Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория и методы региональной экономики




1.2 Предмет, цели и задачи научной дисциплины «Региональная экономика и управление»

Региональная экономика и управление является достаточно самостоятельной наукой, имеющей специфический предмет изучения и методы, во многом, присущие только ей.

Региональная экономика - область знаний, изучающая экономику отдельных регионов. Социально-экономическое развитие общества тесно связано с определенной территорией и особенностями ее управления. Региональная экономика и управление (РЭиУ) – область научных знаний, изучающая территориальную организацию хозяйства, предметом которой являются экономические районы всех уровней. Регионы, фигурирующие как объекты региональной экономики, существенно различаются по размерам, плотности населения, природному потенциалу и многим другим факторам. Важнейшей составляющей дисциплины является изучение структуризации территориально-экономического пространства и составляющих его территориальных образований. Система регионов представляет собой живой организм, состоящий из множества единиц со своим поведением, которая обусловлена рядом специфических факторов. РЭиУ – по сути экономика территориального развития, изучающая аспекты экономической жизни и управления, связанные с пространственным аспектом

Конкретными сферами, изучаемыми региональной экономикой являются:

· объективные предпосылки экономического развития региона (географическое положение, природно-ресурсный, демографический, производственный потенциал):

· производственная структура,

· социальная сфера и условия жизни;

· система расселения и размещения хозяйства;

· экономические связи региона;

· механизм функционирования и управления экономикой.

Регионы имеют право самостоятельно решать свои экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами. Каждый регион России имеет свои особенности в объеме и структуре природных ресурсов, исторические и национальные особенности в развитии производительных сил, сложившейся структуре хозяйства и специализации. Благодаря этому экономика страны является система взаимодействующих и взаимозависимых региональных экономик.

Экономически целесообразные решения в первую очередь апробируются в регионах, после чего они могут быть рекомендованы в качестве общесистемных в целом для страны. Предметом РЭиУ является изучение размещения производительных сил России, социально-экономического регионального развития, размещения отраслей экономики, важнейших природно-экономических особенностей региона, а также межрегиональных связей. Экономика каждого региона является частью какой-либо системы или нескольких региональных систем. Поэтому в предмет региональной экономики также входят региональные экономические системы.

В условиях рынка на первый план выходят процессы экономического и социального развития регионов. Поэтому важной задачей является изучение уровня экономического развития регионов, природно-ресурсного потенциала, региональных, демографических, социальных, экономических и экологических проблем.

Ее решения сопровождаются реконструкцией структуры хозяйства регионов, формированием инфраструктурных систем межгосударственного и межрайонного значения, созданием зон со специальным экономическим режимом и т.д.

Изучение регионов требует глубокого понимания современной экономической ситуации в них. При вхождении в рынок все регионы России испытывали кризис. Идет процесс ломки структуры экономики, который является очень болезненным для страны.

Регионы имеют разный уровень развития, многие регионы ограничены возможностями самообеспечения, имеют слаборазвитую инфраструктуру рынка предпринимательства и внешнеэкономической деятельности. Одна из основных задач регионального развития – преодоление различий в уровне жизни населения отдельных регионов. На сегодняшний день эта задача становится все более сложной

Таким образом, составляющими предмета, изучаемого региональной экономикой являются:

· экономика отдельно взятого региона;

· система экономических связей регионов;

· региональные системы (субрегиональные);

· размещение производительных сил (социологические аспекты);

· региональные особенности экономической жизни.

Для выполнения задач регионального развития разрабатываются государственные программы хозяйственного развития отсталых регионов с учетом их экономического уровня и особенностей, нацеленных на формирование территориально-производственных комплексов на базе уникальных природных богатств. К числу новых задач региональной экономики можно отнести развитие экспорта и импортозаменяющих производств, осуществление экономических реформ, создание рыночной инфраструктуры, развитие предпринимательства. Основные задачи регионов состоят в обеспечении достойного уровня жизни населения в каждом регионе и обеспечении баланса общероссийских и региональных интересов. Что возможно при усилении контроля и сохранении направляющего руководства регионами со стороны государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.