КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культурологические взгляды Н.Я. Данилевского
Русские традиции анализа культуры H. Я. Данилевский выдвинул идею о разнородности цивилизаций, наличии множества несхожих, “своеземных” культурно-исторических традиций. Прогресс, с его точки зрения, “состоит не в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, во всех направлениях”. Из этого, однако, не следует, будто каждый народ способен создать собственную самобытную культуру. В истории выработалось только десять культурно-исторических типов: 1) египетский, 2) китайский, 3) халдейский, или древнесемитический, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) ново-семитический, или аравийский, и 10) германо-романский, или европейский. Роль же других народов не была столь “положительной”; они либо действовали в качестве “бичей Божьих”, разрушителей “дряхлых цивилизаций” (таковы гунны, монголы, турки), либо составляли “этнографический материал” для других культурно-исторических типов (как, например, финны). Формулируя общие законы развития самобытных цивилизаций, Данилевский исходил из того, что все они представляли собой осуществление определенной формы культурного творчества — научного, правового, религиозного или художественного. Поэтому первый закон гласил: для возникновения цивилизации необходимо, чтобы народ обладал соответствующими “духовными задатками” и пользовался политической свободой. Далее выдвигались следующие законы функционирования цивилизаций: 1. “Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа”. 2. Полнота и богатство культурно-исторического типа зависят от разнообразия входящих в него этнографических элементов, “когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств”. 3. Период роста цивилизации всегда неопределенно продолжительнее периода цветения и плодоношения, после которого она истощает свои жизненные силы и больше не возобновляется. По схеме Данилевского, Запад, создавший последнюю историческую цивилизацию, уже пережил “апогей своего цивилизационного величия”, и на очереди теперь — возвышение славянства. Именно ему предстоит создать новый тип, новую форму цивилизации, который будет “четырехосновный”, т. е. представит собой “синтезис всех сторон культурной деятельности”, разрабатывавшихся до сих пор “его предшественниками на историческом поприще в отдельности или в весьма неполном соединении”. Однако во главе культурного движения славянства должна стать Россия. Данилевский полагал, что она вполне готова к выполнению этой исторической миссии. Желая обосновать свой вывод, автор “России и Европы” предпринимает обстоятельный анализ исторических тенденций отечественной культуры. На его взгляд, она всегда зижделась на двух основополагающих началах — народности и государственности. В то же время их разобщенность на протяжении столетий создавала серьезные препятствия для духовного возвышения России. Сперва причиной этой разобщенности явилось прежде всего “чужеродное” происхождение русского государства. Данилевский в данном вопросе занимал позиции норманистов. Он полагал, что именно “призвание варягов” послужило “закваскою, дрожжами, побудившими государственное движение в массе славян, живших еще одной этнографическою, племенною жизнью...”. Но варяги оказались слишком слабы, чтобы в полной мере “сообщить государственный характер русской жизни”, поэтому на Руси вскоре упрочилась удельная система. Положение выправилось только “при татарской власти”. Несмотря на опустошительность набегов, она была все же сравнительно “легка”. Татары установили простое данничество, никогда не растворяясь в славянстве. “Степень культуры, — писал Данилевский, — образ жизни оседлых русских славян и татарских кочевников были столь различны, что не только смешение между ними, но даже всякая власть последних над первыми не могла глубоко проникать, должна была держаться на одной поверхности”". В такой ситуации, естественно, вся выгода власти оказывается на стороне московских князей, получивших от Орды ярлыки на правление. Это позволило им довольно быстро усилиться и сбросить в конечном счете монгольское иго. Народ воспринял освобождение по-своему — как право уклоняться от насилия любой власти. Вместо того, чтобы всеми силами поддержать московских князей в деле устроения государства, простой люд бросился бежать от “зоркого глаза исправников и становых”, ища раздолья и свободы в безмерных пространствах своего отечества. Москва вынуждена была прибегнуть к крепостной неволе, которую Данилевский признавал формой феодализма. Благодаря закрепощению крестьян “государство получило возможность платить своим слугам”, т. е. дворянству, принявшему на себя главную ношу царского служения. Народ оказался в еще большей изоляции от власти. Но постепенно дворянство утрачивает свое прежнее значение и крепостное право перестает соответствовать государственным интересам, оно отменяется реформой 1861 г. Тем самым устраняются препоны, мешавшие сближению народа и государства, а стало быть, выходу России на уровень цивилизационного развития. Отныне ничто не мешает ей взять на себя роль предводителя славянства, творца новой культурно-исторической традиции. “Если Россия не поймет своего назначения, — утверждал Данилевский, — ее неминуемо постигнет участь всего устарелого, лишнего, ненужного. Постепенно умаляясь в своей исторической роли, придется склонить голову перед требованиями Европы...”. Чтобы избежать последствий бесславного “европейничанья”, необходимо осознать, что Запад пришел к своему тупику, за которым скрывается растворение, гибель. Любое сближение с Западом опасно для будущей славянской цивилизации, которая не только снимет односторонность предшествующих культурных типов, но и станет претворением в жизнь “справедливо обеспечивающего народные массы общественно-экономического устройства”. Таким образом, в славянской цивилизации совершится слияние народности и государственности в окончательном и всегармонизирующем единстве. Ценность как основополагающий принцип культуры (П. А. Сорокин) Своеобразную концепцию культуры развивал крупнейший русский социолог и культуролог, проживший большую часть своей жизни в эмиграции в США, Питирим Александрович Сорокин (1899-1968). В методологическом плане концепция П. А. Сорокина перекликается с учением о культурно-исторических типах О. Шпенглера и А. Тойнби. Однако теория культурно-исторических типов П. А. Сорокина принципиально отличается от теории О. Шпенглера и А. Тойнби тем, что Сорокин допускал наличие прогресса в общественном развитии. Признавая наличие глубокого кризиса, который в настоящее время переживает западная культура, он оценивал этот кризис не как “Закат Европы”, а как необходимую фазу в становлении новой формирующейся цивилизации, объединяющей все человечество. В соответствии со своими методологическими установками П. Сорокин представлял исторический процесс как процесс развития культуры. По Сорокину, культура в самом широком смысле этого слова, есть совокупность всего сотворенного или признанного данным обществом на той или иной стадии его развития. В ходе этого развития общество создает различные культурные системы: познавательные, религиозные, этические, эстетические, правовые и т. д. Главным свойством всех этих культурных систем является тенденция их объединения в систему высших рангов. В результате развития этой тенденции образуются культурные сверхсистемы. Каждая из таких культурных сверхсистем, по словам Сорокина, “обладает свойственной ей ментальностью, собственной системой истины и знания, собственной философией и мировоззрением, своей религией и образцом “святости”, собственными представлениями правого и должного, собственными формами изящной словесности и искусства, своими правами, законами, кодексом поведения, своими доминирующими формами социальных отношений, собственной экономической и политической организацией, наконец, собственным типом личности со свойственным только ему менталитетом и поведением” (Sorokin Р.А. Social and Cultural Dynamics. N.Y. 1937-1941. Vol. 1. P. 67). Эти культурные сверхсистемы представляют собой не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну и главную ценность. Именно ценность, по мнению П. А. Сорокина, служит основой и фундаментом всякой культуры. В соответствии с характером доминирующей ценности П. А. Сорокин делит все культурные сверхсистемы на три типа: идеациональный, идеалистический и чувственный. Идеациональная система культуры базируется на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности. К этому типу культуры Сорокин относит прежде всего средневековую европейскую культуру. В этой культуре, по его словам, “господствующие нравы и обычаи, образ жизни, мышления поддерживали свое единство с Богом как единственную и высшую цель, а также свое отрицательное или безличное отношение к чувственному миру, его богатству, радостям и ценностям” (Сорокин П. Социодинамика культуры //Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 430). К этому же типу, на его взгляд, следует отнести культуру Брахманской Индии, Буддийскую и Лаоистскую культуры, греческую культуру с VIII по конец VI века до н. э. Идеалистическую систему культуры П. Сорокин рассматривает как промежуточную между идеациональной и чувственной, так как доминирующие ценности этой культуры ориентируются как на Небо, так и на Землю. “Ее основной посылкой, — пишет Сорокин, было то, что объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна, она охватывает сверхчувственный и сверхрациональные аспекты, плюс рациональный, и наконец, сенсорный аспект, образуя собой единство этого бесконечного многообразия” (Там же. С. 431). К данному типу культуры П. Сорокин относит Западноевропейскую культуру XIII-XIV столетия, а также Древнегреческую культуру V-IV вв. до н. э. Современный тип культуры П. Сорокин называет чувственной культурой. Она основывается и объединяется вокруг доминирующего принципа: объективная действительность и смысл ее чувственны. “Только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши органы чувств — реально и имеет смысл. Вне этой чувственной реальности или нет ничего, или есть что-либо такое, чего мы не можем прочувствовать, а это эквивалент нереального, несуществующего (Там же. С. 430). Формирование чувственной культуры начинается в XVI веке и достигло своего апогея к середине XX века. Эта культура стремится освободиться от религии, морали и других ценностей идеациональной культуры Ее ценности сконцентрированы вокруг повседневной жизни в реальном земном мире. Ее герои — фермеры, рабочие, домохозяйки и даже преступники и сумасшедшие. Нынешняя “чувственная” культура, считал Сорокин, обречена на закат, поскольку именно она повинна в деградации человека в придании всем ценностям относительного характера. Но из признания неизбежности гибели данного типа культуры совсем не следует, что приходит конец всей человеческой культуре. Этот вывод основывается на том, что “ни одна из форм культуры не беспредельна в своих возможностях, они всегда ограничены. В противном случае было бы не несколько форм одной культуры, а единая, абсолютная, включающая в себя все формы. Когда созидательные силы исчерпаны и все их ограниченные возможности реализованы, соответствующая культура и общество или становятся мертвыми и несозидательными, или изменяются в новую форму, которая открывает новые созидательные возможности и ценности. Все великие культуры, сохранившие творческий потенциал, подверглись как раз таким изменениям. С другой стороны, культуры и общества, которые не изменяли форму и не смогли найти новые пути и средства передачи, стали инертными, мертвыми и непродуктивными” (Там же. С. 433). П. Сорокин верил, что культура не погибнет пока жив человек. Уже сейчас наметились очертания новой великой идеациональной культуры, базирующейся на ценностях альтруистической любви и этики солидарности.
Тесты по мировой культуре
ТЕСТ № 1 (1) 1. К какому понятию относится данное определение: “Совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга”? а) цивилизация; б) общество; в) культура. 2. Какие формы правления Аристотель считал дурными, как бы выродившимися? а) тиранию; б) олигархию; в) крайнюю демократию; г) все указанные выше. 3. Выдающимися скульпторами классического периода истории Древней Греции считаются: а) Фидий, Мирон, Леохар; б) Скопас, Леохар, Фидий; в) Фидий, Мирон, Поликлет; г) Мирон, Скопас, Леохар. 4. Кто из мыслителей отождествлял понятия “цивилизация” и “культура”? а) Н. Бердяев б) Э. Тейлор в) О. Шпенглер г) все перечисленные 5. В каком смысле употребляется в научной литературе понятие “вторая природа”? а) общество б) культура в) техника г) образование 6. Как называется ранняя форма религии, связанная с поклонением каким-либо реальным предметам и наделением их сверхъестественными свойствами? а) фетишизм; б) тотемизм; в) анемизм. 7. Назовите самых первых древнегреческих мыслителей, давших начало древнегреческой философии: а) Демокрит, Сократ; б) Фалес, Солон; в) Гераклит, Пифагор. 8. Термином “эллинизм” обозначают определенный греко-восточный синкретизм, являвшийся результатом: а) массового переселения греков в VIII—VII вв. до н. э. в области Италии; б) Пелопоннесской войны 431—404 гг. до н. э.; в) завоевательной политики Александра Македонского. 9. Назовите одно из крупных направлений в христианстве, оформившееся в ходе Реформации в XVI веке: а) протестантизм; б) католичество; в) баптизм. 10. Как называлась “столица” итальянского Возрождения? а) Рим; б) Неаполь; в) Флоренция.
ТЕСТ № 1 (2) 1. “Афродита Книдская” вышла из под резца скульптора а) Поликлета; б) Мирона; в) Праксителя; г) Скопаса 2. Выберите правильное высказывание: а) Культурология - интегративная дисциплина, изучающая содержание общественной деятельности людей. б) Культурология - система наук о природе и обществе в) Культурология - область естественно-научного знания г) Культурология - область гуманитарного знания. 3. Известный немецкий философ К. Ясперс выдвинул концепцию развития человечества, по которой он разделил всю мировую историю на четыре периода: доисторию, эпоху великих культур древности, “осевое время” и эру научно-технического развития. Что он понимал под периодом “осевого времени”? а) научно-техническую революцию в Европе; б) “духовный” переворот, происшедший благодаря явлению Христа и христианству; в) появление оружия массового уничтожения. 4. Как назывался древнегреческий город, где, по сохранившимся сведениям, родилась европейская философия? а) Афины; б) Милет; в) Микены. 5. Древнеримский философ, автор труда “О Граде Божьем”, в котором он выдвинул идею универсальности истории развития человечества в соответствии с волей Божьей? а) Тертуллиан; б) Марк Аврелий; в) Августин Блаженный. 6. Назовите американского социолога, автора концепции стадий экономического роста: а) А. Тойнби; б) О. Шпенглер; в) У. Ростоу. 7. Как называется один из наиболее древних сводов законов, дошедших до наших дней? а) законы Ману; б) законы Хаммурапи; в) законы Дракона. 8. Как называется ранняя форма религии, связанная с поклонением какому-либо животному или растению и с верой в происхождение от них? а) тотемизм; б) фетишизм; в) анимизм. 9. Как назывался город, служивший целью крестовых походов в эпоху средневековья? а) Иерусалим; б) Рим; в) Константинополь. 10. Назовите одно из крупных направлений в христианстве, оформившееся в ходе Реформации в XVI веке: а) протестантизм; б) католичество; в) баптизм. ТЕСТ № 1 (3) 1. Автором знаменитого “Дискобола” является скульптор а) Леохар; б) Поликлет; в) Скопас; г) Мирон. 2. Подберите понятие, характеризующее особенности производства духовных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление, т.е. подчиненных ему как своей цели? а) элитарная культура б) народная культура в) молодежная культура г) традиционная культура д) массовая культура е) всеобщая культура 3. Кто из мыслителей выделял в художественном творчестве “аполлоновское” и “дионисийское” начала? а) А. Шопенгауер б) Г.Гегель в) Ф.Ницше 4. Какие религии относятся к мировым? а) зороастризм, синтоизм, даосизм; б) буддизм, христианство, индуизм; в) ислам, кришнаизм, бахаизм; г) иудаизм, конфуцианство, мусульманство; д) православие, католицизм, протестанстизм; е) буддизм, христианство, ислам. 5. Как называется сочинение немецкого философа и историка О. Шпенглера, в котором он излагает свои взгляды на культуру? а) “Феномен человека”;б) “Идеи к философии истории человечества”; в) “Недовольство культурой”; г) “Закат Европы”; д) “Три лика культуры” 6. Кому из мыслителей XX века принадлежат следующие слова: “Культура возникает в игре, как игра”: а) А.Тойнби б) Н. Бердяеву в) Й. Хейзинге г) О. Шпенглеру д) К. Ясперсу 7. Кастовый строй — общая черта многих древневосточных цивилизаций, но в одном государстве он проявился с наибольшей силой. Что это за государство Древнего Востока? а) Китай; б) Индия; в) Вавилон. 8. Как называется ранняя форма религии, связанная с верой в способность человека нанести особым, таинственным путем вред другому человеку (например, сглазить, нанести порчу и т. п.)? а) знахарство; б) тотемизм; в) черная магия (колдовство). 9. Что составляет, с точки зрения М. Вебера, основу “духа капитализма”, определившего рождение цивилизованного капитализма? а) аскетическая этика протестантских сект; б) особенности католического вероисповедания; в) крайний индивидуализм в выборе веры, присущий западному человеку. 10. Когда произошел разрыв между западной и восточной ветвями христианской церкви? а) в 1054 г.; б) в 431 г.; в) в 1543 г. ТЕСТ № 1 (4) 1. Скульптурное убранство афинского Акрополя создано а) Праксителем; б) Фидием; в) Поликлетом; г) Мироном. 2. Какой класс общества Аристотель считал наиболее полезным? а) аристократию; б) ремесленников; в) земледельцев. 3. Назовите французского просветителя XVIII в., отстаивавшего в своих работах республиканскую форму правления и идею народного суверенитета? а) Ш. Монтескье; б) Ж. Ж. Руссо; в) Вольтер. 4. Представители какой научной школы уподобляли культуру живому организму и предполагали, что культурные живые организмы могут совершенствоваться, развиваться от простых к более сложным? а) функциональной; б) эволюционной; в) структурной антропологии; г) бихевиористской. 5. Что означает термин “античность”? а) греко-римская древность (история и культура Древней Греции и Древнего Рима); б) термин, равнозначный русскому “древность”; в) термин “античность” употребляется в обоих смыслах: в узком (“а”) и широком (“б”). 6. Назовите одну из мировых религий: а) синтоизм; б) буддизм; в) адвентизм. 7. В чем “секрет” феноменального развития античных государства, искусства, науки? Почему “античность, несмотря на свою рабовладельческую природу, впервые засветила факел свободной личности” (А. Лосев)? а) благодаря особым природно-климатическим условиям; б) благодаря системе рабства, которое предоставило человеку досуг для свободных занятий; в) благодаря длительному отсутствию войн и иноземных нашествий, тесным культурным связям с Египтом и Азией. 8. Какая книга стала провозвестником Ренессанса? а) “Сумма Теологии”; б) “Тристан и Изольда”; в) “Роман о Розе”. 9. Какому понятию соответствует данное определение: “Элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени”? а) предание; б) традиция; в) эпос. 10. Какое произведение стало символом эпохи Возрождения? а) “Божественная комедия” Данте Алигьери; б) “Государь” Н. Макиавелли; в) “Мемуары” Д. Казановы. ТЕСТ № 1 (5) 1. Архитектором (ами) ансамбля афинского Акрополя являлись: а) Агесандр и Леохар; б) Витрувий; в) Иктин и Каликрат; г) Поликлет младший; 2. Назовите французского просветителя XVIII в., отстаивавшего в своем знаменитом труде “О духе законов” конституционно-монархическую форму правления: а) Ш. Монтескье; б) Вольтер; в) К. Гельвеций. 3. Выберите правильное высказывание: а) Катарсис – очищение через страдание и страх; б) Катарсис – система норм, правил, господствующих в художественном направлении античности; в) Катарсис – гармония внешнего и внутреннего состояния человека. 4. Как переводится греческое слово “Библия”? а) святыня; б) книги; в) притчи; г) Бог 5. Как называется труд английского историка А. Тойнби, в котором он излагает свою концепцию истории человечества? а) “Закат Европы”; б) “Постижение истории”; в) “Россия и Европа”. 6. Назовите немецкого философа, представителя “философии жизни”: а) А. Бергсон; б) С. Кьеркегор; в) Ф. Ницше. 7. Как называлась “столица” эллинистической цивилизации и культуры? а) Александрия Египетская; б) Афины; в) Рим. 8. Почему люди античности называли своих северных соседей варварами? а) за их необразованность и невоспитанность; б) за то, что те не знали греческого или латинского языка; в) за их жестокость. 9. Как переводится латинское слово “religare”, от которого произошло понятие “религия”? а) Бог; б) благочестие; в) связывать; г) все перечисленное, кроме “а” 10. “Обобщенная характеристика существования в современных обществах типа культуры, превращенной в индустриально-коммерческую форму производства и распространения с помощью средств массовой информации стандартизированных духовных благ” — к какому понятию относится это определение? а) к понятию “информационное общество”;. б) к понятию “массовая культура”; в) к понятию “массовая коммуникация”. ТЕСТ № 1 (6) 1. Кому принадлежит следующее определение общества: “Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу”? а) Платону; б) М. Веберу; в) К. Марксу. 2. Какие формы управления Аристотель считал “хорошими”? а) все указанные ниже; б) монархию; в) аристократию; г) политию. 3. Куросы и коры – это: а) античные одеяния мужчин и женщин; б) местные божества древних греков; в) виды древнегреческих амфор; г) скульптурные изображения юношей и девушек. 4. Как называется одно из центральных понятий античной культуры, обозначающее гармонию внешнего и внутреннего, являющуюся условием красоты индивида; получило отражение в античном искусстве как идеал физического и нравственного совершенства (Фидий, Поликлет, Софокл)? а) калокагатия; б) мимесис; в) катарсис; г) канон. 5. В какой картине мира естественное не отличается от сверхъестественного? а) в религиозной; б) в научной; в) в мифологической. 6. Когда появился термин “культура” в его современном значении: а) в XVIII в.; б) в XIX в.; в) в XX в. 7. К какому понятию относится это определение: “Различные суеверные человеческие действия с целью оказать влияние сверхъестественным образом на тот или иной материальный предмет, явление или человека”? а) к понятию “оккультизм”; б) к понятию “магия”; в) к понятию “реинкарнация”. 8. В какую историческую эпоху возникли греческие города-государства (полисы)? а) в переходный период от патриархально-общинного к рабовладельческому строю; б) в период появления эллинистических монархий; в) в период распада эллинистических монархий. 9. Понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление: а) элитарная культура; б) массовая культура; в) материальная культура. 10. Как называется вторая, христианская часть Библии? а) Псалтирь; б) Евангелие; в) Новый Завет; г) Часослов. ТЕСТ № 1 (7) 1. Скульптурный канон был создан: а) Поликлетом в V в. до н.э; б) Кресилаем в V в. до н.э.; в) Поликлетом в IV в. до н.э.; г) Кресилаем в IV в. до н.э. 2. Назовите одну из “неправильных” форм государства, с точки зрения Аристотеля: а) монархия; б) тирания; в) полития. 3. Укажите, кому из перечисленных скульпторов принадлежат названные ниже произведения? а) Пракситель; б) Поликлет; в) Фидий; г) Мирон; д) Скопас; а) “Дорифор”; б) “Дискобол”; в) “Афродита Книдская”; г) “Вакханка”; д) “Афина-Парфенос” 4. Что такое субкультура? а) совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества; б) особая форма организации людей (чаще всего молодежи) — автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающийся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей; в) трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску; г) в социологии существуют все три определения. 5. Что такое ментальность? а) образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе; б) трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры; в) совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметах. 6. Назовите известного русского социолога XIX в., автора концепции локальных цивилизаций: а) Н. Михайловский; б) К. Леонтьев; в) Н. Данилевский. 7. Назовите одну из мировых религий: а) иудаизм; б) христианство; в) конфуцианство. 8. Как называется процесс взаимовлияния культур, а также результат этого влияния, заключающийся в восприятии одной культурой элементов другой? а) культурный синтез; б) культурный синкретизм; в) аккультурация. 9. Что объединяет эти имена — Петрарка, Данте, Бокаччо, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Рабле, Монтень? а) это крупнейшие гуманисты эпохи Возрождения; б) это выдающиеся художники эпохи Средневековья; в) это знаменитые люди, родившиеся во Флоренции. 10. Что такое артефактный мир? а) искусственно созданная природа; б) природа, окружающая человека; в) биосфера. ТЕСТ № 1 (8) 1. Основоположником древнегреческой комедии считается: а) Софокл; б) Аристофан; в) Еврипид; г) Зенон. 2. Укажите, кому из перечисленных драматургов принадлежат названые ниже драматические произведения? а) Аристофан; б) Софокл; в) Эсхил; г) Еврипид; а) “Медея”; б) “Лисистрата”; в) “Царь Эдип”; г) “Орестея” 3. Кто первым в истории европейской мысли выдвинул идею идеального утопического государства? а) Т. Мор; б) Аристотель; в) Платон. 4. Какой известный философ исходным пунктом своей теории элитарного искусства сделал идею “сверхчеловека — белокурой бестии”, наделенной, наряду со “здоровой ментальностью”, зоологической “волей к власти”, а также совершенно уникальной эстетической восприимчивостью? а) У. Ростоу; б) Т. Парсонс; в) Ф. Ницше. 5. Как называется молодежная субкультура, в которой наиболее резко выражается неприятие молодым поколением традиционной культуры (“культуры отцов”)? а) конформизм; б) контркультура; в) конфессиональная культура. 6. Реформацию в Германии возглавил: а) Эразм Роттердамский; б) Альбрехт Дюрер; в) Мартин Лютер; г) Лукас Кранах. 7. Что было древнейшим источником римского права? а) судебный прецедент; б) нормативный акт; в) общепризнанный правовой обычай. 8. Чем можно объяснить появление массовой культуры? а) переориентацией производства на массового покупателя и демократизацией общества; б) кризисом элитарной культуры в начале XX в.; в) изобретением телевидения. 9. Кто проповедовал: “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся”? а) Понтий Пилат; б) Иисус Христос; в) Будда. 10. Какое понятие определяется как глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное? а) менталитет; б) мировоззрение; в) идеология. ТЕСТ № 1 (9) 1. Бетон как строительный материал был изобретен: а) этрусками в VI в. до н.э.; б) римлянами во II в. до н.э.; в) греками в V в. до н.э.; г) в Средние века. 2. В каком труде Аристотель развивал идеи государственно-политического устройства общества? а) “О государстве”; б) “Политика”; в) “О Граде Божьем”. 3. Укажите, кому из перечисленных римских писателей и поэтов принадлежат ниже названные произведения? а) Апулей; б) Овидий; в) Вергилий г) Гораций а) “Энеида”; б) “Памятник” в) “Искусство любви”; г) “Метаморфозы”; 4. Что первоначально подразумевалось под словом “культура”? а) создание искусственной природы; б) способы обработки земли; в) правила поведения в обществе. 5. Что является одним из символов христианской веротерпимости? а) послание апостола Павла коринфянам; б) Апокалипсис; в) Ригведа. 6. О. Шпенглер утверждал, что в истории человечества нет поступательного движения, а есть повторяемость и цикличность. Что, с точки зрения Шпенглера, отличает одну культуру от другой? а) наличие так называемой “души”, с появлением которой культура рождается, расцветает и умирает, когда “душа” утрачивает свои силы; б) национальная принадлежность народа, составляющего данную культуру; в) тип производственных отношений. 7. Какой древнегреческий полис стал эталоном древнегреческой демократии? а) Спарта; б) Афины; в) Коринф. 8. Назовите европейскую страну, в которой зародился кальвинизм: а) Франция; б) Нидерланды; в) Швейцария. 9. Начало Контрреформации положил: а) манифест Мартина Лютера; б) папский эдикт 1577 г.; в) Тридентский собор 1545-1568 гг.; г) Вселенский собор 1054 г. 10. Расцвет европейской музыки в XVI-XVII вв. связан с а) изобретением новых музыкальных инструментов; б) эволюцией протестантизма; в) увеличением количества профессиональных музыкантов; г) созданием первых музыкальных училищ. ТЕСТ № 1 (10) 1. Важнейшим видом искусства республиканского Рима считается а) зодчество; б) скульптура; в) театр; г) литература; 2. Приведите в соответствие имена и сферы деятельности: а) Птоломей; б) Тацит; в) Цицерон г) Катулл; д) Гален; е) Марк Аврелий; ж) Витрувий; з) Катон Старший; а)ораторское искусство; б) поэзия; в) медицина; г) архитектура; д) история; е) астрономия; ж) литература; з) философия 3. Хронологические рамки европейского Средневековья: а) X – XV вв.; б) V – XVII вв.; в) V – XV вв.; г) VI – XVI вв. 4. Гугенотами во Франции XVI в. называли: а) протестантов; б) французских кальвинистов; в) швейцарских кальвинистов; г) швейцарских протестантов. 5. Роман М. Сервантеса был задуман автором: а) как роман-энциклопедия; б) как приключенческий роман; в) как пародия на рыцарский роман; г) как пародия на любовный роман. 6. Кто является автором известной книги “Закат Европы”, изданной в начале XX в.? а) Н. Данилевский; б) П. Сорокин; в) О. Шпенглер. 7. Где в древнем мире существовали города-государства, политически организованные как рабовладельческие демократии? а) в Египте; б) в Аттике и Ионии; в) в Китае. 8. В 1830-е гг. немецкий историк И. Г. Дройзен ввел понятие “эллинизм” для обозначения: а) античного общества с 323 до 30 г. до н. э.; б) исторического периода Древнего Рима до III в. до н. э.; в), периода завоеваний гуннов и готов. 9. Появление массовой культуры связано с: а) сельским бытом, имеет аналогию с земледельческими работами; б) индустриальным обществом, имеет аналогию с поточно-конвейерной индустрией; в) с особенностями современного Востока, тесно связано с восточными традициями. 10. Ярче всего искусство барокко в архитектуре проявилось в а) Италии; б) Франции; в) Испании; г) Германии. ТЕСТ № 1 (11) 1. “Золотой век римской культуры” приходится на: а) республиканский период римской истории; б) время правления Юлия Цезаря; в) период правления Октавиана Августа; г) время правления императора Трояна. 2. Назовите наиболее известное произведение Н. Макиавелли, в котором он описывает способы создания сильного государства: а) “Государь”; б) “История Флоренции”; в) “О гражданине”. 3. Как монах Т. Кампанелла назвал книгу, в которой он изложил свой проект идеального общественного устройства? а) “Утопия”; б) “Кодекс природы”; в) “Город Солнца”. 4. Как называется западноевропейское искусство XII-XIV вв., которое отличалось господством линии, вертикализмом композиции, неразрывной связью архитектуры и скульптуры? а) барокко; б) готика; в) романтизм; г) академизм; д) классицизм; 5. Имя философа Средневековья, сформулировавшего пять доказательств бытия Бога: а) Петр Абеляр; б) Бенедикт Нурсийский; в) Фрэнсис Бэкон; г) Фома Аквинский; д) Франциск Ассизский; 6. Назовите немецкого философа, автора учения о феноменологии, значительно повлиявшего на европейскую культуру XX в.: а) Ф. Ницше; б) Э. Гуссерль; в) К. Ясперс. 7. Какая из мировых религий является наиболее ранней по своему происхождению? а) христианство; б) ислам; в) буддизм. 8. Какой известный философ исходным пунктом своей теории элитарного искусства сделал антропологическое разделение людей на два типа: “людей пользы” (массу) и “людей гения”, обладающих особой эстетической одаренностью? а) А. Шопенгауэр; б) Г. Гегель; в) Б. Спиноза. 9. Наивысшие достижения европейской живописи барокко XVII в. связаныс именем а) А. Дюрера; б) П. Рубенса; в) Рембрандта; г) Ф. Гойи 10. Художественной доминантой века Просвещения явилась: а) живопись; б) литература; в) скульптура; г) музыка
ТЕСТ № 1 (12) 1. Одна из первых конных статуй в европейской скульптуре посвящена: а) Юлию Цезарю; б) императору Августу; в) Калигуле; г) императору Марку Аврелию. 2. Что означало слово “демократия” у древних греков? а) власть народа; б) равные права; в) равные возможности. 3. Суть какого архитектурного стиля Средневековья выражает геометризм, господство вертикальных и горизонтальных линий, простейших фигур геометрии при наличии больших плоскостей: а) барокко; б)готика; в) романский; г) классициззм; 4. Основоположником рококо в живописи считается: а) Ф. Буше; б) А. Ватто; в) Ж. Фрагонар; г) Ж. Шарден 5. Какое философское направление объединяет эти имена Ж. П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев, М. Хайдеггер? а) экзистенциализм; б) неокантианство; в) неогегельянство. 6. Что означает в переводе на русский язык латинское слово, от которого получило свое название философское течение XX в. экзистенциализм? а) сущность; б) существование; в) бытие человека. 7. В чем сущность римского права? а) в принципе “разделяй и властвуй”; б) в верховенстве власти Сената; в) в верховенстве закона над властью. 8. На территории какой современной европейской страны было образовано первое феодальное государство? а) Испании; б) Франции; в) Англии. 9. Самым ярким выразителем классицизма в европейской живописи конца XVIII-начала XIX вв. явился: а) Т. Гейнсборо; б) А. Ватто; в) Ф. Гойя; г) Ж.-Л. Давид. 10. Главным художественным языком Просвещения был(о): а) классицизм; б) барокко; в) рококо; г) реализм ТЕСТ № 1 (13) 1. Наиболее оригинальным творением римского зодчества являются: а) храмы-периптеры; б) термы; в) дорические колонны; г) храмовые башни 2. “Песнь о Нибелунгах” - замечательный памятник национальной литературы: а) Скандинавии; б) Франции; в) Германии; г) Англии; 3. Кто был третьим по счету человеком на земле, первым сыном Адама и Евы по христианской версии? а) Ной; б) Авель; в) Каин; г) Сиф. 4. Какое определение из приведенных ниже соответствует понятию “секуляризация”? а) отторжение или передача церковных земель и имущества в светское владение; б) всякая форма освобождения от религии и церковных институтов; в) высвобождение всех сфер жизнедеятельности общества и личности от религиозного влияния; г) верны все определения. 5. Когда и где возникла религия? а) в Древнем Египте в V тысячелетии до н. э.; б) в Древней Месопотамии в IV тысячелетии до н. э.; в) в эпоху верхнего палеолита, около 40—50 тыс. лет назад. 6. Кто из философов сформулировал теорию общей типологии культур или цивилизаций, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуально замкнутый характер? а) О. Шпенглер; б) Н. Данилевский; в) Н. Бердяев. 7. Назовите одну из мировых религий: а) зороастризм; б) кришнаизм; в) ислам. 8. Какое государство было самым крупным из основанных германцами в раннем средневековье? а) Франкское; б) государство Одоакра в Италии; в) “Государство Само”. 9. Наиболее полным и обобщенным выражением эстетического является: а) искусство; б) литература; в) наука. 10. Что стало символом религиозной нетерпимости? а) день Св. Йоргена; б) Варфоломеевская ночь; в) заутреня в Рапалло. ТЕСТ № 1 (14) 1. Расцвет поэзии в Риме связан с именами трех самых знаменитых поэтов: а) Вергилия, Горация, Овидия; б) Вергилия, Овидия; Плавта в) Горация; Вергилия, Катона; г) Овидия; Катона, Горация. 2. Как античная историософия рассматривала понятие “исторического прогресса”? а) история — простая последовательность событий, за которыми стоит нечто неизменное, в целом же — регрессивный процесс, идущий по нисходящей от “золотого века”; б) история — процесс, идущий в определенном направлении к предустановленной высшими, сверхъестественными силами цели; в) история — саморазвитие мирового духа. 3. Как, по религиозным представлениям, называется осуществление высшей божественной справедливости, награда или кара человеку в зависимости от исполнения или неисполнения им христианских заповедей? а) воздаяние; б) евхаристия; в) таинство. 4. Важнейший памятник английской литературы XIII в. – а) “Тристан и Изольда”; б) баллады о Робин Гуде; в) “Песнь о Нибелунгах”г) “Сага об Эрике Рыжем”; 5. Немецким философом К. Ясперсом была предложена своя концепция единства человеческой истории. Что, с точки зрения К. Ясперса, способствует единению мировой истории? а) мировые религии; б) борьба пролетариата; в) мировые войны. 6. Немецкий социолог, автор работы “Протестантская этика и дух капитализма”, в которой он отстаивал мысль о связи зарождения капитализма в Европе с протестантизмом: а) О. Шпенглер; б) Э. Дюркгейм; в) М. Вебер. 7. Назовите одну из ранних форм религии, означавшую веру в существование сверхъестественных сил в виде духов, душ: а) тотемизм; б) анимизм; в) фетишизм. 8. Назовите имя знаменитого римского оратора: а) Сенека; б) Марк Аврелий; в) Цицерон. 9. К какому понятию относится следующее определение: “Мировоззренческие идеалы, универсальные нравственные нормы, отражающие духовный опыт всего человечества, складывающиеся в процессе духовно-практической деятельности людей”? а) к понятию “нравственность”; б) к понятию “культура”; в) к понятию “общечеловеческие ценности”. 10. Как называется система взглядов, отвергающих религиозные представления (вера в бога, в бессмертие души, в потусторонний мир и т. п.) и религию в целом? а) атеизм; б) религиозный анархизм; в) свобода совести. ТЕСТ № 1 (15) 1. Мировую славу Вергилию принесла поэма: а) “Метаморфозы”; б) “Теогония”; в) “Энеида”; г) “Наука любви” 2. Приведите в соответствие страны и произведения народного эпоса: а) Англия; б) Франция; в) Исландия; г) Германия; а) “Песнь о Роланде”; б) “Сага об Эрике Рыжем”; в) “Песнь о Нибелунгах”; г) баллады о Робин Гуде; 3. Подберите понятие к следующему определению: “Одна из форм общественного сознания и его реализация на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей; опирается на общественное мнение и воздействие, на убеждения, традиции и привычки”: а) искусство; б) религия; в) мораль. 4. Кому принадлежит идея о разъединяющей роли религии в доиндустриальном обществе? а) О. Шпенглеру; б) Н. Данилевскому; в) А. Тойнби. 5. Элементами какой культуры являются “наркотическая культура”, “восточная мистика” и оккультизм, “сексуально-революционная культура”? а) молодежной субкультуры; б) элитарной культуры; в) молодежной контркультуры. 6. В какой мировой религии основным принципом является отказ от жажды жизни, от стремления к жизненным наслаждениям, освободиться от которых можно, лишь избрав “восьмеричный путь спасения”? а) в буддизме; б) в христианстве; в) в исламе. 7. Как называется мировоззрение, культурная традиция, для которой характерны абсолютизация социальной роли науки, рассмотрение ее в качестве универсального средства решения всех проблем, ее противопоставление философии и другим формам культуры, убежденность в том, что методы точных и естественных наук универсальны и их необходимо распространять на все остальные науки? а) рационализм; б) сциентизм; в) антисциентизм. 8. При переходе к какому обществу совершилось коренное переосмысление всех общественных ценностей: от преобладания интереса к земному и материальному к системе морали и религии; высшей реальностью стали считать потусторонний мир; производительным идеалом стало самообеспечение? а) к капитализму; б) к феодализму; в) к античному обществу. 9. Что такое религиозный синкретизм? а) религиозная нетерпимость; б) религиозная обрядность; в) синтез нескольких религиозных учений. 10. Что является средством приобщения человека к образу жизни и образу действия общества, т. е. к его культуре? а) наука; б) образование; в) мировоззрение.
[С. З.1] Óòî÷íèòü èìåíà è äîïðîëíèòü ñïèñîê
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |