Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Назначение модуля




Вячеслав Кондратьев, Ю. А. Лунев

Ю. А. Лунев Вячеслав Владимирович Кондратьев

HR‑инжиниринг

 

Навигатор для профессионала –

 

 

Текст предоставлен издательством «Эксмо» http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=177588

«HR‑инжиниринг»: Эксмо; М.:; 2007

ISBN 978‑5‑699‑21172‑2

Аннотация

 

Как построить управление человеческими ресурсами в виде системы, соединяющей человека, корпоративную архитектуру и информационные технологии?

Каковы требования к организации работы с персоналом в процессной компании и в компании, стремящейся к управлению знаниями?

Как проектировать организационную культуру, основанную на целостном понимании человека как уникальной психологической сущности и как организационно‑ролевой единицы?

Ответы на эти и другие актуальные вопросы, навигация, методики, практика и прототипы из первых рук – от профессионалов: менеджеров и известных методологов в этом модуле.

 

HR‑инжиниринг

 

 

Кто «применяет» HR‑инжиниринг?

 

Специалисты авторитетной бизнес‑инжиниринговой компании «БИГ МЕНЕДЖМЕНТ», участники программы МВА Московского государственного строительного университета (МГСУ) в сотрудничестве с издательством «Эксмо» в рамках модульной программы «Навигатор для профессионала».

 

О чем четвертый модуль Навигатора?

 

О современных методологиях регламентации деятельности персонала и развития человеческих ресурсов в компании, подходах к построению систем управления человеческими ресурсами, применении информационных технологий в задачах управления персоналом (рис. 0.0.1).

 

Что такое Навигатор?

 

Это, прежде всего, актуальная информация из первых рук – от профессионалов и для профессионалов, издаваемая в формате модульной программы. По форме изложения материал может напоминать: презентацию решений с пояснениями «смотрите сюда, обратите внимание на это»; справочник для профессионала «что это такое»; пошаговое руководство «делай так»; слайдовые подборки «это важно». По отзывам пользователей, такой формат удобен как для профессионалов, так и для тех, кто стремится ими стать и для этого учится.

В качестве заглавной книги модульной программы выступает доработанная и переизданная уже шестой раз «Настольная книга руководителя. 7 нот менеджмента». – М.: ЭКСМО, 2007.

Несмотря на небольшой возраст проекта серии «Навигатор для профессионала», эта серия получила признание, и первые издания уже переиздаются с расширениями и добавлениями.

 

 

Рис. 0.0.1. Что рассматривается в четвертом модуле «Навигатора для профессионала»

 

Почему Навигатор?

 

Потому что главная задача серии – сориентировать читателя в особо актуальных секторах единого информационного поля, охватывающего многообразную среду современной экономики, оставив ему свободу выбора собственного пути освоения материала. Отсюда прочие задачи серии:

– систематизировать фрагментарную информацию типа «методология такая», «способ решения такой», «было сделано так», «рекомендуют это» профильных консалтинговых компаний как российских, так и зарубежных;

– показать лучшую практику;

– представить удобные навигационные подборки актуальных слайдов и презентаций;

– обозначить сферы деятельности и решения, еще не освещенные или недостаточно полно освещенные в литературе;

– через единую систему навигации внести элемент систематизации в уже известное и подробно описанное;

– сделать это в наиболее удобной для специалиста форме.

 

Как применять Навигатор?

 

Практика применения ранее вышедших модулей показала, что в зависимости от ситуации и потребностей модульная программа «Навигатор для профессионала» может использоваться (рис. 0.0.2) как:

– персональная справочная система специалиста;

– корпоративная справочная система (единая система терминов и понятий для всех специалистов компании);

– инструмент для изучения решений, приведенных в настольной книге руководителя «7 нот менеджмента»;

– опорные материалы в учебных курсах, курсах корпоративного обучения, курсах дистанционных программ обучения, программах MBA и MBI;

– методические материалы по организации и совершенствованию деятельности компаний;

– опорные материалы в линиях дистанционной и инжиниринговой поддержки разработок систем управления и их компонент.

 

 

Рис. 0.0.2. Как применять Навигатор

 

Как устроен Навигатор?

 

Сегодня в серии «Навигатор для профессионала» издано пять модулей:

1. 7 нот менеджмента. Настольная книга руководителя / Под ред. В.В. Кондратьева. Изд. 6‑е переработанное и дополненное. – М.: Эксмо, 2007.

2. Даешь инжиниринг! (изд. 2‑е перераб. и доп.). – М.: Эксмо, 2007.

3. Проектируем корпоративную архитектуру (изд. 2‑е перераб. и доп.). – М.: Эксмо, 2007.

4. Показываем бизнес‑процессы. – М.: Эксмо, 2007.

5. HR‑инжиниринг. – М.: Эксмо, 2007.

Навигатор – это и вся серия в целом, построенная в соответствии с едиными навигационными принципами. Навигатор – это и каждая книга серии (модуль), освещающая ту или иную тему. И наконец, навигатор – это отдельно взятый конечный элемент книги (разворот) – самодостаточный информационный носитель, снабженный системой операционных и тематических координат, позволяющий читателю не забывать, на какой широте и долготе единого информационного поля экономики он в данный момент находится. Это поле можно представить в виде таблицы (рис. 0.0.3), в которой столбцам соответствуют отраслевые практики, строкам – функциональные методики. При этом базовой, отражающей общие для модульной программы принципы организации, универсальные структурообразующие и методологические модели бизнеса, является настольная книга руководителя «7 нот менеджмента» (изд. 6‑е перераб. и доп.). Для удобства обложкам книг серии присвоен индивидуальный цветовой акцент.

 

 

Рис. 0.0.3. Единое информационное поле экономики, в котором работает Навигатор

 

Как пользоваться модулем?

 

Модуль состоит из тематических блоков, а каждый блок – из элементов. Возможно как последовательное, так и целевое ознакомление с материалами модуля, ведь каждый элемент отвечает на конкретный вопрос специалиста, возникший в процессе работы, и может быть встроен в оперативном порядке в собственный рабочий процесс.

Система навигации, которой снабжен каждый элемент, позволяет читателю сразу видеть:

– в каком тематическом блоке он в данный момент находится (горизонтальная панель);

– из какого операционного ракурса рассматривается интересующий его предмет (вертикальная панель). Таких операционных ракурсов шесть:

– Систематизация;

– Методики;

– Рекомендации;

– Практикум;

– Слайды;

– Поддержка.

Детализация операционных ракурсов достигается с помощью пиктограмм, которые несут углубленную смысловую нагрузку, поэтому они активно используются в схемах и рисунках модуля.

 

Где применяется для обучения?

 

Материалы Навигатора нашли применение в качестве опорных конспектов в различных учебных программах и проектах:

– МВА и МВI Государственного университета управления (ГУУ);

– МВА в строительстве Московского государственного строительного университета (МГСУ);

– вузовской подготовки по специальности «Менеджмент»;

– корпоративных университетов и в корпоративных программах крупных компаний («Волга – Днепр», «Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (ОГК‑3), «Киевская инвестиционная группа» и др.);

– в специализированных дистанционных программах обучения профессионалов, осуществляемых «БИГ МЕНЕДЖМЕНТ».

 

Какие дополнительные сервисы могут быть предоставлены читателям Навигатора?

 

По тематике навигаторов организована консалтинговая и инжиниринговая поддержка заинтересованных пользователей в форме:

– корпоративных и открытых тренингов и семинаров;

– дистанционного обучения;

– проектов разработки, развития и внедрения систем управления и их компонент.

Подробности на сайте проекта:

www.big‑group.ru

Работает контактная линия проекта:

e‑mail: office@big‑group.ru

Тел.: (495) 255‑11‑11

Факс (495) 252‑24‑36

 

Что дальше?

 

Тема следующего, пятого, модуля «Навигатора для профессионала» – методологии стратегирования, построение систем стратегического управления и адаптивных корпоративных архитектур.

Навигатор для профессионала. Модуль № 5.

Стратегируем здесь и сейчас.

 

Искренние благодарности авторов за помощь и поддержку

 

Андрюшиной Т. Н. – руководителю проекта Департамента образовательных программ Международного центра финансово‑экономического развития (МЦФЭР);

Васиной Л. И. – начальнику Департамента управления персоналом ОАО «РЖД»;

Дубинникову И. В. – заместителю генерального директора, административному директору ОАО «Силовые машины»;

Журавлеву А. Л. – директору Института психологии РАН, члену‑корреспонденту РАН;

Коледовой С. А. – директору по административным вопросам ОАО «Чебоксарский агрегатный завод»;

Кондратьеву Е. В. – менеджеру‑координатору ООО «БИГ МЕНЕДЖМЕНТ»;

Лазаревой Н. А. – главному редактору журнала «Менеджер по персоналу» (Киев, Украина);

Лапиной Е. В. – заместителю директора Департамента управленческих технологий ОАО «Волга – Днепр»;

Лысенко С. В. – директору Департамента персонала Киевской Инвестиционной Группы (Киев, Украина);

Прохоренковой О. Б. – менеджеру‑координатору ООО «БИГ МЕНЕДЖМЕНТ»;

Фаломееву Д. Ю. – главному специалисту Проектного офиса ОАО «Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (ОГК‑3);

Чернышеву А. С. – заведующему кафедрой психологии Курского государственного университета;

Чуйкову В. А. – Председателю совета директоров ЗАО «ГОТЭК‑ИНВЕСТ»;

Швец А. М. – директору по управлению персоналом ЗАО «МОСКАБЕЛЬМЕТ».

 

 

1. Методология HR‑инжиниринга

 

 

 

Три аспекта рассмотрения понятия «управление человеческими ресурсами». 1. Одна из современных концепций управления персоналом, сменившая долго существовавшую концепцию признания персонала обычным активом компании (перспектива управленческой теории). 2. Комплексное управление системой взаимодействия людей, объединенных совместной деятельностью и общим организационным пространством (перспектива управленческой практики). 3. Одна из функциональных областей (перспектива функциональной области менеджмента).

HR‑инжиниринг – методология системной организации управления человеческими ресурсами, интегрирующей человека, корпоративную архитектуру и информационные технологии. Методологическую основу HR‑инжиниринга составляют системный подход (базовая методология), бизнес‑инжиниринг, информационные и социально‑психологические подходы (частные методологии).

Методология управления человеческими ресурсами – подход к построению и внедрению системы управления человеческими ресурсами.

Системный подход – представление объектов рассмотрения как систем. Системный подход образует методологический фундамент HR‑инжиниринга.

Развивающая социальная среда – особое социально‑психологическое пространство, в котором существенно расширяются возможности сотрудников по достижению устойчивого развития компании и своего профессионально‑личностного роста.

Технократический подход к управлению персоналом – основан на отношении к персоналу как к обычному ресурсу компании (приоритет экономических методов).

Гуманистический подход к управлению персоналом – основан на отношении к персоналу как особому ценному ресурсу компании (приоритет психологических методов).

Менеджмент эффективности персонала – управленческая концепция, основанная на балансе технократического и гуманистического подходов и предназначенная для поддержки со стороны человеческих ресурсов процессного управления и управления знаниями.

Процессное управление – управленческая концепция, опирается на признание бизнес‑процессов основой конкурентоспособности компании.

Управление знаниями – управленческая концепция, базируется на признании знания основой конкурентоспособности компании и превращении его в интеллектуальный актив компании.

 

1.1. Позиционирование понятия «Управление человеческими ресурсами»

 

 

 

Рис. 1.1.1. Характеристики для определения понятия «Управление человеческими ресурсами»

 

Практик, пренебрегающий теорией, уподобляется кормчему, который отправляется в путь, не имея компаса.

Леонардо да Винчи

 

Понятие «Управление человеческими ресурсами» можно рассматривать в нескольких перспективах (рис. 1.1.1).

С точки зрения управленческой теории управление человеческими ресурсами – это одна из концепций управления персоналом, сменившая долго существовавшую концепцию признания персонала обычным активом компании. Анализ развития концепций управления персоналом свидетельствует о вытеснении технократических моделей управления гуманистическими.

Не успели менеджеры признать человеческие ресурсы важнейшим и невозобновляемым ресурсом организации, как на смену этому тезису приходит понимание человека как основного субъекта организации и особого объекта управления. Важнейшей функцией управления становится обеспечение профессиональной и даже личностной самореализации сотрудников – главного условия стабильно высокой производственной мотивации и конструктивной творческой активности. Создание добавленной стоимости бизнеса будет во все более возрастающей степени зависеть от того, каким образом удастся включить креативные и исполнительские способности человека. Однако среди исследователей менеджмента ведутся споры о том, существуют ли принципиальные отличия концепции управления персоналом от концепции управления человеческими ресурсами. Очень часто эти понятия употребляются как синонимы.

С точки зрения управленческой практики управление человеческими ресурсами – комплексное управление системой взаимодействия людей, объединенных совместной деятельностью в общем организационном пространстве. Ключевые термины: комплексное управление, система взаимодействия людей, организационное пространство. Комплексность управления означает то, что человеческим ресурсом следует управлять не как обычным ресурсом компании, но как саморазвивающимся ресурсом. То есть технические (профессиональные) и управленческие (стратегические и административные), «человеческие» компетенции менеджеров должны реализовываться в векторах согласованного целеполагания и сбалансированного воздействия. Организация системного взаимодействия людей имеет большее значение для эффективной деятельности компании, чем управленческое воздействие на каждого из сотрудников или вложение в те или иные организационные, финансовые, технологические ресурсы. Конфигурация и механизмы соединения индивидуальных компетенций в ключевые компетенции компании являются основными предпосылками успеха. Границы организационного пространства имеют тенденцию к расширению: не только штатный персонал, но также бывшие и будущие сотрудники, и даже поставщики и потребители попадают в поле деятельности менеджеров компании.

С точки зрения функциональной области менеджмента управление человеческими ресурсами находится в ряду функциональных областей менеджмента (маркетинг, финансы, стратегии и др.), но вместе с тем принципиально отличается от любой из них. Можно выделить следующие его особенности:

– во‑первых, даже сам термин «управление» в этой сфере менеджмента не является корректным и нуждается в уточнении, поскольку человек не является объектом управления. Человек является объектом только лишь в качестве единицы теоретического изучения и производственного планирования, но в реальной жизнедеятельности он проявляет субъектность, т. е. самостоятельную активность, самоуправляемость, избирательное восприятие и свободный выбор решений. Поэтому корректнее говорить не об управлении человеком, но о работе с человеком по эффективному использованию его потенциала, по обеспечению эффективности производственного взаимодействия и производственных взаимоотношений;

– во‑вторых, именно человеческий, а не какой‑либо другой ресурс включает и связывает воедино все бизнес‑процессы компании, непосредственно поддерживает организационную культуру и корпоративные стратегии. Компания достигает своей эффективности благодаря правильной организации потоков работ, направленных в конечном итоге на удовлетворение потребностей заинтересованных сторон;

– в‑третьих, управление человеческими ресурсами осуществляют все менеджеры компании, имеющие подчиненных. При этом существует и специализированный отдел – служба управления персоналом;

– в‑четвертых, человеческий ресурс в решающей степени обеспечивает успешность и устойчивость любых организационных изменений и управленческих новаций, гармонизируя основные подсистемы организационного поведения – технологическую, формальную, внеформальную и неформальную.

Руководителям компании следует осознать многомерность этого понятия. Это осознание должно опираться на четкие параметры обозначения места и роли управления человеческими ресурсами в системе менеджмента. Путаница, которая возникает при употреблении близких понятий «управление персоналом», «управление кадрами», скорее всего, означает естественный период оттачивания своего – корпоративного – взгляда на данное явление, но никак не отсутствие компетентности.

Полезно создать свой корпоративный глоссарий и подвергнуть «терминологической ревизии» употребляемые менеджерами понятия. Это важно, во‑первых, в силу действия законов эффективной коммуникации, которые требуют полной стыковки «кодирования» и «декодирования» мыслей и идей общающихся сторон.

Во‑вторых, наличие единого понятийного пространства облегчает анализ корпоративной ситуации в сфере персонала и поиск адекватной стратегии управления.

В‑третьих, признание многомерности понятия становится устойчивым плацдармом для разработки системы управления человеческими ресурсами.

Можно сформулировать следующий вывод.

Теоретические дискуссии должны стать обязательным условием становления российского менеджмента персонала, поскольку нам приходится в кратчайшие сроки преодолевать свою изоляцию от мировой управленческой практики и науки, создавая отечественную азбуку управления и формируя стандарты. Как известно, любые наработки только тогда становятся стандартами, когда их разделяет большинство участников деятельности. Создавая корпоративные глоссарии, менеджеры объективно накапливают ценный материал, используя который исследователи менеджмента смогут выявить наиболее типичные определения – основу терминологических стандартов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.