КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планово-экономическое деление
Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России. Система экономических районов — основа построения материальных и других балансов в территориальном разрезе при разработке целевых, и региональных программ. Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития экономики и имеет первостепенное значение и для организации регионального Управления экономикой. Особенно это важно в настоящее бремя, когда регионы России получили экономическую самостоятельность. Экономическое районирование, неразрывно связанное специализацией районов на определенных видах производства, является одним из факторов повышения производительно общественного труда, рационального и эффективного размещения производительных сил. Экономическое районирование имеет свою историю. Первые попытки экономического районирования и первые публикации по вопросам районирования давали начальную ориентировку в хозяйственных различиях отдельных частей страны. Так как хозяйственная жизнь России в дореволюционные годы строилась главным образом сельским хозяйством, в основы районирования были положены климатические и другие зональные природные условия. Эти первые опыты экономического районирования были по преимуществу районированием природно-хозяйственным или сельскохозяйственным. В период развития капитализма в России с усилением территориального разделения труда и хозяйственных связей встали новые задачи перед сельским хозяйством и промышленностью России. Это потребовало углубления работ на базе данных статистики населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Особенно выделялись работы по экономическому районированию России известного статистика и географа П.П. Семенова-Тян-Шанского. Он осуществил в середине прошлого века районирование европейской части России на так называемые 14 естественных областей. Во внимание брались как природные, так и экономические условия территорий. Второе районирование им было проведено в конце XIX в., в результате которого были выделены 12 районов европейской части России. Эти районы представлялись как компактные, своеобразные по своим природным и хозяйственным условиям территории. В конце XIX и начале XX вв. появляется целый ряд работ по экономическому районированию России Однако все опыты дореволюционного районирования не имели достаточного практического значения, они носили главным образом, познавательный характер. Вместе с тем работы таких дореволюционных ученых, как А.Н. Челинцева, А.И-Скворцова, П.П.Семенова-Тян-Шанского были использованы при разработке госплановской сетки районов. Важнейшим условием экономического районирования в послереволюционный период явилось соответствие его административно- территориальному устройству. В 1920 г. был разработан план электрификации страны ГОЭЛРО. По плану ГОЭЛРО объявлялись 8 районов: Северный, Центрально-Промышленный, Центральный. Поволжский, Уральский, Кавказский, Западно-Сибирский, Туркестанский. Это был первый опыт советского экономического районирования. В 1921 г. проект районирования страны подготовил Госплан СССР: согласно этому проекту территория СССР была разделена на 21 экономический район. В нем отражалось сочетание отраслевого и территориального разрезов плана. В 1938—1940 гг. Госпланом СССР была разработана новая сетка экономических районов. По этой сетке территория СССР делилась на 13 крупных экономических районов. В соответствии с ней составлялись и утверждались государственные планы народного хозяйства в четвертой, пятой и шестой пятилетках. Планы составлялись по отраслям, экономическим районам и союзным республикам. В 1963 г. Госплан СССР предложил разделить территорию СССР на 18 крупных экономических районов с учетомих природных и экономических особенностей. В РСФСР были выделены 10 крупных экономических районов — Центральный, Северо-Западный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. В 1982 г. Северо- Западный район был разделен на два района — Северо-Западный и Северный. Таким образом, последняя сетка районов СССР включала 19 крупных экономических районов, из них 11 — на территории России. Современный экономический район — это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими, частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями. Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда. Основные принципы районирования: Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района. Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта. Административно-территориальный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития регионов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России. Членение страны на регионы называют районирование. Для региональной экономики наибольшее значение имеют группировки (районирование) по административно-территориальному, территориально-поселенческому принципам. Административно-территориальный - принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития регионов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России. В настоящее время уже сложилось современное административно-территориальное деление России. В Российскую Федерацию входят: · 21 республика; · 8 краев; · 46 областей; · 2 города федерального значения; · 1 автономная область; · 6 автономных округов; · 1867 районов; · 1091 город; · 329 городских районов; · 1922 поселка городского типа; · 24444 сельские администрации. Система административно-территориального районирования регулируется Конституцией РФ и республик, уставами областей и краев. Административно-территориальный принцип учитывает и национальный принцип районирования. В мае 2000 года в России были образованы 7 федеральных округов, которые были созданы с целью укрепления вертикали исполнительной власти. В их состав были включены все субъекты федерации, имеющие совместные административные границы. В границах Федеральных округов был создан институт полномочных представителей Президента Российской Федерации с целью повышения эффективности реализации конституционных полномочий Президента и совершенствования системы контроля за исполнением принятых решений. Федеральные округа не являются административно-территориальными образованиями Российской Федерации. Они выполняют задачу территориально – функционального разделения полномочий Президента Российской Федерации. В центрах Федеральных округов сосредотачиваются руководящие органы региональных подразделений всех основных федеральных органов исполнительной власти. На рисунке № 1 приводится состав семи Федеральных округов Российской Федерации. Экономический район – пространственно ограниченная интегральная часть территории страны, сформировавшаяся как целостное образование в процессе территориального разделения труда. Экономический район характеризуется определенным экономико-географическим положением, своеобразием природных и экономических условий, исторически сложившейся производственной специализацией. В настоящее время РФ разделена на 11 экономических районов. Экономические районы могут объединяться в экономические зоны и субзоны. На территории РФ рассматриваются две экономические зоны – Западная и Восточная. В западную входит 2 экономические субзоны – Центр и Урал, в Восточную – Сибирь и Дальний Восток. Экономическая зона Сибирь в свою очередь делится на западно-сибирский и восточно-сибирский эконом районы.
Экономическое районирование представляет собой научно обоснованное выделение экономически и территориально обособленных целостных частей народного хозяйства. Планово-экономическое деление территории РФ используется в основном при общегосударственном регулировании экономики и стратегическом планировании социально-экономического развития страны. Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-технического прогресса. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации, технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производства. К регионообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный трудовой опыт и т.д. Экономическое районирование не застывший процесс, он может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов. Формирование в ряде крупных экономических районов программно-целевых ТПК может привести к разукрупнению экономических районов. Идет процесс развития программно-целевых ТПК — Тимано-Печорского, Западно-Сибирского, Канско-Ачинского, Саянского, Южно Якутского. Они формируются на базе уникальных природных ресурсов. Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические единицы): высшее звено районирования - крупные экономические районы; регионы среднего звена — края, области, республики; низовые регионы - административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы. Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития. Высшее звено районирования -крупные экономические районы - используется центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Крупные экономические районы - это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию. К этой форме группировки можно отнести систему федеральных округов. Их структура представлена на рис. 1. Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.
Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. На больших территориях зон четко вырисовываются общие крупные межрайонные проблемы. Главные принципы выделения экономических зон — уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования. Существуют две экономические зоны — Западная (Европейская часть России и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне четыре укрупненных района — Север и Центр Европейской части России, Урале-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района — Сибирь и Дальний Восток. В настоящее время в составе России находятся 11 экономических районов (регионов) (Рис.2): Северный, Северо-3ападный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Калининградская область. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт- Петербург. Рис. 2 В современных условиях можно выделить три типа регионов России: · Трудоизбыточные- республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края. Ростовская область; · Оборонно-промышленные — Санкт-Петербург, Москва, Московская и Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири; · Многоотраслевые и депрессивные — значительная часть зоны Севера. В регионах первой группы рекомендуется всемерно поощрять мелкотоварный уклад, как в городах, так и в селах. Для регионов второго типа предусматривается привлекать иностранный капитал, в регионах третьего типа — создавать благоприятный режим для предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения от налогов и других факторов. Для улучшения финансирования регионов создаются рыночные инфраструктуры — фонды жилья, пенсионные страховые фонды, биржи, ассоциации и т.д.. Кроме того, рекомендуется образовывать ассоциации для комплексного решения задач по реализации программ развития макрорегионов, созданию региональных целевых фондов, повышению эффективности территориального разделения труда, развитию производства с учетом приватизации, внедрению новых технологий, расширению фермерских и подсобных хозяйств, разработке региональных программ возрождения сел, развитию малых городов, охране окружающей среды, развитию связей с другими регионами. В настоящее время в наиболее сложном положении оказались регионы, где развита тяжелая промышленность - особенно угольно-металлургическая, с крупными предприятиями-монополистами — Кемерово, Челябинск, Екатеринбург, Ростов, Тула, крупные города Красноярского края, а также регионы, где сосредоточены предприятия оборонного комплекса — Москва и Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская, Свердловская, Пермская, Тульская области, Удсмуртия и отдельные промышленные узлы с узкой производственной базой, в основном на севере. В период структурной перестройки для регионов особенно реальна угроза резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной напряженности. Поэтому для существования этих регионов могут устанавливаться льготы по федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налог от прибыли коммерческих банков, расширение прав местных органов и социальная защита населения. Отдельным предприятиям в этих регионах будут выдаваться кредиты для поддержания производства и перепрофилирования на выпуск социально значимой продукции. · Все сказанное относится к интегральному экономическому районированию. Кроме того, существует отраслевое районирование, например, районы размещения черной металлургии (металлургические базы), районы размещения транспортного, сельскохозяйственного машиностроения и других отраслей промышленности, а также сельскохозяйственное районирование. Так, предполагается, что в будущем с развитием рыночных отношений можно будет выделить пять сельскохозяйственных районов России: — основная часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южной части Восточной Сибири и Дальнего Востока; · Регионы, где сочетаются крупные коллективные хозяйства с фермерскими — Черноземный Центр, Поволжье, предгорье Северного Кавказа, Южный Урал, юг «Западной Сибири; · Горные регионы — республики Северного Кавказа, Алтайская республика; · Регионы отгонно-пастбищного животноводства — Калмыкия, Тува, Бурятия, Читинская область; · Слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым режимом землепользования — это основная часть зоны Севера. Наиболее радикальные аграрные преобразования намечаются в регионах первого типа. Здесь предусматривается форсированное развитие фермерских хозяйств за счет дополнительных государственных инвестиций и субсидий, а также переселение в эти регионы экономически активного населения — демобилизованных военнослужащих, русскоязычного населения из стран нового зарубежья, а также переселенцев из городов. Особенно уязвимы регионы нового освоения с суровыми, экстремальными условиями — зоны Севера, а также регионы со структурной безработицей, аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой финансово-экономической базой — Забайкалье, Тува, Калмыкия, Дагестан. Эти регионы поддерживаются из республиканских и федеральных фондов. В настоящее время формируются свободные экономические зоны, которые получат все преимущества для промышленного, сельскохозяйственного развития, с высоким уровнем инфраструктуры. Это — Санкт-Петербург, на Дальнем Востоке — Находка, Магадан, Сахалин; в Сибири — Кузбасс; в Московской области — Зеленоград, в Калининградской области — Янтарь и др. В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая региональная политика. Следует отметить особую важность регионального аспекта экономических реформ, проводимых в стране. В зависимости от источников наполнения доходной части регионального бюджета может быть применена следующая группировка регионов: · Регионы доноры; · Регионы реципиенты; · Кризисные регионы. К первой категории регионов могут быть отнесены субъекты, имеющее положительное сальдо платежей с федеральным бюджетом. В настоящее время таковых среди субъектов федерации насчитывается очень мало. Ко второй категории относятся субъекты, имеющие отрицательное сальдо платежей с федеральным бюджетом. Количество регионов, относящихся к этой группе чрезвычайно велико. К третьей категории относятся субъекты у которых отсутствует налогооблагаемая база для формирования доходной части региональных бюджетов.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1072; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |