Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Геоэкологические последствия работы промышленности и транспорта




Геоэкологические последствия промыш­ленного производства складываются в форме пира­миды, которая в общем виде напоминает экологическую пирами­ду. В основании пирамиды покоятся добыча и обогащение сырья, основу которого составляет минеральное сырье. Известно, что в зависимости от содержания полезного компонента часть добывае­мой руды идет в отвалы в виде пустой породы, грунта, нестандарт­ной древесины, руды с низкими концентрациями полезного ми­нерала. Это составляет иногда около 95 % добываемого сырья. Часть сырья, идущего в отвалы до того, как будут разработаны соответ­ствующие технологии обогащения, оказывается в форме пустой породы. Однако, как известно, с развитием технологий некоторая часть пустой породы вновь становится объектом добычи и соответ­ствующей переработки.

Часть добываемого сырья проходит стадию обогащения, так как промышленные предприятия в состоянии принять на переработку только сырье определенного качества. Менее 10 % сырья достигает следующей стадии — стадии переработки. В машиностроении и на предприятиях легкой промышленности из переработанного сырья производят разнообразные механизмы, машины и предметы потребления. На этой стадии доля полезного продукта от исходного количества сырья еще более сокращается.

На самом верху производственно-экономической пирамиды находится высшая стадия промышленного производства — высо­коточная индустрия нанотехнологий. Она производит аппараты электроники, микроэлектроники и прецизионного машинострое­ния, композитные материалы, продукты биотехнологии, товары и продукты, которые могут быть объединены под названием «про­дукты высокой технологии». На этой завершающей стадии произ­водства объем используемых материалов сокращается до миниму­ма, но возрастают капиталовложения в высокую квалификацию персонала, передовые (новейшие) технологии и дорогостоящие комплектующие.

Геоэкологические воздействия промышленности охватывают всю технологическую цепочку, начиная от добычи сырья и первичной его обработки через процессы производства и заканчивая выпус­ком конечного продукта, причем на каждой стадии необходима организация размещения и переработки отходов.

Промышленность — весьма важный, если не основной потре­битель природных ресурсов, в число которых входят металличес­кие и неметаллические, а также горючие полезные ископаемые, продуктов сельскохозяйственного производства, энергии различ­ных видов. В результате работы промышленности возникает необ­ходимость в запланированных и неожиданных (залповых) сбросах вредных газов, твердых отходов и разнообразных жидких стоков. Это может произойти на любой стадии и в процессе любого вида производства. При этом надо учитывать, что некоторые отходы и даже сами продукты производства промышленности являются ток­сичными и наносят значительный ущерб здоровью человека и ок­ружающей среде.

Как видно при работе промышленности возникает множество геоэкологических опасностей и даже существует риск развития крупнейших экологических катастроф.

Для борьбы с неблагоприятными геоэкологическими послед­ствиями промышленного производства существуют два принци­пиальных подхода: управление загрязнениями на конечной ста­дии производства; системная перестройка производственного цикла.

Переработка загрязнений на конечной стадии производства не сокращает массу загрязнителей. При этом отходы после их обра­ботки смещаются из одной среды в другую, более удобную для данного технологического цикла, например из воздуха в воду или почву. Такой подход, хотя и приемлемый как временная мера, в долгосрочном плане нежелателен, поскольку не решает возника­ющих геоэкологических проблем.

Второй принципиальный подход в качестве долгосрочной меры предусматривает разработку полностью замкнутой системы про­изводства. В большинстве случаев использование замкнутых цик­лов при современном уровне развития технологии и капиталовло­жений не может дать 100%-го эффекта. Для этого существует три подхода: экономия сырья, материалов и энергии; увеличение сте­пени использования промышленного продукта; полное извлече­ние полезных продуктов из промышленных отходов.

Транспорт. Работа транспорта играет важнейшую роль в эконо­мике и жизнедеятельности людей. Транспорт — важнейший ком­понент общественного и экономического развития, поглощающий значительное количество ресурсов и оказывающий значительное влияние на окружающую среду. Все шире применяют для перевозки грузов и пассажиров ав­тотранспорт. Этому способствует усиленный рост скоростных и хо­рошо оборудованных транспортных магистралей. Около 50 % до­бываемой нефти используется для автомобильного транспорта, рост которого опережает темп роста населения.

 

Геоэкологические последствия промышленного производства

Риск Взрывы и пожары То же Взрывы и пожары, выбросы Отравле­ние почв и воздуха Отравле­ние почв Тоже
Твердые отходы Промышленные клы Отстой с содер­жанием хрома Шлак, отходы, промышленные J илы Промышленные илы, смолы Промышленные илы, химические отходы Промышленные илы, фтор, угле­род
Вода, качество БПК, взвеси, соли, токсические металлы, сульфаты БПК, взвеси, сульфа­ты, хром БПК, взвеси, нефть, металлы, кислоты, фе­нол, сульфиды, суль­фаты, аммиак, цианиды БПК, ХПК, нефть, фенол, хром Органические хими­ческие вещества,, тяжелые металлы, взвеси, цианиды, ХПК Фтор, взвеси, НС В грунтовых водах токсические вещества Загрязненные сточные воды
Вода, назначение Для про­мывки То же » Для охлаждения Для про­мывки
Воздух Пыль, запахи, НС, SCj Запах S02, NO,, H2S, пыль НС, СО, кислотные туманы S02, NO.HC, СО, запахи, пыль Органические химические ве­щества, фреоны Фтор, СО, S03, пыль Токсичные газы
Сырье Шерсть, синтети­ка, химические вещества Шкуры, химиче­ские вещества Железная руда, лом, известняк Неорганические химические ве­щества Неорганические и органические химические ве­щества Боксит, нефел, сиенит Химические вещества
Промыш­ленность Текстиль­ная Кожевен­ная Черная ме­таллургия Нефтепе­реработка Химиче­ская Цветная металлур­гия Микро­электро­ника Биотехно­логия

 

Вместе с тем транспорт загрязняет токсичными веществами воздух и воду, создает шум и вибрацию, поглощает большую площадь земельных ресурсов для создания магистралей, мест стоянок, трубопроводов, складов, вокзалов, морских и воздушных портов. При оценке геоэкологи­ческой нагрузки транспорта надо учитывать не только приноси­мую им пользу, но и ущерб, наносимый в результате расходова­ния как для его производства сырья и материалов, так и для созда­ния элементов транспортной инфраструктуры. Загрязнение воздуха — самая серьезная и опасная геоэкологи­ческая проблема, связанная с транспортом. В Москве эмиссия вы­хлопных газов автомобилей составляет не менее 70 % всего загряз­нения воздуха.

Высокая степень урбанизации оказывает огромное геоэкологичес­кое воздействие на природную среду. В зависимости от численности населения города делятся на малые, средние, мегаполисы и конурба­ции. Города являются основными источниками загрязнения природ­ных вод и атмосферы. Вблизи городов создаются бытовые и промыш­ленные свалки, загрязняющие среду. Управление водными ресурсами ос­новывается на регламентации качества питьевой воды и экономном расходовании воды для хозяйственных и промышленных целей. Боль­шое значение придается химической и биологической очистке сточ­ных вод. Управление геологической средой необходимо для прогнозиро­вания состояния эндо- и экзодинамики, рационального использования наземного и подземного геологического пространства и управления деятельностью горнорудных предприятий. Большой экологический эффект имеет правильное использование подземного пространства и управление отходами. Огромный геоэкологический эффект оказыва­ют сельское хозяйство, энергетика, промышленность и транспорт.

Контрольные вопросы

В чем заключается геоэкологическое воздействие урбанизации и го­родской среды?

Какое воздействие оказывает жизнедеятельность городского населе­ния на воздушную среду и подземные воды?

Какое воздействие на природную среду оказывают свалки твердых отходов вокруг городов?

В чем особенность управления водными ресурсами?

Что означают ПДК, ПДС и БПК?

Что представляет собой система охраны геологической среды?

Что означают эколого-геологический мониторинг?

Как используется подземное пространство?

На чем основано управление отходами?

В чем заключаются геоэкологические проблемы сельского хозяйства?

С чем связаны геоэкологические проблемы энергетики?

Какова геоэкологическая роль промышленности и транспорта?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 2289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.