Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подходы к управлению разных научных школ




Распределение национального дохода в США в ХХв

Периоды распространения технологических укладов в странах-лидерах мировой экономики по производительности труда

Номера укладов            
Начало распространения (год)            
Начало доминирования (год)            
Время отмирания (год)            

 

Нововведения и прибыль. Комплексы радикальных нововведений, предлагаемые предпринимателями рынку в поиске сверхприбыли*, являются, как указывал еще в 40-е годы один из известнейших экономистов XX в. И. Шумпетер, движущей силой современного экономического развития.

Сверхприбыль получают предприниматели, предприятия, прилагающие рынку радикальные нововведения, которые способствуют формированию и обеспечивают удовлетворение новых потребностей. Предприниматели, имитирующие, т. е. повторяющие эти нововведения, получают прибыль. Перераспределение ресурсов от предприятий, действующих неэффективно, происходит за счет механизмов финансового рынка.

Труд и капитал. Первый, второй и третий технологические уклады связаны с распространением машин, с заменой человека машинами. Главный фактор производства на этом этапе — капитал, так как сокращение трудоемкости производства достигается за счет роста капиталовложений. Развитие четвертого, пятого, шестого укладов связано t заменой машин на более совершенные автоматические машины и определяет возможность роста при сокращающихся капиталовложениях и затратах труда. Это определяет приоритет ценности человеческого капитала, проявляющегося в труде высококвалифицированного персонала, такого, как менеджеры, инженеры, ученые.

Изменения экономических отношений. Эволюция технологий связана с эволюцией экономических отношений. Об этом свидетельствуют изменения в распределении национального дохода3. В качестве примера данные об этих изменениях в США приведены в табл. 2.3. Они показывают, что в периоды кризисов, связанных с переходом к доминированию новых укладов, национальный доход перераспределяется в пользу заработной платы, доля ренты сокращается, изменяется соотношение доходов промышленного и финансового капитала.

ТАБЛИЦА 2.3

Период Доля* Б национальном доходе (в %)
Заработная плата Прибыль Ссудный процент Рента
         
1901-1920 гг. 66,7-67,7 17,8-19,6 5,4-5,7 8,0-9,3
1921-1930 гг. 74,0-74,9 11,0-12,2 5,9-7,1 7,0-7,9

 

         
1931-1940 гг. 75,7-77,9 .10,1-12,0 6,0-8,8 4,1 5,4
1941-1970 гг. 73,2-77,4 15,4-20,0 4,0-2,9 3,1 3,4
1971-1980 гг. 80,2-82,6 10,0-14,0 3,5-5,5 13?,3
1981-1990 гг. 78,6-80,2 10,3-10,8 8,0-9,98 1,01,3
* Средние значения по пятилетним периодам.

 

 

Школа «научного управления» (1885—1920). Эта школа связана с именами Ф. Тейлора, Фрэнка и Лилии Гилберт, Г. Гантта.

Рационализация. Анализ содержания работы и ее основных элементов, замеры затрат времени на выполнение приемов труда, рабочих движений, выявление непродуктивных движений, разработка рациональных приемов труда рассматривались в рамках школы как средство совершенствования производства. Также предлагались эффективные процедуры, инструменты и оборудование.

Человеческий фактор. Основоположниками школы предлагалось стимулирование с целью повышения заинтересованности работников в увеличении производительности и объема производства. Кроме того, предусматривалась необходимость отдыха и неизбежных перерывов в работе, чтобы время, выделяемое на выполнение определенных заданий, было реалистичным. Также устанавливались нормы выработки, за превышение которых нужно платить дополнительно. Признавалась важность отбора людей, которые соответствуют выполняемой ими работе, и необходимость обучения.

Управленческие функции выделялись школой научного управления в отдельную сферу профессиональной деятельности. Такой подход резко отличался от старой системы, при которой рабочие сами планировали свою работу.

Классическая (административная) школа управления (1920—1950). Представления школы развивали А. Файоль, Л. Урвик, Д, Муни, А. Рейли. Целью школы было создание универсальных принципов успешного управления работой организации в целом. Были выработаны два группы принципов:

1. Рациональная система управления организацией. Школа рекомендовала разделять организации на подразделения по функциональному принципу и рассматривать управление как процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, например, как планирование и организация.

2. Структура организации и управление работниками. Примером может служить принцип единоначалия, по которому человек должен получать приказы только от одного начальника.

Школа человеческих отношений (1930—1950) и школа поведенческих наук (с 1950). В рамках школы человеческих отношений. М. Фол-летт определила менеджмент как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц. Э. Мэйо обнаружил, что силы взаимодействия между людьми зачастую превосходят усилия руководителя и материальные стимулы. А. Маслоу определил, что мотивы поступков людей — это различные потребности. Школа рекомендовала определенные приемы управления человеческими отношениями, включающие эффективные действия непосредственных начальников, предоставление работникам более широких возможностей общения на работе.

Поведенческие науки, такие, как психология и социология, сделали изучение поведения на рабочем месте строго научным. Социальное взаимодействие, мотивации, характер власти и авторитет, организационная структура, коммуникации в организациях, лидерство, изменение содержания работы и качества трудовой жизни изучалось представителями школы поведенческих наук. '\ Школа «науки управления» — количественный подход (с 1950). Математика, кибернетика, статистика внесли вклад в теорию управления. Исследование операций и математические модели применительно к решению операционных проблем организации составляют суть подхода этой школы. Математические методы и модели позволяют объективно сравнить и описать различные факторы, переменные и отношения между ними.

Распространение количественного подхода. Влияние науки управления или количественного подхода, сначала было небольшим. Однако в настоящее время положение быстро меняется, так как школы, колледжи и университеты предлагают курсы количественных методов и применения компьютеров.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.