КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
Программно-целевое деление Российской Федерации Программно-целевое деление Российской Федерации связано с реализацией принципов программно-целевого управления экономикой страны и ее отдельных регионов. Программно-целевое региональное деление может быть двух типов:специальное или проблемное и общее или комплексное. К первому типу относятся территории в пределах которых реализуются целевые программы различных уровней – федерального, регионального и местного. Ко 2 типу программно-целевых регионов относятся территории с особым статусом, такие как ТПК, СЭЗ, ЗАТО, ЗЧЭС (закрытые чрезвычайные экологические ситуации) В условиях социально-экономического кризиса особым объектом государственного регулирования становятся проблемные регионы и территории. К проблемным относятся регионы и территории, имеющие важное народно-хозяйственное значение, где на фоне общего социально-экономического кризиса имеется особо острая доминантная проблема, решение которой не может быть осуществлено традиционными методами без прямого или косвенного участия государства. Основными типами проблемных регионов являются отстающие, депрессивные, кризисные, а также регионы особого стратегического значения. К отстающим относятся регионы, характеризующиеся слабым развитием собственной экономической базы, низкими душевыми доходами населения, недостаточно развитым производственным и финансовым потенциалом. К депрессивным относятся регионы, обладающие достаточным экономическим потенциалом, но в результате структурного кризиса характеризуются устойчивым снижением производства и реальных доходов населения, а также растущей безработицей. Кризисными являются регионы с экстремальным характером экономических, социально-политических и эколого-природных процессов. К группе регионов особого стратегического значения относятся регионы крайнего Севера, Дальнего Востока, Калининградской области и регионы, граничащие с республиками бывшего СССР. Основным способом комплексной государственной поддержки и участия государства в реабилитации проблемных регионов и территорий являются федеральные целевые программы. Федеральная целевая программа – увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и др мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития. Обобщенная региональная структура РФ представляет собой сочетание 4 рассмотренных принципов официального деления РФ. На территории РФ выделяются следующие территориально-экономические образования: 2 эк зоны- западная и восточная; 4 экономические субзоны – Центр, Урал, Сибирь, Дальний Восток; 7 мегарегионов (федерального округа), 11 эк районов, 83 субъекта РФ и более 2000 муниципальных образований. Объектами государственного регионального управления являются отдельные составляющие региональной структуры РФ, экономические регионы различного уровня. Элементарными территориально-экономическими образованиями (таксономическими единицами регионального деления) являются районные и городские муниципальные образований. Экономическое районирование не застывший процесс, он может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов. Формирование в ряде крупных экономических районов программно-целевых ТПК может привести к разукрупнению экономических районов. Идет процесс развития программно-целевых ТПК — Тимано-Печорского, Западно-Сибирского, Канско-Ачинского, Саянского, Южно Якутского. Они формируются на базе уникальных природных ресурсов каждой территории.
Закономерности размещения производительных сил в регионе отражают наиболее общие пропорции между производительными силами территорий. Специальное выделение раздела о закономерностях, принципах и факторах размещения производительных сил не является совершено случайным. Рациональное размещение производительных сил в регионах позволяет обеспечить большую эффективность производства, обеспечить рациональную занятость населения, получать максимальную прибыль при рациональном использовании природно-ресурсного потенциала, сохранении и улучшении экологических условий жизни населения. Особенно большое значение имеют комплексное использование природных ресурсов, внедрение безотходных или ресурсосберегающих технологий при переработке сырья. При размещении производства в условиях отсутствия диктата с чьей-либо стороны (имеется ввиду система государственного или местного управления) особое значение имеют структурная перестройка всей системы экономических и социальных отношений, большая ориентация экономики не только на экономический, но социальный эффект, выравнивание уровней экономического развития отдельных регионов РФ. Совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение рационального сочетания экономического и социального развития каждого субъекта федерации, региона, национальных образований (республик и автономных округов) должны быть направлены на улучшение их взаимодействия в хозяйственном комплексе России, комплексность их развития, формирование территориально-производственных комплексов и промышленных узлов, рациональное освоение их природных и экономических ресурсов. К важнейшим закономерностям размещения производства могут быть отнесены следующие: • рациональное размещение производственной базы; • комплексное развитие экономических районов; • территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий: • выравнивание уровней экономического и социального развития регионов. Рациональное размещение производства означает в конечном счете экономию совокупных затрат на производство и реализацию продукции. На рациональное размещение производства оказывает влияние огромное число факторов. Назовем наиболее важные на наш взгляд: характеристики материалоемкости и энергоемкости продукции; трудоемкость производства; габаритно-весовые характеристики продукции; особые требования к безопасности и экологичности; особые требования к квалификации трудовых ресурсов в процессе производства; экономическая безопасность региона. Высокая удельная материалоемкость продукции предполагает приближение производства к источникам сырья и сырьевым базам. При этом, кроме того, необходимо учитывать стоимость единицы сырья или материального ресурса. При большой стоимости единицы обычно этот фактор может не учитываться из-за низкой стоимости транспортной составляющей. Однако из этого правила существуют исключения. Например- нефтехимические производства, как правило, отнесены от источников добычи нефти и газа достаточно далеко, но это стало возможно за счет существования системы трубопроводного транспорта. Высокая энергоемкость производства продукции требует в свою очередь их приближения к источникам дешевой электроэнергии. Однако и в этом случае существуют исключения из правил за счет существования атомной энергетики. Одним из важнейших условий рационального размещения производства являются создание системы кооперации, причем как производства, так и труда. Очень важным в системе рационального размещения производства является внедрение ресурсосберегающих технологий. Комплексное развитие экономических районов требует сочетания различных отраслей производства и сферы услуг. Кроме того, комплексность предполагает использование различных форм собственности на предприятиях, выпускающих продукцию и оказывающих услуги. Это позволит создать конкурентную среду, а, следовательно, в конечном счете понизить цены на товары и услуги. Комплексное развитие требует развития специализации экономических районов как предметной, так и технологической. Это позволит максимально концентрировать технологические переделы по переработке материалов и сырья и снизить затраты на единицу продукции и услуги. Комплексность экономики регионов, предполагает укрепление экономических связей как между отраслями производства товаров и услуг, так и между предприятиями различных отраслей, а, следовательно - систему отраслевой, межотраслевой, региональной и межрегиональной кооперации. Все экономические районы имеют свойственные только им ресурсно-производственный потенциал, экономические и социальные условия, которые в конечном счете определяют его экономический профиль и специализацию. Экономический район представляет собой хозяйственный комплекс, целостную территориально- хозяйственную и социальную системы. В России сложилась система территориально-производственных комплексов различных рангов и типов. В настоящее время идут процессы создания и развития единого хозяйственного комплекса на основе межотраслевых комплексов (топливно-энергетического, машиностроительного, химического, строительного, лесного, агропромышленного и других), а также республиканских и региональных комплексов. Территориально-производственный комплекс — это сочетание производств и предприятий экономически и технологически связанных и взаимодополняющих отраслей. Территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий является необходимым условием рационального размещения производства в условиях социальной экономики. Для России с ее огромной территорией, богатейшим и разнообразным ресурсно-производственным потенциалом эта закономерность играет существенную роль. Все регионы России имеют различные экономические, ресурсно-производственные и исторические условия и особенности и уровни социально-экономического развития. Поэтому каждый регион формирует свою, присущую толькоему специализацию экономики и на основе экономических и производственных связей обменивается результатами труда с другими регионами. Исторически сложившиеся общероссийские металлургические базы в Центральном, Уральском и Западно-Сибирском районах в ближайшей перспективе сохранят специализацию и будут поставлять свою продукцию на рынок других регионов. Создание новых производственных баз требует огромного количества финансовых и материальных ресурсов, что в настоящее время невозможно. Другой пример исторической и производственно-ресурсной специализации может быть определен на примере создания и развития нефтегазового комплекса. К концу 20 века в России сформировались производственные базы в Западной Сибири, на Урале, Поволжье, Северном районе. В то же время они являются, на сегодняшний, день одними из крупнейших потребителей, как производственных, так и личных. Как правило, предприятия нефтегазового комплекса являются одними из градообразующих и приносят основную долю налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты регионов. Следовательно, работники этих предприятий являются в тоже время покупателями различных товаров и услуг. В свою очередь, расширение производства на предприятиях этого комплекса требует расширения объемов производства товаров, необходимых для производственного потребления. В некоторых случаях они являются единственными источниками развития предприятий машиностроительного комплекса и других смежных отраслей. На современном этапе экономического развития, особенно важно дальнейшее совершенствование системы разделения труда между регионами путем их производственной кооперации и согласования их трудовых усилий, рационального сочетания интересов государства с интересами каждого региона или республики. Вопросы создания новых крупных хозяйственных объектов требуют рассмотрения в масштабе всех субъектов РФ, утверждения специальных экономических и социальных программ. Территориальное разделение труда и рациональная специализация регионов и комплексов внутри них будет способствовать повышению уровня социально-экономического развития, необходимому расширению производства, созданию новых рабочих мест, повышению налогооблагаемой базы региональных бюджетов и ликвидации социальной напряженности. Выравнивание уровней экономического и социального развития регионов. Эффективное развитие экономики не может осуществляться без выравнивания уровней социально-экономического развития регионов страны. Личное потребление и рост личных доходов граждан является основным источником развития любой экономики, поэтому эта закономерность размещения производительных сил может быть отнесена к одной из определяющих в современных условиях. В начале 90-х годов отдельные территории России, республики, автономные округа, регионы находились на разных уровнях социально- экономического развития. Выравнивание уровней социально-экономического развития регионов является одной из важнейших закономерностей размещения производства, важным фактором ускорения темпов развития не только наиболее отсталых территорий, но и страны в целом. Различия в уровнях социально- экономического развития ведут к значительным миграциям трудовых ресурсов и наиболее активной части населения. Миграция трудовых ресурсов в другие регионы ведет к тому, что регионы- иммигранты развивают свое производство, а, следовательно, и личное потребление. Производство в экономически слабо развитых или кризисных регионах не имеет экономических стимулов к развитию, следовательно, это ведет к еще большему сокращению доходной части бюджета региона. Кроме того, это ведет к еще большим диспропорциям и, в конечном счете, к повышению социальной и национальной напряженности. В настоящее время при общем падении уровня, жизни по всей территории страны выделяются регионы, которым в первую очередь должно быть уделено, внимание правительства России. В этих регионах постоянно возникают очаги напряженности, способные дестабилизировать ситуацию во всей России. Это требует выделения дополнительных средств из бюджета страны для выравнивания уровней социально-экономического развития этих регионов, формирования и реализации комплексных целевых программ. Решение проблем некоторых народов возможно на основе проведения специальной государственной политики, главной целью которой является выравнивание уровней, преодоление социально-экономического и культурного отставания, достижение принципиально нового качественного улучшения условийих среды обитания. Закономерности размещения производительных сил, являясь отражением объективных законов развития экономики, действуют не изолировано друг от друга, а только во взаимосвязи и в комплексе. Как известно, кроме общих законов развития сложных социально-экономических систем действуют и конкретные. Наряду с закономерностями размещения производительных сил большое значение имеют и принципы размещения - конкретные принципы пространственного размещения производства в различные периоды социально-экономического развития страны. Принципы могут рассматриваться как методы хозяйствования. Принципы размещения производства экономики представляют собой основные, исходные научные положения, которыми руководствуется государство в своей социальной и экономической политике. Принципы размещения производительных сил формируются и уточняются на базе изучения и использования опыта и моделей развития экономики в отдельных странах. В настоящее время могут быть выделены следующие принципы: • приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления; • первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов; • оздоровление экологической обстановки, принятие эффективных мер по охране среды обитания и рациональному природопользованию; • использование экономических и социальных выгод международного разделения труда. Приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления решает проблема сокращения нерациональных транспортных потоков, снижения совокупных затрат труда в целом и по всем стадиям и переделам производства, повышения экономической и социальной эффективности. Особенно важным является приближение энергоемких производств к источникам топлива и энергии, например цветной металлургии (производств алюминия, магния) или отраслей химической промышленности. К источникам сырья обычно приближают материалоемкие производства, например, черная металлургия, тяжелое машиностроение. Производство продукции отраслей легкой и пищевой промышленности размещают в районах потребления. Наукоемкие отрасли – обычно размещают в районах, обеспеченных квалифицированными трудовыми ресурсами и развитой научно- испытательной базой. При размещении отдельных отраслей в зависимости от ресурсных факторов следует выделять отрасли, тяготеющие к источникам сырья. К такой группе отраслей могут быть отнесены все отрасли добывающей промышленности: нефтяная, угольная, газовая, добыча железных руд и руд цветных металлов, отрасли лесной промышленности. Вместе с тем к источникам сырья могут тяготеть и отрасли обрабатывающей промышленности: черная металлургия (особенно ее первичные стадии передела), производство минеральных удобрений и др. Но эта классификация может быть использована лишь на самом начальном этапе формирования программы размещения производительных сил. На последующих этапах следует учитывать всю сложность системы размещения любой отрасли хозяйства и предусматривать совокупность целого ряда взаимосвязанных принципов. Научно обоснованный учет принципов с расчетами сравнительной стоимости и эффективности каждого фактора позволит рационально разместить отдельные производства, отрасли илиже группу отраслей. Для этого необходимо формирование нескольких вариантов и моделей размещения повсем отраслям с учетом совокупности принципов размещения и сравнительной экономической эффективности для последующего выбора наиболее оптимального из них. Рассмотрим влияние различных принципов на развитие и размещение отдельных отраслей. Сырьевой принцип является, как уже отмечалось выше, важнейшим при размещении отраслей добывающей промышленности и ряда отраслей обрабатывающей промышленности. Среди отраслей обрабатывающей промышленности высокой материалоемкостью выделяются: черная металлургия с полным металлургическим циклом (производство чугуна, стали, проката); производство минеральных удобрений; гидролизная промышленность; целлюлозно-бумажная; производство строительных материалов и др. В этих отраслях на 1 физическую единицу производимой продукции обычно расходуется от 2 до 5 единиц сырья и материалов. Кроме того, необходимо отметить разнообразие исходных материалов и сырья для производства, что достаточно редко встречается в одном месте это, в свою очередь, предполагает осуществление большого количества и объема перемещения грузов между различными пунктами. Кроме того, следует также учитывать большой объем производства, что ведет к очень большим издержкам на их транспортировку к потребителю. Отрасли с большим удельным расходом сырья на единицу продукции называют материалоемкими. В некоторых случаях транспортный фактор играет ведущую роль. Так например, в Нижегородской области в г. Бор расположен крупнейший в России завод по производству технического стекла, который обеспечивает все российские автозаводы автомобильными стеклами. Хотя в ближайшей местности отсутствует сырье для производства стекла. В этом случае решающую роль сыграла близость дешевых транспортных путей- водных (Волга) и железнодорожных. Топливно-энергетический принцип является одним из важнейших при размещении таких производств как: производство ферросплавов; алюминия; магния; меди; никеля; свинца; синтетического аммиака; синтетических волокон и каучука и т. д. Например, для производства первичного алюминия и магния расход электроэнергии на производство 1т продукции составляет 14—18 тыс. кВт-ч. Природный фактор в размещении сырья для их производства потребовал создания в местах их добычи мощной энергетической базы. В условиях ограничения как финансовых, так и материальных ресурсов особенно важен принцип первоочередного освоения и комплексного использования наиболее эффективных видов природных ресурсов. С учетом этого принципа в настоящее время создаются территориально-производственные комплексы (ТПК). Например, Западно-Сибирский ТПК на базе добычи нефти и газа, Оренбургский газопромышленный комплекс, на базе добычи железных руд формируется ТПК Курской магнитной аномалии, на основе уникальных угольных ресурсов — Канско-Ачинский и Южно-Якутский ТПК. В последнее время стали чаще применяться технологии утилизации промышленных газов (коксовых, доменных) и газов, выделяющихся от переработки бытового мусора. Безотходные технологии все больше применяются в лесопромышленных комплексах, в цветной металлургии и других отраслях. Учет этого принципа позволяет экономить совокупные ресурсы при размещении производства из-за использования общей инфраструктуры для смежных и дополняющих производств. В условиях расширения действующих и создания новых производств, а следовательно, развития производительных сил в регионах наиболее остро встают вопросы совершенствования управления природопользованием. Отечественный и зарубежный опыт показывает необходимость комплексной системы решения экологических и ресурсных проблем регионального развития. Как показывает мировой опыт частный капитал в недостаточной мере заинтересован в решении экологических проблем из-за их сложности, затратности и отдаленности последствий. Так, например, в США ликвидированы многие производства из-за их вредности. Причем инициатором этих изменений выступило именно государство. В современных условиях необходимо преодоление экономической безответственности за ущерб, наносимый среде обитания, за практически бесплатное (для продавцов ресурсов) использование невосполнимого минерального сырья. Для решения этих проблем необходимо государственное вмешательство в систему регулирования и вмешательство в среду обитания через различные экономические регуляторы и нормативы. Для этого необходимо, на наш взгляд, в первую очередь: - создание законодательной и нормативной базы системы экологических ограничений по регионам и экосистемам, в рамках которых должны осуществляться размещение и развитие производительных сил; - введение системы экологического налогообложения и рентных платежей за природопользование, стимулирующей экологическое оздоровление, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов; - разработка и создание системы контроля за лимитами потребления природных ресурсов, лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов. В условиях огромных пространств и различия уровней социально- экономического положения регионов в России особое значение имеет принцип использования экономических выгод при международном разделении труда. Размещение производительных сил должно осуществляться с учетом международногоразделениятруда. Это может проводиться несколькими путями- либо кооперация живого труда, либо кооперация овеществленного труда. В этом случае происходит обмен товарами, услугами или нематериальными активами (патентами, лицензиями, технологиями). При этом взаимоотношения между странами должны строиться на принципах экономической целесообразности, полного равноправия, доверия, взаимной выгоды. Сотрудничество с зарубежными странами обеспечит возможность полнее, рациональнее и эффективнее развивать производительные силы и использовать производственно-ресурсный потенциал. Международное разделение труда оказывает большое влияние на отраслевую и территориальную структуру хозяйства, на рациональное размещение производительных сил на базе межправительственных соглашений или прямых соглашениях между субъектами хозяйствования различных стран. Особую роль для развития прямых связей между предприятиями играет федеральный закон о разделе продукции, который позволяет фиксировать пропорции между инвесторами при реализации продукции и стабилизировать инвестиционный климат на период освоения месторождений минерального или углеводородного сырья. Кроме того, с целью реализации особых партнерских отношений, могут быть предоставлены значительные льготы для предприятий каких либо стран. Восстановление эффективных хозяйственных связей, существовавших до распада СССР и СЭВ дает возможность быстрее и с меньшими потерями выйти из кризиса. Кроме перечисленных выше принципов размещения производительных сил на различных этапах социально-экономического развития региона могут учитываться и другие принципы. Например, принцип ограничения роста больших городов и развития малых и средних городов и т. д. Наряду с закономерностями и принципами размещения производительных сил используют понятия факторы, влияющие на конкретное размещение отдельных отраслей хозяйства, на формирование территориальных комплексов различного ранга — экономических районов, республик, областей, внутрирайонных ТПК. Факторами размещения принято считать совокупность условий для наиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, группы объектов, отрасли или же конкретной территориальной организации структуры хозяйства республики, экономического района и ТПК. Все многообразие факторов, влияющих на размещение производства, можно объединить в родственные группы: природные факторы, включающие экономическую оценку отдельных природных условий и ресурсов для развития отдельных отраслей и районов; социально-экономические факторы; факторы рационального природопользования; демографические факторы.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |