Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Русская культура века Просвещения




Рабочая программа

Развитие гуманистических принципов в культуре XVIII в. Идеи внесословной ценности человека и их реализация во всех сферах культурного процесса. Пути перенесения в Россию культуры абсолютизма. Русские идеологи просвещения от Ф. Прокоповича до Н. Новикова.

Культурные реформы первой четверти XVIII в. и "европеизация" новой культуры. Становление отечественной науки и системы образования. Московский университет. Создание Петербургской и Российской академий. Вольное экономическое общество. Социокультурный раскол науки в XVIII в., формирование интеллигенции.

Периодика и ее роль в культурном воспитании общества. "Новиковское десятилетие" русской культуры. Идеи Просвещения и русские просветители. Светская литература. Музыка и театр классицизма. Культура русской усадьбы.

Изобразительное искусство. Зарождение светской живописи в России. Творчество Ф. Рокотова, В. Боровиковского, Д. Левицкого. Архитектура. Творчество В. Баженова, М. Казакова, К. Росси. Русское барокко. Классицизм как общий стиль архитектуры, скульптуры, живописи. Скульптура Фальконе, Ф. Шубина.

g Контрольные вопросы для самопроверки h

1. Что вы можете сказать о степени подготовленности петровских реформ в области культуры, их необходимости и результатах?

2. Какими обстоятельствами диктовалась необходимость в создании светского образования?

3. Какие изменения и почему произошли в общественном сознании в петровскую эпоху?

4. Какова роль А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова в становлении русской словесности?

5. Какими жанрами представлена русская литература во второй половине XVIII века?

6. Какие направления естественнонаучных исследований развивались в Российской академии наук особенно успешно?

a Основные термины и понятия b

Гражданская азбука. Сословные учебные заведения. Церковно-приходские училища. Академия наук. Университет. Гимназия. Академия художеств. Ода. Русское барокко. Московское барокко. Театр. “Гистория” (жанр). Классицизм. Национальная культура. Просветительство. Масонство. Сентиментализм. Реализм.

a Тесты b

1. Скульптурный памятник Петру 1, известный как "Медный всадник", создал скульптор:

а) И.П. Мартос; б) Э.М. Фальконе; в) Ф.И. Шубин; г) М.И. Козловский.

2. Академия художеств в Петербурге открылась в:

а) 1757 г.; б) 1758 г.; в) 1759 г.; г) 1760 г.;

3. Родоначальником классицизма, утвердившегося в русской литературе в середине XVIII в., стал перешедший на службу к Петру I сын молдавского господаря:

а) М.М. Херасков; б) А.П. Сумароков; в) А.Д. Кантемир; г) В.И. Майков.

4. “Меньшиковой башней” называют построенную в 1704-1707 гг. по проекту архитектора И.П. Зарудного, церковь:

а) Покрова в Филях; б) Ивана Воина на Якиманке; в) Троицы в Никитниках; г) архангела Гавриила на Чистых прудах.

5. Скульптура “Самсон, раздирающий пасть льва” в Петергофе и памятник Суворову в Петербурге созданы скульптором:

а) Ф.И. Шубиным; б) И.П. Мартосом; в) М.И. Козловским; г Ф.Г. Гордеевым.

6. Славяно-греко-латинская академия, открытая в Москве в 1687 г., позднее была преобразована в:

а) Московскую духовную академию; б) университет; в) учительский институт; г) институт иностранных языков.

7. Смольный собор в Петербурге был построен по проекту архитектора:

а) В.В. Растрелли; б) А.Е. Еготова; в) Д.И. Жилярди; г) М.Ф. Казакова.

8. Укажите даты событий, характеризующие развитие русской культуры в середине — второй половине XVIII в.;

а) Учреждение Академии художеств. б) Издание И.К. Кириловым первого выпуска “Атласа Всероссийской империи”; в) Открытие Ф.Г. Волковым первого публичного театра в Ярославле; г) Основание Московского университета; д) Издание сатирических журналов Н.И. Новиковым; е) Издание Екатериной II журнала “Всякая всячина”; ж) Открытие памятника Петру 1 в Петербурге (“Медный всадник”); з) Издание книги А.Н. Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”.

Ответы

1) 1734 г. 2) 1750 г. 3) 1755 г. 4) 1757 г. 5) 1769 г. 6) 1770—1774 гг. 7) 1782 г. 8) 1790 г.

9. Укажите, кто из деятелей русской культуры XVIII в. внес особый вклад в развитие:

а) математики и механики, б) исторической науки, в) литературы и филологии, г) живописи, д) скульптуры, е) архитектуры, ж) музыки и театра.

Ответы

1) И.Н, Болтин. 2) Л. Эйлер. 3) И.П. Кулибин. 4) B.B. Растрелли. 5) Г. P. Державин. 6) М.В. Ломоносов. 7) В.И. Баженов. 8) Ф.Г. Волков. 9) Д.Г. Левицкий. 10) В.Л. Боровиковский. 11) М.И. Козловский. 12) М.Ф. Казаков. 13) Ф.И. Шубин. 14) И.П. Мартос. 15) И.И. Ползунов. 16) М.М. Щербатов. 17) И.А. Крылов. 18). Э.М. Фальконе. 19) Ф.С. Рокотов. 20) Д.И. Фонвизин. 21) Е.И. Фомин. 22) П.И. Ковалева-Жемчугова.

10 Укажите, кто из деятелей русской науки и культуры XV открыл, организовал, построил, написал, создал:

а) памятник Петру 1 в Петербурге; б) здания Московского университета. Сената в Кремле, Петровского дворца. Колонного зала Благородного дворянского собрания и др.; в) самодвижущиеся экипажи, зеркальный прожектор, суда, двигающиеся против течения, семафорный телеграф, проект одноарочного моста через р. Нева и др.; г) комедий “Бригадир”, “Недоросль”; д) книгу “Описание земли Камчатка”; е) книгу “Путешествие из Петербурга в Москву”; ж) здания Зимнего дворца и Смольного монастыря в Петербурге, Большого дворца в Петергофе, Екатерининского дворца в Царском Селе и др.; з) “Дом Пашкова” (ныне — здание Российской государственной библиотеки) и дворец в Царицино под Москвой, Каменноостровский дворец и здание Арсенала в Петербурге; и) московский университет; к) театр в Ярославле, доступный всем желающим; л) портреты М.В. Ломоносова, императора Павла l, полководцев Г.А. Потемкина, П.А. Румянцева, З.П. Чернышева и многих государственных деятелей России; м) здание Таврического дворца. Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге; н) закон сохранения энергии, атмосферу на планете Венера, первую научную грамматику русского языка и книгу “Древняя Российская история”, положившую начало критике норманской теории происхождения древнерусского государства; о) портреты Н.И. Новикова, Д. Дидро, воспитанниц Смольного института, ряда общественных деятелей России; п) памятник A.B. Суворову на Марсовом поле в Петербурге, главную статую каскада фонтанов в Петергофе, символизировавшую победу России в Северной войне; р) “Историю Российскую от древнейших времен” и ряд публицистических произведений, критиковавших внутреннюю политику Екатерины II.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.