Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психооперационные атрибуты решений ЛПР




Психологические концепции, принципы и закономерности представляют собой существенные признаки принятия решения как сферы деятельности личности. К числу психологических концепций принятия решения относятся следующие:

Концепция интеллектуальной деятельности. Интеллектуальная деятельность личности обусловлена прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами и находит выражение в личностном смысле («значение для меня»), придаваемом мотивами различным событиям, действиям и деяниям. С точки зрения структурно-функционального содержания в процессе интеллектуальной деятельности тот или иной фрагмент объективной реальности разлагается на понятия, содержащие в себе основные свойства, присущие этой реальности как целому. Понятия группируются в иерархические структуры. Смыслы понятии и иерархические взаимосвязи между понятиями изменяются по мере развития интеллекта личности.

Концепция информационного поведения, В основе активного отношения личности с источниками информации лежат качественно специфические системные информационные процессы или процессы организации отдельных коммуникаций в систему. Информационное поведение целенаправленно, так как направляется опережающим отражением действительности.

Концепция понимания описания предметной области человеком – специфическое состояние сознания, достигаемое благодаря постижению смысла и значения описания предметной области, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений фрагменту объективной реальности, информационная модель которого содержится в описании предметной области. Смысл как результат понимания уникален для субъекта. Осмыслить – значит понять. Без понимания как особого состояния субъекта невозможны какие-либо другие осмысленные действия (постановка задач, их решение, обоснование решений и т.д.).

Концепция решения задач. Решение задачи может быть осознано при условии понимания человеком постановки задачи, метода ее решения и убежденности в правильности инструмента (например, прикладной программы), реализующего этот метод. Понимание постановки задачи необходимо для прогнозирования соответствия результатов ее решения поставленным целям по удовлетворению осознанной потребности личности. В случае, Когда решение задачи связано с ответственностью личности перед обществом, важное значение имеет удовлетворение потребности в сохранении своей безопасности от возможных штрафных санкций или административных мер воздействия. Удовлетворение такой потребности личности возможно путем ее самоубеждения в правильности выбранного способа (метода и инструмента) решения задачи.

Концепция эмоций. Эмоции определяются какой-либо актуальной потребностью и возможностью (уровнем реальности) ее удовлетворения. Оценку этой потребности человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию; о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для ее удовлетворения, с информацией, поступившей в данный момент. Прогнозирование возможности достижения цели может осуществляться как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне. Возрастание возможности в результате поступления новой информации порождает положительные эмоции, падение возможности ведет к отрицательным эмоциям. Стремление максимизировать первые из них и минимизировать вторые определяет регуляторные функции эмоций, их роль в организации целенаправленного поведения.

Концепция гомеостаза интеллекта. Развитие интеллекта происходит в процессе уравновешивания личностного информационного поля с внешним информационным полем, аналогично тому, как умственное развитие происходит в процессе уравновешивания организма со средой.

Сформулируем психологические принципы принятия решения

1. Принцип фундаментальности понятийного расчленения личностно объективной реальности. Суть принципа состоит в том, что понятийное расчленение объективной реальности является одним из фундаментальных когнитивных достижений эволюции человека. Понятия позволяют существенно уменьшить количество воспринимаемой и перерабатываемой информации и делают возможным перенос прошлого опыта на ранее не встречавшиеся ситуации.

2. Принцип осмысления вербальных описаний фрагментов объективной реальности. Основными формами осмысления являются:

- интеграция совокупности понятий – формирование макропонятия путем описания концептуально-логической схемы (когнитивной структуры) исходной совокупности понятий, связанных между собой посредством семантических отношений;

- дополнение концептуально-логической схемы макропонятия – замена исходной когнитивной структуры понятия новой структурой, содержащей наряду с исходными также и дополнительные микропонятия, находящиеся в семантических отношениях с исходной совокупностью понятий;

- трансформация понятий – изменение формы изложения содержания понятий (например, превращение отрицательных высказываний в утвердительные) и (или) концептуально-логической схемы понятия.

3. Принцип целезависимости понятийного расчленения личностью объективной реальности. Суть принципа состоит в том, что понятийное расчленение объективной реальности неразрывно связано с целями поведения. Необходимость дифференцирований поведения приводит к образованию иерархических классификационных систем. Динамика мотивации поведения приводит к возникновению перекрестных классификаций, когда один и тот же объект в зависимости от требуемого поведения может быть отнесен к различным понятиям. Таким образом, иерархичность классификационных систем для понятий предметной области деятельности и множественность классификационных систем для одного понятия являются существенными чертами процессов формирования понятий у личности.

4. Принцип интеграции понятий. Согласно этому принципу, для построения образа объективной реальности требуется интеграция разделенных в пространстве и времени, но объективно связанных между собой явлении. Такая интеграция осуществляется в форме семантической организации разрозненных понятий, описывающих эти явления, в целостные когнитивные структуры и определения соответствующих им макропонятий.

5. Принцип структурной детерминированности содержания памяти. Влияние структурных свойств объективного мира на психику проявляется в том, что процессы восприятия направлены на формирование структур, соответственно и содержание памяти детерминируется структурными отношениями. Процессы восприятия регламентируются, в частности, следующими законамиперцептивной организации пространственных структур:

- замкнутости – пространственно связанные между собой элементы зрительного поля обладают тенденцией выделяться из фона в качестве самостоятельной структурной единицы (фигуры);

- близости – чем ближе объекты друг к другу в зрительном поле, тем с большей вероятностью они объединяются в самостоятельную структурную единицу (образы);

- сходства – одинаковые или по крайней мере сходные предметы объединяются в целостные фрагменты (структуры).

6. Принцип адекватности семантической репрезентации как теоретической модели формы репрезентации знания в памяти человека. Адекватность имеет место, поскольку в психологии показано, что объем удерживаемой информации и когнитивная сложность ее построения в памяти человека такие же, как и в семантической репрезентации.

7. Принцип идентичности признакового и прототипического способов репрезентации понятия. Информационное содержание при признаковой и прототипической репрезентациях оказывается одинаковым, так как обе эти формы хранения информации фактически основаны на признаках классифицируемых объектов.

8. Принцип примата психического в психокомпьютерном интеллекте личности. Согласно этому принципу компьютер есть инструмент интеллектуального действия, или инструмент интеллекта, который может существенно облегчать, ускорять, повышать эффективность интеллектуальной деятельности. Компьютер может имитировать лишь самую незначительную часть умственных способностей человека, т.е. лишь одного из компонентов этих способностей, а именно операционально-технического компонента.

9. Принцип подобия психических и компьютерных форм представления знаний. Знания о свойствах объективного мира фиксируются в долговременной психической памяти личности в абстрактной символической форме, при которой понятийные единицы связаны или могут быть оперативно связаны между собой посредством семантических отношений. Семантические отношения – это связи между репрезентациями понятий в памяти, возникающие в результате когнитивных процессов и специфическим образом отражающие существующие взаимосвязи объективной реальности. Они не только устанавливают связь двух понятий, но и несут информацию о причинах ее установления. Компьютерные формы представления знаний моделируют описанную психическую форму. Организации внешней компьютерной памяти регламентируется двумя психически обусловленными способами: организацией информации в сетевые иерархические структуры и группировкой отдельных файлов вокруг одного или нескольких типичных представителей категории – прототипов.

Существуют психологические закономерности принятия решений ЛПР.

1. Закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов (психический детерминизм).

2.Интеграция нескольких порций информации в сложные когнитивные структуры, представляющая собой основную закономерность восприятия и переработки информации человеком. Для такой интеграции и запоминания возникающих целостных структур используются преимущественно семантические связи.

3.Организация семантической информации в иерархические структуры по принципу выделения более абстрактных, родовых, и более специфических, видовых, понятий. Это рациональная форма организации знаний в долговременной памяти.

4.Семантическую репрезентацию можно описать с помощью двух фундаментальных характеристик: понятий, отражающих целые классы объектов, и отношений, отражающих связи между конкретными объектами или понятийными связями.

5.Имеет место иерархия зависимости. Соподчинение частей не привносится в психический образ, а относится к его сущности. Даже простой образ, восприятие обнаруживают наличие определенного центра зависимости и второстепенных по важности частей, т. е. определенную иерархию зависимости.

6.Происходит процесс воссоздания психикой человека свойств источника информации. Обусловленный механизмом осмысления феномен порождения дополнительной информации можно рассматривать как процесс воссоздания психикой человека свойств источника информации (фрагмента объективной реальности), о которых в вербальном описании содержатся только отрывочные сведения. Этот процесс лежит также в основе механизмов, которые заполняют пробелы в воспринятых субъектом сообщениях о каком-либо ненаблюдаемом им непосредственно явлении путем воспроизведения обобщенного знания о возможных свойствах и отношениях аналогичных явлений. Таким образом, процесс воссоздания психикой человека свойств источника информации решает задачу построения целостной субъективной картины фрагмента объективной реальности.

7.Объем не связанных в структуру единиц информации об отдельном предмете, ситуации или событии, воспринимаемых среднестатистической личностью, ограничен числом семь (плюс или минус два). Облегчающий запоминание и воспроизведение эффект структурной организации памяти проявляется в том, что семантическая группировка наблюдается тогда, когда предъявленный материал превышает рабочий объем памяти (7+2) или запоминание происходит в затрудненных условиях.

8.В процессе человеческой практики происходит «онаучивание» обыденного знания. Этот процесс состоит в частичной ассимиляции обыденным познанием приемов и методов научной систематизации и координации знания.

9. Имеет место технологическая предопределенность личностного компьютерного интеллекта, суть которого заключается в следующем. Способность личности принимать, хранить, преобразовывать и выдавать информацию об окружающем мире с использованием программно-технического комплекса на базе компьютера зависит от таких факторов, как: уровень компьютерной грамотности; уровень технического совершенства компьютера; уровень интеллектуальности программного обеспечения; степень доступа к мировым информационным компьютерным базам данных и знаний; качество и эффективность технологии формирования личностных информационных моделей объектов.

Из сформулированных выше принципов и закономерностей можно вывести следующее:

1. декомпозиция, иерархизация и субъективизация информационных объектов (понятий, образов, текстов на любых языках) суть обусловленные психикой основные операции интеллектуальной деятельности;

2. интеграция, дополнение и трансформация – обусловленные психикой основные операции осмысления понятий;

3. цикличность (распознавание ситуации – принятие решения – контроль выполнения решения – оценка достигнутых результатов) – обусловленная психикой форма информационного поведения (взаимодействия с информационной средой) человека;

4. универсальность семантической сети как модели представления знаний обусловлена адекватностью семантической репрезентации знания в памяти человека;

5. классификация, кластеризация, категоризация, структурирование файлов обусловлены структурностью репрезентации информации в памяти человека;

6. концептуальные модели – это знание содержания (смысла) понятия о классе явлений (объектов или процессов), дающее обобщенное представление о явлении как системе, о множестве связей между ее элементами.

Концептуальная модель изучаемых вариантов решения включает следующие компоненты:

1. проблемную ситуацию – психическую модель условий, порожденную мышлением на основе ситуативно возникающей познавательной потребности;

2. задачу – данную в проблемной ситуации цель деятельности;

3. предметную область – психическую модель ограниченного фрагмента объективной реальности, который в своей постановке затрагивает каждая прикладная задача;

4. инструмент решения прикладных задач – методические и программные системы прикладного назначения в данной области человеческой деятельности.

При работе над проблемой, возникающей в процессе принятия решения, человек направляет основные усилия на то, чтобы найти логичный, рациональный подход к ее решению. Сталкиваясь с новым вопросом или новой ситуацией, он пытается сопоставить их с аналогичными задачами, решение которых было найдено прежде. Таким образом, сходство, или подобие, позволяет человеку увязать решение новой проблемы с теми знаниями, которыми он овладел раньше. Подобный процесс называется построением функции обработки информации, с помощью которой и прежняя, и новая информация интегрируется в нашей памяти. Для осознания новой идеи (или факта) необходимо сопоставить ее с той основой, которая уже имеется благодаря полученным знаниям. От того, как человек классифицирует новую идею (или факт), будет зависеть его способность понять, объяснить и в будущем восстановить ее в своей памяти.

Психические компоненты решения личности. Процесс принятия решений является центральным на всех уровнях переработки информации и психической регуляции в системе целенаправленной деятельности личности. Структуру принятия решения образуют цель, результат, способы достижения результата, критерии оценки и правила выбора. Принятие решения может выступать и как особая форма мыслительной деятельности (управленческое решение), и как один из этапов мыслительного действия, снижающего исходную неопределенность проблемной ситуации при решении любых задач.

С точки зрения психологии риск и принятие решения есть результат волевого акта формирования психикой личности последовательности действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования исходных информации и представлений о текущей ситуации.

Концептуальная схема психических компонент решений (рисунок 2.4) предполагает понятиериска в двух аспектах.

 

Рисунок 2.4 – Концептуальная схема психических компонент УР

 

1. Риск лица при принятии решения как волевой акт – психическое действие, направленное на привлекательную цель, достижение которой сопряжено с элементом опасности, угрозой потери и неуспеха (в данном случае риск является предметом исследования психологии личности).

2. Риск как характеристика решения, принимаемого лицом в ситуации, когда возможны альтернативы, которые содержат многие исходы (более одного), существует неопределенность в отношении конкретного исхода и по крайней мере один из исходов опасен. В данном аспекте риск решения является одним их критериев выбора лицом, принимающем решение, наилучшей из возможных альтернатив в условиях неопределенности. В данном аспекте риск решения лица является предметом исследования теории принятия решений – одного из разделов науки исследования операций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 998; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.137 сек.