КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 8. Современный этап развития российской юридической науки 3 страница
Развитие мировой и национальной экономики, научно-технический прогресс, процесс глобализации, затронувший буквально все стороны социальной жизни в конце XX – начале XXI в., обусловили необходимость в правовой унификации и стандартизации общественного взаимодействия. Право все больше интегрируется в общественные отношения, усложняя их форму и содержание. Появляются новые отрасли и направления права и правовой практики, появилась тенденция к унификации правовых институтов в разных странах. Право становится важной общественной ценностью и регулятором повседневной жизни людей. Наконец, повышается правовая информированность и грамотность общества, требующие точных правовых знаний и их профессиональную реализацию. Соответственно, правовая жизнь вызвала к необходимости развитие сферы юридического образования, которое перестало быть элитарным и становится массовым и весьма престижным. Неслучайно 26 мая 2009 г. был издан Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации». Это обусловлено, прежде всего, тем, что от состояния юридического образования во многом зависит подготовка высококвалифицированных юристов и качество осуществляемой ими правоприменительной деятельности, которая оказывает существенное воздействие на самые разные стороны развития российского общества, в том числе на экономику, культуру, социальные и политические факторы. В настоящее время юридическая профессия интегрирована во многие направления деятельности человека в обществе, включая область законодательной, исполнительной и судебной власти, органов управления всех уровней, руководство различными предприятиями, учреждениями, организациями, службу в правоохранительных органах, адвокатскую, нотариальную и частнодетективную деятельность, работу юрисконсульта, бизнес-юриста, юриста-политолога, юриста-финансиста, юриста-международника, юриста-экономиста, научную и преподавательскую деятельность. В условиях сегодняшнего дня правовые знания нужны любому человеку, ибо без юридически грамотных людей невозможно создать цивилизованное, свободное гражданское общество и строить подлинно правовое, демократическое, справедливое, эффективное государство. О роли юристов в решении правовых вопросов государственной и общественной жизни говорится в целом ряде международных документов. В сентябре 1990 г. на Восьмом конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями приняты даже «Основные принципы, касающиеся роли юристов». В сентябре того же года в Нью-Йорке конференцией Международной ассоциации юристов приняты «Стандарты независимости юридической профессии». В этом документе сказано, что «справедливая система организации юстиции является абсолютно необходимой для построения и функционирования правового государства» и что «на представителей юридической профессии и государственные органы возлагается обязанность обучать и просвещать общество относительно принципов правового государства, значения независимой судебной системы и всей юридической профессии, информировать их о правах и обязанностях, а также о возможных и надлежащих способах их осуществления». В документах Совета Европы роль правоохранительных и судебных органов увязывается с идеями правового государства и общества. К примеру, в Рекомендации Комитета Министров Совета Европы от 11 сентября 1995 г. «Относительно управления системой уголовного правосудия» справедливое и эффективное уголовное правосудие считается необходимым условием существования любого демократического общества, основанного на принципе господства права». В его Рекомендации от 19 сентября 2001 г. по Европейскому кодексу полицейской этики указывается, что «система уголовной юстиции играет определяющую роль в защите верховенства права, и полиция должна играть в этой системе важнейшую роль». В самом этом Кодексе закреплены положения, направленные на обеспечение верховенства права как основы демократии, законности, порядка, защиты прав человека, выявления, предупреждения преступности и борьбы с ней (п. 21). Особо выделяются правила о том, что полицейские расследования должны быть объективными и справедливыми (п. 49). Обращает на себя внимание то, что в изложении мотивов принятия Европейского кодекса полицейской этики говорится: «Предмет деятельности полиции – обеспечение соблюдения принципов правового государства». «Соблюдение принципов правового государства подразумевает не только защиту того, что уже сделано, но, причем это главное, и заботу о том, как надо действовать. При осуществлении своих функций полиция должна соблюдать субъективное право, включая права и свободы человека, не совершать произвольных или противоправных действий. Это является основополагающим для правового государства и, следовательно, для значимости и для предмета деятельности полиции в условиях демократии». «Правовое государство, прежде всего, предполагает, что те, кто творят, толкуют и применяют закон, должны подчиняться этому закону». Знаменательно, что в характеристике кодекса основными ценностями названы «плюралистическая демократия, правовое государство и права человека» (п. 2), как ключевой элемент демократии рассматриваются связь между полицией и общественностью, развитие доверия между полицией и населением, а также достижение для этого высокого профессионального уровня у сотрудников полиции (п. 12). Примечательно, что в Рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 27 мая 2003 г. «О роли прокуратуры в демократическом правовом обществе» функции и полномочия прокуратуры определяются также под углом зрения принципов правового государства. Все вышеприведенные отечественные и международные положения однозначно свидетельствуют, что не только законодательная и правоприменительная деятельность, но и деятельность по подготовке юридических кадров должна гармонировать с принципами правового государства и задачами его построения. По мнению большинства специалистов, в современных условиях востребованы не просто юристы-ремесленники, а юристы, хорошо подготовленные, высококвалифицированные, обладающие незаурядными способностями выполнять свои обязанности в соответствии со статусом юриста. Необходимы юристы нового типа, юристы-личности, способные решать стоящие перед ними сложные и разнообразные задачи на новых принципах и в новых социально-экономических условиях. Нужны юристы, творчески и оригинально мыслящие, понимающие и умеющие проводить в жизнь принцип приоритета общечеловеческих ценностей, включающих в первую очередь права, свободы и интересы человека; юристы, владеющие всей палитрой фундаментальных и специальных знаний, отвечающие всем параметрам модели юриста, приверженные идеям правового государства, готовые смело и решительно бороться за здоровый образ жизни, за справедливость, законность, правопорядок и безопасность граждан в стране. Они должны быть безупречными и в нравственном отношении. Только такие юристы могут быть конкурентоспособными и востребованными на рынке труда. Тем не менее, система юридического образования и воспитания еще не создана, несмотря на вхождение России в Болонский процесс. Следствием этого являются массовая юридическая безграмотность, распространенность правового нигилизма, различных правонарушений и правовая пассивность населения в нашей стране. Хотя юристы и должны быть в авангарде правового обучения и воспитания людей, в юридических вузах не ведется подготовка кадров, умеющих выполнять функцию правового просвещения общества и воспитания у граждан надлежащего правосознания и правовой культуры. Однако, по нашему глубокому убеждению, на общегосударственном уровне нужны специальные организационные правовые начала. Крайне необходим, как уже не раз говорили, Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в области юридического образования, правового обучения и воспитания», который бы определял приоритетные направления государственной политики в области подготовки юридических кадров в стране, предусматривал создание системы всеобщего, непрерывного и последовательного правового обучения и воспитания населения и закреплял роль юристов в России. В основе этого законотворческого предложения лежит то, что юридическое образование есть государствоведческое и правоведческое образование. Оно представляет собой высочайшую социальную ценность, выражающуюся в его многочисленных функциях: обучающей, развивающей, воспитательной, гуманистической и др. Они раскрывают сущностные качества данной отрасли образования, определяют ее роль и место в ряду общечеловеческих ценностей. Обучающая и воспитательная функции анализируемого феномена зафиксированы в самом понятии образования, сформулированном в ст. 1 Модельного образовательного кодекса для государств-участников Содружества Независимых Государств, принятого 16 ноября 2006 г. на 27-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. В частности, в ней записано: «Образование – процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства, ориентированный на сохранение, совершенствование и передачу знаний, трансляцию культуры новым поколениям в целях обеспечения устойчивого социально-экономического и духовного развития страны, постоянного совершенствования нравственного, интеллектуального, эстетического и физического состояния личности и общества». В числе основных целей образования указываются: · искоренение коррупции, неравенства, препятствующих проведению взаимно-согласованной государственной политики, гарантирующей справедливость отношений между государствами и народами, гармоничность в отношениях между человеком и обществом, человеком и природой, человеком и государством, воспитание патриотов своих стран, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; · стимулирование потребности и стремления граждан к совершенствованию своего образования на протяжении всей жизни (п. 4, 5, 8 ч. 1 ст. 10). В числе основных задач образования также прописаны: · подготовка высокообразованных граждан и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий; · обеспечение здорового образа жизни людей; · обеспечение качества образования на всех уровнях и во всех типах учебных заведений, соответствующего современным требованиям личности, общества и государства (п. 1, 8, 9 ч. 2 ст. 10). Резолюция Комитета Министров Совета Европы от 6 ноября 1997 г. «По двадцати руководящим принципам борьбы против коррупции» также предусматривает «продвигать специализацию лиц и органов, отвечающих за борьбу с коррупцией, и обеспечивать их соответствующими средствами и обучением для выполнения их задач» (п. 7). Высокий уровень подготовки юристов немыслим без международного компонента их обучения, так как современный юрист должен ориентироваться и разбираться не только в отечественном, но и в мировом нормативно-правовом материале. В ст. 15 Конституции РФ провозглашено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Следовательно, студенты-юристы должны изучать и осваивать соответствующие международные акты, а их достаточно много. Более того, Генеральная Ассамблея ООН 10 ноября 2005 г. приняла Программу помощи ООН в области преподавания, изучения и распространения и более широкого признания международного права, согласно которой изучение международно-правовых актов должно занять надлежащее место в системе преподавания дисциплин во всех университетах. 46 Комитетом Министров Совета Европы 12 мая 2004 г. принята Рекомендация государствам-членам по вопросу изучения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в университетах и в рамках профессионального обучения. Она требует, чтобы Конвенция была полностью введена в учебные курсы юридических факультетов не только в качестве самостоятельного предмета, но и в качестве сквозной темы по каждой юридической дисциплине (уголовное право, гражданское право и т. д.) Рекомендуется также пропаганда знаний относительно системы этой Конвенции. В Рекомендациях о применении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров, принятых в Москве 24 декабря 2002 г. на Всероссийском совещании, Министерству образования РФ адресовано предложение о введении и преподавании в высших юридических учебных заведениях специальных курсов «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти», «Права человека», «Международно-правовые стандарты в сфере прав человека» и спецкурса «Европейское судебное право». Необходимость изучения международно-правовых актов и прецедентной практики Европейского Суда по правам человека обусловливается также Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Означенные международные и отечественно-правовые документы дают основание утверждать, что в условиях нарастания гуманитарных проблем в современном мире юрист неполноценен, если он хорошо не владеет информацией о международно-правовых стандартах. Поэтому необходимо ориентироваться на Модельный образовательный кодекс для стран СНГ, который учитывает мировые образовательные стандарты, программные документы ООН и ЮНЕСКО, международные и региональные конвенции, декларации, включая Болонскую систему двухуровневого образования. 1 Одной из причин этого является так называемый комплекс «европоцентризма» – убежденности в неизменной лидирующей роли Запада в мировом цивилизационном процессе, что вытекает из неадекватной оценки реальности и собственного эволюционного потенциала. В последнее время метатеоретическое познание юридической науки приобретает повышенное значение, т. к. в науке накоплен значительный объем проблем и вопросов, которые необходимо обобщить и выстроить с категориальной (система понятий) точки зрения, а это требует выход на более высокий уровень познания – саморефлексии теории права. См.: Протасов, В. Н. Некоторые вопросы правовой метатеории // Государство и право. 2009. № 11. С.85—89. Синюков, В. Н. Российская правовая система: введение в общую теорию. Саратов, 1994. С. 7. Мальцев, Г. В. Поиски нового понимания права. Теория права и государства / под ред. проф. Г. Н. Манова. М., 1995. С. 89.
Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |