КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Судебно-медицинская экспертиза по делам о профессиональных правонарушениях медицинских работников
Компенсация морального вреда Гражданским кодексом РФ предусмотрены механизмы реализации права граждан на компенсацию морального ущерба. Моральный вред (физические и нравственные страдания), причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные и неимущественные права гражданина, подлежит компенсации. При этом компенсация морального ущерба осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда (ст. 1099 ГК РФ). Компенсация за причинение морального ущерба может быть назначена и в том случае, когда при оказании медицинской помощи не было причинено вреда здоровью как такового, но были нарушены права пациента, например, на облегчение боли (из-за отсутствия обезболивания или ненадлежащего выполнения этой процедуры), вследствие проявления неуважения или негуманного отношения и др. Таким образом, гражданская ответственность в виде возмещения убытков (реальный ущерб и упущенная выгода), взыскания неустойки, компенсации морального ущерба за причинение вреда (здоровью) при оказании медицинской помощи (услуги) может быть назначена как за виновное, так и за невиновное причинение вреда. Обстоятельства, исключающие гражданскую ответственность за причинение вреда: причинение вреда по просьбе или с согласия потерпевшего (ст. 1064 ГК РФ); вред, возникший вследствие умысла потерпевшего (1083 ГК РФ); грубая неосторожность самого потерпевшего (1083 ГК РФ); вред, возникший вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования результатами услуг (1098 ГК РФ). Глава 39. Дела по обвинению медицинских работников в случаях профессиональных нарушений обычно возникают: 1) по жалобе больных (или их родственников и пр.); 2) по инициативе администрации лечебно-профилактических учреждений. Типичными вопросами, которые ставятся на разрешение экспертизы, являются следующие: О своевременности и правильности диагностики повреждений или заболеваний, имеющихся у больного. О своевременности, полноте, правильности и эффективности проведения лечебных мероприятий. В случае проведения хирургической операции — о наличии или отсутствии показаний (абсолютных или относительных), своевременности и правильности технического выполнения операции, правильности предоперационной подготовки и послеоперационного ведения О наличии дефектов в диагностике и лечении травмы или заболевания, о том, кем конкретно они были допущены, их причине, роли и причинной связи с наступившими неблагоприятными последствиями. О правильности ведения медицинской документации. Кроме перечисленных, на разрешение экспертной комиссии могут быть поставлены и другие вопросы, вытекающие из особенностей конкретного случая. Во избежание необоснованного обвинения врача предусмотрен определенный порядок возбуждения уголовных дел при профессиональных нарушениях медицинских работников. Постановление о возбуждении уголовного дела выносится только с санкции прокурора республики, края, а в больших городах - прокурора города. При этом расследование должно проводиться следователем прокуратуры. Как правило, до возбуждения уголовного дела по факту выявленных грубых ошибок и дефектов оказания медицинской помощи создается ведомственная специальная комиссия для проведения служебного расследования на уровне районного, городского и другого вышестоящего органа здравоохранения. В задачи комиссии входят: 1) всесторонняя оценка организации и качества оказания медицинской помощи, а также данных патологоанатомического или судебно-медицинского исследования; 2) оформление результатов служебного расследования в виде «Заключения», в постановляющей части которого указываются выявленные недостатки и ошибки оказания медицинской помощи, причины и условия их возникновения, связь с неблагоприятным исходом заболевания; 3) направление материалов проверки (не позднее чем через 3 дня после ее завершения) в прокуратуру. Передаче в прокуратуру вместе с «Заключением» подлежат подлинники медицинских документов и письменные объяснения медицинских работников, допустивших нарушения. В тех случаях, когда проверка проводится по требованию прокуратуры, срок ее не должен превышать 1 мес. При получении результатов служебного расследования прокурор решает вопрос о возбуждении уголовного дела, а следователь (при возбуждении уголовного дела) выносит постановление о назначении СМЭ. Последняя в таких случаях проводится комиссионно в составе судебно-медицинских экспертов и высококвалифицированных врачей-клиницистов, имеющих, как правило, ученые степени и звания или большой стаж и опыт работы. Судебно-медицинской экспертной комиссии, кроме «Заключения» ведомственного служебного расследования, предоставляются все материалы уголовного дела, включая подлинные медицинские документы (карты амбулаторного и стационарного больного, операционные журналы, листки временной нетрудоспособности, рентгенограммы, электрокардиограммы и др.), а в случае смертельного исхода — акт судебно-медицинского исследования трупа или протокол патологоанатомического вскрытия и данные всех дополнительных и лабораторных исследований. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, комиссия экспертов может запросить дополнительные материалы, присутствовать при допросах обвиняемых и свидетелей, задавать им через следователя вопросы. Привлекаемый к ответственности медицинский работник с согласия следователя имеет право присутствовать при обсуждении вопросов и ответов, уточнять детали обстоятельств дела, ставить на разрешение экспертной комиссии дополнительные вопросы, заявлять об отводе кого-либо из экспертов и просить назначить в качестве экспертов других лиц. В заключении экспертной комиссии должны быть даны научно обоснованные и мотивированные ответы на все поставленные вопросы. Если ответ на какой-либо вопрос не может быть дан, необходимо указать, по какой причине. Если все эксперты приходят к единому мнению, они подписывают общее заключение, если же мнения экспертов расходятся, несогласные пишут особое мнение. Решение вопросов об умысле или неосторожности, вине или невиновности медработников не входит в компетенцию экспертов, так как находится в компетенции суда.
Глава 40. Экспертиза объема и качества медицинской помощи (услуги) Оказание качественной и эффективной медицинской помощи — одна из актуальных проблем отечественного здравоохранения, отличающаяся особенной остротой в стоматологии. Несмотря на конституционную гарантию бесплатной медицинской помощи (ст. 41 Конституции РФ) и введение обязательного медицинского страхования, на практике лечение больных в государственных, муниципальных и частных стоматологических клиниках осуществляется в основном за счет самих пациентов, что особенно характерно для ортопедической стоматологии. Фактор потребности в стоматологической помощи вступает в противоречие с финансовыми возможностями, что в значительной степени ограничивает доступность квалифицированных услуг. За последние годы наблюдается рост стоматологических заболеваний и их осложнений, способных привести к развитию серьезной патологии и отрицательно повлиять на качество жизни больных. Последние, как правило, становятся причиной конфликтов, жалоб пациентов на недостаточность или некачественность стоматологической помощи. Резко возросло число комиссионных СМЭ по гражданским делам в связи с исками к лечебно-профилактическим учреждениям пациентов или их родственников о возмещении ущерба, причиненного ненадлежащим оказанием медицинской, в том числе стоматологической, помощи (услуги). Вместе с тем многие аспекты проведения СМЭ в гражданском процессе (в том числе экспертизы объема и качества медицинской помощи) недостаточно отражены в специальной литературе. Ст. 3 ГПК РФ определяет, что «всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса...». В соответствии со ст. 142 ГПК РФ, суд обязан принять заявление гражданина и провести подготовку к его своевременному и правильному рассмотрению, в ходе которого судья решает вопрос и о необходимости проведения экспертизы. При этом он руководствуется требованиями ст. 74 ГПК РФ, в которой указано, что экспертиза назначается для разъяснения вопросов, возникающих при рассмотрении дела и требующих специальных познаний в области науки, искусства, техники или ремесла. Порядок назначения и проведения экспертизы, права и обязанности эксперта, содержание его заключения, оценка этого заключения судом приведены в соответствующих статьях ГПК РФ (ст. ст. 74—78) и в целом созвучны с аналогичными статьями УПК РФ. Вместе с тем ГПК РФ не предусматривает обязательного проведения экспертизы (СМЭ), как это предусмотрено ст. 79 УПК РФ. Так же, как и в уголовном процессе, эксперт несет ответственность за дачу заведомо ложного заключения (ст. 307 УК РФ). Для привлечения к гражданской ответственности по исковым делам о возмещении ущерба необходимо сочетание следующих условий: 1) установление факта противоправного действия (бездействия) конкретного лица; 2) наличие реального вреда, в том числе физических и (или) нравственных страданий; 3) наличие причинной связи между противоправными действиями и причиненным вредом; 4) наличие вины лица, причинившего вред (не является обязательным). В связи с этим перед экспертными комиссиями наряду с традиционными вопросами, решаемыми при проведении экспертиз по уголовным, так называемым «врачебным делам», может быть поставлен и ряд новых по своему характеру вопросов, отражающих исключительно гражданскую ответственность медицинских работников. Такие вопросы обычно сводятся к установлению: Наличия недостатков оказания медицинской услуги (несоответствие объема и Причинной связи результатов (недостатков) оказания медицинской услуги Нарушения сроков оказания медицинской услуги. Объективных причин (обстоятельств), способствующих наступлению неблагоприятных последствий при оказании медицинской услуги. Могут быть поставлены и более частные вопросы, разрешение которых связано с конкретными особенностями разбираемого случая. В экспертной практике наиболее часто встречается вопрос о недостатках оказания стоматологической услуги. Его решение сводится к установлению соответствия (несоответствия) объема и качества стоматологической помощи общепринятым стандартам. Это, в свою очередь, связано с юридическим понятием «обязательства вследствие причинения вреда». Понятия «объем» и «качество» медицинской помощи (услуги) являются базисными в правовой основе охраны здоровья. С одной стороны, они определяются стандартами оказания медицинской помощи (услуги), с другой — именно они лежат в основе выработки четких критериев обоснованного возмещения физического и морального ущерба пострадавшему при оказании медицинской помощи. Согласно «Основам законодательства РФ об охране здоровья граждан», объем первичной медико-санитарной помощи устанавливается местной администрацией в соответствии с территориальными программами обязательного медицинского страхования. Виды, объем и качество специализированной медицинской помощи, оказываемой в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, устанавливаются Министерством здравоохранения РФ и министерствами здравоохранения республик в составе РФ.
Ответственность за обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи и контроль за качеством оказания медико-социальной помощи учреждениями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения возложены на муниципальные органы управления здравоохранением, а также на профессиональные медицинские ассоциации и местную администрацию'. В качестве критериев объема оказания медицинской помощи могут выступать определенные стандарты (в некоторых регионах РФ такие стандарты уже существуют). Но, чтобы стандарты в процессуальном отношении имели юридическую силу, они должны базироваться на Федеральном законе. Однако такого рода закон обязан учитывать и разные возможности оказания медицинской помощи в регионах. Поэтому разработка вопросов оценки объема медицинской помощи является одной из краеугольных проблем, которую должны решить профессиональные медицинские ассоциации и междисциплинарные экспертные комиссии. Несмотря на медицинскую и правовую значимость понятий «объем» и «качество» медицинской помощи (услуги), их трактовка и толкование практически не нашли отражения в судебной медицине. Особенно это касается понятия качества, тем более что именно недостаточно высокое качество нередко является причиной исков о возмещении вреда здоровью. Что же понимается под качеством услуги в целом и под качеством медицинской помощи (услуги)? Определение качества услуги приводится в Законе РФ «О защите прав потребителей». Исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую по качеству обязательным требованиям стандартов, условиям договора, обычно предъявляемым требованиям, а также информации об услуге, представленной исполнителем. Кроме того, исполнитель обязан обеспечить возможность использования результатов услуги по назначению в течение срока их службы. В условиях медицинского страхования контроль качества медицинской помощи населению преимущественно строится на стандартах и критериях оценки лечебно-диагностического процесса. Однако для его осуществления должны быть созданы некоторые предпосылки: организован внутриведомственный и вневедомственный контроль, предусмотрена возможность независимого контроля (независимые экспертные службы), создана система оценки качества лечения. Предлагаемые принципы оценки качества представлены 3 составляющими: качество структуры (качество ресурсов и их организация), качество процесса (качество труда), качество результатов (качество медицинских услуг и изменение состояния здоровья). В основе большинства действующих систем оценки качества и эффективности медицинской помощи (услуги) лежит метод экспертной оценки, позволяющий вскрыть наиболее уязвимые звенья диагностики, лечения и реабилитации больных, выявить резерв улучшения качества медицинской помощи. Именно этот метод позволяет, с одной стороны, оградить медицинское учреждение и его сотрудников от необоснованных претензий, а с другой — выработать объективные критерии возмещения физического и морального ущерба, причиненного пострадавшему при оказании медицинской помощи (услуги) по вине лечебно-профилактического учреждения. Очевидно, что в условиях внедрения независимой экспертизы качества медицинской помощи (услуги) метод экспертных оценок найдет более широкое применение в здравоохранении. При использовании этого метода важно учитывать 3 основных момента: выбор критически важной информации и хорошее состояние медицинской карты; наличие продуманной системы оценок; тщательный подбор экспертов. Экспертная оценка является оперативным методом и может быть использована учреждениями здравоохранения, страховыми компаниями, правовыми и другими органами для решения самых разных вопросов организации медицинской помощи на всех уровнях. При этом следует помнить, что в задачи экспертного метода входит выявление дефектов в работе лечебно-профилактических учреждений разных уровней, недостатков в работе отделений или отдельных врачей, установление причин и факторов, приводящих к ним. Однако его основная цель — определение путей повышения качества и эффективности оказания медицинской помощи. Ключевым моментом при оценке качества является выбор критериев и определение научно обоснованных стандартов. Критерии и стандарты должны отражать следующие основные характеристики медико-социальной помощи: адекватность, эффективность, экономичность, научно-технический уровень. С учетом этого критерии качества медицинской помощи можно определить следующим образом: своевременность (обследования, постановки диагноза, назначения и проведения лечения и др.); квалификация (правильность диагноза, лечения и др.); экономическая эффективность (соотношение между фактической стоимостью соблюдение этических и деонтологических норм.
Вопрос о причинно-следственной связи дефектов стоматологической услуги и неблагоприятных последствий обусловлен юридическим понятием «возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью человека». Вред, причиненный жизни или здоровью гражданина (в том числе при оказании медико-социальной помощи), подлежит возмещению в полном объеме лицом, виновно причинившим вред вследствие недостатков услуги или недостоверной информации об услуге. Гражданским кодексом предусмотрены механизмы реализации права граждан на компенсацию морального ущерба. При этом компенсация морального ущерба осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. При проведении ряда СМЭ по гражданским «врачебным делам» встречается вопрос о нарушении сроков выполнения стоматологической услуги. Решение данного вопроса связано с правовым регулированием договора возмездного оказания услуг, которым, как говорилось выше, является и договор оказания медицинских услуг. Поэтому к нему применяются общие положения о подряде и бытовом подряде. В силу этого в договоре должны быть указаны начальный и конечный сроки выполнения работы (услуги). Подрядчик (исполнитель) несет ответственность за нарушение сроков. Более того, при очевидности их нарушения заказчик вправе отказаться от выполнения договора и потребовать возмещения убытков.
На разрешение отдельных экспертиз в ряде случаев выносится вопрос о возможных объективных причинах наступления неблагоприятных последствий при оказании стоматологической услуги. Такого рода вопрос обусловлен рядом позиций гражданского законодательства, исключающих ответственность за нарушение прав граждан в области охраны здоровья. В отличие от уголовной гражданская ответственность может быть назначена как за виновное, так и за невиновное причинение вреда.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |