Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ваш последний тест на выносливость




 

В этом разделе вашему вниманию представлены вопросы и высказывания», которые легко могут быть парированы с помощью игры слов. При ответах задействуйте в произвольном порядке все приемы, речь о которых уже велась на страницах этой книги Пожалуйста, помните о том, что ответы могут варьироваться. Все зависит от ситуации!

Упражнения данного раздела помогут усвоению клише метких ответов, подходящих для отражения похожих вербальных атак. Поэтому сверните с пути рациональных ответов, вместо этого отпускайте легкие, шутливые и меткие замечания.

Обычные или шутливые образцы метких ответов приведены в качестве примеров, чтобы на их основе вы смогли выработать свой «шаблон». Эти упражнения помогут вам натренировать чувство юмора применительно к конкретной ситуации, а также продемонстрировать свою находчивость.

Все нападки и удары «ниже пояса» даны здесь без какого‑либо контекста, чтобы вы могли просто о ттачивать свою меткость.

 

Важное дополнение: если ответы даются с трудом, смоделируйте ситуацию, пусть высказывания превратятся в образы.

Лучше подольше поломать голову над ответом, чем бросить все на полпути. Образцы удачных ответов вы должны выучить так же, как учите грамматику любого языка.

Пожалуйста, записывайте свои ответы в отдельную тетрадь или блокнот или скопируйте задание из книги, тогда через некоторое время вы сможете выполнить его снова!

Я советую при этом фиксировать время, которое потребовалось нам для выполнения упражнения, это привнесет элемент соревнования!

Попытайтесь дать хотя бы по два варианта ответа.

Альтернатива, если вы хотите для начала разобраться в предмете и выполнить лишь несколько отдельных упражнений, не очень углубляясь в тему, то это, конечно, возможно.

В этом случае решите, не будет ли полезнее сначала просмотреть ответы, а потом перейти к выполнению заданий

 

Упражнения

Сформулируйте по три ответа!

Возможные варианты ответов вы найдете в приложении на стр. 171.

 

178. В насмешливо‑полемическом тоне: «Слышал, вы можете проследить свою родословную вплоть до обезьян. Это действительно необходимо!»

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

 

179. Раздраженно: «Вы совсем меня утомить хотите!»

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

 

180. «Как вы выглядите, посмотрите в зеркало!»

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

 

181. «На прошлом заседании вы говорили совсем другое!»

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

 

182. «Это, должно быть, шутка!»

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

 

183 Насмешливо: «Что это за мудрые мысли вы изрекаете?»

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

 

184. «Вы опять не принимаете во внимание научные достижения, господин доктор?»

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

 

185. «Это довольно странные истины, которыми вы нас потчуете!»

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

 

186. «У меня в этом тоже есть сомнения!…»

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

 

187. «Тогда мне стоит начать вести себя как руководитель!»

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

 

188. «Насмехаться я и сам могу!»

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

189. «Я не понимаю этого!»

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

 

190. «Это противоречит моим убеждениям!»

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

 

191. «Тогда я терпимее к другим!»

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

 

192. «Я чту традиции нашей компании. Отнеситесь к этому, пожалуйста, с уважением».

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

 

193. «Что значит этот цирк?»

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

 

194. Женщина ‑ мужчине: «Вы всегда такой Казанова/ мачо/ безумец?!»

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

 

195. «Вы не замечаете, что коллеги уже зевают?»

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

 

196. «Из ошибок вам уже можно список составлять!»

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

 

197. «Это мой успех!»

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

198. «Тупица!»

 

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

 

199. «Я начинаю чувствовать себя тут демагогом!»

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

 

200. «Вы долго и путано добираетесь до сути!»

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

 

201.«Мы должны учитывать все мнения, в конце концов, мы работаем в демократической компании!»

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

 

202. «Вы могли бы не задавать таких глупых вопросов?»

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

 

203. «Вы уступаете, хотите выиграть время?»

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

 

204. «Можно задать вопрос? Как вы получили такой результат? Откуда у вас такие данные? К чему вы сейчас клоните?»

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

 

205. «Это был бы самый худший вариант!»

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

 

206. «Это объявление себя банкротом в интеллектуальном смысле!»

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

 

207. «Что, вас снова ожидает затянувшийся перерыв на кофе?»

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

 

208. «Сейчас вы разыгрываете из себя начальника/руководителя проекта!»

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

 

209. «Пожалуйста, не надо прерывать меня!»

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

210. «Это эгоистично с вашей стороны!»

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

 

211. «Пожалуйста, я хотел бы договорить!»

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

 

212. «Я убежден, что вы на ложном пути!»

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

 

213. «Боже, этого не может быть!»

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

 

214. «Вы неспособны это сделать!»

Ваш ответ 1:____________________

____________________

Ваш ответ 2:____________________

____________________

Ваш ответ 3:____________________

____________________

 

2. Магическая сила призыва ‑ новое измерение

 

Призыв является весомой альтернативой ведения дискуссий. Обычно мы ведем дискуссию, задавая и отвечая на вопросы, что наглядно иллюстрирует правило: «Кто задает вопросы, тот и доминирует!»

Вопросы способствуют устранению дефицита информации, однако в критических ситуациях при постановке неверных, например, встречных вопросов давление на участников разговора возрастает.

Насколько я знаю, обращение к данной теме происходит впервые, по крайней мере, в соответствующей литературе я не нашел никаких упоминаний об этом.

Эта глава ‑ логическое продолжение темы, уже затронутой мной в книгах «Черная риторика» и «Nie wieder sprachlos!»1 Принципиально мы различаем:

прямые вопросы: «Какая у вас биография?»

призывы с косвенными вопросами: «Скажите мне, какая у вас биография!»

прямые призывы: «Расскажите мне свою биографию!»

 

Дети в раннем возрасте строят свое общение преимущественно с помощью призывов, потом мы их отучаем от этого. Конечно, вопросы звучат вежливее, но призывы ‑ важнейшие инструменты ведения дискуссий!

Естественно, нельзя не согласиться со старым советом о том, что «каждый ребенок может выучить правила», жаль только, что мы, взрослые, почти утратили способность вести разговор как дети, не задавая вопросов. Дети прекрасно владеют черной риторикой, но мы настойчиво их переучиваем.

 

1 «Никогда не молчи!» (пер. с нем.) ‑ Прим пер

Было бы интересно подсчитать» сколько будет стоить программа «обратного переучивания» взрослых общению с помощью призывов.

Наши дети ‑ симпатичные тираны. Но самое главное, у них есть понятная стратегия общения, главная особенность которой состоит в использовании прямого призыва, в основном призыва к действию.

 

Что такое призыв?

Призыв ‑ это требование, чтобы его адресат совершил какое‑либо действие или что‑то сказал. В качестве указания императивного характера призыв использует прямое обращение. Что говорит нам об этом словарь Дуден?

 

Ap/pele der;s ‑e (lat. frz)

Aufruf, Mahnruf (zu einem bestimmten Verhalten)

(milit.) Aufstellung, Antreten (zur Befehlausgabe u.a.)

Gehorsam des (Jagd‑)Hundes,…»

(Duden, Fremdworterbuch)

 

Ap/pele ‑ призыв, обращение, воззвание (лат., франц.,); воззвание, призыв (к определенному поведению) (воен.); перекличка, построение (для дачи приказаний и проч.); послушание (охотничьей) собаки.

(Дуден, словарь иностранных слов)

 

Призыв ‑ более эффективное средство, чем вопрос, так как вы прямо указываете собеседнику, что нужно что‑то сделать. Вы не спрашиваете собеседника о его решении, вы предлагаете ему уже готовое. Рассмотрим два примера:

 

«Господин Мюллер, не могли бы вы открыть окно?»

Хотя это не прямой вопрос, но так как здесь употреблен глагол «мочь», с большой вероятностью можно утверждать, что господин Мюллер встанет со своего места и выполнит просьбу. Сейчас он ведет себя вежливо. Правильная формулировка:

«Господин Мюллер, откройте, пожалуйста, то окно позади вас!»

И это он тоже сделает.

Но: вопрос предоставляет решение собеседнику, призыв, напротив, подразумевает, что готовое решение уже есть! Таким образом, призывы ‑ это четкие указания, как действовать или что нужно сообщить. Они требуют использования прямого обращения! Тогда вы, возможно, возразите: не звучит ли призыв невежливо? Нет, потому что главное в музыке тональность.

Если требование/просьба было высказано вежливо, большинство даже и не замечает, что «попались на удочку призыва», они отреагировали не думая.

Однажды на одном журналистском семинаре в издательстве Axel‑Springer я заменил вопросы призывами и с этого момента начал использовать эту практику для «тестирования» участников своих семинаров.

В обычном разговоре многие не замечают подвоха, а в сознательно контролируемой беседе 90% участников, к которым обращались с призывом, реагировали на него, в то время как остальные насмешливо улыбались.

Как и вопросы, призывы ‑ чудесный инструмент, помогающий разнообразить коммуникацию, потому что призывы, как и вопросы, могут:

•умиротворить собеседника или спровоцировать;

•выявить факты или скрыть факты;

•разубедить в чем‑то или внушить что‑то;

• побудить к чему‑либо или демотивировать;

•заострить внимание на предмете обсуждения или на личности собеседника;

•просить поделиться впечатлениям или допрашивать;

•выявить оценку или признать оценку ошибочной;

•попросить объяснения или потребовать оправдания;

•призвать к более детальному описанию или перекрыть источник красноречия.

 

И все это благодаря многофункциональности призыва… Но помните, вы не спрашиваете мнения, вы озвучиваете уже готовое решение!

Поменяйте в обычном разговоре все вопросы на призывы и вы поймете три особенности:

1. Вам это дается с трудом, потому что с детства насучат другим приемам коммуникации: нас намеренно «перевос питывают», чтобы мы вместо призывов пользовались вопросами.

2. Ваш стиль коммуникации становится более прямым и непосредственным.

3. Ваши собеседники начинают вести себя так же.

Но: постоянно «призывать» так же глупо, как и только «спрашивать». И помните: в зависимости от дозы призывы могут быть и ядом, и лекарством. Любезный тон не сможет нанести урона вашей решимости.

А теперь приведу несколько формулировок одной и той же мысли (для удобства примеры стоят рядом)

 

Примеры коммуникативного призыва ‑ четкое указание и прямое обращение

 

«Объясните, пожалуйста…»

«Обоснуйте это!»

«Объясните мне все же…»

«Расскажи, пожалуйста»

«Господин Мюллер, примите на себя роль ведущего дискуссии…»

«Пожалуйста, откройте дискуссию…»

«Докажите это!»

«Дайте определение…»

«Дифференцируйте…»

«Уточните…»

«Конкретизируйте…»

«Пожалуйста, призовите…»

«Скажите это!»

«Опишите нам…»

«Давайте все‑таки сформулируем…»

«Набросайте в общих чертах…»

 

 

Примеры призывов к действию = четкое требование произвести действие и прямое обращение

 

«Продемонстрируйте нам результаты, пожалуйста!»

«Дайте определение…»

«Давайте примем это!»

«Установите, пожалуйста, контакт!»

«Сделай это!»

«Позвоните, пожалуйста!»

«Доверься мне!»

«Обдумайте это!»

«Поцелуй меня!»

«Подумай над этим!»

«Сделаем ставку на эту стратегию!»

«Обозначьте тему разговора!»

 

Еще раз: особенно важны коммуникативные призывы и призывы к действию. Они заменяют вопросы. Однако преимущество на стороне коммуникативных призывов. То есть тех, которые способствуют поддержанию/продолжению разговора. Пожалуйста, одновременно с правилами постановки вопросов, учитывайте следующее:

 

1. Каждый разговор преследует конкретную цель, если, конечно, главной задачей не является создание лишь шумового эффекта. Главная цель формулируется в призывах.

 

2. Существует множество глупых призывов.

 

Глупые призывы, так же как и глупые вопросы (см. стр. 81), ‑ это такие призывы, когда вы с самого начала можете предсказать ответную реакцию и вы не хотите ее слышать, но все‑таки «нарываетесь».

 

Примеры

«Объясните, почему вы считаете меня тупицей!»

Ответ: «Ну‑у… потому что…»

«Скажите мне, почему вы полагаете, что я некомпетентен».

Ответ: «Ну…»

 

Почему же такие призывы называются глупыми?

Потому что собеседник, который начинает эту тему, уже успел ранее получить впечатление от разговора и теперь он произносит призыв, ответная реакция на который может быть им предугадана с высокой точностью, притом ему ясно, что он не хотел бы этого слышать, однако приходится.

Глупые призывы ‑ это те, которые мешают заявить о собственной позиции и некстати играют на руку оппоненту. Глупыми также являются «призывы глубокого действия», употребляемые при: негативных высказываниях о личности, негативных высказываниях в адрес компании, негативных высказываниях о личной компетенции.

 

Примеры

«Вы не подходите для этой работы!»

«Пожалуйста, обоснуйте этот вывод!»

«У вашей компании плохой имидж!»

«Объясните, пожалуйста, вашу позицию!»

«Вы не производите впечатления, что доросли до этой

работы!»

«Объясните это, пожалуйста!»

 

Призывы глубокого психологического действия спровоцируют ответный поток красноречия и с высокой долей вероятности помогут утвердить позицию оппонента.

Так как в первом примере призыва («Вы не подходите для этой работы!») ответ прозвучит примерно так: «Во‑первых, вы не устаете сами все время это доказывать, во‑вторых, наш бесцельный и беспредметный разговор ‑ сам по себе достаточное доказательство, и, в‑третьих, ваш глупый вопрос это еще раз подчеркивает!» ‑ то, конечно, потребность пуститься в объяснения будет особенно велика. И как следствие, возрастет необходимость оправдаться.

 

3. Существует множество умных призывов.

 

Это такой призыв, произнося который, вы с самого начала знаете, какой прозвучит ответ или какое направление примут рассуждения собеседника. После этого разговор пойдет в нужном ключе, и вы получите желаемую информацию.

С помощью таких «стимулирующих» призывов вы занимаете доминирующую позицию в разговоре, притом в нем обсуждаются темы, которые вы сами выбрали.

 

Пример:

«Вернемся еще раз к тому моменту, когда вы решили поменять профессию. Вы тогда защитили диссертацию по теологии, однако потом начали работать в консалтинговой компании. Пожалуйста, расскажите со всеми подробностями, как вы принимали это решение!»

 

2. Не каждого собеседника интересует содержание разговора, к сожалению, для некоторых главное ‑ доминировать в нем.

 

Важно иметь в виду, что, прежде чем перейти к основной теме разговора, собеседники распределяют роли и занимают позиции. Для этого служат призывы.

 

5. С помощью техники призыва вы можете доминировать

в разговоре или позволить доминировать в нем своему

оппоненту.

 

При этом различайте уровень, касающийся непосредственно ведения разговора, от собственно его содержания. Обратите внимание, контролируете ли вы ход беседы своими высказываниями или у вас возрастает необходимость оправдаться?

Существует множество поверхностных, несущественных вопросов. Точно так же и с призывами.

 

Вывод: тщательно взвешивайте каждый призыв, который вы высказываете!

• Откажитесь от призывов, порочащих личное достоинство!

• Оценивайте призывы, влияющие на контекст!

• Различайте призывы, помогающие доминировать в разговоре, и призывы, относящиеся к содержанию!

• Различайте призывы, помогающие восполнить дефицит информации, от призывов, вынуждающих оправдываться!

 

Запомним: любая ответная реакция оправдывает высказанный призыв.

 

Различайте

• открытые призывы;

• закрытые призывы;

• полуоткрытые призывы,

а также

• прямые призывы;

• косвенные призывы.

 

Кроме того, существуют различные виды призывов, которыми можно воспользоваться в зависимости от ситуации. О них речь пойдет на стр. 125 и далее.

С помощью уместных призывов вы направляете разговор в желаемое русло, из‑за неверных призывов происходит то же самое, что и при постановке глупых вопросов: вы сдаете свои позиции.

В основе ведения дискуссии часто лежат простые схемы:

• Призыв ‑ Реакция, Упрек ‑ Оправдание

или

• Призыв ‑ Ответ, «Допрос» ‑ Объяснение

или

• Призыв ‑ Ответ, Доминирование в разговоре ‑ Принятие условий собеседники.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.