Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночный механизм регулирования




 

6.1 Спрос и факторы на него влияющие. Законы спроса.

 

Спрос (в английской транскрипции demand, сокращенно D) – это желание, подкрепленное способностью (возможностью) хозяйственных субъектов приобретать жизненные блага (товары, услуги). Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, а, с другой стороны, возможность оплатить покупку по приемлемым ценам.

Различают:

· индивидуальный спрос, отражающий реакцию конкретного покупателя на данный товар (услугу);

· рыночный спрос, характеризующий объем (величину) спроса на товар (услугу) всех участников рынка;

· совокупный спрос, отражающий интегрированный спрос в масштабах национальной экономики, т.е. спрос всех хозяйственных субъектов на все жизненные блага (товары и услуги).

Так как мы рассматриваем взаимодействие спроса и предложения на рынке, то предметом изучения будет являться рыночный спрос.

Рыночный спрос – явление очень сложное, изменчивое, подверженное влиянию многих различных факторов. В данном случае под факторами, воздействующими на спрос, понимаются какие-то внешние силы, явления и условия, которые оказывают влияние на состояние спроса. К основным объективным факторам, воздействующим на спрос, относят:

а). ценовой фактор:

· цена товара (услуги), сокращенно Цт;

б). неценовые факторы:

· величина доходов (Д);

· размер имущества (И);

· цены других, сопряженных товаров (ЦДТ);

· ожидаемая польза товара (ОПТ);

· количество покупателей (КП);

· потребительские вкусы (ПВ);

· качество продукции (К);

· мода (М) и т.д.

В общем виде зависимость спроса от перечисленных факторов выражается функциональной зависимостью, где воздействующие факторы выступают в качестве независимой переменной (аргумента), а величина спроса на товар (услугу) за период времени t (Ст/t) – в качестве зависимой переменной (функции):

 

Ст/t = ¦ (Цт, Д, И, ЦДТ, ОПТ, КП, ПВ, К, М…) (6.1)

 

Однако зависимость спроса от ценовых и неценовых факторов проявляется по-разному.

 

6.1.1 Зависимость спроса от цены (ценового фактора).

Если представить себе, что все остальные факторы в какой-то период времени t будут оставаться неизменными (постоянными), то зависимость величины спроса от цены будет носить обратный (отрицательный) характер:

 

Ст/t = - ¦ (Цт) (6.2)

 

Приведенная формула представляет собой математическое выражение закона спроса, который гласит: на любом рынке, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость между ценой товара (услуги) и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар (услугу). Это означает, что при увеличении цены спрос уменьшается, а при снижении цены спрос увеличивается.

Графическая зависимость величины спроса от цены товара (услуги) представляет собой кривую спроса.

 

Рис. 6.1. Кривая спроса.

 

       
 
   
 

 


Р1

 
 

 

 


P2

 

 

 


Природа закона спроса определяется двумя эффектами: эффектом дохода и эффектом замещения. Согласно эффекту дохода, при увеличении цены товара (услуги) покупатель, располагая неизменной суммой денег, сможет купить меньше товаров (услуг). Согласно эффекту замещения, при увеличении цены товаров (услуг) потребители начинают замещать эти товары (услуги) другими, более дешевыми. Совокупность описанных эффектов и определяет обратный (отрицательный) характер зависимости между спросом и ценовым фактором.

Таким образом, при изменении ценового фактора происходит изменение только величины (количества) спроса, а сам характер спроса не изменяется. Совершенно иначе влияют на спрос неценовые факторы.

 

6.1.2. Зависимость спроса от неценовых факторов.

 

Под воздействием неценовых факторов меняется характер самого спроса, что графически проявляется в сдвиге всей кривой спроса влево или вправо. Рассмотрим влияние на спрос неценовых факторов на примере изменения доходов покупателей.

Представим себе, что в какой-то период времени t, при условии, что все остальные факторы (в том числе и цена) остаются неизменными, увеличились доходы покупателей. Увеличение доходов вызовет сдвиг кривой спроса вправо-вверх (до положения Ст/t1 (D1)). Вследствие этого, при той же цене (Р0 = const), происходит резкое увеличение спроса – так называемый «скачок спроса» (от Q0 до Q1). В данном случае скачок спроса будет положительным, т.е. спрос на товары(услуги) резко увеличится (см. Рис. 6.2).

Уменьшение доходов ниже начального уровня вызовет сдвиг кривой спроса влево-вниз (до положения Ст/t2 (D2)). В результате произойдет отрицательный скачок спроса (от Q0 до Q2) и спрос резко сократится (при Р0 = const). Аналогичным образом влияют на спрос и все остальные неценовые факторы.

Рис. 6.2. Зависимость спроса от доходов.

 

Ст/t1 (D1)
Цена (Р)

 
 

 


P0

 

       
   
 
 

 


Q2 Q0 Q1 Величина спроса Ст/t

(Qd)

где: Ст/t0 (D0) – спрос при начальном уровне доходов;

Ст/t1 (D1) – спрос при повышенном уровне доходов;

Ст/t2 (D2) – спрос при пониженном уровне доходов.

 

К сдвигу кривой спроса вправо приводит:

· увеличение размера имущества;

· повышение цены заменяющего товара;

· снижение цены дополняющего товара;

· более высокая оценка полезности товара потребителями;

· увеличение числа покупателей;

· пессимистические ожидания потребителей (ажиотажный спрос);

· повышение качества товара;

· товар входит в моду (модный товар).

К сдвигу кривой спроса влево приводит:

· уменьшение размера имущества;

· снижение цены заменяющего товара;

· повышение цены дополняющего товара;

· более низкая оценка полезности товара потребителями;

· уменьшение числа покупателей;

· оптимистические ожидания потребителей;

· снижение качества товара;

· товар выходит из моды (не модный товар).

 

6.2. Предложение и факторы, на него влияющие. Законы предложения. Понятие эластичности.

 


Предложение (по-английски supply, сокращенно S) – это количество товаров (услуг), которое производители имеют возможность и хотят представить на рынок при определенной цене.

На предложение также влияют различные факторы:

а). ценовой фактор:

· цена товара (услуги) – сокращенно Цт;

б). неценовые факторы:

· уровень технологии (УТ);

· производственные возможности (ПВ);

· количество производителей или продавцов (КП);

· цены других товаров (ЦДТ);

· цены факторов производства (ЦФП);

· инфляционные ожидания (ИО);

· производственные цели (ПЦ) и т.д.

Общая зависимость предложения на товар (услугу) за период времени t (Пт/t) выражается функцией предложения:

 

Пт/t = ¦ (Цт, УТ, ПВ, КП, ЦДТ, ЦФП, ИО, ПЦ…) (6.3)

 

6.2.1. Зависимость предложения от цены товара (услуги).

При условии, что в какой-то период времени t все остальные факторы будут оставаться неизменными, то предложение будет находиться в прямой (положительной) зависимости от цены товара (услуги):

 

Пт/t = ¦ (Цт) (6.4)

 

Приведенная формула является математическим выражением закона предложения, который гласит: на любом рынке, при прочих равных условиях, величина предложения на данный товар (услугу) напрямую зависит от цены этого товара (услуги). Графическим выражением закона предложения является кривая предложения (см. Рис. 6.3).

При увеличении цены товара предложение этого товара будет расти, а при уменьшении цены товара предложение на него будет снижаться. Подобная зависимость определяется тем, что при повышении цены на товар, производители (продавцы) будут стремиться продать как можно больше данных товаров, чтобы максимализировать свою прибыль. Если же цена на товар снизится, то производить и продавать его станет не выгодно, поэтому его предложение сократится.

Необходимо учитывать, что при изменении цены товара (услуги) изменяется только величина предложения, а сам характер предложения остается прежним.

Пт/t (S)
Рис. 6.3. Кривая предложения.

 

Цена (Р)

 

P2

 
 
при Р2 > Р1 Q2 > Q1

 

 


P1

 

 

Величина предложения

 


Q1 Q2 Пт/t (Qs)

 

6.2.2. Зависимость предложения от неценовых факторов.

 

При изменении неценовых факторов скачкообразно изменяется сам характер предложения, что на графике проявляется в виде сдвига всей кривой предложения влево или вправо. Рассмотрим влияние неценовых факторов на примере изменения уровня технологии.

Рис. 6.4. Зависимость предложения от уровня технологии.

Пт/t1 (S1)
Пт/t2 (S2)
Цена (Р)

 
 

 


Р0

 
 

 

 


Q2 Q0 Q2 Величина предложения

Пт/t (Qs)

где: Пт/t0 (S0) – кривая предложения при начальном уровне технологии;

Пт/t1 (S1) – кривая предложения при повышении уровня технологии;

Пт/t2 (S2) – кривая предложения при снижении уровня технологии.

Представим себе, что какому-то начальному уровню технологии соответствует кривая предложения Пт/t0 (S0). В случае увеличения уровня технологии (например, вследствие установки нового оборудования), при условии, что в данный период времени остальные факторы не изменяются, кривая предложения смещается вправо до положения Пт/t1 (S1), в результате чего величина предложения резко, скачкообразно увеличивается с Q0 до Q1.

При снижении уровня технологии (например, при выходе из строя оборудования) происходит обратное явление: кривая предложения сдвигается влево до положения Пт/t2 (S2), вследствие чего происходит отрицательный скачок величины предложения с Q0 до Q2 (при неизменной цене Р = const). Подобным же образом влияют на предложение и другие неценовые факторы.

К сдвигу кривой предложения вправо приводит:

· увеличение производственных возможностей;

· увеличение количества производителей (продавцов);

· снижение цен на другие товары (услуги);

· снижение цен факторов производства;

· производственный план предусматривает увеличение выпуска продукции.

К сдвигу кривой предложения влево приводит:

· сокращение производственных возможностей;

· уменьшение количества производителей (продавцов);

· увеличение цен на другие товары (услуги);

· увеличение цен факторов производства;

· производственный план предусматривает снижение выпуска продукции.

 

Законы спроса и предложения описывают общую зависимость спроса и предложения от воздействующих на них факторов, но не показывают, в какой степени или пропорции осуществляется эта зависимость. Например, закон спроса гласит, что при уменьшении цены происходит увеличение спроса, но не указывается, на сколько конкретно происходит это увеличение. Сильно увеличивается спрос, или же он увеличивается незначительно? Конкретная количественная степень зависимости спроса и предложения от воздействующих факторов определяется понятием «эластичность».

Эластичность измеряет реакцию величины спроса и предложения на изменение воздействующих факторов. С математической точки зрения эластичность – это первая производная от функции спроса и предложения (мера реакции одной переменной на изменения другой переменной). С помощью эластичности измеряют и сравнивают две величины: величину, которая вызывает изменения (различные воздействующие факторы) и величину, которая изменяется (спрос или предложение). Причем для удобства сравнивают не абсолютные изменения, а относительные (т.е. %) изменения этих величин. В общем виде эластичность определяется по следующей формуле:

 

(6.5)

Существуют различные формы эластичности, подробнее о которых будет рассмотрено в курсе "Микроэкономика".

6.3. Взаимодействие спроса и предложения на рынке. Рыночное равновесие и механизм его восстановления.

 

Встречаясь на рынке, спрос и предложение вступают во взаимодействие. От характера этого взаимодействия зависит ситуация и условия, которые складываются на рынке. Графически взаимодействие спроса и предложения на рынке выражается путем размещения кривых спроса и предложения в единых координатных осях.

Рис. 6.5. Взаимодействие спроса и предложения на рынке.

Цена (Р)

 
 

 


цена равновесия
Цр (Ре)

 

           
   
   
избыток спроса
 
 
 

 


Величина спроса (Qd) и предложения (Qs)

 

Наиболее выгодная, с экономической точки зрения, ситуация на рынке складывается тогда, когда существует равновесие между спросом и предложением (т.е. равенство между спросом и предложением, D = S). В данном случае спрос и предложение взаимно удовлетворяют друг друга. На рисунке равновесие между спросом и предложением достигается в точке пересечения кривых спроса и предложения.

Точке равновесия соответствует цена равновесия или рыночная цена (Ре). Равновесная рыночная цена играет важную роль и выполняет следующие функции:

· калькуляционную функцию;

· селективную функцию;

· информационную функцию.

Вследствие того, что спрос и предложение могут существенно изменяться под воздействием различных факторов, рыночное равновесие, теоретически, может быть в любой момент времени нарушено. Требуется рассмотреть, может ли рынок самостоятельно, без вмешательства извне, восстановить утраченное равновесие между спросом и предложением.

Представим себе, что в определенный момент времени по каким-то причинам спрос стал больше предложения.

 

Рис. 6.6. Восстановление рыночного равновесия при избытке спроса.

 

Цена (Р)

       
   
 
 

 


Р2

                       
 
   
     
 
     
 
   
     
избыток спроса
 
 
 

 

 


Р1

           
 
 
   
   
спрос (D)
 

 


Qd, Qs

 

В этой ситуации возникает избыток спроса, что означает появление дефицита на товары (услуги). В условиях нехватки товаров (услуг) цены на них начинают повышаться. Вследствие включения ценового фактора происходит увеличение предложения и сокращение спросов (согласно закону спроса и предложения). Этот процесс продолжается до тех пор, пока утраченное равновесие не будет восстановлено. Данный механизм представляет собой так называемую "модель Вальраса".

Рис. 6.7. Восстановление рыночного равновесия при избытке предложения.

 

Цена (Р)

 


процесс восстановления равновесия
Р1

       
 
   
 

 


Р2

 

           
     
 
 

 

 


Qd, Qs

Если же ситуация складывается иная и предложение становится больше спроса, то процесс восстановления равновесия между спросом и предложением происходит несколько иначе.

В данном случае возникает избыток предложения, что означает избыток товаров (услуг) на рынке, «затоваривание» рынка. Производители (продавцы) в таких условиях начинают нести убытки. Желая сократить убытки и реализовать товары (услуги) представители предложения вынуждены снижать цены на товары (услуги). При снижении цены, как было рассмотрено в законах спроса и предложения, начинается увеличение спроса и уменьшение предложения.

Этот процесс взаимного «сближения» спроса и предложения продолжается до тех пор, пока равновесие между ними не восстановится.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.