Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периодизация развития культуры 1 страница




Возникновение, основные периоды и тенденции в эволюции культуры

Культура и язык

Наряду с этнонациональным измерением не менее важную роль в развитии культуры играет язык. Он также органически связан с культурой, образуя ее фундамент, своеобразный внутренний базис. Вне языка национальная культура не существует. Поэтому не случайно именно язык выступает чаще всего в качестве критерия при типологизации культур, для их различения между собой. Подчеркивая значение языка, немецкий философ М. Хайдеггер говорил, что "язык - дом бытия".

По мнению Ф. Достоевского, "язык - народ". Известный французский писатель А. Камю заявлял: "Моя родина - это французский язык".

Язык является главным инструментом познания и освоения внешнего мира. Он также выступает основным средством общения людей. В равной мере язык делает возможным знакомство с другими культурами.

Рождение культуры не было единовременным актом. Оно представляло собой долгий процесс возникновения и становления, и потому не имеет точной даты. Тем не менее хронологические рамки этого процесса вполне установимы. Если считать, что человек современного вида - homo sapiens - возник примерно 40 тысяч лет назад, то первые элементы культуры возникли еще раньше - около 150 тысяч лет назад. В этом смысле культура старше самого человека. Этот срок можно отодвинуть еще дальше, до 400 тысяч лет, когда неандертальцы, наши дальние предки, начали использовать и добывать огонь. Но поскольку под культурой мы обычно имеем в виду прежде всего духовные явления, постольку более приемлемой представляется цифра в 150 тысяч лет, так как именно к этому времени относится появление первых форм религии, являющейся главным источником духовности. В этот огромный интервал времени - полтораста тысячелетий - и проходил процесс становления и эволюции культуры.

Тысячелетняя история культуры позволяет условно выделить в ней пять больших периодов. Первый начинается 150 тысяч лет назад и завершается примерно в IV тыс. до н. э. Он приходится на культуру первобытного общества и может быть назван периодом младенчества человека, который во всем делает первые робкие шаги. Он учится и научается говорить, но не умеет еще как следует писать. Человек сооружает первые жилища, сначала приспосабливая для этого пещеры, а затем строя их из дерева и камня. Он также создает первые произведения искусства - рисунки, живопись, скульптуры, которые подкупают своей наивностью и непосредственностью.

Вся культура данного периода была магической, поскольку покоилась на магии, принимавшей самые различные формы: колдовство, заклинания, заговоры и т. д. Наряду с этим складываются первые религиозные культы и ритуалы, в частности культы мертвых и плодородия, ритуалы, связанные с охотой и захоронением. Первобытному человеку повсюду грезилось чудо, все окружавшие его предметы были окутаны магической аурой. Мир первобытного человека был чудесным и удивительным. В нем даже неодушевленные предметы воспринимались как живые, обладающие магической силой. Благодаря этому между людьми и окружавшими их вещами устанавливались близкие, почти родственные связи.

Второй период длился с IV тыс. до н.э. до V века н. э. Его можно назвать детством человечества. Он по праву считается самым плодотворным и богатым этапом человеческой эволюции. С этого периода культура развивается на цивилизационной основе. Она имеет не только магический, но и мифологический характер, поскольку определяющую роль в ней начинает играть мифология, в которой наряду с фантазией и воображением присутствует рациональное начало. На этом этапе культура обладает практически всеми аспектами и измерениями, включая этнолингвистические. Основные культурные очаги представляли Древний Египет, Двуречье, Древняя Индия и Древний Китай, Древняя Греция и Рим, народы Америки.

Все культуры отличались яркой самобытностью и внесли огромный вклад в развитие человечества. В этот период возникают и успешно развиваются философия, математика, астрономия, медицина и другие сферы научного знания. Многие области художественного творчества - архитектура, скульптура, барельеф - достигают классических форм, высочайшего совершенства. Особого выделения заслуживает культура Древней Греции. Именно греки, как никто другой, были по духу настоящими детьми, и потому их культуре в наибольшей степени присуще игровое начало. В то же время они были вундеркиндами, что позволило им во многих областях на целые тысячелетия опередить время, а это в свою очередь дало полные основания говорить о "греческом чуде".

Третий период приходится на V - XVII века, хотя в некоторых странах он начинается раньше (в III веке - Индия, Китай), а в других (европейских) заканчивается раньше, в XIV -XV веках. Он составляет культуру Средневековья, культуру монотеистических религий - христианства, ислама и буддизма. Его можно назвать отрочеством человека, когда тот как бы замыкается в самом себе, переживает первый кризис самосознания. На этом этапе наряду с уже известными культурными центрами появляются новые - Византия, Западная Европа, Киевская Русь. Ведущие позиции занимают Византия и Китай. Религия в этот период имеет духовное и интеллектуальное господство. Вместе с тем, находясь в рамках религии и Церкви, философия и наука продолжают развиваться, а в конце периода научное и рациональное начало начинает постепенно брать верх над религиозным.

Четвертый период охватывает период с XV-XVI века до настоящего времени. Он включает в себя эпоху Возрождения (Ренессанса).

В строгом смысле эпоха Возрождения характерна главным образом для европейских стран. Ее наличие в истории других стран достаточно проблематично.Она составляет переходный этап от средневековой культуры к культуре Нового времени.

В культуре этого периода происходят глубокие изменения. В ней активно возрождаются идеалы и ценности греко-римской античности. Хотя позиции религии остаются достаточно прочными, она становится предметом переосмысления и сомнения. Христианство переживает серьезный внутренний кризис, в нем возникает движение Реформации, из которого рождается протестантизм.

Главным идейным течением становится гуманизм, в котором вера в Бога уступает место вере в человека и его разум. Человек и его земная жизнь провозглашаются высшими ценностями. Невиданный расцвет переживают все виды и жанры искусства, в каждом из которых творят гениальные художники. Эпоха Возрождения отмечена также великими морскими открытиями и выдающимися открытиями в астрономии, анатомии и других науках.

Человека нового времени можно считать вполне взрослым, хотя ему далеко не всегда хватает серьезности, ответственности и мудрости.

 

Лекция

КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ.ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVI-XVII ВВ.

Второй по времени ареал становления культуры нового времени - трансальпийская Европа. Именно здесь - в странах Центральной Европы - в первой половине XVI века разворачивается новый этап борьбы старого с новым. Важнейшими факторами этого процесса явились влияние итальянского Возрождения и невиданный до того подъем производительных сил, материального производства, науки и техники. в большинстве стран региона. Он был связан прежде всего с успехами городов, ремесел, зарождением мануфактуры, развитием внутренней и международной торговли.

Начало XVI века в европейской культуре неразрывно связано с историей итальянского Возрождения - зрелого и позднего. Уже в конце XV в. успехи гуманистического движения отчетливо проявились в Нидерландах, Германии, Франции, Венгрии, в начале XVI в. - в Англии, Испании, Польше, скандинавских странах.

Культуру XV- первой половины XVI столетий европейских стран, лежащих севернее Италии, принято еще называть "Северным Возрождением". Этот термин досточно условен, т.к. в этих странах "возрождать" было практически нечего: памятников античного времени там было очень немного.

Вместе с тем, использование этого термина вполне оправдано, если иметь в виду общность внутренних тенденций культурного процесса. Она заключалась в повсеместном росте и становлении буржуазного индивидуализма, распространении гуманизма, расшатывании феодального миросозерцания, в растущем самосознании личности.

Важнейшее изобретение XV в. - печатный станок. К середине XVI в. он завоевывает Европу. Монополия церкви на распространение письменного слова была подорвана. Открылись возможности издания светской и научно-технической литературы. К 1500 г. в 26 городах Германии, Голландии и Швейцарии существовало 1100 типографий, которые выступали 10-12 млн. экземпляров преимущественно гуманистической литературы.

Великие географические открытия расширили необычайно кругозор европейцев: только теперь, собственно, была открыта Земля. Удар по вековым авторитетам в вопросе об устройстве земли способствовал свободному научному поиску в других областях знаний.

Уже в первой половине XV в. влияние итальянского Возрождения, гуманизма ярко проявилось в Нидерландах, небольшой стране, включавшей тогда территорию современных Голландии и Бельгии. Нидерландские города, хотя и не были политически самостоятельными как итальянские, но давно уже богатели и крепли. Среди них были и признанные центры международной торговли - Брюгге, Антверпен.

Раннее бюргерство северных стран - интересное явление европейской культуры нового времени. Ему не свойственны размах и многосторонность итальянцев, но в более узких масштабах миросозерцания бюргеру не чуждо особого рода скромное величие. Ведь это он, бюргер, создал богатые города, боролся за их свободу от феодалов. На его плечах лежали большие исторические задачи. Это и сформировало незаурядные характеры, для которых были характерны повышенное уважение к материальным ценностям, стойкость, корпоративная сплоченность, верность долгу и слову, чувство собственного достоинства. Как говорил Томас Манн, бюргер был "средним человеком в самом высоком смысле этого понятия".

Уважение к самим себе, к своим вещам, будням преломлялось через религиозное миросозерцание, поэтизировалось и одухотворялось искусством. Кредом североевропейских бюргеров была вполне мирская, но благочестивая и религиозно освященная жизнь. Это вполне соответствовало и духу протестанстких реформ, под знаком которых проходит XVI в.

Почти религиозную привязанность бюргеров к миру вещей, любовь к уюту лучше всего передал в своем творчестве крупнейший нидерландский художник XV века Ян ван Эйк. В своем знаменитом парном портрете супругов Арнольфини он возводит изображение обыкновенных людей в разряд какого-то чудесного таинства. В этом смысле "Чету Арнольфини" можно рассматривать как икону раннебуржуазной семьи.

В Нидерландах, как и в Италии, гуманисты очень скоро ощутили, что мировое зло живуче и вездесуще. Для страны на рубеже XV и XVI веков наступили тяжелые времена. Она перешла во владение хищных испанских Габсбургов. Чем больше процветал Антверпен, который называли в те времена "цветком моря", тем бесцеремоннее грабили его испанские монархи, черпая здесь львиную долю своих доходов. В Нидерландах, как у себя дома, распоряжалась испанская инквизиция. Отчаявшиеся люди хватались за призраки - появлялись мистические учения, изуверские секты, занятия колодовством.

Глубже всего эти настроения отразил в своем творчестве Иероним Босх. Холодный анализ человеческих пороков и беспощадный гротеск отличают его знаменитую картину "Корабль дураков". Самое грандиозное произведение Босха - триптих "Сады земных наслаждений", в котором художник создает изобразительный образ греховной жизни людей. Внутренний нерв картины - тревожное ощущение художником приближающейся вселенской катастрофы.

Вершиной нидерландского Ренессанса стало творчество Питера Брейгеля Старшего(1525/30-1569). Славу Брейгеля-художника создали его жанровые произведения на темы деревенских праздников, ярмарок, танцев, а также трагические произведения последних лет жизни такие как "Вифлемское избиение младенцев", где изображена резня, устроенная испанцами в нидерландской деревне, и "Слепые".

Самым крупным мастером немецкого Возрождения был Альбрехт Дюрер (1471-1528) - великий живописец, гравер, первый на германской почве художник - универсал вполне ренессансного типа. Идеал человека у Дюрера отличен от итальянского. Образы Дюрера полны силы и интеллекта, но одновременно полны и тяжких раздумий, сомнений. В них отсутствует ясная гармония Рафаэля или Леонардо. Художественный язык Дюрера усложнен, аллегоричен. В начале своего творческого пути художник много и серьезно занимался искусством гравюры. К шедеврам Дюрера относятся 15 листов серии гравюр "Апокалипсис", запечатлевших пророчества о конце света. Через 15 лет появились знаменитые гравюры на меди "Всадник, смерть и дьявол", "Св.Иероним" и "Меланхолия". Один из шедевров мастера - "Портрет молодого человека" из Дрезденской галереи.

Крупнейшим событием европейской истории, всей европейской культуры XVI века стала Реформация. Словом "реформация" обозначают крупное явление европейской и всемирной истории, связанное с формированием в XVI в.новых христианских вероучений, отходом на этой основе от католицизма больших масс верующих, расколом римско-католической церкви, образованием новых христианских церквей и множества нецерковных религиозных общностей. Все это сплеталось в сложнейший комплекс с политическими, социальными, культурными, хозяйственными и другими крупными переменами в европейской жизни начала нового времени.

Активное противодействие этим процессам со стороны католической церкви получило название "контрреформации". Подчеркивая значение и масштаб реформации, ее влияние на эпоху, термин часто пишут с большой буквы точно так, как это делается применительно к Возрождению.

Хронологические рамки Реформации в разных странах Европы были различны, но ее началом считают выступление в Германии в 1517 году с тезисами против индульгенций Мартина Лютера (1483-1546), профессора теологии Виттенбергского университета и монаха-августинца. Реформация охватила не только Германию, но и другие страны Европы, обретя исключительное разнообразие своих проявлений от Швейцарии до Швеции и Норвегии, от Англии, Шотландии, Франции до Венгрии, Белоруссии и Эстонии.

Реформция была вызвана крупнейшим, затяжным системным кризисом римско-католической церкви, обострившимся в начале XVI в. Церковный культ в широких масштабах обрел черты формализма, и в обществе в противовес этому получили распространение развитие различные религиозные течения так называемого "нового благочестия", в которых основной акцент делался не на внешних, обрядовых формах выражения религиозности, а на внутренних индивидуальных устремлениях человека к богу. Попытки католической церкви приспособиться к возрастающей роли денежных отношений и преумножить свои гигантские богаства привели к росту в ней торгашеского духа. Невежество и безнравственность в среде клира, вопиющие противоречия между тем, что проповедывалось на словах и совершалось на деле, вызвали нарастание давних антиклерикальных и в особенности антимонашеских настроений во всех слоях общества. Неоднократные попытки церкви устранить "порчу" на основе внутренних преобразований остались безрезультатными, а выступления так называемых "реформаторов до Реформации" - Джона Виклифа в Англии, Яна Гуса в Чехии, Савонаролы в Италии и других объявлялись еретическими и чаще всего завершались не только отлучением от церкви, но и сожжением еретиков. Предвестником реформации выступила альбигойская ересь на богатом юге Франции. Ее сторонники предлагали ликвидировать старую церковь и вести все религиозные дела через общину. Появление протобуржуазии сразу же выявляет ее желание приспособить к себе религию.

Представления о позициях гуманистов и их роли в подготовке Реформации можно составить по работам крупнейшего из них - уроженца Нидерландов Эразма Роттердамского (1469-1536), имя которого неотделимо так же и от истории немецкого гуманизма. В своих проиведениях "Наставление христианскому воину", "Похвала Глупости", "Жалоба Мира", диалогах "Разговоры запросто" и других, а также в многочисленных письмах, расчитанных, по обычаю того времени, на публикацию, Эразм дал высокие художественные образцы критики схоластики, клира, массовых суеверий. Преувеличение роли публичной молитвы и постов, культ святых и мощей вместо духовного почитания Христа, строгое соблюдение церковных обрядов при отсутствии истинной набожности - все это для Эразма лишь "личины благочестия".

Национальному энтузиазму он предпочитал позицию гражданина мира. Достижения античной культуры рассматривались им как основа развития культуры человечества. Он надеялся путем "мирной победы" новой культуры и образования, совершенствования духовной жизни людей постепенно сблизить реальность со своим утопическим идеалом. Его идеалом было согласие между обществом и просвещенным правителем - философом на троне. Благодаря его деятельности в конце XV - первой трети XVI в гуманистическое движение охватило большинство стран Центральной и Северной Европы, обрело невиданную силу, способствовало содружеству гуманистов, созданию "республики ученых", главой которой называли самого Э.Ротердамского.

Особенно важное значение в развитии предреформационных настроений имело издание Эразмом греческого текста "Нового Завета" вместе с переводом на международный язык того времени - латынь и обширными комметнтариями. Публикация "Нового Завета" показала, что в канонизированном церковью переводе - "Вульгате" - которым пользовались на протяжении всего средневековья, существует много ошибок.

Гуманисты одними из первых горячо откликнулись на выступление Лютера с 95 тезисами против индульгенций. Сам Лютер ни о каком противостоянии церкви в 1517 году не думал, он стремился лишь, как многие до него, устранить "порчу". По убеждениям Лютер был францискианцем, человеком очень сильной воли, невероятно упрямым. Он представлял собой классический пример харизматической личности.

В обращении к примеру первоначального христианства и идеалам Евангелия, где его особенно привлекали послания апостола Павла, он видел способ очистить от пороков жизнь духовенства и общества. В противовес догме и церковной торгашеской практике Лютер подчеркивал значение совести самого верующего. В дальнейшем Лютер углубил и обосновал свое новое учение. Главное место в нем заняли три положения: 1) человек спасается только верой; 2) она обретается только через милость божию и не зависит ни от каких "заслуг" человека, ибо не люди, а лишь бог знает истинную ценность "добрых дел"; 3) только Священное Писание, слово божие, является авторитетом в делах веры. Это учение Лютера, которое часто кратко формулируется в словах "спасение верой", вело к далеко идущим последствиям. Если спасение зависит лишь от божиего милосердия, то зачем нужно посредничество католического клира, всей существующей гигантской церковной иерархии во главе с папой?

Положение о том, что церковь не является обязательным посредником между небом и человеком в вопросе спасения, можно назвать главной идей Реформации. У Лютера очень ярко выражена идея личной ответственности человека за его взаимоотношения с богом. Поэтому логично отвергается пышная литургия. Взамен - чтение и пение.

Лютер шел в этом вопросе за св. Августином: "Возлюби бога и делай, что хочешь". Все ограничения суть внутренние ограничения. Вслед за ним же Лютер заявил, что уже сегодня известны те, кто спасется. Добродетель вознаграждает себя сама. Бога нельзя купить хорошим поведением. Все проистекает из веры или неверия, добрые дела при этом роли не играют.

Огромную роль в развитии Реформации, всей немецкой культуры, немецкого языка и литературы сыграл сделанный перевод Лютером Священного Писания на немецкий язык. Книгопечатание превратило Библию, переведенную на немецкий язык, в настольную книгу бюргерской и крестьянской семьи.

Реформационное движение втягивало в свою орбиту массы городского и сельского населения. В первые в истории Европы исключительно важную роль в этом процессе сыграло не только устное, но и печатное слово. На это время приходится первый расцвет немецкой публицистики. Особое распространение получили "летучие листки", дешевые издания, публиковавшиеся большими по тем временам тиражами в 1000-1500 экземпляров. Самые популярные из них переиздавались от 10 до 30 раз. В эту литературу хлынула живая народная речь, ее героями часто были люди из простого народа, в уста которых вкладывались в доступной форме главные идеи и аргументы реформаторов и католиков. Работы Лютера за два года Реформации (1519-1521) были изданы общим тиражом в 500 000 экземпляров.

Резко возрала и роль гравюры - она активно включается в революционную пропаганду в виде агитационных листовок, иллюстраций памфлетов, политических карикатур.Это, может быть, первый в истории пример прямого публицистического использования изобразительного искусства. Очень популярна была в то время гравюра, изображавшая Адама и Еву, работающих в поте лица своего с надписью: "Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто же тогда был господин?".

После длительной борьбы,в том числе вооруженной в форме Крестьянской войны, в 1555 г.в Германии был достигнут компромисс между противоборствующими сторонами на основе формулы "чья страна, того и вера". На практике это означало появление ряда земель, где князья выступили как сторонники Реформации.

Вторым крупнейшим центрорм Реформации стала Швейцария, где создателями новых христианских учений выступили Ульрих Цвингли и Кальвин. Кальвин первым попытался осуществить религиозую утопию, довел лютеранство до крайности: создал казарменный протестантизм. Образ протестантского города - дома одного размера, минимум украшений фасадов.

В ряде стран Реформация была проведена "сверху" королевской властью (Дания, Швеция, Англия), либо вообще не состоялась (Испания, Италия).

В ходе всех этих событий окончательно оформился феномен протесттансткой культуры.

Протестантизм выступил как выражение и оправдание новых социальных и политических процессов становления буржуазных отношений. В этом смысле он может рассматриваться какбуржуазная версия христианства. Центральная мысль протестантизма состоит в том, что Евангелию глубоко чужда идея искупительных пожертвований. Бог Евангелия не требует от согрешившего ничего, кроме раскаяния в содеянном. Протестантизм есть религия автономного человека, требующая инициативности и ответственности. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека.

Протестантизм создал социально-психологические условия, способствующие конкуренции и состязательности в обогащении, развитию буржуазных отношений. Лютеранская (протестанская) культура построена на том, что стыдно быть неудачником, бедным. Она отрицательно относилась к аскетизму как к происку католиков. Предпринимателя сформировала не культура Возрождения, исходившая из примата независимости и самоценности человека, а протестантизм. Он навязал людям мысль о том, что они в полной зависимости от Бога. Одновременно он убедил людей в том, что, если они шаг за шагом будут искоренять свою греховность, то смогут достичь многого.

Протестантизм не признает границы между частной и общественной жизнью: человек всегда перед глазами бога. Для лютеран не важен миф, важен только текст, они отрицают пышный ритуал. Культовый нововведения протестантизма шли по линии “удешевления ” церкви.Молельный дом должен быть скромен. Вместо пышной литургии- чтение и пение. Лютеранство подвергло ревизии важные обряды католицизма: из 7 таинств оставило только 2 - крещение и причастие. Именно с протестантской эволюцией тесно связан расцвет европейской музыки.

Протестантизм закономерно распался на ряд сект, в том числе таких крупных как анабаптизм (крещение во взрослом возрасте). Рождаются формы религиозного плюрализма, вырабатываются его модели. Секстантское движение долго искало золотую середину. Из него вырастает эмиграция в Америку.

Католическая церковь не могла примириться с потерей своего влияния на значительную часть населения Европы. Для борьбы с Реформацией был созван в городе Тренто (Тридент) Тридентский собор (1545-1568). Собор упорядочил католический культ, все спорные вопросы вероучения были даны в строгой системе, была укреплена дисциплина среди духовенства, разработана программа контроля за религиозной жизнью народа. Кроме того, собор подчеркивал абсолютную власть папы во всех церковных делах, его превосходство над светскими властями.

Период Контрреформации охватывает время с середины XVI до конца XVII в. Его суть - борьба папства против реформации. Главное оружие Контрреформации - инквизиция, монашеские ордена. Католицизм пришел к выводу о необходимости покончить с политикой компромисса и переходит к жесткому противостоянию протестантизмом.

Целое столетие - с середины XVI до середины XVII в.- Европа находилась в состоянии неустойчивости, брожения, непрекращающихся восстаний, мятежей и изнурительных войн. Все сопровождалось невиданными жестокостями, многочисленными казнями и всеобщим падением морали. "Весь мир качается!"- говорили люди того времени. Прежний размеренный порядок жизни сменился пугающей неуверенностью в завтрашнем дне. Разбой и грабежи в Европе во второй половине XVI-первой половине XVII в. приняли невиданные доселе размеры.

Верующие люди, а они продолжали составлять большинство населения Европы, воспринимали происходящее как нарушение Божественного порядка, как препятствие на привычном пути людей к спасению души. Поэтому попытки восстановить былое равновесие принимали, как правило,.религиозную форму. С особой силой борьба "всех против всех" разгорелась в ходе религиозных войн между католиками и протестантами. Наиболее значительные из них - Война за независимость Нидерландов (1566-1609), которую обычно называют Нидерландской революцией, Тридцатилетняя война (1618-1648), в которую были втянуты многие страны Европы, а также гугенотские войны во Франции (1562-1598).

Во второй половине XVI столетия цветущее французское общество, внутри которого уже оформилась религиозная община протестантов (кальвинистов), оказалось втянутым в бесконечные Религиозные войны. Дикое насилие захлестнуло страну. Для того, чтобы христиане кинулись резать себе подобных нужен был особый психологический климат. Его доминантой был страх - то явно панический, то загнанный внутрь - страх перед близким и ужасным концом света. Перед человеком замаячила леденящая перспектива оказаться один на один с Богом. К тому же французское общество пережило информационный взрыв, связанный с книгопечатанием. Слухи, сплетни, пророчества, памфлеты с невиданной скоростью сотнями экземпляров разлетались по стране.

Французских кальвинистов их противники называли гугенотами. Это прозвище произошло от щвейцарской формы немецкого слова "Eidgenossen" - "сотоварищи". Французские кальвинисты в социальном отношении представляли дворян, высшую знать, интелектуалов, ремесленников, связанных с книгопечатанием. Главная черта французского кальвинизма - элитарность, принадлежность к изысканному меньшинству.

Король Франции предпочел быть главой единого общественного тела, а не вождем рационального меньшинства. Он пытался маневрировать. В январе 1562 г.был издан эдикт, допускавший немыслимое - сосуществование, пусть даже временное, двух религий в одном теле.

Это, однако, не устраивало кальвинистов, желавших быстрее обратить народ в истинную веру. Еще меньше это устраивало католиков. Разгон незаконного молитвенного собрания гугенотов стал поводом для начала религиозных войн. Католики истребляли гугенотов, не щадя при этом женщин и детей. Насилие, проявляемое кальвинистами, было менее сакральным и более рациональным, дидактическим. В захваченных городах они демонстративно разоряли церкви, истребляли слуг папы-антихриста - священников и особенно монахов. Женщин и детей они, как правило, не трогали.

Королевская власть по-началу склонилась на сторону католиков. После Варфоломеевской ночи 24 августа 1572 г. в Париже были сотни убитых, тысячи - в провинции. Трагедия парадоксальным образом остановила рост физического насилия в стране. Конечно, французы благополучно убивали друг друга еще четверть века, но такого рода погромов больше не было.

Начавшись как чисто религиозные, гугенотские войны со временем утратили этот признак как определяющий. Это хорошо видно на примере романа А.Дюма "Три мушкетера". Слуга Портоса Мушкетон так описывал доходный промысел своего отца: встречая гугенота, от отбирал у того кошелек, чувствуя себя католиком; но если ему встречался католик, хитрец тут же отнимал у него деньги, ощущая в этот момент непреодолимую неприязнь к католической церкви. Широко известно, что вождь гугенотов Генрих Наваррский перешел в католицизм, оправдав свою измену словами: "Париж стоит мессы", т.е. во имя власти можно поступиться верой.

Гугенотские войны окончились подписанием Нантского эдикта (1598), по которому гугенотам были предоставлены некоторые религиозные, гражданские и политические права, хотя государственной религией Франции по-прежнему оставался католицизм. Нантский эдикт впервые в Европе узаконил веротерпимость.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.