, почувствовавшим себя вполне уверенно в Риме, стал Сикст IV. Он вел свое происхождение из скромного семейства рыбаков, а потому обладал вполне демократичным характером. Сикст IV оставил о себе память как о Папе, который ввел в Испании инквизицию. Он начал первые массовые сожжения еретиков. Первое такое событие произошло в 1481 году в Севилье.

Законы Сикста IV превратили Испанию в самую мрачную страну, где до начала XIX века пылали костры инквизиции. Только представьте цифру: за три с половиной столетия инквизиция сожгла около 36000 человек. Положительной заслугой Сикста было начало возрождения Рима. По его приказу были осушены болота, расчищены улицы и укреплены городские стены. В 1480 году Папа перенес свою резиденцию из Латерана, где до этого располагался папский дворец, в Ватикан.

В первую очередь Сикст приказал отреставрировать античный мост Адриана, ведущий от замка Святого Ангела к Ватикану. Во время его правления Рим стал первым городом, в котором появился музей. По этому случаю Сикст подарил Риму свою коллекцию античной скульптуры. Папа‑реформатор основал Ватиканскую апостолическую библиотеку и знаменитую Сикстинскую капеллу (1471).

Во второй половине XV века Рим стал городом зодчих и художников.

Сикст умер в 1484 году. После его смерти в Риме произошел настоящий погром. Народ преследовал его земляков‑генуэзцев. На них изливали накопившуюся злобу. Фаворит Папы, Джироламо Риарио, вовремя скрылся из Рима, иначе бы не избежал смерти. В городе повсюду красовались надписи: «Радуйся, даже Нерон не превзошел тебя!»

При Иннокентии VIII, в 1490 году, вблизи от Ватикана был воздвигнут Бельведерский дворец, впоследствии ставший загородной резиденцией Папы.

Продолжил архитектурное преобразование Рима и Ватикана Папа Юлий II (рис. 12). Он был одним из самых воинственных первосвященников Рима, но в то же время и самым выдающимся меценатом эпохи Возрождения. Этот Папа, умело пользовавшийся человеческими слабостями, ловко использовал политические и экономические противоречия между государствами. Он категорически настаивал на необходимости инквизиции. Всякому, кто оказывал помощь в поимке колдунов, Папа обещал индульгенцию.

 

 

Рис. 12. Рафаэль. Портрет Папы Юлия II (около 1511)

 

Юлий II приказал перестроить сам Ватикан и базилику Святого Петра (подробнее об этом ниже). Помимо этого, он поручил Браманте создать новую архитектурную композицию. Он хотел соединить свою летнюю резиденцию, виллу Бельведер, с Сикстинской капеллой, папским дворцом и собором Святого Петра. Браманте создал две великолепные галереи. Им же были начаты окружавшие двор Святого Дамаза лоджии, которые впоследствии закончил и расписал Рафаэль со своими учениками.

Юлий II был воителем. Италия и Рим, ставшие узлом противоречия, во время его правления сыграли ему на руку. Он мечтал о сильном и независимом Папском государстве и ни перед чем не останавливался. Юлий II отвоевал Парму, Пьяченца и Реджио. Но его большой ошибкой было привлечение наемников.

В 1505 году Юлий II заключил договор с двумя кантонами Швейцарии. Теперь они обязаны были поставлять ему гвардейцев. До сих пор эта традиция сохранена в Ватикане. Стражники города‑государства одеты в цветные полосатые костюмы, сшитые в стиле XVII века.

На этом нововведения и открытия при папском дворе не закончились. По приказу Юлия II в Риме начались раскопки, в ходе которых была найдена статуя Лаокоона.

Тщеславный Папа непременно хотел быть похороненным в соборе Святого Петра и торопил Микеланджело с завершением реконструкции церкви. Он заказал мастеру соорудить для него роскошную многофигурную мраморную гробницу.

Микеланджело вдохновенно принялся за работу. Он сам отправился в Каррару за мрамором. В горах он провел семь месяцев, в течение которых занимался поисками и сортировкой необходимого материала. Мрамор привезли в Рим и выгрузили на площади Святого Петра. Однако гробница не была выполнена так, как это планировал Микеланджело.

Из задуманных сорока статуй было завершено только четыре (Моисей и рабы), а восемь остались незаконченными. Центральный элемент всей композиции – фигура Моисея (1515–1516) (рис. 13), личности титанической, чья грозная воля и боговдохновленность получают физическое воплощение в образе, который наделен гиперболизированной силой и даром провидения.

 

 

Рис. 13. Микеланджело. Моисей. Статуя для гробницы Папы Юлия II

 

Микеланджело представил фигуру Моисея в величественной позе. Он сидит, опираясь одной рукой на скрижали, а другой держит ниспадающую бороду, которая выполнена из мрамора таким образом, что создается впечатление пушистых и мягких волосков.

Несколько раньше были выполнены фигуры двух пленников – «Восставшего раба» и «Умирающего раба». После завершения статуи Моисея Микеланджело начал работу над другими фигурами рабов (рис. 14, 15), которые представляли собой развитие одной и той же темы скованной силы. Эти статуи, оставшиеся незавершенными, являются воплощением коллизии человека и мира через конфликт образа и пластического материала, характерный для искусства Микеланджело. Все статуи, предназначавшиеся для гробницы Папы Юлия II, были вывезены из Ватикана. Так, в настоящее время статуя Моисея находится в римской церкви Сан‑Пьетро ин Винколи, «Скованный пленник» – в парижском Лувре, а «Бородатый раб» – в Академии изящных искусств Флоренции.

 

 

Рис. 14. Микеланджело. Скованный пленник. Статуя для гробницы Юлия II (около 1513)

 

 

Рис. 15. Микеланджело. Бородатый раб. Статуя для гробницы Юлия II (около 1519)

 

Одновременно мастер работал над бронзовой фигурой Папы. Когда он спросил Юлия II, изобразить ли его с книгой в правой руке, Папа ответил: «Дай мне в руку меч – я человек неученый».

После смерти Юлия Папой был избран кардинал Джулио Медичи. Началась эпоха правления семейства Медичи, известных римских меценатов.

Возрождение было яркой страницей в истории Ватикана: восстанавливались церкви, соборы, Рим стал центром художественной культуры Европы.

Папой Павлом III была построена капелла Паулинская, а рядом с ней – так называемая Sala regia (царская зала). При Пии IV и Григории XIII появились северное и восточное крылья лоджий Рафаэля, а Сикст V построил поперечную галерею, в которой по сей день размещается Ватиканская библиотека.

Клемент XIV и Пий VI основали Пиoклементинский музей, а Пий VII – музей Kиармонтский, также он провел вторую поперечную галерею, Браччио Нуово (1817–1822).

Григорий XVI основал музеи Этрусский и Египетский, и наконец Папа Пий IX покрыл стеклянной крышей лоджии Рафаэля и построил четвертую стену двора Святого Дамаза.

На фоне грандиозного архитектурного строительства политическая жизнь Рима и Италии в целом складывалась не столь удачно. В XVIII веке наступил период упадка. Особенно пострадала при этом Папская область. В конце столетия от 2,3 миллиона ее жителей осталось лишь 400 тысяч неимущих, существовавших за счет благотворительности.

После средневекового периода завоеваний, когда папская власть переходила из рук в руки и поочередно переживала влияние Германии и Италии, вернее, влиятельных итальянских семей, ей довелось еще раз пострадать от императорского могущества.

На этот раз к Ватикану и Риму протянул руку Наполеон, который, как и его предшественник Карл Великий, получил корону от Папы Римского. Но сделал это гораздо более оригинальным способом. Он не стал утомлять себя визитом в Вечный город, а в 1804 году во время торжественной церемонии сам взял корону у Пия VII и возложил ее на свою голову. С этого времени Папская область стала вассалом французского императора.

После распада империи Наполеона Ватикан и Рим ожидали дальнейшие испытания. В конце XVIII века в Италии возникло и продолжало расти освободительное движение – Рисорджименто. Борьба между двумя противоположными силами велась на протяжении всего XIX века. И не безуспешно.

В марте 1861 года было создано государство Италия. А после того как в Рим вступили правительственные войска и королем стал Виктор Эммануил II, Папа перестал быть светским владыкой.

Рим стал столицей объединенной Италии. В 1870 году Папская область была ликвидирована.

Это был конец светской власти Папы, который в знак протеста объявил себя добровольным узником и сказал, что отныне не покинет стен Ватикана, пока не будут восстановлены его священные права. Интересен тот факт, что в связи с этим событием были выпущены специальные открытки (рис. 16) с надписью: «Пий IX – “узник Ватикана”», продажа которых верующим принесла папской казне немалые доходы.

 

 

Рис. 16. Пий IX – «узник Ватикана»

 

В 1929 году Папа снова стал светским правителем. 11 февраля было подписано Латеранское соглашение, по которому Ватикан получил статус города‑государства. Соглашение было заключено между главой Римской католической церкви, Папой Пием XII, и правительством Италии. Сам акт подписания происходил не в Ватикане, а в Латеранском дворце, отсюда и название документа. Скоро была составлена и конституция для нового государства. В ней указывалось, что ватиканское подданство не наследственное, а в каждом случае предоставляется Папой лично.

Особенности этого государства состоят в том, что его подданные не платят налогов, не несут военной службы, за исключением гвардейцев. Они обязаны посещать все церковные службы и отмечать все церковные праздники.

Вооруженные силы Ватикана пополнились за счет дворянской гвардии и жандармерии, которые охраняют папские покои, дворцы, сопровождают Папу в его поездках, встречают и провожают высоких гостей.

Таким образом, Ватикан – это государство в государстве, полноправным главой которого является Папа.

16 октября 1978 года папский престол занял польский кардинал Кароль Войтыла, принявший имя Иоанна Павла II. Вопреки четырехсотлетней традиции, согласно которой Папой мог быть только итальянец, верховным правителем Ватикана стал представитель другой нации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.